Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (вариант 7.1)
Оценка 4.6

Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (вариант 7.1)

Оценка 4.6
docx
10.05.2020
Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (вариант 7.1)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx

 

 

Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (вариант 7.1)

Характеристика детей.

Дети данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I.Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения, неправильно произносятся до 15 звуков.

2.Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях – несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

II.Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.

2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной группы наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1.Неустойчивое внимание.

2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3.Недостаточное развитие способности к переключению.

4.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

 

Основные направления логопедической работы с учащимися 1класса с ЗПР вариант 7.1.

1.Развитие звуковой стороны речи.

 

- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических

процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;

- коррекция дефектов произношения.

 

2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

 

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

 

3.Формирование связной речи:

 

- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

 

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

 

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

 

5. Формирование полноценных учебных умений:

 

- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцом до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- работа в определенном темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

 

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

 

- умения внимательно слушать и слышать взрослого, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки.

 

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

 

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы ( начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение за разъяснением к товарищу по группе или взрослому;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей;

- соблюдение речевого этикета при общении;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 

Учебно-методический комплект:

 

  • Настольная книга логопеда. М:АСТ: Астрель,2005г. (Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении).
  • О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе», М:СФЕРА, 2006г.
  • Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М: ВЛАДОС, 2003г.
  • В.С. Кукушин «Логопедия в школе» М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004г.
  • А.Ф.Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей» , Волгоград, 2003г.
  • Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» Санкт-Петерберг, 2003г.
  • Н.А.Абрамова «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1 — 3 классы» Волгоград — Учитель,2011г.
  • Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. Задания и упражнения», Волгоград — Учитель,2011г.

 

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Настольная книга логопеда. М:АСТ: Астрель,2005г. (Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении).

2. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе», М:СФЕРА, 2006г.

3.Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М: ВЛАДОС, 2003г.

4.А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе», Москва, КОГИТО – ЦЕНТР1996г.

 

 

Поурочное годовое планирование логопедической работы с группой учащихся 1 класса с ЗПР.

Недели

Занятия

Дата

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

СЕНТЯБРЬ

I

Фронтальное обследование

01.09.2016 – 15.09.2016

II

III

19.09

Сбор анамнеза, данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

21.09

IV

26.09

28.09

ОКТЯБРЬ

I

03.10

Уточняются созданные в процессе предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

05.10

II

10.10

12.10

III

17.10

19.10

Работа над словом

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

IV

24.10

Слова, обозначающие предмет.

26.10

Слова, обозначающие действие предмета.

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

НОЯБРЬ

I

Каникулы 28.10 – 06.11

II

07.11

Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие.

Существительное - часть речи, отвечающая на вопросы КТО?, ЧТО?; глагол – часть речи отвечающая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Домашние и дикие животные.

Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления.

09.11

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

III

14.11

Составление предложений по сюжетной картинке.

16.11

Слова, обозначающие признак предмета.

Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

IV

21.11

Распространение простого двусоставного предложения определением

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

23.11

Составление предложений по сюжетной картинке.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

28.11

Составление предложений по сюжетной картинке.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

30.11

Составление предложений по сюжетной картинке.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

ДЕКАБРЬ

I

05.12

Работа с предлогами «в», «на».

Раздельное написание предлогов.

07.12

Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на».

Вопрос КУДА?

II

12.12

Работа с предлогами «с», «со».

Раздельное написание предлогов.

14.12

Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со».

Вопрос С КЕМ?

III

19.12

Работа с предлогами «к», «от».

Раздельное написание предлогов.

21.12

Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от».

Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ?

IV

26.12

Работа с предлогами «из», «от», «у».

Раздельное написание предлогов.

28.12

Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у».

Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ?

ЯНВАРЬ

I

Каникулы 30.12 – 10.01

II

III

11.01

Работа с предлогами «по», «под».

Раздельное написание предлогов.

16.01

Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под».

Вопрос ГДЕ?

IV

18.01

Закрепление всех отработанных предлогов

23.01

Работа над связной речью.

Согласование и управление различных частей речи

Развитие логического и образного мышления и памяти.

25.01

Формирование монологической речи

30.01

Согласование и управление различных частей речи

ФЕВРАЛЬ

I

01.02

Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Муравей», «Лиса и рак»

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

«Догадайся, кто нарисован»

06.02

Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Цыпленок», «Воробей и ласточка»

Развитие связной речи.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Кубики»

II

08.02

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко».

20.02

Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов.

III

22.02

Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов.

27.02

Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.

МАРТ

I

01.03

Пересказы описательного характера с опорой на картинку.

Развитие и уточнение временных представлений.

Времена года.

06.03

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

II

13.03

Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий.

15.03

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

III

20.03

Последовательный пересказ.

22.03

Последовательный пересказ.

IV

Каникулы 23.03 – 31.03

АПРЕЛЬ

I

03.04

Последовательный пересказ.

05.04

Последовательный пересказ.

II

10.04

Выборочный пересказ.

12.04

Выборочный пересказ.

III

17.04

Выборочный пересказ.

19.04

Выборочный пересказ.

IV

24.04

Краткий пересказ.

26.04

Примерный краткий пересказ.

МАЙ

I

03.05

Устные сочинения.

08.05

Устные сочинения.

II

10.05

Проведение итоговых проверочных работ. Отслеживание динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год.

III

Фронтальное обследование.

15.05 – 31.05

 


 

Рабочая программа логопедических занятий для детей с

Рабочая программа логопедических занятий для детей с

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: - устойчивости внимания; - наблюдательности; - способности к запоминанию; - способности к переключению; - навыков и приемов самоконтроля;…

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: - устойчивости внимания; - наблюдательности; - способности к запоминанию; - способности к переключению; - навыков и приемов самоконтроля;…

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: - ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; - ответы на вопросы по ходу…

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: - ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; - ответы на вопросы по ходу…

Настольная книга логопеда.

Настольная книга логопеда.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 1

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 1

Состояние фонематического анализа и синтеза

Состояние фонематического анализа и синтеза

III 14.11 Составление предложений по сюжетной картинке

III 14.11 Составление предложений по сюжетной картинке

III 14.11 Составление предложений по сюжетной картинке

III 14.11 Составление предложений по сюжетной картинке

ФЕВРАЛЬ I01.02Последовательный пересказ с опорой на вопросы

ФЕВРАЛЬ I01.02Последовательный пересказ с опорой на вопросы

Времена года. 06

Времена года. 06

II 10.05 Проведение итоговых проверочных работ

II 10.05 Проведение итоговых проверочных работ
Скачать файл