Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист"
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист"

Оценка 5
docx
05.12.2024
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана для обучающихся 8 класса
рабочая программа юный журналист 8кл.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Верхнедонского района

МБОУ Шумилинская СОШ

 

 

 

РАССМОТРЕНО  Руководитель ШМО гуманитарного цикла   протокол №

СОГЛАСОВАНО      педагогическом совете

протокол

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Шумилинской СОШ

     __________              

 

 

                                                                                                               

                                                                             

 

 от 28.08.2023г.                                                       

                                                                                          

 

 

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Юный журналист»

уровень основного общего образования

(8 КЛАСС)

 

 

 

 

                                                                                             Составитель: Симонова И.С.

 

 

 

 

 

 

ст. Шумилинская,2024г

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в

образовательный процесс:

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией

учащихся:

- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение

возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося

социума;

- перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества,

способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в

улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации,

складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с

личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной

ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

2. Цели и задачи программы

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика

средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка

средствами предмета.

Задачи программы:

- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в

формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни

школьника и перспективы личностного и познавательного развития.

 

Образовательная программа внеурочной деятельности «Юный журналист»

рассчитана на 34 учебных недели. Согласно учебному плану внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ на 2024-2025 учебный на изучение курса отведено 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

Рабочая программа воспитания МБОУ Шумилинской СОШ реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала учебного курса внеурочной деятельности «Юный журналист». Эта работа осуществляется в следующих формах:

•Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

•Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:

— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы

•Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.

•Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым  событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства.

•Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

•применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

•Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

•Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания:

- методы контроля и самоконтроля,

- методы самовоспитания,

- методы поощрения,

- методы формирования сознания,

- методы убеждения.

•Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме  организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

•Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Профессия журналиста.

1

2

Функции журналистики.

1

3

История российской журналистики

1

4

Жанры журналистики

2

5

Язык журналистики Стилистические фигуры речи

1

6

Композиция журналистского материала

2

7

Знакомство с оформительским делом.

2

8

Выпуск газеты

5

9

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»

 

2

Итого

 

17 часов

 

 

 

 

 

Содержание программы «Юный журналист»

8 класс Вводное занятие. Профессия журналиста.

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Функции журналистики. Функции журналистики: информационная;

коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование

общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту .Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

История российской журналистики

Из истории развития газетного дела. Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.

Журналистика XIX века. А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. Истоки нравственных основ журналистской этики.

Задание. Написать репортаж « Моя школа».

Жанры журналистики Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –

диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические,

обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности

материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через

непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:

картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или

короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Язык журналистики

Слово и понятие. Многозначность слова.

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».

Стилистические фигуры речи Тропы: эпитет, сравнение,

олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис,

прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и

стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени

года, используя определенные стилистические фигуры.

Композиция журналистского материала

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования,

описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя

разные типы построения.

Публицистический стиль Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Рассмотреть заголовки самарских газет, попробуйте заменить их, что из

этого получится?

Информационные жанры Информационные жанры: отчет, хроника,

репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость,

оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Задание. Создание текста определенного жанра.

Аналитические жанры

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить,

исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение,

отзыв, рецензия).

Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».

Художественные жанры Художественные жанры: слово, очерк, эссе,

фельетон, и др.

Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.

Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе

или фельетона.

Практическая работа «Написание статьи»

Написание статьи о проблемах нашего класса Необходимый критерий – выбор

одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и

особенностей.

Знакомство с оформительским делом.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат,

видеокамера, компьютер). Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование

объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор лучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим

дизайном, выявление особенностей черт.

Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»

Особенности газетного языка

Особенности газетного языка.

Речевая культура

Культура устной и письменной речи.

Эстетика и дизайн

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет.

Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.

Школьная газета Просмотр материалов школьной газеты. Техническое

обеспечение.

Роль школьной газеты

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может

достичь? Выбор названия классной газеты.

Читатель и его интересы

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления

читательских запросов и предпочтений.

Задание. Провести анкетирование.

Как написать статью в школьную газету? Жанровые формы. Заметка.

Структура заметки. «Новость одной строкой». Статья в школьную газету «Помни о прошлом».

Темы газетных публикаций

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Задание. Составить эскиз газеты.

Заметка в школьную газету

Правила:

- честность и достоверность;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;

Требования к информации

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных

ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него.

Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное

обозначение.

Источники информации

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное

правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста.

Правила оформления.

Заголовки и иллюстрации

Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации. Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».

Интервью Основные правила ведения интервью.

Задание. Взять интервью у ветерана Костюниной Р.И.

Выпуск газеты

Этапы выпуска номера газеты:

планирование номера газеты;

сбор информации;

подготовка материалов, рубрик, полос;

подбор иллюстраций;

макетирование и верстка номера;

редактирование и вычитка, подписание номера;

обсуждение номера.

Школьная редакция

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

Практическая работа по выпуску школьной газеты

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и

составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Путевые заметки Понятие о путевых заметках, их основных формах.

Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора.

Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.

Интернет-журналистика

Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста

Выбор дизайна работы. Редактирование проекта

Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»

 

Планируемые результаты

Данная программа ориентирована на формирование функционально грамотной

личности средствами внеурочной деятельности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и

ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно

использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный

решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.

Человек, обладающий набором ключевых компетенций.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы

отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Предметные результаты.

- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников,

следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.

- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности

учеников и учителя, создающего условия творчества.

-Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные

решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые

средства решения различных проблем.

- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.

- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию,

выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного,

выделяя смысловые части).

-Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному,

увиденному.

- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.

- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.

- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на

необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей

текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

Личностные результаты.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные

поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему

конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно

развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на

точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные

решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые

средства решения различных проблем.

- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения,

комфортно чувствуют себя в школе.

- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные

отношения, возрастает сплоченность класса.

Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности,

работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация

своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Учиться определять и формулировать цель деятельности.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

предложенным материалом.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку поставленной проблеме.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового

редактора, поиска информации в сети Интернет.

Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием»,

технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор

информации.

Познавательные УУД:

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Ориентироваться в своей системе знаний.

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

предметы и их образы.

Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты

социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою.

- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей

текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с

представителями общественности, планерка.

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. Профессия журналиста.

02.09

 

2

Функции журналистики: информационная;

коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения.

16.09

 

3

История российской журналистики.

Из истории развития газетного дела.

30.09

 

4

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра.

07.10

 

5

Статья. Заметка. Очерк, репортаж.

21.10

 

6

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

11.11

 

7

Информационные жанры: отчет, хроника,

репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

25.11

 

8

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение,

отзыв, рецензия).

09.12

 

9

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция».

23.12

 

10

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.

Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»

20.01

 

11

Этапы выпуска номера газеты: планирование номера газеты; сбор информации, подготовка материалов, рубрик, полос; подбор иллюстраций

03.02

 

12

Макетирование и верстка номера;

редактирование и вычитка, подписание номера;

обсуждение номера.

17.02

 

13

Школьная редакция

Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

03.03

 

14

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

 

17.03

 

15

Практическая работа по выпуску школьной газеты

14.04

 

16

Презентация портфеля творческих достижений

28.04

 

17

Презентация портфеля творческих достижений

19.05

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам директора по УВР_________________________________


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для…

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для…

Содержание программы «Юный журналист» 8 класс

Содержание программы «Юный журналист» 8 класс

Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры

Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры

Школьная газета Просмотр материалов школьной газеты

Школьная газета Просмотр материалов школьной газеты

Привлечение наглядного материала

Привлечение наглядного материала

Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения

Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения

Приложение 1 Календарно – тематическое планирование №п/п

Приложение 1 Календарно – тематическое планирование №п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2024