Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО учителей заместитель директора по ВВВР директор школы
начальной школы ____________А. Г. Григорьева ________Л. Н. Прогонюк
Протокол № 4 от
«»___05___2021 г. «____»___________2021 г. «____»_________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
к программе внеурочной деятельности
«Истоки»
Возраст учащихся: 9 класс
Количество часов в год: 34 часа, 1 час в неделю
Педагог, реализующий программу: Рехлова Лилия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
г. Сургут
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
· Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
· Примерной программой «Истоки» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 9 класс», издательство «Истоки», 2012 год.;
· Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №32
· Учебным планом МБОУ СОШ №32 на 2021-2022 учебный год
Общая характеристика учебного курса
«Истоки-9» («В поисках Истины») является частью многолетнего учебного курса «Истоки», призванного присоединить ученика к социокультурному и духовному опыту российской цивилизации, к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа. Программа ставит также задачу воспитания уважения к другим культурам народов России и готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу отечественных традиций. Он призван сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, в воспитании деятельного, порядочного, совестливого и честного человека.
В основу курса «Истоки-9» положены фундаментальные нравственные ценности российской культуры и образа жизни. Они органично связаны с Евангельскими истинами, прежде всего с нравственными ориентирами Нагорной проповеди Христа, ставшими интегрирующим базисным контекстом мирового христианства, неотъемлемой частью которого является и русская культура. Именно их осмыслению и посвящен курс «Истоки» для 9 класса.
Главные цели курса:
· В образовательном отношении – уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;
· В воспитательном отношении – формирование чувства личной причастности к представленной системе жизненных установок, осознание неразрывности с духовно – нравственной традицией нашего народа;
· В личностно – развивающем отношении – утверждение жизненной позиции и ценностных ориентиров, основанных на многовековом опыте нашего народа.
Задачи курса:
· образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
· усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;
· показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;
· усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.
Курс внеурочной деятельности «Истоки» (9 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.
Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий,
Формы контроля: проверочные работы по темам, тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.
Основные виды учебной деятельности:
Регулятивные УУД: - принятие учебной цели; - выбор способов деятельности; - планирование организации контроля труда; - организация рабочего места; - выполнение правил гигиены учебного труда. |
Познавательные УУД: - сравнение; - анализ; - систематизация; - мыслительный эксперимент; - усвоение информации с помощью компьютера; - работа со справочной литературой; - работа с дополнительной литературой |
Коммуникативные УУД: - умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. - умение выделять главное из прочитанного; - слушать и слышать собеседника, учителя; - задавать вопросы на понимание, обобщение |
Личностные УУД: - самопознание; - самооценка; - личная ответственность; - адекватное реагирование на трудности |
Результаты обучения и усвоения содержания курса
Обучение учащихся по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Всеобщей истории;
· применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры, выражать свое отношение к ним.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
· сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах, выделяя сходство и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
· оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Содержание курса «Истоки» 9 класс
Введение (2 часа)
Различные взгляды на Истину. Истина как знание, как счастье, как Бог. Два типы культур: сотериологический («сотерио», греч. – спасение) и эвдемонический («эвдемония», греч. – счастье). Выбор пути к Истине – дело совести и свободы каждого.
Пути к Истине: взгляд человеческий (7 часов)
Любовь и семья. Мужские и женские миры. Любовь и влюбленность. Семья как подвиг во имя Истины. Как сбиваются с пути к Истине. Семья как Малая Церковь.
Слава и успех. Чем привлекательны успех и слава? Слава по достоинству, успех по заслугам. Слава незаслуженная, эгоистическая. Слава заслуженная, признанная. Слава Небесная, неугасающая. Границы и время славы.
Власть. «Поля власти» и ее возможности. Что соблазняет человека во власти. Лики власти. Власть без лика. Власть Слова и Духа. Всякая власть ответ Богу дает.
Богатство. Богатство, состояние и добро. Богатство дела. Добро добром оправдывают. Богатство слова. Богатство духа. Как богатством распорядиться и не ошибиться.
Знание. Мистика, религия, философия и наука – претенденты на познание Истины. Что знает и что не может знать человек. София – Премудрость Божия. Что требует от человека путь к Истине. Связь знаний с духовностью и нравственностью.
Радость и удовольствие. В чем радости мира сего? А в чем замысел Творца? Пути к радости могут стать путем к Истине. Как радость может обернуться в печаль? Что дают человеку радости и что от него отнимают. Как разглядеть радости истинные и ложные.
Духовная радость и спасение.
Духовная радость как желание и способность служить ближнему, высшим идеалам, Богу, противопоставляемая служению корысти, лично себе. Духовность – это вера. Радость духовная – к месту, ко времени и в меру. Радость духовная во время скорби.
Спасение как избавление от ложной, пошлой, слепой, извращенной, поверхностной жизни и приобщение к жизни полной, прекрасной, чистой. Спасаться как соборное деяние, в духовном обществе и через духовное общество.
Начало пути к Истине: неотмирные и плененные (8 часов)
Нищие духом и самоуверенные. Смирение как честное признание своего духовного несовершенства («нищеты»). Смирение не есть отчаяние или пессимизм, а нищета духовная не означает материальную бедность или душевную бездарность. «Нищий духом» может быть богатым и одаренным человеком. «Нищета духовная» как радостная надежда на помощь Божию в поисках Истины, на реальную возможность стать лучше. «Силен смирением, богат нищетою». Самоуверенность как вера и надежда только на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других, отказ от помощи Божией. Самоуверенность как шаг к беде или смешному положению, как путь от Истины. Излишняя неуверенность и безрассудная самоуверенность судьбы калечат.
Плачущие и самодовольные. Покаянное настроение как осуждение своих проступков и твердое намерение исправиться. Искренние слезы как благодатная сила покаяния. Покаяние и духовная радость, душевная легкость, сердечное утешение. Покаяние и Истина. Самодовольные – люди, уверенные в том, что все знают и ни в чем не сомневаются, всех поучают и проявляют по отношении к окружающим снисходительность. Уверенность в своей непогрешимости – путь от Истины.
Кроткие и тщеславные. Кротость – умиротворение, душевный мир и тихая радость. Кротость – путь к внутренней гармонии, согласию между мыслями, чувствами и желаниями. Кротость как отсутствие раздраженности и озлобленности. Кроткие люди как жертвы людей злонамеренных и властных. Уверенность кротких, что в будущей жизни они получат гораздо больше того, что могут потерять в этой по проискам дерзких людей. Кроткие наследуют «землю». Неосуждение. Тщеславие как бесцеремонность, вздорность, неумеренное славолюбие.
Правдолюбцы и приспособленцы. Правдолюбие как энергичное и деятельное стремление к Правде истинной. «Правда – свет разума». «Дело знай, а правду помни». Правдолюбие без любви делает человека критиканом. Приспособленцы как люди, маскирующие свои истинные взгляды и меняющие свои взгляды, привычки в зависимости от обстоятельств.
Дела на пути к Истине: деятели и дельцы (8 часов)
Утешители и жестокосердные. Чем утешаются люди мира сего? Утешители – настоящие друзья, которые могут успокоить и порадовать своими искренними чувствами. Природа, как врачеватель и утешитель наших душ. Одно из утешений – это утешать тех, которые находятся в еще более бедственном положении, чем мы сами. Ложные утешения – развлечения, спиртные напитки, курение, азартные игры и т.д., ибо они не дают душе прочного, длительного успокоения. Жестокосердие – это свойство сердца жестокого, жесткого, каменного. Жестокосердие по отношению к ближним, по отношению к своей семье – лишь продолжение и итог жестокосердия по отношению к Богу.
Благодетели и угнетатели. Милосердие как материальная помощь, прощение обид, посещение больных, утешение скорбящих, добрый совет, ласковое слово, молитва за ближнего и др. Быть благодетелем – значит совершать вереницу малозаметных и «ничтожных» дел. Умение не пренебрегать «малыми» добрыми делами. Истина в том, что великие планы остаются обычно не осуществленными, малые же добрые дела своим количеством к концу жизни собираются в значительный духовный капитал. Угнетение словом, делом и образом. Угнетать – теснить, обижать, «сживать со свету, не давать просвету».
Миротворцы и сеятели вражды. Множественность понятия «мир». Духовный смысл миротворчества. Масштабы миротворчества – семья, ближние, малая Родина, Отечество, Мир. Уровни миротворчества – дух, душа, тело. Мир как Истина. Недоброжелательство и зложелательство.
Труженики и живущие за счет других. Труд как естественное состояние человека. Труд как подвиг. Труд на общую пользу, труд по обету, труд во имя ближнего. «Без труда нет добра». «Скупой богач беднее нищего».
Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные (7 часов)
Чистые сердцем и окаменевшие. Деятельная любовь как очищение сердца от самолюбия и приближение человека к Истине. Люди, достигающие такого состояния духовной чистоты – преподобные Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы и многие другие святые Православной Церкви. Способность сердца видеть Истину духовными глазами. Не поступать по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Золотое правило – что себе желаешь от людей, то делай и людям. Окаменение сердца.
Беспокойные и равнодушные. Беспокойство как неугомонность, подвижность, живость, готовность придти на помощь ближнему. Деятельная любовь. Равнодушие сродни чувству сытости. Равнодушный – сытый и удовлетворенный, самоуспокоенный. Равнодушие – это чувство покоя, чувство душевного равновесия. Равнодушный хочет сохранить это состояние души и поэтому старается не замечать трудностей и проблем, несчастий и тревог. Равнодушие порождает наплевательство. Равнодушие порождает мечты и намерения, полностью оторванные от реальности. Равнодушие порождает самодовольство.
Гонимые за правду и малодушные. Требовать своих прав, справедливости – дело правды, жертвовать ими – это дело любви. Ненависть к праведникам и желание отомстить им за свои укоры совести – спутники истории. Малодушие – слабость духа, инфантильность и трусость. Отсутствие решительности, мужества, отчаяние и упадок духа. Малодушие – следствие действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние.
Заключение (2 часа)
Вера и рассудок. Мировоззрение – то, что делает человека человеком. Мир, радость, долготерпение, вера, любовь – идеалы Истины.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование учебной темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Пути к Истине: взгляд человеческий |
7 |
3 |
Начало пути к Истине: неотмирные и плененные |
8 |
4 |
Дела на пути к Истине: деятели и дельцы |
8 |
5 |
Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные |
7 |
6 |
Заключение |
2 |
|
|
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
9б |
|
Дата планируемая |
Дата корректировки |
||
Введение. 2 часа |
|||
1 |
Различные взгляды на Истину |
04.09 |
|
2 |
Выбор пути к Истине |
11.09 |
|
Пути к истине: взгляд человеческий – 7 ч. |
|||
3 |
Любовь и семья |
18.09 |
|
4 |
Слава и успех |
25.09 |
|
5 |
Власть |
02.10 |
|
6 |
Богатство |
09.10 |
|
7 |
Знание |
16.10 |
|
8 |
Радость и удовольствие |
23.10 |
|
9 |
Духовная радость и спасение |
30.10 |
|
Начало пути к Истине: неотмирные и плененные – 8 ч |
|||
10 |
Нищие духом и самоуверенные |
13.11 |
|
11 |
Нищие духом и самоуверенные |
20.11 |
|
12 |
Плачущие и самодовольные |
27.11 |
|
13 |
Плачущие и самодовольные |
04.12 |
|
14 |
Кроткие и тщеславные |
11.12 |
|
15 |
Кроткие и тщеславные |
18.12 |
|
16 |
Правдолюбцы и приспособленцы |
25.12 |
|
17 |
Правдолюбцы и приспособленцы |
15.01 |
|
Дела на пути к Истине: деятели и дельцы – 8 ч |
|||
18 |
Утешители и жестокосердные |
22.01 |
|
19 |
Утешители и жестокосердные |
29.01 |
|
20 |
Благодетели и угнетатели |
05.02 |
|
21 |
Благодетели и угнетатели |
12.02 |
|
22 |
Миротворцы и сеятели вражды |
19.02 |
|
23 |
Миротворцы и сеятели вражды |
26.02 |
|
24 |
Труженики и живущие за счёт других |
05.03 |
|
25 |
Труженики и живущие за счёт других |
12.03 |
|
Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные – 7 ч |
|||
26 |
Чистые сердцем и окаменевшие |
19.03 |
|
27 |
Чистые сердцем и окаменевшие |
26.03 |
|
28 |
Беспокойные и равнодушные |
09.04 |
|
29 |
Беспокойные и равнодушные |
16.04 |
|
30 |
Гонимые за правду и малодушные |
23.04 |
|
31 |
Гонимые за правду и малодушные |
30.04 |
|
32 |
Гонимые за правду и малодушные |
07.05 |
|
Заключение – 2 ч |
|||
33 |
Вера и рассудок |
14.05 |
|
34 |
Идеалы Истины |
21.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.