Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке 2 класс

Оценка 4.7
docx
24.10.2020
Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке 2 класс
Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке 2.docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Литературное чтение на родном (русском)  языке)

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по литературному чтению на родном  (русском) языке для 2 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе

-   Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020г. №165-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ №3» г. Белоярский;

- с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

 

Общая  характеристика учебного предмета.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.   

Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Систематический курс литературного чтения на родном языке  представлен в программе следующими содержательными линиями:

-     развитие речи, 

-     произведения устного творчества народов России; 

-     произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России; 

-     все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о слове, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует формирование коммуникативных умений и навыков.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о слове как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы овладения навыком чтения: сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приѐмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приѐмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В  соответствии с основной образовательной программой начального общего образования  СОШ №3      г. Белоярский   и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается с  1 по 4 класс.

Общий объем учебного времени составляет 68 ч., из них в 1 классе – 17 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в  4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели).

Описание  ценностных  ориентиров  содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности.

Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

1.                 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.                 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.                 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.                 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.                 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

2.                 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.                 Использование знаково-символических средств представления информации.

4.                 Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.                 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.                 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.                 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8.                 Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9.                 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.             Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с

учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

Предметные результаты:

1.                 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.                 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.                 Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

4.                 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для

решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета.

 

Круг чтения. Произведения фольклора русского народа: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Произведения русских- писателей - классиков, произведения современных детских писателей. Приключенческая детская книга.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие. Сказки, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

 Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различия). Оценка эмоционального состоянии героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа- создание работ «Мир сказок», «Герои народных сказок» и т.п. подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков- конкурсов, уроков- игр.

Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объёму (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

 Читательские умения: - самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);

- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);

 - определять тему чтения и жанр книги;

 - самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.

                                                                                                                                                                                

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Литературное чтение на родном (русском) языке)

на  2020-2021 учебный год

 

п.п

  Дата проведения

                           

Тема урока

 

 

Устное народное творчество на родном языке  (8 ч)

 

1

 

О чём могут рассказать книги: прошлое и настоящее.

2

 

Устное народное творчество. Произведения фольклора русского народа.

3

 

Русские народные песни. 

4

 

Русские народные потешки, прибаутки, считалки, небылицы.

5

 

Пословицы, поговорки,  скороговорки, загадки.

6

 

Русские народные сказки. Мир волшебной сказки.

7

 

Русские народные сказки. Сказки о животных.

8

 

Бытовые сказки.

 

 

Литературные сказки (4ч)

9

 

К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

10

 

Л. Н. Толстой « Липунюшка». Герои произведения. Характеристика героев. Пересказ.

11

 

В. И. Даль « Старик – годовик».  Проект « Карусель сказок»

12

 

А.С. Пушкин «Что за прелесть эти сказки!»

 

 

Люблю природу русскую  (2ч)

 

13

 

Произведения русских потов о природе. Звуки и краски зимы.

14

 

 Произведения русских потов о природе. Картины весны.

 

 

Писатели – детям!   (2ч)

15

 

По страницам детских журналов. Произведения из детских журналов.

16

 

По страницам детских книг. Рассказы и стихотворения о детях и для детей.

 

 

Проверим и оценим свои достижения   (1ч)

17

 

Итоговый урок. Обобщение изученного материала.

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Литературное чтение на родном (русском) язык е)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Литературное чтение на родном (русском) язык е)

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями: - развитие речи, - произведения устного творчества народов

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями: - развитие речи, - произведения устного творчества народов

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства

Читательские умения: - самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы); - умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу…

Читательские умения: - самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы); - умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу…

Люблю природу русскую (2ч) 13

Люблю природу русскую (2ч) 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020