Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» |
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым |
|
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО учителей |
Заместитель директора по УВР |
Директор |
начальных классов |
МБОУ «СОШ №42 |
МБОУ «СОШ №42 |
протокол от «__»__.2020г. №___ |
им. Эшрефа Шемьи-заде» |
им. Эшрефа Шемьи-заде» |
руководитель МО |
___________ Н.У. Шуяева |
________ Э.Э. Османова |
___________ В.Н. Медведева |
«___»___________2020г. |
Приказ от «__» __.2020г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
по внеурочной деятельности |
2021/2022 учебный год 2-З класс |
«Мир экскурсий»
|
Направление: общекультурное |
|
|
|
||
Учитель: Джепарова Зульфие Решитовна, специалист. |
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Программа курса внеурочной деятельности « Мир экскурсий» 2 класс |
||
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности», Горский В. А. - М.: Просвещение, 2011 и пособия для учителя Григорьева Д.В., Степанова П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». – М.: Просвещение, 2010 г. |
Симферополь |
2021 |
1. Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир экскурсий» для 2 класса МБОУ«СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» по направлению «Общекультурное» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности», Горский В. А.М.: Просвещение, 2011 и пособия для учителя Григорьева Д.В., Степанова П. В. «Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор». – М.: Просвещение, 2010 г.
Нормативные документы, определяющие содержание программы
В 2021/2022 учебном году преподавание в начальной школе определяется следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
1.5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
1.6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляемыми образовательную деятельность» (в ред. от 23.12.2020).
1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/
1.8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
1.9. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
1.10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
1.11. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352520/.
1.12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/.
1.14. Примерные образовательные программы по украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) языкам и литературному чтению (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации 20.05.2015 г. №2/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).
1.15. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. №4/15). (Реестр примерных основных общеобразовательных программ, www.fgosreestr.ru.).
1.16. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09. 2019 г. №465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341857/.
1.17. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 №458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362050/.
1.18. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 20.06.2018 года №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»
Региональный уровень
2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым».
2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 № 1481«Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым» (с изменениями).
2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
Уровень общеобразовательного учреждения
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №42 имени Эшрефа Шемьи – заде» г. Симферополь на 2021/2022 учебный год. Учебный план составлен с учетом рабочей программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 42 имени Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.
Цель :создание условий, способствующих привитию культуры учащимся средствами экскурсионной работы.
Задачи:
· развивать познавательный интерес;
· формировать мировоззрение учащихся, нравственную и эстетическую культуру;
· обогащать активный словарный запас детей;
· воспитывать устойчивый интерес к истории родного края и развивать патриотические чувства;
· воспитывать активную жизненную позицию, способствующую социальной адаптации;
· содействовать всестороннему развитию личности;
· приобщать учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев, выставок и других учреждений;
· обучать умениям и навыкам добывать информацию через культурные учреждения.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа во 2 классе рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
· эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
· основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
· эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
· повысить творческую активность и самостоятельность;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
· владеть монологической и диалогической формами речи;
· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
· аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
· расширение знаний в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
· приобщение к культурному наследию нашей страны;
· интерес к знакомым объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
· понимание уникальности, неповторимости нашей страны;
Учащиеся научатся:
· находить информацию о городе, памятниках наследия, традициях, а также о различных культурных учреждениях (центрах развлечений, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
· работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте
· извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними.
Содержание курса
№ |
Раздел |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Итого |
||
1 |
«Музейные экскурсии». |
2 |
4 |
6 |
2 |
«Библиотечные экскурсии». |
2 |
3 |
5 |
3 |
«Краеведческие экскурсии». |
2 |
4 |
6 |
4 |
«Досугово – развлекательные экскурсии». |
2 |
4 |
6 |
5 |
«Музейные экскурсии». |
2 |
4 |
6 |
6 |
«Природоведческие экскурсии» |
2 |
3 |
5 |
|
Итого |
12 |
22 |
34 |
Формы организации
· круглые столы, презентации,
· встречи с интересными людьми,
· экскурсии по музеям, памятным местам,
·посещение выставочных залов и музеев.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Дата план |
Дата факт |
СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы) |
|
Музейные экскурсии (6часов) |
||||
1 |
|
|
История создания крымскотатарского музея. |
|
2 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка «20-летие создания музея» |
|
3 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка «20-летие создания музея» |
|
4 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка «20-летие создания музея» |
|
5 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка «20-летие создания музея» |
|
6 |
|
|
Фотовыставка «Наследие моего народа». |
|
Библиотечные экскурсии (5 часов) |
||||
7 |
|
|
История библиотек. Какие бывают библиотеки. |
|
8 |
|
|
Школьная библиотека. Викторина «Мой край родной». |
|
9 |
|
|
Школьная библиотека. Викторина «Мой край родной». |
|
10 |
|
|
Школьная библиотека. Викторина «Мой край родной». |
|
11 |
|
|
Проект «Люблю свой край родной». |
|
Краеведческие экскурсии (6 часов) |
||||
12 |
|
|
Что такое микрорайон? История микрорайона Каменка. |
|
13 |
|
|
Экскурсия по микрорайону. Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов. |
|
14 |
|
|
Экскурсия по микрорайону. Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов. |
|
15 |
|
|
Экскурсия по микрорайону. Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов. |
|
16 |
|
|
Экскурсия по микрорайону. Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов. |
|
17 |
|
|
Проект «Схема нашего района» |
|
Досугово – развлекательные экскурсии (6 часов) |
||||
18 |
|
|
Исследовательская работа «Мультфильмы, что это?» |
|
19 |
|
|
Путешествие в мир мультипликации. |
|
20 |
|
|
Путешествие в мир мультипликации. |
|
21 |
|
|
Путешествие в мир мультипликации. |
|
22 |
|
|
Путешествие в мир мультипликации. |
|
23 |
|
|
Анализ мультфильма |
|
Музейные экскурсии (6 часов) |
||||
24 |
|
|
Художники и их творчество. |
|
25 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка художников |
|
26 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка художников |
|
27 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка художников |
|
28 |
|
|
Экскурсия в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Выставка художников |
|
29 |
|
|
Фотовыставка «История и искусство моего народа». |
|
Природоведческие экскурсии (6 часов) |
||||
30 |
|
|
История Детского парка |
|
31 |
|
|
Экскурсия в Детский парк. Наблюдаем за весенней природой. |
|
32 |
|
|
Экскурсия в Детский парк. Наблюдаем за весенней природой. |
|
33 |
|
|
Экскурсия в Детский парк. Наблюдаем за весенней природой. |
|
34 |
|
|
Экскурсия в Детский парк. Наблюдаем за весенней природой. |
|
34 |
|
|
Итоговое занятие за год. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.