Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"
Оценка 4.8

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
МХК
6 кл
09.07.2018
Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о личности Гомера, раскрытия содержания поэмы «Илиада», выяснения истинных и мифических причин Троянской войны; способствовать развитию интереса к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации; содействовать воспитанию уважительного и бережного отношения ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Илиада».Разработка урока
урок илиада мой.doc
Урок литературы в 6 классе   «Илиада» Гомера — великая древнегреческая поэма» Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний учащихся о  личности Гомера, раскрытия содержания поэмы «Илиада», выяснения истинных и  мифических причин Троянской войны; способствовать развитию интереса к истории  Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации;  содействовать воспитанию уважительного и бережного отношения ко всей античной  литературе на примере поэмы Гомера «Илиада». Тип урока: урок открытия новых знаний, урок­исследование. Планируемые результаты обучения: Предметные:  знать сюжетные основы поэм, главных героев; иметь представление о понятии  «гомеровский эпос»; владеть навыками анализа поэмы; выявлять в тексте художественно  значимые изобразительно­выразительные средства языка;   формулировать собственное отношение к поэме Гомера; приобщаться к духовно­ нравственным ценностям мировой литературы; оценивать выразительное чтение  одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;  владеть навыками выразительного чтения;  определять художественную функцию изобразительно­выразительных средств языка в  произведении. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к  саморазвитию. Метапредметные:  познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить  нужную информацию в учебнике;  регулятивные: понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;  коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать  индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое  мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению,  гражданской позиции. Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (пересказ, рассказ,  творческая работа), работа в парах. Оборудование: портреты Гомера, Генриха Шлимана; книга «Илиада»; карта Европы,  мультимедийная презентация . I. Организационный этап. II. Мотивационный этап.  Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с литературой Древней Греции.  Сегодня у нас на уроке пройдёт заседание научного общества «Эврика». Чему же оно  будет посвящено? Чтобы узнать это, я предлагаю вам разгадать кроссворд.  1. Царь Элиды, чей скотный двор должен быть очистить Геракл. (Авгий)  2. Мифологический герой, совершивший 12 подвигов.(Геракл) 3. Остров, на который отправился Геракл, чтобы привести быка. (Крит) ­7­й подвиг 4. Титан, который держит на плечах небесный свод. (Атлас) 5. Дочери  Атласа,  которые охраняли золотые яблоки. (Геспериды) 6. Племянник  Геракла, который помог ему одолеть Гидру. (Иолай) В выделенном столбце прочитайте слово. (Илиада). III. Актуализация знаний. ­ Чему же будет посвящено заседание нашего научного общества «Эврика»? (Илиаде).  Что вы знаете об этом произведении? Хотите узнать, что это за произведение? Это название древнегреческой поэмы (показываю книгу). Все свои открытия мы будем записывать в протоколе нашего заседания.  Запишем дату  ­ 4 мая и тему заседания – «Илиада».  ­ Как вы думаете, что нам предстоит узнать? Каковы цели нашего занятия? (Узнать, кто  написал поэму, каким событиям она посвящена, кто её герои). В нашем заседании принимают участие представители различных научных областей. Они  нам помогут в этом. Предоставим  слово литературоведам.  IV. Усвоение новых знаний. Литературоведы  1 литературовед. «Илиада» ­ эпическая поэма, написанная в 8 веке до нашей эры  Гомером – легендарным древнегреческим поэтом­сказителем. В ней  изображаются  события, происходящие за 500 лет до его жизни, в 1200 году до нашей эры. В этот год  разразилась Троянская война, в которой воевали народы Древней Греции  и  Азии. Город  Трою древние греки называли Илионом, поэтому эпическую поэму о Троянской войне  Гомер назвал «ИЛИАДА».  2 литературовед. О жизни самого Гомера ничего не известно. До нас дошли  сведения, что он не знал грамоты, а его поэмы исполнялись устно. Где он родился,  неизвестно. «Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос,  Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины». Умер он на острове Иос. По античной традиции  было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом­аэдом.  (портрет Гомера + картина – прикрепить на доску). Учитель. Поэма Гомера основана на древнегреческих мифах и исполнялась устно,  под аккомпанемент кифары или лиры, позже примерно в 3 веке до нашей эры, она была  записана александрийскими филологами, разделена на 24 части по числу букв в греческом алфавите.  Запишите в протоколе ответы на вопросы (устно отвечают, потом записывают): ­ Кто автор поэмы «Илиада»? Почему она так называется?  ­ О каких событиях в ней повествуется? (отвечают письменно на вопросы) Учитель. Как вы думаете, существовал ли на самом деле  город Троя,  действительно ли там происходили события, о которых рассказано в поэме. Предоставим слово археологам.  Археологи  1 археолог. Почти полтора века назад в Германии жил мальчик по имени Генрих  Шлиман. В детстве он познакомился с «Илиадой», полюбил сказания о Троянской войне и поверил в то, что Троя существовала на самом деле. Шлиман воспитывался в бедной  семье, смолоду переменил несколько профессий: служил продавцом в лавке, юнгой на  корабле, не раз попадал в тяжёлое положение, бывало, просил милостыню. 2 археолог. Потом Шлиману повезло, он занялся торговлей, стал миллионером и  отправился на поиски гомеровской Трои. И нашёл её!  В 70­е годы 19 века, раскапывая  большой холм Гиссарлык в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгейского  моря, Шлиман обнаружил разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы  большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. С 1945 года сокровища Трои находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. (портрет Шлимана). Ответьте на вопрос в протоколе заседания: Кто открыл Трою?  Где же на карте находится древний город Троя, найденный Шлиманом?  Какой путь проделали греки, решив завоевать его? Послушаем  географов. (повесить карту) Географы 1 географ.  Древний  город Троя, или Илион, располагался на северо­западе Малой  Азии, у побережья Эгейского моря, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в  древности называли Геллеспонтом (сейчас это территория Турции). Город был  расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с  Мраморным и Чёрным морями. (показывают на карте). 2 географ. Греки собрались в гавани города Авлиды, который находится  на  Пелопонесском полуострове, и под предводительством Агамемнона стотысячное войско  на 1186 кораблях приплыло в Трою. (СЛАЙД) Ответьте в протоколах: на территории какого современного государства  находился древний город Троя? Учитель. В чём же была причина Троянской войны? Почему греки решили напасть на  прекрасный и богатый город Илион? Есть две версии – мифологическая и историческая.  Сначала познакомимся с первой из них ­ слово литературоведам.  Мифологическая версия ­ Яблоко раздора 3 литературовед. В древнегреческих  мифах причиной Троянской войны считается  похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.  Парис был  судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание  самой красивой. Он должен был одной из них вручить золотое яблоко с надписью  «Прекраснейшей» (яблоко раздора).  4 литературовед. Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить  самую прекрасную женщину Европы – Елену, жену царя Спарты Менелая. Парис увез ее в  Трою, а  Менелай собрал вождей греческих племен и отправился в поход против Трои. Учитель. А что скажут историки? Физкультминутка. Историческая версия 1 историк. Причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что в Греции в  1100 году до н.э. возникла проблема перенаселения,  люди начали искать новые земли на  полуострове Малая Азия. Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение  с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая  началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою. Ответьте на вопрос в протоколе заседания о мифологической и исторической  причинах Троянской войны. Закройте глаза, представим, что мы вместе с греками плывём из Авлиды в Трою.  Посмотрели вверх – оттуда нас провожают боги Олимпа. Посмотрели вниз – Посейдон   успокоил бурное море. Посмотрели вправо, потом влево – все ли корабли готовы к  плаванию, открываем глаза и начинаем грести. Вот мы и на месте. Встали, потянулись,  тихонько сели. Учитель: Итак, мы узнали, что около 1200 г. до н.э. греческие города объединились под  предводительством царя Микен Агамемнона и выступили против Трои. Но горожане  стойко защищались, крепость была очень хорошо укреплённой, и греки стали лагерем  возле города. Осада длилась10 лет и закончилась падением Трои. В поэме «Илиада»  Гомер изобразил  последний, самый тяжёлый для троянцев, десятый  год войны. Обратимся к содержанию поэмы Гомера «Илиада». Стр. 192 учебник.  Прочитайте статью учебника и расположите эпизоды в нужном порядке. (2 человека работают сначала в паре за партой, потом на доске  ­ магниты и план) 1. Конфликт Агамемнона  и Ахилла из­за Брисеиды. 2. Отказ Ахилла участвовать в войне. 3. Участие Патрокла в военных действиях в доспехах Ахилла. 4. Гибель Патрокла от руки Гектора. 5. Изготовление Гефестом новых доспехов для Ахилла. 6. Смерть Гектора в поединке с Ахиллом. 7. Выдача тела Гектора семье. 8. Погребальный плач над убитым Гектором.                  (проверка на доске) Учитель: назовите героев, имена которых встретились в этой статье. Кто, кроме  воинов,  является героями поэмы?  Заполните таблицу в протоколе заседания. Кто сделает, по одному к доске Герои­воины Агамемнон Ахилл Патрокл Гектор Боги Аполлон Афина Фетида Гефест ­ Кто эти герои? Что нам о них известно? Один из главных эпизодов поэмы «Илиада» ­ поединок Ахилла и Гектора, двух  сильнейших воинов из двух враждебных лагерей. (просмотр видеофрагмента «Поединок» из фильма «Троя») ­ Почему так жесток Ахилл? ­ Но поэма не заканчивается смертью Гектора. Чем заканчивается поэма?  ­ Каким  автор показал Ахилла? ­ Какую роль играют боги в поэме? (помогают или мешают героям) Обратимся к отрывку из поэмы «Илиада», приведённому в учебнике. Называется  отрывок «Изготовление оружия». На русский язык поэму переводили несколько поэтов. В учебнике приведён перевод Викентия Вересаева.  ­ Кто, зачем  и для кого изготавливал оружие и доспехи? (бог кузнечного дела Гефест,  для Ахилла, потому что свои доспехи тот отдал своему другу Патроклу, который погиб  от руки Гектора). Слушание аудиозаписи отрывка.  Отличается ли стих Гомера от прочитанных нами  ранее стихотворных строк? Чем?  В чём его особенность? Какое ощущение он создаёт? Такой стих называется гекзаметром – то есть шестистишием или шестистопным стихом.  Запишите в протоколе ответ на вопрос: «Каким стихом написана поэма «Илиада»?  Всё повествование Гомера в поэме размеренное, плавное. Он очень детально, подробно изображает происходящее. Часть приведённой в учебнике 18 песни посвящена описанию  щита, который Гефест выковал для Ахилла.  ­ Что же изобразил он на воинских доспехах героя?  ­ Почему автор называет его художником? ­ Какие традиции, занятия древних греков, их представления о Вселенной отразились в  отрывке? (чтение и обсуждение текста поэмы)       ­ Чем нам сейчас интересна поэма Гомера, написанная более двух с половиной тысяч  лет назад?  V.Рефлексия.  Напишите синквейн в протоколе. Ахилл или Гефест. (на выбор)  Домашнее задание. Дочитать отрывок до конца. Ответить на вопросы учебника  письменно в тетради. Искусствоведы А. Иванов «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса» Антон Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» Николай Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» Джулио Романо, Фетида вручает Ахиллесу доспехи Belledin Steven, Фетида Античный героический гекзаметр — шестистопный стих. Крылатые выражения Троянский конь ­ коварная ловушка Ахиллесова пята – уязвимое место Яблоко раздора Вещая Кассандра 1. Какая богиня победила в споре за звание «прекраснейшей»? А. Гера  Б. Афродита  В. Афина 2. Кто придумал хитрость с деревянным конем? А. Ахиллес  Б. Менелай  В. Одиссей 2. Как звали самую красивую женщину, которая влюбилась в троянского царевича  Париса? А. Елена  Б. Пенелопа В. Ирида 2. Кто из богов создал  доспехи для Ахиллеса? А. Гефест  Б. Гера  В.Афина 2. Какой царь объединил греков для борьбы с троянцами?  А. Менелай  Б. Агамемнон  В. Одиссей

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"

Урок литературы в 6 классе "Илиада - великая древнегреческая поэма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018