Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ от « ____» ________ 2023г. Руководитель МО __________Э.Р.Хайритдинова |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________Э.А.Азылгараева «____» ___________2023г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________Р.Р.Тюлегенов Приказ №____ от «____» ___________2023г.
|
Рабочая программа наставничества
над молодым специалистом
на 2023-2024 учебный год
Разработала Е.П Мелехина, учитель начальных классов
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Мелехина Елена Прокофьевна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ № 35» г. Стерлитамак
Педагогический стаж: 35 лет
Квалификационная категория: высшая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Латыпова Рузалина Фанисовна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ № 35» г. Стерлитамак
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категори
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
· новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
· различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
· необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
· вхождение в профессиональное образовательное пространство;
· профессиональное самоопределение;
· творческая самореализация;
· проектирование профессиональной карьеры;
· вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
· самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
· Принцип уважения и доверия к человеку.
· Принцип целостности.
· Принцип сотрудничества.
· Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
· Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
· Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
· Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
· Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым классным руководителем
Планирование и организация работы по предмету |
Планирование и организация воспитательной работы |
Работа со школьной документацией |
Контроль за деятельностью молодого специалиста |
СЕНТЯБРЬ |
|||
-Изучение рабочих программ по предметам УМК «Школа России» 1 класс; · Изучение методических рекомендаций и пособий; · Изучение документов по ФГОС НОО; · Индивидуальные консультации. · Помощь в проведении мероприятия по литературному чтению в рамках методической недели. |
· Планирование воспитательной работы с классом и родителями на 2023-2024 учебный год. · Определение тематики родительских собраний на 2023-2024 год.
|
· Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». |
|
ОКТЯБРЬ |
|||
· Современный урок, его анализ; · Составление конспектов к урокам. · Помощь в составлении индивидуальных заданий по русскому языку и математике, теста по окружающему миру и литературному чтению. · Урок русского языка в УМК «Школа России» 1 класс |
· Методика проведения родительских собраний. · Помощь в организации индивидуальных консультаций с родителями и проведении родительских собраний. · Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса. |
· Практикум по проверке классных работ, устных ответов, контрольных заданий. · Работа над каллиграфией учащихся. · Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе". |
· Посещение уроков; · Взаимопроверка тетрадей по русскому языку |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ |
|||
· Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей. · Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. · Урок математики в УМК «Школа России» 1 класс |
· Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе |
|
· Конспекты уроков по предметам. · Проверка выполнения программы. · Взаимопроверка тетрадей по математике. · Трудные вопросы в разделе по русскому языку |
ЯНВАРЬ |
|||
· Урок литературного чтения в УМК «Школа России» в 1 классе. · Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. |
|
|
· Ведение рабочих тетрадей по окружающему миру. · Трудные вопросы в разделе по русскому языку «Безударные гласные в корне имен существительных»
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
· Методы активизации познавательной деятельности учащихся; · Урок окружающего мира УМК «Школа России» в 1 класс |
· Индивидуальные беседы с родителями неуспевающих учащихся. |
· Мониторинг формирования УУД у младших школьников во вне урочной деятельности. |
· Взаимопроверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку Посещение администрацией уроков литературного чтения и окружающего мира |
МАРТ |
|||
· Помощь в составлении контрольных работ за 3 четверть по русскому языку и математике, теста по окружающему миру и литературному чтению. |
· Посещение молодым специалистом кл. часов, внекл. мероприятий учителей. |
· Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы |
|
АПРЕЛЬ |
|||
· Организация повторения в 1 классе. · Подготовка к итоговой промежуточной аттестации. |
· Подготовка отчета по воспитательной работе за год. · Составление характеристики классного коллектива. |
· Составление КИМов к итоговым контрольным работам. |
· Взаимопроверка тетрадей для контрольных работ по математики. · Помощь в подготовке учащихся к комплексной работе. |
МАЙ |
|||
· Организация проверки УУД у учащихся при переходе во2 класс. |
· Итоги воспитательной работы за год. |
· Оформление и заполнение отчетной документаци: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации; · Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. · Работа с личными делами учащихся класса. |
· Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.