Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации
Максима Пассар с.Найхин»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Н.В.Бельды.
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ с.Найхин ________ Глушанина О.Ф. Приказ № 160 от «31» августа 2023 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА «УНИКУМ»
Уровень образования (класс): начальное общее 1-4 классы
с.Найхин, 2023 г
1.Пояснительная записка.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Программа курса «УникУм» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и отражает цели и задачи основной образовательной программы МБОУ СОШ с.Найхин, введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Цель программы: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности; формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе освоения программы и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
Задачи программы:
· развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
· выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка;
· формирование системы метапредметных умений, расширение общего кругозора;
· формирование у младших школьников, включенных в школьное образовательное пространство, навыков социального взаимодействия для расширения познавательных интересов.
Программа «УникУм»» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС. Одной из главных идей новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, интеллектуальные тесты, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий, проектная деятельность.
Общая характеристика учебного курса
Программа курса «УникУм»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Место программы внеурочной деятельности «УникУм»» в учебном плане.
Программа курса «УникУм»» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в общем объеме 135 часов. Количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Программа предусматривает проведение занятий в форме интенсивов, так как рассчитана на событийные формы. Образовательные события согласно программе проводятся два раза в год, предусматривают 14-15 часов подготовки и 2-3 часа на проведение самого события.
Образовательное событие «Интеллектуальный марафон» проводится в 2 этапа. Первый этап: индивидуальный интеллектуальный марафон по естественно-математическому и филологическому направлениям. Второй этап – командные соревнования в виде интеллектуальной игры. Для проведения образовательного события «Интеллектуальный марафон «УникУм» издается положение, в котором описываются цели, задачи марафона, условия проведения, состав жюри, критерии оценивания работ, порядок награждения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
· Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
· Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
· Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
3.Содержание курса «УникУм»».
1 класс
1.Зеленая страничка. Викторина «Планета загадок». Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Знакомство с цветами радуги. Стихи о цветах. «Разноцветные» загадки. Конкурс загадок об осени. Загадки об осени. Конкурс загадок о природе. Животный мир пустыни. Викторина о животных и растениях пустыни. Викторина «В мире животных». Загадки о животных. 2.Логическая страничка. Логика. Составление логических цепочек. Обучение разгадыванию и составлению кроссвордов. Решение и составление тематических кроссвордов. Игра «Что изменилось?». Игры на внимание. Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок. 3. Познавательная страничка. Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. Кроссворды. Об истории появления часов. Загадки о времени и часах. Знакомство с древними животными – динозаврами. Экскурсия в краеведческий музей. Загадки в картинках. Ребусы. Игра-путешествие «Полет на Луну». Загадки о планетах. Творческая работа – изготовление модели Солнечной системы. 4. Занимательная страничка. Знакомство с геометрическим конструктором. Составление фигурок животных из геометрических фигур. Отгадывание и составление ребусов. Конкурс «Самый смекалистый». Математика – царица наук. Викторины. Математические задачи в стихах. Математические лабиринты. Прохождение лабиринтов на картинке. 5. Литературная страничка. Игра «Волшебные слова». Чтение «Волшебное слово» В. Осеевой. Загадки-задания о вежливых словах. Игры со словами. Игра «Закончи предложение». Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы. Игра «Путешествие в страну сказок». Конкурсы, загадки, занимательные задания по сказкам. 6. Проектная страничка. Мини-проекты: «Мой домашний питомец», «Мое хобби».
|
2 класс
1.Зеленая страничка. Игра «Экологическое лото». Путешествие по станциям. Загадки, экологические конкурсы и задания. КВН «Во саду ли, в огороде». Задания и загадки об овощах и ягодах. Народные приметы. Игровая программа «В мире насекомых». Кроссворд «Удивительные животные».
2.Логическая страничка. Игровая программа «Лабиринт загадок». Конкурсная программа «Отгадай-ка!». Отгадывание ребусов и шарад. Викторина «Удивительные превращения». Занимательные задания на развитие логического мышления. Головоломки со спичками.
3. Познавательная страничка. Познавательная игра «Чудесная шкатулка». Знакомство с народными ремеслами в игровой форме. Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий. Знакомство с историей появления транспорта. Викторина о транспортных средствах. «Азбука безопасности» - игра-путешествие. Экскурсия в ГАИ. Час игры «Путешествие во времени и пространстве».
4. Занимательная страничка. Турнир следопытов. Интеллектуальная игра. Конструирование из геометрических фигур. Лабиринты. Игра «Пятнашки». Кубик Рубика.
5. Литературная страничка. Устный журнал «Пословица всем углам помощница». Игра «В гостях у Феи сказочного леса». Чтение-обсуждение отрывков из сказок. Загадки о сказочных героях. Литературный кроссворд по сказкам. Путешествие в сказочную страну. КВН по сказкам Г.Х. Андерсена.
6. Проектная страничка. Мини-проекты: «Профессии моих родителей», «Моя малая родина».
7. Грамматическая страничка. Веселый диктант. Весёлая викторина «Самый, самый, самый….». Ребусы. Кроссворды. Путешествие по океану орфографических знаний. Игра-путешествие «Секреты орфографии». Из истории слов.
3 класс
1.Зеленая страничка. «Экотропа» - игра-путешествие по станциям и маршрутному листу. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Загадки и кроссворды о лесе. «Страна пернатых» - интересные факты о жизни пернатых. «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках.
2.Логическая страничка. Турнир Юных Эрудитов. Игра-соревнование «Умники и умницы». Занимательные задачи, задачи на логику, внимание. Аукцион знаний. Составление логических цепочек. Задания на нахождение общего, различий. Головоломки со спичками и бумагой.
3. Познавательная страничка. «Забытая старина» - турнир знатоков. Познавательная игра «Пословицы и поговорки в картинках». «На глубине океана» - знакомство с морскими обитателями. Экскурсия в океанариум. Познавательная игра-презентация о животных морей и океанов. Из истории вещей. История появления денег. По страничкам великих изобретений.
4. Занимательная страничка. Познавательная игра « Мир чисел». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям. Логогрифы. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. Головоломки. Танграм.
5. Литературная страничка. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Литературная игра-презентация по творчеству Шарля Перро. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям «По следам бременских музыкантов»
6. Проектная страничка. Мини-проекты: «История моей семьи», «Цветочные легенды».
7. Грамматическая страничка. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. Слова-пришельцы. Игра «Азбука».
4 класс
1.Зеленая страничка. Загадки природы. «Мир вокруг нас». Экскурсия в Сафари-парк. Викторина на знание окружающего мира «Удивительные растения». Просмотр видеофильмов. Видеовикторины. Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра». Микромир. Тайны микроскопа.
2.Логическая страничка. Игра «Продолжи логическую цепочку». Задания в стихах. Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. Игры на внимание. Веселый диктант. Игры с числами. Игры со спичками. Головоломка «Волшебный квадрат». Головоломка Пифагора.
3. Познавательная страничка. «Забытые профессии»-познавательная игра. Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. «Удивительное рядом» -тайны названия цветов. Великие изобретатели.
4. Занимательная страничка. «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. Конструирование из геометрических фигур. Математические головоломки. «Сочиняем математическую сказку» -творческий конкурс. Весёлая геометрия. Математическая карусель. Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки.
5. Литературная страничка. Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». «Где живет смех» - по страницам книг В.Драгунского. «Лесные истории» - по рассказам В.Бианки. Путешествие по страницам произведений Н.Носова.
6. Проектная страничка. Мини-проекты: «Мой город». «Школа будущего».
«Мои знаменитые земляки».
7. Грамматическая страничка. Словесные раскопки. История возникновения слов. Слова-пришельцы. Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова. «Фразеологическими тропами». Из истории фразеологизмов.
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
1 класс
№ |
Тема |
УУД |
|
Раздел 1. «Зеленая страничка» |
Личностные · определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); · в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные: Регулятивные УДД: · определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; · последовательность действий; · учиться высказывать свое предположение (версию); · учиться работать по предложенному педагогом плану; Познавательные УДД: · ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; · учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; Коммуникативные УДД: · учиться выражать свои мысли; · овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметные: · сравнивать предметы по заданному свойству; · устанавливать общие признаки; · определять последовательность действий; · наделять предметы новыми свойствами; · переносить свойства с одних предметов на другие
|
1. |
Викторина «Планета загадок». |
|
2. |
Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Знакомство с цветами радуги. Стихи о цветах. «Разноцветные» загадки. |
|
3. |
Конкурс загадок об осени. Загадки об осени. Конкурс загадок о природе. |
|
4. |
Животный мир пустыни. Викторина о животных и растениях пустыни. |
|
5. |
Викторина «В мире животных». Загадки о животных. |
|
|
Раздел 2. «Логическая страничка» |
|
6. |
Логика. Составление логических цепочек. |
|
7. |
Обучение разгадыванию и составлению кроссвордов. |
|
8. |
Решение и составление тематических кроссвордов |
|
9. |
Игра «Что изменилось?». Игры на внимание. |
|
10. |
Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок. |
|
|
Раздел 3. «Познавательная страничка» |
|
11. |
Ребусы. Игра-путешествие «Полет на Луну». Загадки о планетах. Творческая работа – изготовление модели Солнечной системы.Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. |
|
12. |
Кроссворды. Об истории появления часов. Загадки о времени и часах. |
|
13. |
«Из глубины веков» . Знакомство с древними животными – динозаврами. |
|
14-15. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
|
16-17
|
Игра-путешествие «Полет на Луну». Загадки о планетах. Ребусы. |
|
18. |
Творческая работа – изготовление модели Солнечной системы. |
|
|
Раздел 4. «Проектная страничка» |
|
19. |
Мини-проект «Мой домашний питомец» |
|
20. |
Мини-проект «Мое хобби». |
|
|
Раздел 5. «Занимательная страничка» |
|
21. |
Знакомство с геометрическим конструктором. Загадки о геометрических фигурах. Составление фигурок животных из геометрических фигур. |
|
22. |
Ребусы. Отгадывание и составление ребусов. Конкурс «Самый смекалистый». |
|
23. |
Математика – царица наук. Викторина. Математические задачи в стихах |
|
24. |
Математические лабиринты. Прохождение лабиринтов на картинке. |
|
|
Раздел 6. «Литературная страничка» |
|
25. |
Игра «Волшебные слова». Чтение «Волшебное слово» В. Осеевой. Загадки-задания о вежливых словах. |
|
26. |
Игры со словами. Игра «Закончи предложение». |
|
27. |
Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы |
|
28. |
Игра «Путешествие в страну сказок». |
|
29. |
Конкурсы, загадки, занимательные задания по сказкам. |
|
|
Раздел 7. Интеллектуальный марафон |
|
30-31. |
Индивидуальный тур |
|
32-33 |
Групповой тур |
2 класс
№ |
Тема |
УУД |
|
Раздел 1. «Зеленая страничка» |
Личностные: · учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; · учиться выражать свои мысли, аргументировать; · овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметные: Регулятивные УУД: · овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. · формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: · овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; · находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: · учиться выполнять различные роли в группе; · развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметные: · применять правила сравнения; · задавать вопросы; · находить закономерность в числах, фигурах и словах; · строить причинно-следственные цепочки; · упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; · находить ошибки в построении определений; · делать умозаключения.
|
1. |
Игра «Экологическое лото». |
|
2. |
Путешествие по станциям. Загадки, экологические конкурсы и задания. |
|
3. |
КВН «Во саду ли, в огороде». Задания и загадки об овощах и ягодах. Народные приметы. |
|
4. |
Игровая программа «В мире насекомых». Кроссворд «Удивительные животные». |
|
|
Раздел 2. «Логическая страничка» |
|
5. |
Игровая программа «Лабиринт загадок» |
|
6. |
Конкурсная программа «Отгадай-ка!». Отгадывание ребусов и шарад. |
|
7. |
Викторина «Удивительные превращения». Занимательные задания на развитие логического мышления. |
|
8. |
Головоломки со спичками. |
|
|
Раздел 3. «Познавательная страничка» |
|
9. |
Познавательная игра «Чудесная шкатулка». |
|
10. |
Знакомство с народными ремеслами в игровой форме. |
|
11. |
Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий. |
|
12. |
Знакомство с историей появления транспорта. Викторина о транспортных средствах. |
|
13. |
Экскурсия в ГАИ.
|
|
14. |
||
15. |
«Азбука безопасности» - игра-путешествие. |
|
16. |
Час игры «Путешествие во времени и пространстве». |
|
|
Раздел 4. «Проектная страничка» |
|
17. |
Мини-проект «Профессии моих родителей»
|
|
18. |
Мини-проект «Моя малая родина».
|
|
|
Раздел 5. «Занимательная страничка» |
|
19. |
Турнир следопытов. Интеллектуальная игра |
|
20. |
Конструирование из геометрических фигур. Лабиринты. |
|
21 |
Игра «Пятнашки». Кубик Рубика. |
|
|
Раздел 6. «Литературная страничка» |
|
22. |
Устный журнал «Пословица всем углам помощница». |
|
23. |
Игра «В гостях у Феи сказочного леса». Чтение-обсуждение отрывков из сказок. Загадки о сказочных героях. Литературный кроссворд по сказкам. |
|
24. |
Путешествие в сказочную страну. КВН по сказкам Г.Х. Андерсена. |
|
|
Раздел 7. «Грамматическая страничка» |
|
25. |
Веселый диктант. Путешествие по океану орфографических знаний. |
|
26. |
Игра-путешествие «Секреты орфографии». |
|
27. |
Весёлая викторина «Самый, самый, самый…». Веселые задания. Ребусы. Кроссворды. |
|
28. |
Из истории слов. |
|
|
Раздел 8. Интеллектуальный марафон |
|
29-31. |
Индивидуальный тур |
|
32-34 |
Групповой тур |
3 класс
№ |
Тема |
УУД |
|
Раздел 1. «Зеленая страничка» |
Личностные: · уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; · сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметные: Регулятивные УДД: · формировать умение планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей; · осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: · овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; · овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: · учиться выполнять различные роли в группе; · учиться аргументировать, доказывать; · учиться вести дискуссию. Предметные: · выделять свойства предметов; · обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; · сопоставлять части и целое для предметов и действий; · приводить примеры истинных и ложных высказываний; · приводить примеры отрицаний; · проводить аналогию между разными предметами; · рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
|
1. |
«Экотропа» - игра-путешествие по станциям и маршрутному листу. «Удивительные деревья». |
|
2. |
Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов» |
|
3. |
Загадки и кроссворды о лесе. |
|
4. |
«Страна пернатых» - интересные факты о жизни пернатых. |
|
5. |
«Удивительные деревья». Викторина на закрепление знаний о деревьях и кустарниках. |
|
|
Раздел 2. «Логическая страничка» |
|
6. |
Турнир Юных Эрудитов. Игра-соревнование «Умники и умницы». Занимательные задачи, задачи на логику, внимание. Аукцион знаний. Составление логических цепочек. Головоломки со спичками и бумагой.Турнир Юных Эрудитов. |
|
7. |
Игра-соревнование «Умники и умницы». |
|
8. |
Занимательные задачи, задачи на логику, внимание. Аукцион знаний. |
|
9. |
Составление логических цепочек. Задания на нахождение общего, различий. Головоломки со спичками и бумагой. |
|
|
Раздел 3. «Познавательная страничка» |
|
10. |
«Забытая старина» - турнир знатоков. По страничкам великих изобретений. |
|
11. |
Познавательная игра «Пословицы в картинках». |
|
12. |
«На глубине океана» - знакомство с морскими обитателями. |
|
13. |
Экскурсия в Океанариум. |
|
14. |
||
15. |
Из истории вещей. История появления денег |
|
16. |
Из истории вещей. Конкурс Почемучек. |
|
|
Раздел 4. «Проектная страничка» |
|
17. |
Мини-проект «История моей фамилии» |
|
18. |
Мини-проект «Цветочные легенды». |
|
|
Раздел 5. «Занимательная страничка» |
|
19. |
Познавательная игра « Мир чисел». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. |
|
20. |
Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям. Логогрифы. |
|
21 |
Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. |
|
22. |
Головоломки. Танграм. |
|
|
Раздел 6. «Литературная страничка» |
|
23. |
Познавательная игра «По страницам любимых книг». |
|
24. |
Литературная игра-презентация «По следам бременских музыкантов» по творчеству Шарля Перро. |
|
25. |
«Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям. |
|
|
Раздел 7. «Грамматическая страничка» |
|
26. |
Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. |
|
27. |
Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. |
|
28. |
Слова-пришельцы. Игра «Азбука». |
|
|
Раздел 8. Интеллектуальный марафон |
|
29-31. |
Индивидуальный тур |
|
32-34 |
Групповой тур |
4 класс
№ |
Тема |
УУД |
|
Раздел 1. «Зеленая страничка» |
Личностные: · развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; · формировать личностный смысл учения; · формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные: Регулятивные УДД: · осваивать способы решения проблем поискового характера; · определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; · осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД; · овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; · учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: · учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; · формировать мотивацию к работе на результат; · учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Предметные: · определять виды отношений между понятиями; · решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; · находить закономерность в окружающем мире и русском языке; · устанавливать ситуативную связь между понятиями; · рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
|
1. |
«Мир вокруг нас». Загадки природы. |
|
2. |
Экскурсия в Сафари-парк |
|
3. |
||
4. |
Микромир. Тайны микроскопа. |
|
|
Раздел 2. «Логическая страничка» |
|
5. |
Игра «Продолжи логическую цепочку». Шарады. |
|
6. |
Веселый диктант на внимание. Игры с числами. Игры со спичками. |
|
7. |
Ребусы. Составление анаграмм. Игра на внимание «Вставь нужное слово». |
|
8. |
Головоломка «Волшебный квадрат». Головоломка Пифагора. |
|
|
Раздел 3. «Познавательная страничка» |
|
9. |
«Забытые профессии». Познавательная игра. |
|
10. |
Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. |
|
11. |
«Удивительное рядом». Тайны названия цветов. |
|
12. |
Великие изобретатели. |
|
|
Раздел 4. «Проектная страничка» |
|
13. |
Мини-проект «Мой город» |
|
14. |
Мини-проект «Школа будущего»
|
|
15. |
Мини-проект «Мои знаменитые земляки».
|
|
|
Раздел 5. «Занимательная страничка» |
|
16. |
«Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. |
|
17. |
Конструирование из геометрических фигур. Веселая геометрия. |
|
18. |
«Сочиняем математическую сказку». Творческий конкурс. |
|
19. |
Математическая карусель. Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки. |
|
|
Раздел 6. «Литературная страничка» |
|
20. |
Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». |
|
21. |
«Где живет смех» -по страницам книг В.Драгунского. |
|
22. |
«Лесные истории» - по рассказам В.Бианки. |
|
23. |
Путешествие по страницам произведений Н.Носова |
|
|
Раздел 7. «Грамматическая страничка» |
|
24-25
|
Словесные раскопки. История возникновения слов. |
|
26. |
Слова-пришельцы. Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова |
|
27- 28 |
«Фразеологическими тропами». Из истории фразеологизмов |
|
|
Раздел 8. Интеллектуальный марафон |
|
29-31. |
Индивидуальный тур |
|
32-34 |
Групповой тур |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.
4. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
5. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
6. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
7. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
8. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
9. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384
13. «Вырежи и сложи» - игры-головоломки. З.А.Михайлова, Непомнящая Р.Л. «Народная асвета», Беларусь
14. «Гимнастика для ума» - книга для учащихся начальных классов. И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. «Экзамен», Москва, 2009
15. «Юным умникам и умницам» - О.Холодова. Москва, «РОСТ». 2007
Литература для учителя:
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
3. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
4. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», 1997.
5. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.