Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа проектной деятельности «Волшебная шкатулка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, программы «Художественное творчество» (автор Т.Н. Проснякова). В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Актуальность и практическая значимость программы
Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи технологического воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-технических способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
§ воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
§ развитие творческих способностей обучающихся;
§ привитие интереса к искусству,
§ развитие познавательной активности детей одаренных детей;
§ совершенствование трудовых умений и навыков.
Общая характеристика программы
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Обучение проектной деятельности определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической направленности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Формы реализации программы
Теоретические занятия и практические работы. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы разделов. Она имеет общественно полезную, технологическую направленность. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Проектная работа может выполняться по готовому образцу – изделию, моделированием. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы, технику безопасного труда.
Основные модули программы «Волшебная шкатулка»
№ |
Содержание |
Теоретические |
Практические |
Всего |
п/п |
|
часы |
часы |
часов |
|
|
|
|
|
1 |
Модуль 1. Знакомство с темой |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
Модуль 2. Выбор подтем (областей |
1 |
1 |
2 |
|
знания) |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Модуль 3. Сбор информации |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
4 |
Модуль 4. Завершение работы над |
|
1 |
1 |
|
темой |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Модуль 5. Выбор проектов |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
6 |
Модуль 6. Работа над проектами |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
7 |
Модуль 7. Представление результатов |
|
3 |
3 |
|
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
5 |
11 |
16 |
|
|
|
|
|
Тематический план занятий
№ п/п |
№ занят. |
Тема занятия |
Теоретические часы |
Практические часы |
Всего часов |
|
|
Проект 1. Волшебная шкатулка (16 ч) |
|
|
|
|
|
Модуль 1. Знакомство с темой 1. Во внеурочное время. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2. Определение темы. Реклама, презентация темы. Информационный материал по теме.. |
1 |
- |
1 |
2 |
2 |
3. Выбор темы. Определение значимости предлагаемой темы для учащихся, для школы. Выбор общей темы, подтверждение. Знакомство с инструктажами по технике безопасности |
- |
1 |
1 |
|
|
1. Модуль 2.Выбор подтем (областей знания) Выбор темы. Дома, на перемене, во внеурочное время. |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2. Выбор своих тем (подтем) для исследования a. Обсуждение содержания тем 3. Поиск картинок, видео, фото, схем изготовления различных поделок декоративно- прикладного творчества. 4. Обсуждение дизайн- проекта, выбор лучшего. |
|
1 |
1 |
4 |
4 |
5. Подведение итогов выбора тем. 6. Составление плана работы (индивидуального). 7. Обсуждение критериев оценки, времени начала и окончания работы над темой. |
1 |
- |
1 |
|
|
Модуль 3. Сбор информации 1. Дома, библиотека (городская, школьная), работа в сети Интернет |
1 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2. Обучение работе с источниками информации (книги, компакт-диски, периодические журналы, сеть Интернет и др.). |
1 |
|
1 |
6 |
6 |
3. Обзор источников информации (книги, интернет -ресурсы, библиотеки, наблюдения, интервью). Работа в библиотеке (составление списка литературы) |
|
1 |
1 |
7 |
7 |
4. Работа с информационными источниками (интернет -ресурсы).Составление списка сайтов, выбранных для использования. Изучение инструктажей по технике безопасности |
|
1 |
1 |
|
|
Модуль 4. Завершение работы над темой 1. Оформление информационных листов дома, на уроке, во внеурочное время. |
|
1 |
1 |
8 |
8 |
2. Изучение правил оформления проекта (образец). 3. Обмен опытом по сбору информации. 4. Оформление совместной работы |
|
1 |
1 |
|
|
Модуль 5. Выбор проектов Выбор проектов |
1 |
1 |
2 |
9 |
9 |
1. Определение проекта, его отличительные черты и особенности. Виды проектов. 2. Этапы работы над проектом 3. Изучение инструктажей по технике безопасности |
1 |
|
1 |
10 |
10 |
4. Обзор «результата» проекта – продукта проектной деятельности (выставка готовых работ). Оформление проекта. 5. Выбор темы и «результата» (продукта) проекта |
|
1 |
1 |
|
|
Модуль 6. Работа над проектами 1. Работа над проектами. Во внеурочное время после завершения работы над темой. |
1 |
2 |
3 |
11 |
11 |
2. Правила оформления проекта. Способы представления проекта (презентация) |
1 |
|
1 |
12 |
12-13 |
3. Работа над проектами: организация мероприятий, соблюдение инструктажей по технике безопасности, создание презентаций |
|
2 |
2 |
|
|
Модуль 7. Представление результатов работы 1. Презентация проектов. На уроке или во внеурочное время (выставка работ). |
|
3 |
3 |
13 |
14-15 |
2. Представление результатов работы: газета с описанием процесса работы над проектом (фоторепортаж) и выставка детских работ. |
|
2 |
2 |
14 |
16 |
3. Обобщение по работе над проектом. Оформление презентации «Изготовление мебели для кукол своими руками» |
|
1 |
1 |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
· интерес к новым способам самовыражения;
· интерес к новым способам исследования технологий и материалов изготавливать изделия в различных техниках;
· планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
· планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла;
· осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
· представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Обучающиеся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научится:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия.
Обучающиеся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· задавать вопросы по существу
Обучающиеся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· высказываться в устной и письменной форме;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
· оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.