Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В-1
4 класса
Рассмотрена: Составитель:
Педагогическим советом Лужецкая Алла Викторовна
Протокол № 1 Высшая квалификационная категория
от «29» августа 2020 г.
Сроки реализации программы:
4 класс – 2020/2021 учебный год
д. Лужецкая
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы» разработана в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В. Воронковой;
- Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования МБОУ Ревенская СОШ.
Программа реализуется через учебники:
Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова.- М.: Просвещение, 2014.-128с.: ил
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области «Естествознание», относится к обязательной части учебного плана. Программа рассчитана на 34 учебных недель, 68 часов (2 часа в неделю).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей
бережному отношению к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
Личностных;
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
индивидуально-личностные качества
социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам
Индикаторы достижения требований личностных результатов
(содержание показателя)
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучение, занятиями.
- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу России.
- Положительное отношение к урокам русского языка.
- Формирование средствами литературных произведений уважительного отношения к иному мнению истории и культуре своего народов.
-Уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа,
готовность признавать возможность существования точек зрения и права каждого иметь свою.
- Представления о многообразии окружающего мира.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, уметь выслушать иное мнение.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
- Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома).
- Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях.
- Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.
- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»).
- Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
- Участвовать в повседневной жизни класса и школы.
- Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Уметь корректно привлечь к себе внимание.
- Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
- Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.
- Формирование мотивации к обучению.
- Знать и выполнять правила учебного поведения.
- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:
- Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.
- Адекватно оценивать свою работу и работу других.
- Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания.
- Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:
- Уметь различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством.
- Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности.
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
минимальный
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни
усвоения предметных результатов по предмету
«Мир природы и человека» в 4 классе
Уровень освоения предметных результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану;(с направляющей помощью учителя)
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его;
- особенности жизни растений, животных, человека;
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;
- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 7 ч.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (ВРЕМЕНА ГОДА) – 20 ч.
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с месяцами времен года, изменениями в «жизни» растений. Животных. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Живая природа -39 ч.
1. Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
2. Животные.
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
.
3. Человек.
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
ПОВТОРЕНИЕ – 2 ч.
Закрепить понятия живой и неживой природы, их признаков. Закрепить признаки различных времен года, названий месяцев, особенностей животного и растительного мира в различные времена года.
Формы контроля
|
Вид деятельности |
Тема |
Форма контроля |
1 четверть |
Входная контрольная работа |
|
Тест |
2 четверть |
Проверочная работа № 1 |
Растения |
Тест |
3 четверть |
Проверочная работа №2 |
Животные |
Тест |
4 четверть |
Проверочная работа №3 |
Человек |
Тест |
|
Промежуточная аттестация |
За год |
тест |
Учебно - тематический план
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
1. |
Изменения в природе |
9 |
2. |
Неживая природа. |
7 |
3. |
Живая природа. Растения. |
16 |
4. |
Изменения в природе зимой |
4 |
5. |
Живая природа. Животные. |
12 |
6. |
Изменения в природе весной |
4 |
7. |
Живая природа. Насекомые |
3 |
8. |
Живая природа. Человек. |
8 |
9. |
Изменения в природе летом |
3 |
10. |
Повторение. |
2 |
|
Итого |
68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 КЛАСС
№ урока в курсе |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 четверть Изменения в природе - 9ч. |
||||
1 |
1 |
Знакомство с учебником. Времена года. Признаки времен года.
|
|
|
2 |
2 |
Солнце в разные времена года.
|
|
|
3 |
3 |
Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия. |
|
|
4 |
4 |
Изменение продолжительности дня и ночи. Долгота дня в разные времена года Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь. Наблюдение за погодой. Устное описание погоды.
|
|
|
5 |
5 |
Наблюдения за растениями сада, леса осенью (Яблоня, вишня, липа, орешник.)
|
|
|
6 |
6 |
Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду. |
|
|
7 |
7 |
Входная контрольная работа
|
|
|
8 |
8 |
Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду. |
|
|
9 |
9 |
Труд людей осенью. Осенние работы в саду, огороде. |
|
|
Неживая природа- 7 ч
|
||||
10 |
1 |
Неживая природа.
|
|
|
11 |
2 |
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Экскурсия |
|
|
12 |
3 |
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. |
|
|
13 |
4 |
Простейшие составы почвы, их значение для растений. |
|
|
14 |
5 |
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. |
|
|
15 |
6 |
Формы поверхности Земли: равнины, низменности. |
|
|
16 |
7 |
Формы поверхности Земли: холмы, горы. |
|
|
2 четверть Живая природа. Растения. – 16ч |
||||
17 |
1 |
Деревья сада, леса в зимнее время года. Экскурсия |
|
|
18 |
2 |
Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки). |
|
|
19 |
3 |
Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы). |
|
|
20 |
4 |
Растения огорода
|
|
|
21 |
5 |
Растения леса.
|
|
|
22 |
6 |
Однолетние и многолетние растения.
|
|
|
23 |
7 |
Лес. Лиственные и хвойные деревья
|
|
|
24 |
8 |
Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). |
|
|
25 |
9 |
Проверочная работа № 1по теме «Растения» |
|
|
26 |
10 |
Работа над ошибками. Лекарственные растения: календула, зверобой. |
|
|
27 |
11 |
Редкие растения и их охрана
|
|
|
28 |
12 |
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др |
|
|
29 |
13 |
Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка |
|
|
30 |
14 |
Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды). |
|
|
31 |
15 |
Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды). |
|
|
32 |
16 |
Повторение пройденного материала. Живая природа. Растения. |
|
|
3 четверть Изменения в природе зимой- 4 ч
|
||||
33 |
1 |
Зима
|
|
|
34 |
2 |
Растения зимой
|
|
|
35 |
3 |
Животные зимой
|
|
|
36 |
4 |
Труд людей зимой
|
|
|
Живая природа. Животные – 12 ч
|
||||
37 |
1 |
Живая природа. Животные
|
|
|
38 |
2 |
Домашние животные
|
|
|
39 |
3 |
Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным). |
|
|
40 |
4 |
Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).
|
|
|
41 |
5 |
Домашние животные: лошади и овца
|
|
|
42 |
6 |
Разведение человеком домашних животных, уход за ними. |
|
|
43 |
7 |
Домашние птицы: курица, гусь, утка.
|
|
|
44 |
8 |
Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. |
|
|
45 |
9 |
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь
|
|
|
46 |
10 |
Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. |
|
|
47 |
11 |
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Экскурсия |
|
|
48 |
12 |
Проверочная работа № 2 по теме «Животные» |
|
|
Изменения в природе весной- 4 ч
|
||||
49 |
1 |
Весна
|
|
|
50 |
2 |
Растения весной
|
|
|
51 |
3 |
Животные весной
|
|
|
52 |
4 |
Труд людей весной
|
|
|
Живая природа. Насекомые -3ч
|
||||
53 |
1 |
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. |
|
|
54 |
2 |
Полезные насекомые и насекомые-вредители. |
|
|
55 |
3 |
Разведение и использование человеком пчел. Пасека. |
|
|
4 четверть Живая природа. Человек- 8 ч.
|
||||
56 |
1 |
Живая природа. Человек. Тело человека |
|
|
57 |
2 |
Органы человека
|
|
|
58 |
3 |
Голова и мозг человека.
|
|
|
59 |
4 |
Профилактика травматизма головного мозга |
|
|
60 |
5 |
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. |
|
|
61 |
6 |
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Экскурсия |
|
|
62 |
7 |
Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. |
|
|
63 |
8 |
Проверочная работа № 3 по теме «Человек» |
|
|
Изменения в природе летом -3 ч
|
||||
64 |
1 |
Лето. Занятия людей летом
|
|
|
65 |
2 |
Промежуточная аттестация
|
|
|
66 |
3 |
Растения и животные летом
|
|
|
Повторение – 2 ч
|
||||
67 |
1 |
Повторение пройденного материала по теме «Изменения в природе»
|
|
|
68 |
2 |
Повторение пройденного материала по теме «Неживая и живая природа» |
|
|
Материально-технические средства для реализации программы
Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др. ] М.: Просвещение
· Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. (А.А. Айдорбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др).- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. под редакцией В. В. Воронковой;
· Магнитная доска
· Персональный компьютер
· Ксерокс
· Мультимедийный проектор
· Экспозиционный экран
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.