Принята на Утверждена
Педагогическом совете школы Приказом директора школы МБОУ «Вещевская ООШ» МБОУ «Вещевская ООШ»
__________________________ ___________________________
«___» __________ 20___ года «__»____________20____года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вещевская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика»
Учитель Кравченко Дмитрий Михайлович
Количество часов: всего __34_______ часа; в неделю _____1______ час.
Рабочая программа кружка по физике для 6-8 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленным в стандарте основного общего образования.
Программа составлена в соответствии с «Примерной программой по учебным предметам» (Физика. 7-9 классы: - М. Просвещение, 2011) с учетом распределения программного материала в учебнике физики (А.В.Перышкин, физика 8 класс, М.: Дрофа, 2013). Программа опирается на положения ФГОС основного общего образования по физике.
Она определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в общеобразовательной школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения посредством знакомства с методами научного познания окружающего мира и через самостоятельную деятельность учащихся по разрешению поставленных перед ними проблем. Рабочая программа является частью программы курса физики для основной школы.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире.
Гуманитарное значение программы как составной части общего образования заключается в том, что на ее основе учащимся предоставляется возможность получения научными методами познания объективных знаний об окружающем мире.
Программа кружка расширяет возможности для развития исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе работы над экспериментальными заданиями при реализации краткосрочных проектов.
Изучение курса кружка по физике по данной программе направлено на достижение следующих целей:
· Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
· Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
· Формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности методов его изучения;
· Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся для достижения целей при реализации программы ставятся следующие задачи:
· Создать теоретическую и практическую основу для понимания тепловых, электромагнитных, оптических явлений;
· Использовать достижения современных педагогических технологий обучения, разнообразие форм и методов обучения для привития учащимся интереса в изучении физики;
· Использовать возможности дополнительного образования для расширения представлений учащихся об окружающей их природе
Для достижения поставленных целей обучающимся необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. Рабочая программа кружка предусматривает необходимость формирования у обучающихся наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов. В процессе изучения усваиваются такие общенаучные понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
В основе отбора содержания учебного материала по программе лежат принципы системности, научности, доступности; преемственности между различными разделами курса. Планирование программного материала осуществлено с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдается преемственность с курсом физики 7 и 9 классов класса. Последовательность тем программного материала сочетается с последовательностью изложения программного материала по физике. Экспериментальные задания подобраны в соответствии с экспериментальными заданиями по темам курса.
Программа кружка подкрепляются демонстрационным экспериментом и решением исследовательских, проектных и экспериментальных задач.
На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся, как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повышение интенсивности и плотности процесса обучения реализуется за счет использования различных форм работы на занятиях (как под руководством учителя, так и самостоятельной работы). Снижение утомляемости обучающихся в процессе работы в кружке обеспечивается сочетанием коллективной работы с индивидуальной и групповой.
Последовательность тем программного материала выстроена с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся, ориентирована на соответствие с изложением программного материала по физике.
При реализации программы кружка в учебном процессе предпочтение отдается:
· использованию в учебном процессе здоровьесберегающих, проектных, информационных технологий, развивающему обучению, обучению в сотрудничестве, проблемному обучению;
· комбинированным занятиям с использованием практического, проектного, исследовательского, игрового, видео-методов обучения. Большое внимание уделяется экспериментальным заданиям, лабораторным и практическим работам
Обязательные результаты изучения программы отражены в требованиях к знаниям и умениям учащихся. Предполагаемый результат достигается в реализации системно-деятельностного, лично-ориентированного, компетентностного подходов; освоении учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, для ориентирования в окружающем мире, для сохранения окружающей среды.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Выработка компетенций:
Достижение личностных результатов обучения физике в основной школе являются:
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе должны стать:
Предметными результатами обучения физике в основной школе должны стать:
Обучающиеся должны научиться:
Содержание тем учебной программы.
С учетом насыщенности программного материала примерной программы по физике, требований стандартов к знаниям и умениям учащихся по вышеуказанным темам, содержание учебного материала и методика его подачи предполагают перемещение центра тяжести в учебном процессе на практические, исследовательские занятия, познавательную и творческую деятельность учащихся.
При организации занятий для выполнения программы с учетом учебно-тематического планирования предполагается проведение традиционных уроков с использованием объяснительно-иллюстративного, видео метода, практического, исследовательского, проектного, игрового методов обучения; комбинированных уроков, частью которых является лабораторная работа или практическое исследование; уроков, полностью посвященных практическим занятиям (лабораторная работа, решение задач); уроков контроля знаний. Освоение программы предполагает выполнение внеурочных домашних заданий.
С целью формирования ответственности у учащихся за качество осваиваемого программного материала, дисциплинированности в отношении к учебному процессу возможны фронтальный, персональный, текущий, тематический, административный, итоговый контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль может осуществляться в виде самостоятельных работ, физических диктантов, контрольных тестов, контрольных работ, дифференцированных заданий по карточкам, защиты проектов, в игровой форме (с использованием за основу любой из интеллектуальных игр).
Содержание учебного материала разбито на пять основных разделов:
Раздел «Тепловые явления» включает в себя сведения о строении вещества, тепловом движении молекул. Вводятся понятия температура вещества, внутренняя энергия. Рассматриваются способы изменения внутренней энергии: теплопередача и работа; разъясняется принципиальное различие способов теплопередачи: теплопроводности, конвекции, излучения и их проявления в природе и технике. Совершенствуются представления о значении табличных данных в физике. Вводится понятие удельная теплоемкость, удельная теплота плавления вещества, удельная теплота сгорания топлива. Рассматриваются практические вопросы, связанные с передачей энергии от одних тел к другим. Обращается внимание на фундаментальность законов сохранения в природе: сохранение и превращение энергии в механических и тепловых процессах.
Раздел «Изменение агрегатных состояний вещества» содержит информацию о процессах превращения агрегатных состояний веществ (плавление и кристаллизация, испарение и конденсация) на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. В программном материале разъясняется смысл процесса кипения, вводится понятие температуры кипения, зависимость температуры кипения от давления; относительная влажность воздуха и ее практическое определение; преобразование энергии в тепловых машинах (паровой турбине, двигателе внутреннего сгорания, реактивных двигателях). В ознакомительном плане обсуждаются экологические проблемы использования тепловых машин.
Для реализации целей и задач программы проводятся и демонстрируются простые физические опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменении агрегатных состояний вещества. Объясняется устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. Отмечается практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ.
Тема «Электрические явления» содержит объемный материал, который предлагается осваивать учащимся с содержательной стороны и с позиций практической и исследовательской направленности. Вводятся понятия электрический заряд, два вида электрических зарядов; взаимодействие зарядов. Из законов электростатики: закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. Сложным является вопрос о механизме передачи взаимодействий посредством электрического поля. Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, силовые линии напряженности. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Конденсатор, энергия электрического поля конденсатора. Вводится понятие постоянный электрический ток, рассматриваются действия электрического тока, условия его существования, основные элементы электрических цепей. В ознакомительном плане рассматривается вопрос о носителях электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. Сила тока, напряжение, сопротивление – понятия, которые вводятся на практических занятиях по измерению амперметром и вольтметром соответствующих параметров. Изучается последовательное и параллельное соединение проводников, закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца рассматриваются в связи с использованием теплового действия тока в лампах накаливания и других электрических приборах. По программе предполагается освоение терминов: плавкие предохранители, короткое замыкание.
Рассматривается экономический вопрос расхода электрической энергии и стоимости электроэнергии; практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
В разделе «Электромагнитные явления» основные вопросы для изучения магнитные действия, магнитное поле, опыт Эрстеда, постоянные магниты, переменное магнитное поле, явление электромагнитной индукции, опыты Фарадея, переменный ток. Описываются процессы, происходящие в электрическом колебательном контуре; электромагнитные колебания, процесс возникновения и распространения электромагнитных волн, принципы радиосвязи и телевидения. В ознакомительном плане рассматривается вопрос о магнитном поле Земли, действии и использовании электромагнитов, электродвигателей, электрогенераторов, трансформаторов, передаче электрической энергии на расстояние.
Раздел «Световые явления» неразрывно связан с вопросом об электромагнитных волнах. Большая часть – вопросы из разделов геометрической и волновой оптики. Основные понятия и законы геометрической оптики: источники света, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, закон отражения света, плоское зеркало, закон преломления света, линзы, фокусное расстояние линз, глаз как оптическая система, оптические приборы. Явление дисперсии и дисперсии света. Из раздела волновой оптики в ознакомительном плане обсуждается электромагнитная природа света и влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
С целью реализации программного материала объясняется устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Календарно-тематическое планирование
кружка по физике
на 2019-2020 учебный год
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Дата при корректировке |
Дата по факту |
1
|
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин |
|
|
|
|
Тепловые явления |
|
|
|
2 |
Практическая работа №1 по определению количества теплоты, которое тело передает в процессе теплопередачи. |
|
|
|
3 |
Практическая работа по определению массы тела, которое участвует в теплообмене |
|
|
|
4 |
Практическая работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
|
|
|
|
Изменение агрегатных состояний вещества |
|
|
|
5 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация кристаллических тел на основе МКТ. |
|
|
|
6 |
Решение практических задач по теме «Плавление и кристаллизация кристаллических тел». Практическая работа № 4 «Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра» |
|
|
|
|
Электрические явления |
|
|
|
7 |
Строение вещества. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. |
|
|
|
8 |
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора |
|
|
|
9 |
Электрические цепи и их составляющие. |
|
|
|
10 |
Сила тока. Амперметр. Практическая работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
|
|
|
11 |
Напряжение. Вольтметр. Практическая №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». |
|
|
|
12 |
Электрическое сопротивление. Практическая работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» |
|
|
|
13 |
Практическая работа № 8 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его геометрических параметров и характера вещества, из которого он изготовлен» |
|
|
|
14 |
Практическая работа № 9 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении. Регулирование силы тока реостатом». Закон Ома для участка электрической цепи. |
|
|
|
15 |
Практическая работа № 10 «Изучение последовательного соединения проводников» |
|
|
|
16 |
Практическая работа № 11 «Изучение параллельного соединения проводников» |
|
|
|
17 |
Практическая работа №12 «Измерение работы и мощности электрического тока» |
|
|
|
18 |
Урок-практикум. Защита проектов по теме «Работа со смешанными соединениями в цепях постоянного тока» |
|
|
|
|
Электромагнитные явления |
|
|
|
19 |
Постоянные магниты. Практическая работа № 13 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» |
|
|
|
20 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Практическая работа № 14 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» |
|
|
|
21 |
Переменное магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. |
|
|
|
22 |
Практическая работа № 15 «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
|
|
|
23 |
Практическая работа № 16 Изучение двигателя постоянного тока (на модели)» |
|
|
|
24 |
Урок-практикум. Защита проектов по теме «Электромагниты и их применение» |
|
|
|
|
Световые явления |
|
|
|
25 |
Практическая работа № 17 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». Закон отражения. |
|
|
|
26 |
Практическая работа № 18 «Исследование свойств изображения в плоском зеркале» |
|
|
|
27 |
Практическая работа № 19 «Исследование угла преломления от угла падения света» |
|
|
|
28 |
Практическая работа № 20 «Получение изображений с помощью линзы». |
|
|
|
29 |
Практическая работа № 21 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы». Оптические приборы. |
|
|
|
30 |
Урок-практикум. Защита проектов по теме «Дефекты зрения и способы их устранения» |
|
|
|
31-34 |
Резерв |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
С целью формирования ответственности у учащихся за качество осваиваемого программного материала, дисциплинированности в отношении к учебному процессу возможны фронтальный, персональный, текущий, тематический, административный, итоговый контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль может осуществляться в виде самостоятельных работ, физических диктантов, контрольных тестов, контрольных работ, дифференцированных заданий по карточкам, защиты проектов, в игровой форме (с использованием за основу любой из интеллектуальных игр). Текущий контроль может реализовываться в форме устного фронтального вопроса, контрольных работ, физических диктантов, тестовых работ, кратковременных проверочных работ, лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде контрольных тестовых работ и контрольных работ.
Система контроля за знаниями и умениями реализуется с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома.
Формы подведения итогов: организация и проведение предметной недели по физике. В течении этой недели: выпускается газета научных открытий; учащиеся выступают с докладами перед другими классами; защита проекта, на котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы или демонстрационные опыты по любой теме.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования отличается тем, что при оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
· степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
· степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
· практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
· количество новой информации использованной для выполнения проекта;
· степень осмысления использованной информации;
· уровень сложности и степень владения использованными методиками;
· оригинальность идеи, способа решения проблемы;
· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
· уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
· владение рефлексией;
· творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
· социальное и прикладное значение полученных результатов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.