Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волонтерское движение»
Планируемые результаты освоения программы
Класс |
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
1-2 класс |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «зло», «терпение», «семья», «Родина», «настоящий друг», «юный волонтер». Уважение к своей семье, любовь к родителям |
Участвовать в социально-значимых акциях и проектах под руководством учителя. Определять цель и планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивание своей работы. |
Знать: историю волонтерского движения в школе; права и обязанности волонтеров.
|
Слушать и понимать речь других. Работать в паре, коллективно. Сотрудничать в совместном решении проблемы. |
3-4 класс |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «коллектив», принимать общечеловеческие ценности.
|
Самостоятельно участвовать в социально-значимых акциях и проектах. Самостоятельно определять цель и планировать свою деятельность. Самостоятельно определять критерии своей деятельности. |
Знать: основные направления деятельности волонтерских отрядов, основные формы работы волонтеров, план написания проектов и их защита. Вести дневник волонтера. |
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила личного этикета. Понимать точку зрения другого. |
Учащиеся получат возможность научиться:
· навыкам работы с компьютером, с различными видами техники, опыту межличностного взаимодействия, потребности в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом;
· развитию коммуникативных способностей;
· опыту ответственного взаимодействия;
· лидерским навыкам;
· исполнительской дисциплине;
· защите и отстаиванию прав и интересов;
· инициативности;
· возможности общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребности быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения;
· организации свободного времени.
Содержание программы
Раздел 1. История волонтерского движения в школе.
Учащиеся знакомятся со школой, ее традициями, достижениями, узнают об истории волонтерского движения. Узнают, кто такие волонтеры, почему люди ими становятся. Изучают правила волонтеров школы. Разрабатывают план работы юных волонтеров на учебный год. Знакомятся со школьным волонтерским отрядом . Заповеди волонтеров. Ведут дневник «Юного волонтера» со 2 класса. Изучают праздники, связанные с волонтерским движением (Международный день волонтера – 5 декабря, 17 февраля – Международный день спонтанных добрых дел).
Практика: экскурсии по школе и музею, встречи с интересными людьми, игры с волонтерским отрядом , праздники, парная и групповая работа, мини-проекты.
Раздел 2. Я, мои друзья, семья.
Учащиеся изучают, что такое «дружба», «добро», «зло», коллектив. Пословицы и поговорки о дружбе. Литературные произведения о дружбе. Досуг. Увлечения. Интересы. Добрые и не добрые дела. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения со взрослыми и сверстниками. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и принимать других людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Правила парной и групповой деятельности (отзывчивость, честность, уважение другого мнения). Умение работать в группе для достижения единой цели. Семья – древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом , праздники, парная и групповая работа, написание и защита проекта «Моя родословная», защита плакатов по теме в других классах, КВН, конкурсы, мини-проекты.
Раздел 3. Я и мое здоровье.
У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования ЗОЖ. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт. Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом, праздники, парная и групповая работа, написание и защита проекта «Я за ЗОЖ», защита плакатов по теме в других классах, викторины, интеллектуальные игры, мини-проекты.
Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса.
Учащиеся под руководством учителя на добровольной основе принимают участие в социальных акциях и проектах в течении всего учебного года. Все акции и проекты переплетаются с 3-мя основными разделами программы. Юные волонтёры оказывают помощь, учатся делать «добрые» дела, на практике реализуют знания, полученные ими в период теоретических занятий.
Примерные социально-значимые акции: «Сохраним лес» - сбор макулатуры, «Наши 100 добрых дел» - добрые дела для школы и класса, благотворительные концерты, чаепития для ветеранов войны, солдатских вдов, сбор игрушек и канцтоваров для детей онкологических центров, больниц, интернатов, книги детскому дому и школьной библиотеке, разработка поздравительных открыток, забота о пожилых людях, шефство над ветераном педагогического труда, «Новогодний подарок» ,
Примерные социальные проекты: мини-проекты по теме и их защита, коллективный проект «Скажем вредным привычкам: «НЕТ», «Спорт любит сильных», «Рискни стать добрым».
Важной составляющей деятельности Юных волонтеров является обучение планированию, которое позволяет четко определять цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся возможности, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования. Для участия в мини-проектах по темам разумно учить следующим простым вопросам:
1. Кто мы? (статус волонтерского формирования – группа, пара, один – «Название»).
2. Какова наша цель? (высшие цели и ценности; качественные изменения, на которые направлена деятельность волонтерского формирования).
3. Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность волонтерского формирования).
4. Где? (география деятельности волонтерского формирования).
5. Что мы делаем? (общая формулировка типа деятельности волонтерского формирования, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы).
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Класс |
В том числе на: |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
теория |
практика |
||
1. |
История волонтерского движения в школе. |
6ч |
6ч |
6ч |
6ч |
16 ч |
8 ч |
2. |
Я, мои друзья, семья. |
11ч |
10ч |
8ч |
8ч |
20 ч |
17ч |
3. |
Я и мое здоровье. |
10ч |
10ч |
8ч |
8ч |
23 ч |
13ч |
4. |
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса |
6ч |
8ч |
12ч |
12ч |
- |
38 ч |
Итого: |
33 часа |
34 часа |
34 часа |
34 часа |
59 часов |
76 часов |
Календарно-тематический план
1 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
|
История волонтерского движения в школе. |
6 часов |
1. |
Наша школа и волонтерское движение. |
1 ч |
2. |
Кто такие волонтеры? |
1 ч |
3. |
Правила волонтеров школы. |
1 ч |
4. |
Уборка школьной территории . |
1 ч |
5 – 6. |
Праздники волонтеров. |
2 ч |
|
Я, мои друзья, семья. |
11 часов |
7. |
Досуг. Увлечения. Интересы. |
1 ч |
8. |
Что такое дружба. |
1 ч |
9. |
Коллектив. |
1ч |
10. |
Ты и твои товарищи. Настоящий друг. |
1 ч |
11. |
Помни о других. |
1 ч |
12. |
Что такое «добро» и «зло». Добрые и не добрые дела. |
1 ч |
13. |
Правила парной и групповой деятельности. |
1 ч |
14 – 17. |
Семья – древо жизни. |
4 ч |
|
Я и мое здоровье. |
10 часов |
18 – 19. |
Друзья Мойдодыра |
2 ч |
20 – 21. |
Как следует питаться. |
2 ч |
22. |
Режим дня. Закалка. Спорт. |
1 ч |
23. |
Как стать трудолюбивым. |
1 ч |
24. |
Мои эмоции. Учусь сдерживать эмоции. |
1 ч |
25. |
Учимся думать и действовать. |
1 ч |
26. |
О хороших и дурных привычках. |
1 ч |
27. |
Я принимаю волевое решение. |
1 ч |
|
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса |
6 часов |
28 – 29. |
Акция «Твори добро». |
2 ч |
30 – 31. |
Акция «Живи дружно». |
2ч |
32. |
Акция «Мы вместе». |
1ч |
33. |
«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. |
1ч |
2 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
|
История волонтерского движения в школе. |
6 часов |
1. |
Организационное заседание отряда «Что такое волонтер?» |
1 ч |
2. |
Акция «Доброе сердце» (помощь нуждающимся) |
1 ч |
3. |
Благоустройство своего класса «Домовенок Кузя». |
1 ч |
4. |
Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка» |
1 ч |
5 – 6. |
Акция бережливых «Чтобы дольше жили книжки» |
2 ч |
|
Я, мои друзья, семья. |
10 часов |
7. |
Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствости» |
1 ч |
8. |
Практикум «Как поступить в данной ситуации» |
1 ч |
9. |
Тренинг «Играя, учимся дружить» |
1 ч |
10. |
Акция «Чистое утро» |
1 ч |
11. |
Развивающая ролевая игра «Планета друзей» |
1 ч |
12. |
Деловая игра «Права детей» |
1 ч |
13. |
Акция «Рождественские подарки – в каждый дом» |
1ч |
14 – 15. |
Проект «Игрушки для детского сада своими руками!» |
2ч |
16. |
Этическая беседа: «Твоя готовность выступить против лжи». |
1ч |
|
Я и мое здоровье. |
10 часов |
17 - 18. |
Игра по станциям «Я выбираю здоровье». |
2 ч |
19 - 20. |
Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» |
2 ч |
21. |
Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!» |
1 ч |
22. |
Игра по станциям «Друг в беде не бросит». |
1 ч |
23. |
Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу планету!» |
1 ч |
24. |
Акция «Хлебные крошки» (о бережном отношении к хлебу) |
1 ч |
25. |
О дурных привычках. |
1 ч |
26. |
Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым» |
1 ч |
|
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса |
8 часов |
27 - 28. |
Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества». |
2 ч |
29 - 30. |
Изготовление поздравительных открыток к празднику «8 марта». |
2 ч |
31. |
Акция «Идеальный учебник» (проверка школьных учебников в начальной школе) |
1ч |
32. |
Акция «Я - добрый волшебник» (учимся делать добрые дела) |
1ч |
33. |
Операция «Муравьишкины дела» |
1ч |
34. |
«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. |
1ч |
3 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
|
История волонтерского движения в школе. |
6 часов |
1 - 2. |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. |
2 ч |
3. |
Значение волонтёрского движения. |
1 ч |
4. |
Час в музее. |
1 ч |
5. |
Правила деятельности волонтеров |
1 ч |
6. |
Праздники волонтеров |
1 ч |
|
Я, мои друзья, семья. |
8 часов |
7. |
Беседа «Граница между добром и злом». |
1 ч |
8. |
Беседа «Долг и совесть». |
1 ч |
9. |
Беседа «Счастье и смысл жизни». |
1 ч |
10. |
Беседа «Справедливость и милосердие». |
1 ч |
11. |
Акция «Дом без одиночества» (поздравление на дому) |
1ч |
12. |
«Мы разные, но мы вместе» - акция, посвящённая Международному Дню инвалидов |
1ч |
13. |
Продуктивная деятельность «Подарок просто так» |
1 ч |
14. |
Хорошее настроение. Игра для школьников младшего звена. |
1 ч |
|
Я и мое здоровье. |
8 часов |
15. |
«Мы и наше здоровье» (встреча с мед. работником школы) |
1 ч |
16. |
Как следует питаться. |
1 ч |
17. |
Режим дня. Закалка. Спорт. |
1 ч |
18. |
Дискуссия. Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания. |
1 ч |
19. |
Беседа «Полезные и вредные привычки». |
1 ч |
20. |
Беседа. Вода – забота общая. |
1 ч |
21. |
Акция «Мы чистим мир» - борьба с вредными привычками. |
1 ч |
22. |
Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. |
1ч |
|
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса |
12 часов |
23 - 24. |
Акция «Дом, в котором я живу» (благоустройство школьного двора) |
2ч |
25 - 26. |
Проведение подвижных игр на переменах с учащимися младших классов. |
2ч |
27 - 28. |
Ветеран живет рядом (приглашение тружеников тыла, ветеранов, поздравление на дому). |
2ч |
29 – 31. |
Акция «Почта Победы» |
3ч |
32 – 33. |
Акция «Круговая порука добра» (сбор гуманитарной помощи детям из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию) |
2ч |
34. |
«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. |
1ч |
4 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
|
История волонтерского движения в школе. |
6 часов |
1. |
Наша школа и волонтерское движение. |
1 ч |
2. |
Почему люди становятся волонтерами? |
1 ч |
3. |
Знакомство с волонтёрским движением села. |
1 ч |
4. |
Мини проект «Мы волонтёры». |
1 ч |
5. |
Правила деятельности волонтеров |
1 ч |
6. |
Акция «Живи книга!» |
1 ч |
|
Я, мои друзья, семья. |
8 часов |
7. |
Акция «Согреем ладони, разгладим морщины» (организация и проведение концертных программ) |
1ч |
8. |
Беседа. Традиции моей семьи. |
1ч |
9. |
Ты и твои товарищи. |
1 ч |
10. |
Беседа «Дорогою добра и милосердия». |
1 ч |
11. |
Акция «Зажечь факел души» (проведение совместных мероприятий, игровых программ и праздников) |
1ч |
12 - 14. |
Операция «Творим добро своими руками» (помощь пожилым людям в уборке снега ) |
3ч |
|
Я и мое здоровье. |
8 часов |
15 – 16. |
Проведение игровой программы «Рождественские встречи» в начальных классах. |
2 ч |
17. |
Спорт - залог здоровья. |
1 ч |
18. |
Учусь сдерживать эмоции. |
1 ч |
19. |
Умение анализировать ситуацию. |
1 ч |
20. |
Зависимость. |
1ч |
21. |
Твой выбор |
1ч |
22. |
Просмотр видеофильма. |
1ч |
|
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса |
12 часов |
23-24. |
Агитбригада «С огнём шутить нельзя!», издание стенгазеты. |
2 ч |
25 – 26. |
Акция «Подарок для детей сирот». |
2ч |
27. |
Акция «Щедрая палитра ветерана» (классные часы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны) |
1ч |
28. |
Акция «Открытка ветерану» |
1ч |
29. |
Акция «Сохраним лес». |
1ч |
30 -33. |
Проект - благотворительный концерт «С любовью к Родине». |
4ч |
34. |
«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. |
1ч |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.