Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района»
Рабочая программа метапредметного курса
«Без воображения нет соображения»
6-7 класс
на 2023-2024 учебный год
Разработали:
учитель русского языка и литературы
Цывцина Анна Ивановна высшей квалификационной категории,
учитель изобразительного искусства
1-й квалификационной категории
Белозерова Наталья Николаевна
Демьяново 2023
Содержание
Введение
1. Планируемые результаты освоения метапредметного курса
2. Содержание метапредметного курса
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Приложения к рабочей программе
Приложение 1. Тесты оценки уровня креативности
Приложение 2. 35 способов фантазирования
Приложение 3. Пять техник мозгового штурма
Приложение 4. Упражнения и тренинги для развития творческого и креативного мышления средствами арт-техник.
Приложение 5. Публичное выступление.
Приложение 6. Игры на развитие воображения и творческих способностях.
Введение
По последним прогнозам аналитиков к 2025 году креативное мышление войдет в топ-3 главных компетенций работников. В высокотехнологичном будущем востребованными станут те, кто умеют нестандартно мыслить и генерировать идеи.
Креативный образ мышления - залог социального успеха каждого. Человек, способный видеть необычное в обычных вещах ценится во всех отраслях жизнедеятельности. В современном обществе повысились требования к формированию личности творческой, самостоятельной, адаптивной к различным условиям и производящей новые идеи.
Метапредметный курс «Без воображения нет соображения» разработан для обучающихся 6- 7 классов, не менее 17 часов (1 час в неделю).
Курс направлен на освоение теоретических основ и практических навыков по развитию фантазии и воображения, ориентирован на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, творческой активности; следовательно, повышение обученности и качества знаний.
В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход:
· учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
· становление и развитие личности в ее индивидуальности и неповторимости.
В процессе курса используются упражнения на развитие креативного мышления.
Программа сочетает в себе традиционные формы и элементы тренинга, предлагает широкий выбор приемов обучения и воспитания.
Участие в программе поможет обрести уверенность в своих силах, научит применять свои знания в реальной жизни.
Цель курса – обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения; научить сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.
Задачи курса:
· Развивать гибкость, подвижность мышления.
· Формировать эмоционально положительного отношения к креативному процессу;
· Научить анализу объектов
· Развивать поисковую активность, стремление к новизне.
· Развивать творческое воображение.
· Научить связной, логически правильной и аргументированной речи
· Сформировать навыков содержательной оценки и самооценки, осознание ценности креативных черт собственной личности;
· Совершенствовать личностные качества: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, упражнения-тренинги, испытание – конкурс.
по дидактической цели: вводные занятия, практические занятия, рефлексивные занятия.
1. Планируемые результаты освоения метапредметного курса:
Развитие воображения, фантазии.
Развитие памяти.
Развитие речи.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Развитие универсальных учебных действий (поиск необходимой и достаточной информации из разных источников).
Повышение личного понимания окружающего мира.
Повысится интерес к предмету, желание познавать мир, улучшится качество знаний. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.
Учащиеся приобретут универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
Проводить наблюдения под руководством учителя.
Работать с разными источниками информации.
Строить логическое рассуждение, создавать различные виды творческих работ.
Работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
1 . Сотрудничества, взаимопомощи.
2. Самостоятельности выбора нужной информации.
3. Общения в процессе учебной деятельности.
Принципы работы программы:
1. Открытость. Данный принцип позволяет при реализации метапредметного курса вносить корректировки, дополнения в планирование; приглашать к партнерству новых участников; дает обучающимся возможности выбора.
2. Системность. Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
3 .Мобильность. Данный принцип позволяет своевременное внесение в программу курса корректировок, поправок, изменений.
2. Содержание метапредметного курса с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание |
деятельность |
1 |
Вводное |
1ч |
· ознакомление обучающихся с основными целями и задачами курса побуждении · обучающихся к творческому поиску решений в любой ситуации, к активной жизненной позиции. введение в предмет. · знакомство с фантазированием · выявление первоначального общего уровня креативности с помощью теста. |
Составление словаря терминов Обсуждение «Легко ли выдумывать?». |
2 |
Школа креатива |
2ч |
· Понятие об уровнях новизны. |
Упражнения игры, тренинги |
3 |
Мозговой штурм (брейнсторминг) |
4 |
· Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения · Что такое мозговой штурм? Зачем нужен брейнсторминг? Виды мозхгового штурма. 7 правил мозгового штурма Техники мозгового штурма 10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах Как выбрать ту самую идею? |
Упражнения игры, тренинги |
4 |
"Все грани моего Я" |
4 |
формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу. Развитие позитивной Я-концепции у подростков с помощью методов арт-терапии. |
Упражнения игры, тренинги |
5 |
Публичное выступление |
2 |
– публичная речь, виды и правила публичных выступлений, критерии оценивания. Упражнения, тренинги. |
Упражнения игры, тренинги |
6 |
Творческая лаборатория |
3 |
|
Упражнения игры, тренинги |
7 |
Итоговое |
1 |
|
|
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тематический блок |
Кол-во часов |
1 |
Вводное. |
1 |
2 |
Школа креатива |
2 |
3 |
Мозговой штурм |
4 |
4 |
"Все грани моего Я" |
4 |
5 |
Публичное выступление |
2 |
6 |
Творческая лаборатория |
3 |
7 |
Итоговое |
1 |
|
Итого |
17 часов |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ модуля |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Содержание |
Задания, тесты, тренинги могут варьироваться см. приложения
|
1 |
Вводное. |
1 |
Выявление первоначального общего уровня креативности. |
Приложение 1 |
2 |
Школа креатива |
2 |
1. Воображение и его виды. Чем отличается фантазия от воображения? |
Приложение 2 |
4 |
Мозговой штурм |
4 |
1. Техника мини-штурма. Машина времени (приёмы «Хроноклазм», «Антивремя») |
Приложение 3 |
2. Сочинение загадок по алгоритму |
Приложение 3 |
|||
3. Фантазия рождает чудеса (приёмы «Термометр», «Чудеса техники») |
Приложение 3 |
|||
4.Через воображение к творчеству |
Приложение 3 |
|||
6 |
"Все грани моего Я" |
4 |
1. Знакомство. “Затерянный мир”– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе. 2. – Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения 3. - Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе. |
Приложение 4 |
2. Коррекция эмоциональных состояний. «Колесо эмоций» |
Приложение 4 |
|||
3. Краска и музыка. |
Приложение 4 |
|||
4. “Цветные звуки моего тела” – Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки. – Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций. – Обучение способам выражения своих чувств. |
Приложение 4 |
|||
7 |
Публичное выступление |
2 |
1. основы публичного выступления |
Приложение 5 |
2.практика Упражнение: «Новый контекст» |
Приложение 5 |
|||
9 |
Творческая лаборатория |
3 |
1. Игра «Если бы да кабы...» |
Приложение 6 |
2. «Волшебное дерево». Правополушарное рисование — не как цель рисовать картины, а как средство достижения целей |
Приложение 6 |
|||
3. «Креатив-бой» |
Приложение 6 |
|||
17 |
Итоговое |
1 |
«Без воображения нет соображения» |
Итоговый контроль: тренинги, итоговое тестирование |
|
17 часов |
|
|
Ожидаемые результаты публичное выступление: Балловая система оценки.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Глубина представленного содержания |
Содержание темы выступающий раскрывает через собственные суждения, тезисы, в большей степени повторяющие друг друга |
1-6 |
Тезисы дают некоторые пояснения к истории и освещают тему с нескольких сторон |
7-14 |
|
Тезисы органично оформляют историю. Последующий тезис расширяет предыдущий через введение нового контекста. |
15-20 |
|
Решение коммуникативной задачи |
Коммуникативная задача не решалась |
0 |
Выступающим были сделаны попытки решить коммуникативную, но это получилось лишь отчасти |
1-3 |
|
Коммуникативная задача в большей степени решена |
4-7 |
|
Коммуникативная задача решена и считана публикой |
8-10 |
|
Использование невербальных средств |
Жесты, мимика, интонация однообразные и не соответствуют передаваемому тексту |
0 |
Жесты, мимика, интонация однообразны и отчасти соответствуют передаваемому тексту |
1-4 |
|
Жесты, мимика, интонация разнообразные и в большей степени соответствуют передаваемому тексту |
5-7 |
|
Жесты, мимика, интонация уместны, естественны, соответствуют передаваемому тексту и обогащают выступление. |
8-10 |
|
Контакт с аудиторий |
Выступающий не делает попыток установить контакт с аудиторией |
0 |
Выступающий эффективно демонстрирует несколько приемов взаимодействия с аудиторией. |
1-5 |
|
Выступающий эффективно применяет разнообразные приемы и способы установления контакта и взаимодействия с аудиторией |
6-10 |
Список литературы
Интернет источники:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.