Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (вариант 7.1)
Характеристика детей.
Дети данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I.Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения, неправильно произносятся до 15 звуков.
2.Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях – несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
II.Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен.
2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной группы наблюдаются:
III. Психологические особенности.
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие способности к переключению.
4.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
Основные направления логопедической работы с учащимися 1класса с ЗПР вариант 7.1.
1.Развитие звуковой стороны речи.
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических
процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;
- коррекция дефектов произношения.
2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3.Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцом до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать взрослого, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы ( начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение за разъяснением к товарищу по группе или взрослому;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей;
- соблюдение речевого этикета при общении;
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Учебно-методический комплект:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Настольная книга логопеда. М:АСТ: Астрель,2005г. (Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении).
2. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе», М:СФЕРА, 2006г.
3.Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М: ВЛАДОС, 2003г.
4.А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе», Москва, КОГИТО – ЦЕНТР1996г.
Поурочное годовое планирование логопедической работы с группой учащихся 1 класса с ЗПР.
Недели |
Занятия Дата |
Темы и содержание коррекционной работы |
Грамматические и лексические темы |
Развитие неречевых процессов |
СЕНТЯБРЬ |
||||
I |
Фронтальное обследование 01.09.2016 – 15.09.2016 |
|||
II |
||||
III |
19.09 |
Сбор анамнеза, данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
||
21.09 |
||||
IV |
26.09 |
|||
28.09 |
||||
ОКТЯБРЬ |
||||
I |
03.10 |
Уточняются созданные в процессе предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). |
||
05.10 |
||||
II |
10.10 |
|||
12.10 |
||||
III |
17.10 |
|||
19.10 |
Работа над словом |
Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? |
||
IV |
24.10 |
Слова, обозначающие предмет. |
||
26.10 |
Слова, обозначающие действие предмета. |
Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? |
||
НОЯБРЬ |
||||
I |
Каникулы 28.10 – 06.11 |
|||
II |
07.11 |
Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. |
Существительное - часть речи, отвечающая на вопросы КТО?, ЧТО?; глагол – часть речи отвечающая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Домашние и дикие животные. |
Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления. |
09.11 |
Простое двусоставное нераспространенное предложение. |
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. |
||
III |
14.11 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
||
16.11 |
Слова, обозначающие признак предмета. |
Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
||
IV |
21.11 |
Распространение простого двусоставного предложения определением |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. |
|
23.11 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. |
||
28.11 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. |
||
30.11 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. |
||
ДЕКАБРЬ |
||||
I |
05.12 |
Работа с предлогами «в», «на». |
Раздельное написание предлогов. |
|
07.12 |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». |
Вопрос КУДА? |
||
II |
12.12 |
Работа с предлогами «с», «со». |
Раздельное написание предлогов. |
|
14.12 |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со». |
Вопрос С КЕМ? |
||
III |
19.12 |
Работа с предлогами «к», «от». |
Раздельное написание предлогов. |
|
21.12 |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от». |
Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ? |
||
IV |
26.12 |
Работа с предлогами «из», «от», «у». |
Раздельное написание предлогов. |
|
28.12 |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». |
Вопросы КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ? |
||
ЯНВАРЬ |
||||
I |
Каникулы 30.12 – 10.01 |
|||
II |
||||
III |
11.01 |
Работа с предлогами «по», «под». |
Раздельное написание предлогов. |
|
16.01 |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». |
Вопрос ГДЕ? |
||
IV |
18.01 |
Закрепление всех отработанных предлогов |
||
23.01 |
Работа над связной речью. |
Согласование и управление различных частей речи |
Развитие логического и образного мышления и памяти. |
|
25.01 |
Формирование монологической речи |
|||
30.01 |
Согласование и управление различных частей речи |
|||
ФЕВРАЛЬ |
||||
I |
01.02 |
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Муравей», «Лиса и рак» |
Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. «Догадайся, кто нарисован» |
|
06.02 |
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Цыпленок», «Воробей и ласточка» |
Развитие связной речи. |
Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики» |
|
II |
08.02 |
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. «Петушок и бобовое зернышко». |
||
20.02 |
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. |
||
III |
22.02 |
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мыслительных образов. |
|
27.02 |
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. |
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
||
МАРТ |
||||
I |
01.03 |
Пересказы описательного характера с опорой на картинку. |
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. |
|
06.03 |
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. |
|||
II |
13.03 |
Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий. |
||
15.03 |
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера. |
|||
III |
20.03 |
Последовательный пересказ. |
||
22.03 |
Последовательный пересказ. |
|||
IV |
Каникулы 23.03 – 31.03 |
|||
АПРЕЛЬ |
||||
I |
03.04 |
Последовательный пересказ. |
||
05.04 |
Последовательный пересказ. |
|||
II |
10.04 |
Выборочный пересказ. |
||
12.04 |
Выборочный пересказ. |
|||
III |
17.04 |
Выборочный пересказ. |
||
19.04 |
Выборочный пересказ. |
|||
IV |
24.04 |
Краткий пересказ. |
||
26.04 |
Примерный краткий пересказ. |
|||
МАЙ |
||||
I |
03.05 |
Устные сочинения. |
||
08.05 |
Устные сочинения. |
|||
II |
10.05 |
Проведение итоговых проверочных работ. Отслеживание динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год. |
||
III |
Фронтальное обследование. 15.05 – 31.05 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.