Рабочая программа метапредметного курса «Без воображения нет соображения» 6-7 класс
Оценка 5

Рабочая программа метапредметного курса «Без воображения нет соображения» 6-7 класс

Оценка 5
doc
13.08.2023
Рабочая программа метапредметного курса  «Без воображения нет соображения» 6-7 класс
Рабочая программа метапредметного курса «Без воображения нет соображения» 6-7 класс.doc

Кировское  областное  государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                              

                                                                                

 

Рабочая программа метапредметного курса

 «Без воображения нет соображения»

6-7 класс

на 2023-2024 учебный год

      

 

                                Разработали:

 учитель русского языка и литературы

                                                        Цывцина Анна Ивановна высшей квалификационной категории,

                                                        учитель изобразительного искусства

                                                        1-й квалификационной категории

                                                        Белозерова Наталья Николаевна

    

 

 

Демьяново 2023

Содержание

 

 Введение  

1. Планируемые результаты освоения метапредметного курса                                        

2. Содержание метапредметного курса                                                                               

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы                    

Приложения к рабочей программе                                                                                       

Приложение 1. Тесты оценки уровня креативности                                                          

Приложение 2. 35 способов фантазирования                                                                      

Приложение 3. Пять техник мозгового штурма

Приложение 4. Упражнения и тренинги для развития творческого и креативного мышления средствами арт-техник.

Приложение 5. Публичное выступление.

Приложение 6. Игры на развитие воображения и творческих способностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По последним прогнозам аналитиков к 2025 году креативное мышление войдет в топ-3 главных компетенций работников. В высокотехнологичном будущем востребованными станут те, кто умеют нестандартно мыслить и генерировать идеи.

Креативный  образ мышления - залог социального успеха каждого.  Человек, способный видеть необычное в обычных вещах ценится во всех отраслях жизнедеятельности. В современном обществе повысились требования к формированию личности творческой, самостоятельной, адаптивной к различным условиям и производящей новые идеи.

Метапредметный курс «Без воображения нет соображения» разработан для обучающихся  6- 7 классов, не менее 17 часов (1 час в неделю).

Курс направлен на освоение теоретических основ и практических навыков по развитию фантазии и воображения, ориентирован на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, творческой активности; следовательно, повышение обученности и качества знаний.

В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход:

·         учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

·         становление и развитие личности в ее индивидуальности и неповторимости.

В процессе курса используются упражнения на развитие креативного мышления.

Программа сочетает в себе традиционные формы и элементы тренинга, предлагает широкий выбор приемов обучения и воспитания.

Участие в программе  поможет обрести уверенность в своих силах, научит применять свои знания в реальной жизни.

Цель курса – обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения; научить сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

 Задачи курса: 

·         Развивать гибкость, подвижность мышления.

·         Формировать эмоционально положительного отношения к креативному процессу;

·         Научить анализу объектов

·         Развивать поисковую активность, стремление к новизне.

·         Развивать творческое воображение.

·         Научить связной, логически правильной и аргументированной речи

·         Сформировать навыков содержательной оценки и самооценки, осознание ценности креативных черт собственной личности;

·         Совершенствовать личностные качества: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, упражнения-тренинги, испытание – конкурс.

по дидактической цели: вводные занятия, практические занятия, рефлексивные занятия.

 

 

1. Планируемые результаты освоения метапредметного курса:

Развитие воображения, фантазии.

Развитие памяти.

Развитие речи.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Развитие универсальных учебных действий (поиск необходимой и достаточной информации из разных источников).

Повышение личного понимания окружающего мира.

Повысится интерес к предмету, желание познавать мир, улучшится качество знаний. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.

Учащиеся приобретут универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

Проводить наблюдения под руководством учителя.

Работать с разными источниками информации.

Строить логическое рассуждение, создавать различные виды творческих работ.

Работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

1 . Сотрудничества, взаимопомощи.

2. Самостоятельности выбора нужной информации.

3. Общения в процессе учебной деятельности.

Принципы работы программы:

1. Открытость. Данный принцип позволяет при реализации метапредметного курса вносить корректировки, дополнения в планирование; приглашать к партнерству новых участников; дает обучающимся возможности выбора.

2. Системность. Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.

3 .Мобильность. Данный принцип позволяет своевременное внесение в программу курса корректировок, поправок, изменений.

 

2. Содержание метапредметного курса с указанием форм организации и видов деятельности.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Содержание

деятельность

1

Вводное

·         ознакомление обучающихся с основными целями и задачами курса побуждении

·         обучающихся  к творческому поиску решений в любой ситуации, к активной жизненной позиции. введение в предмет.

·         знакомство с фантазированием

·         выявление первоначального общего уровня креативности с помощью теста.

Составление словаря терминов Обсуждение «Легко ли выдумывать?».

2

Школа креатива

·         Понятие  об  уровнях  новизны. 

Упражнения игры, тренинги

3

Мозговой штурм (брейнсторминг)

4

·         Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения

·         Что такое мозговой штурм?

Зачем нужен брейнсторминг?

Виды мозхгового штурма.

7 правил мозгового штурма

    Техники мозгового штурма

    10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах

Как выбрать ту самую идею?

Упражнения игры, тренинги

4

"Все грани моего Я"

4

формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу. Развитие позитивной Я-концепции у подростков с помощью методов арт-терапии.

Упражнения игры, тренинги

5

Публичное выступление

2

– публичная речь, виды и правила публичных выступлений, критерии оценивания. Упражнения, тренинги.

Упражнения игры, тренинги

6

Творческая лаборатория

3

 

Упражнения игры, тренинги

7

Итоговое

1

 

 

 

 

Учебно – тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

1

Вводное.

1

2

Школа креатива

2

3

Мозговой штурм

4

4

"Все грани моего Я"

4

5

Публичное выступление

2

6

Творческая лаборатория

3

7

Итоговое

1

 

Итого

17 часов

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ модуля

Темы занятий

Кол-во

часов

Содержание

Задания, тесты, тренинги могут варьироваться см. приложения

 

1

Вводное.

1

Выявление первоначального общего уровня креативности.

Приложение 1

2

Школа креатива

2

1.             Воображение и его виды. Чем отличается фантазия от воображения?

Приложение 2

4

Мозговой штурм

4

1. Техника мини-штурма. Машина времени (приёмы «Хроноклазм», «Антивремя»)

Приложение 3

2. Сочинение загадок по алгоритму

Приложение 3

3. Фантазия рождает чудеса (приёмы «Термометр», «Чудеса техники»)

Приложение 3

4.Через воображение к творчеству

Приложение 3

6

"Все грани моего Я"

4

1. Знакомство. “Затерянный мир”– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

2. – Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения

3.      - Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе.

Приложение 4

2. Коррекция эмоциональных состояний. «Колесо эмоций»

Приложение 4

3. Краска и музыка.

Приложение 4

4. “Цветные звуки моего тела”

– Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

– Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

– Обучение способам выражения своих чувств.

Приложение 4

7

Публичное выступление

2

1. основы публичного выступления

Приложение 5

2.практика Упражнение: «Новый контекст»

Приложение 5

9

Творческая лаборатория

3

1. Игра «Если бы да кабы...»

Приложение 6

2. «Волшебное дерево». Правополушарное рисование — не как цель рисовать картины, а как средство достижения целей

Приложение 6

3. «Креатив-бой»

Приложение 6

17

Итоговое

1

«Без воображения нет соображения»

Итоговый контроль: тренинги, итоговое тестирование

 

17 часов

 

 

 

Ожидаемые результаты публичное выступление: Балловая система оценки.

Критерии

Показатели

Баллы

Глубина представленного содержания

Содержание темы выступающий раскрывает через собственные суждения, тезисы, в большей степени повторяющие друг друга

1-6

Тезисы дают некоторые пояснения к истории и освещают тему с нескольких сторон

7-14

Тезисы органично оформляют историю. Последующий тезис расширяет предыдущий через введение нового контекста.

15-20

Решение коммуникативной задачи

Коммуникативная задача не решалась

0

Выступающим были сделаны попытки решить коммуникативную, но это получилось лишь отчасти

1-3

Коммуникативная задача в большей степени решена

4-7

Коммуникативная задача решена и считана публикой

8-10

Использование невербальных средств

Жесты, мимика, интонация однообразные и не соответствуют передаваемому тексту

0

Жесты, мимика, интонация однообразны и отчасти соответствуют передаваемому тексту

1-4

Жесты, мимика, интонация разнообразные и в большей степени соответствуют передаваемому тексту

5-7

Жесты, мимика, интонация уместны, естественны, соответствуют передаваемому тексту и обогащают выступление.

8-10

Контакт с аудиторий

Выступающий не делает попыток установить контакт с аудиторией

0

Выступающий эффективно демонстрирует несколько приемов взаимодействия с аудиторией.

1-5

Выступающий эффективно применяет разнообразные приемы и способы установления контакта и взаимодействия с аудиторией

6-10

Список литературы

  • Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству/Д.Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981.
  • Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: кн. для детей, учителей и родителей/Н. Винокурова. — М.: АСТ ПРЕСС, 1999.
  • Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский . — М.: Просвещение, 1991.
  • Злотин, Б. Месяц под звездами фантазии/Б. Злотин, А. Зусман. — Кишинев: Лумина, 1988. 5. Иванов, Г.И. Денис изобретатель: рассказы и задачи для раз вития творческого мышления/Г.И. Иванов. — СПб.: Речь, 2010.
  • Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет/М.В. Межиева. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Нестеренко, А.А. Страна загадок. — Ростов н/Д.: РГУ, 1995.
  • Родари, Дж. Грамматика фантазии/Дж. Родари. — М.: Само кат, 2011.
  • Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э. Симановский. — Ярославль: Гринго, 1996.
  • Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей/Л.Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей/Ю.Г. Тамберг. — Екатеринбург: У Фактория, 2004.
  • Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения/А.В. Хуторской. — М.: Владос, 2000.
  • Шустерман, М. Новые приключения Колобка/М. Шустерман. — М.: Педагогика Пресс, 1993.
  • Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей/В.С. Юркевич. — М.: Просве щение, 1996
  • Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С.Выготский; Собрание сочинений в 6 т., - М, 1984. - Т.4. - С.217-219.
  • Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский; - М.: Смысл; Эксмо, 2005, -1136 с.
  • Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин; - СПб.: Питер, 2012.
  • Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, под ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский; - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003, - 640 с.
  • Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б.Мещеряков, В.Зинченко; - М.: Олма-Пресс, 2004
  • Немов Р.С. Общая психология в 3 т.: учебник / Р.С.Немов; - М.: Юрайт, 2012, -2472 с.
  • Умнов В. Я и творчество / Владимир Умнов; - М.: Научная книга, 2013. Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
  • Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
  • Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
  • Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
  • Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.
  • Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
  • Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005
  • Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. – М., 2005.
  • Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 1.04.2013).
  • Соловьева О.В., Гогуева М.М. Негативное влияние субкультуры на развитие личности подростка // Современная преступность: состояние, проблемы, перспективы противодействия: сборник научных статей в трех томах. Том 2. Нальчик: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, 2009. – 597 с.
  • Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии. — М., 2002 .
  • Бремс Кристина. Полное руководство по детской психотерапии. — М., 2002.
  • Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. — М., 2001.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб., 1998.
  • Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч.Шефера и Л.Кэри. — СПб., 2001.
  • Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии. — СПб., 2000.
  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.
  • Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. — М., 2001.
  • Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.— М., 2000.
  • Романова Е.С. Графические методы в психологии. — М., 2001
  • Хрестоматия. Арт-терапия. — СПб., 2001 .
  • Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 1993.

Интернет источники:

  • http://gorodnaneve.com/art/children/584-2012-01-13-06-28-29.html 
  • https://studwood.ru/2050648/psihologiya/diagnostika_voobrazheniya
  • http://interactive-project.ru/content/files/Kiseleva_Art-terapiya_s_detmi.pdf

Скачано с www.znanio.ru

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Введение По последним прогнозам аналитиков к 2025 году креативное мышление войдет в топ-3 главных компетенций работников

Введение По последним прогнозам аналитиков к 2025 году креативное мышление войдет в топ-3 главных компетенций работников

Развитие воображения, фантазии

Развитие воображения, фантазии

Все грани моего Я" 4 5

Все грани моего Я" 4 5

Публичное выступление 2 1

Публичное выступление 2 1

Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству/Д

Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству/Д

Соловьева О.В., Гогуева М.М.

Соловьева О.В., Гогуева М.М.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2023