Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол
№1 Председатель МС ___________/Румянцева Т.В.
|
«Принята» Протокол
№1 |
«Утверждена» № 253/01-04 Директор ___________/Безрученкова С.П. |
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Введение в информатику»
для 4 А и 4 Б классов
«Согласовано» Заместитель директора ____________/Мехадюк Т.А. «28» августа 2019 г |
Составитель:
Карцев Андрей Николаевич, |
.
пгт. Верхнеднепровский
2019 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ввеление в информатику» для 4 А и 4 Б классов составлена на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), с изменениями и дополнениями.
· Примерной программы по информатике (размещена на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России http//fgosreestr.ru/node/2068),
· Учебной программы (авторской) по информатике авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 год.
· Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие.-Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
· Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2018 г. № 345
Рабочая программа внеурочной деятельности «Введение в информатику» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности ООП НОО.
Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 уч. год..
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
· демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
· критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· определять свое отношение к природной среде;
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
· создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,
ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
6. Создание и защита проекта на уровне класса.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
1 При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
2 При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
3. Создание и защита проекта на уровне школы.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
1 Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
2 Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
3 Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
4 Создание и защита проекта на уровне района и региона.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными проверочными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами. Контроль проводится в форме листа оценки достижений.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в проверочной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Устный опрос осуществляется на каждом занятии (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
2. Содержание учебного предмета
Виды информации. Человек и компьютер – 7 часов
Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Действие с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.
Понятие, суждение, умозаключение (9 ч.)
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь". Суждение. Умозаключение.
Модель и моделирование (8 ч.)
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа.
Информационное управление (9 ч.)
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Повторение изученного за год (1ч.)
Формирование универсальных учебных действий на разных этапах изучения программы
Класс |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
4 класс |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. |
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
а) личностные: формируют устойчивую мотивацию к изучению нового. Формы работы: проекты, исследования, творческие задания.
б) познавательные: формируют умения действовать, преобразовывать и представлять информацию. Формы работы: работа со справочными материалами.
в) регулятивные: обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Формы работы: поиск информации в источниках, взаимоконтроль, диспут.
г) коммуникативные: формируют умения слушать и вступать в диалог. Формы работы: групповая работа.
д) предметные: обеспечивают усвоение обучающимися учебного материала. Формы работы: объяснение нового материала, практические работы, решение задач, применение различных форм контроля.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Практические работы |
Проект |
1 |
Виды информации. Человек и компьютер |
7 |
5 |
- |
2 |
Понятие, чуждение, умозаключенипе |
9 |
7 |
- |
3 |
Модель и моделирование |
8 |
9 |
- |
4 |
Информационное управление |
9 |
5 |
|
5 |
Повторение |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
34 |
26 |
1 |
4. Календарно-тематическое планирование 4 А
№ п/п |
Тема раздела Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата |
Д/З |
||
План |
Факт |
|||||
Виды информации. Человек и компьютер – 7 часов |
||||||
1. |
Техника безопасности при работе на компьютере Человек в мире информации |
1 |
06.09 |
|
|
|
2. |
Действия с данными |
1 |
13.09 |
|
|
|
3. |
Объект и его свойства |
1 |
20.09 |
|
|
|
4. |
Отношения между объектами |
1 |
27.09 |
|
|
|
5. |
Компьютер как система |
1 |
04.10 |
|
|
|
6. |
Документ и способы его создания Повторение. |
1 |
11.10 |
|
|
|
7 |
Работа в программе impress |
1 |
18.10 |
|
|
|
Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов |
||||||
8. |
Мир понятий |
1 |
25.11 |
|
|
|
9. |
Деление понятия |
1 |
08.11 |
|
|
|
10. |
Обобщение понятий |
1 |
15.11 |
|
|
|
11. |
Отношения между понятиями |
1 |
22.11 |
|
|
|
12. |
Понятия «истина» и «ложь» |
1 |
29.11 |
|
|
|
13 |
Суждение |
1 |
06.12 |
|
|
|
14 |
Умозаключение |
1 |
13.12 |
|
|
|
15 |
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
20.12 |
|
|
|
16 |
Проверочная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
27.12 |
|
|
|
Мир моделей – 8 часов |
||||||
17 |
Модель объекта |
1 |
10.01 |
|
|
|
18 |
Текстовая и графическая модели |
1 |
17.01 |
|
|
|
19 |
Алгоритм как модель действий |
1 |
24.01 |
|
|
|
20 |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов |
1 |
31.01 |
|
|
|
21 |
Исполнитель алгоритма |
1 |
07.02 |
|
|
|
22 |
Компьютер как исполнитель |
1 |
14.02 |
|
|
|
23 |
Тест по теме «Мир моделей» |
|
21.02 |
|
|
|
24 |
Работа в программе «Scretch» |
|
28.02 |
|
|
|
Управление – 9 часов |
||||||
25 |
Кто кем и зачем управляет |
1 |
06.03 |
|
|
|
26 |
Управляющий объект и объект управления |
1 |
13.03 |
|
|
|
27 |
Цель управления |
1 |
20.03 |
|
|
|
28 |
Управляющее воздействие |
1 |
03.04 |
|
|
|
29 |
Средство управления |
1 |
10.04 |
|
|
|
30 |
Результат управления |
1 |
17.04 |
|
|
|
31 |
Современные средства коммуникации |
1 |
24.04 |
|
|
|
32 |
Работа в программе «Scretch» |
1 |
08.05 |
|
|
|
33 |
Работа в программе «Scretch» |
1 |
15.05 |
|
|
|
34 |
Групповой проект по теме: «Использование компьютера в жизни человека» |
1 |
22.05 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 4 Б
№ п/п |
Тема раздела Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата |
Д/З |
||
План |
Факт |
|||||
Виды информации. Человек и компьютер – 7 часов |
||||||
1. |
Техника безопасности при работе на компьютере Человек в мире информации |
1 |
04.09 |
|
|
|
2. |
Действия с данными |
1 |
11.09 |
|
|
|
3. |
Объект и его свойства |
1 |
18.09 |
|
|
|
4. |
Отношения между объектами |
1 |
25.09 |
|
|
|
5. |
Компьютер как система |
1 |
02.10 |
|
|
|
6. |
Документ и способы его создания Повторение. |
1 |
09.10 |
|
|
|
7 |
Работа в программе impress |
1 |
16.10 |
|
|
|
Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов |
||||||
8. |
Мир понятий |
1 |
06.11 |
|
|
|
9. |
Деление понятия |
1 |
13.11 |
|
|
|
10. |
Обобщение понятий |
1 |
20.11 |
|
|
|
11. |
Отношения между понятиями |
1 |
27.11 |
|
|
|
12. |
Понятия «истина» и «ложь» |
1 |
04.12 |
|
|
|
13 |
Суждение |
1 |
11.12 |
|
|
|
14 |
Умозаключение |
1 |
18.12 |
|
|
|
15 |
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
25.12 |
|
|
|
16 |
Проверочная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
15.01 |
|
|
|
Мир моделей – 8 часов |
||||||
17 |
Модель объекта |
1 |
22.01 |
|
|
|
18 |
Текстовая и графическая модели |
1 |
29.01 |
|
|
|
19 |
Алгоритм как модель действий |
1 |
05.02 |
|
|
|
20 |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов |
1 |
12.02 |
|
|
|
21 |
Исполнитель алгоритма |
1 |
19.02 |
|
|
|
22 |
Компьютер как исполнитель |
1 |
26.02 |
|
|
|
23 |
Тест по теме «Мир моделей» |
|
04.03 |
|
|
|
24 |
Работа в программе «Scretch» |
|
11.03 |
|
|
|
Управление – 9 часов |
||||||
25 |
Кто кем и зачем управляет |
1 |
18.03 |
|
|
|
26 |
Управляющий объект и объект управления |
1 |
01.04 |
|
|
|
27 |
Цель управления |
1 |
08.04 |
|
|
|
28 |
Управляющее воздействие |
1 |
15.04 |
|
|
|
29 |
Средство управления |
1 |
22.04 |
|
|
|
30 |
Результат управления |
1 |
29.04 |
|
|
|
31 |
Современные средства коммуникации |
1 |
06.05 |
|
|
|
32 |
Работа в программе «Scretch» |
1 |
13.05 |
|
|
|
33 |
Работа в программе «Scretch» |
1 |
20.05 |
|
|
|
34 |
Групповой проект по теме: «Использование компьютера в жизни человека» |
1 |
26.05 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.