Рабочая программа непрерывного образования «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное развития личности школьника .
Оценка 4.8

Рабочая программа непрерывного образования «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное развития личности школьника .

Оценка 4.8
docx
16.02.2020
Рабочая программа непрерывного  образования  «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное   развития личности школьника .
ОБД.docx

 

 

 

 

 

Рабочая программа

непрерывного  образования

«Основы безопасного движения»

для 3 класса

направление социальное

 развития личности школьника .

 

 

 

                                                                 

 

 

 

2018-2019   учебный год

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка.

Рабочая программа «Основы безопасности движения» разработана  учителем начальных классов на основе  Региональной программы непрерывного образования «Основы безопасности движения», составленной   Гордеевой Н.В., заведующий лабораторией основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и экологии человека ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования; Волковой  И.Н., директор Государственного автономного учреждения Амурской области дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» г. Благовещенске.

Рабочая программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих  нормативных документах:

1.                Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.

2.                Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 

3.                Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

4.                Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

5.                Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

6.                Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10).

7.                Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

8.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9.                Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

10.            Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (действующая редакция, 2016).

11.            Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

12.            Целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2013-2020 годы» 

13.            Основной образовательной программы начального  общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тынды Амурской области от   29.08.2015. и Региональной программы непрерывного образования «Основы безопасности движения» автор Гордеева Н.В

14.             Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней  общеобразовательной школы №2 города Тынды от 29.08.2018 г.

 

 

Назначение программы  Программа «Основы безопасности движения» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения. При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности.

Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности.

 

Актуальность программы: для обучающихся знания правил дорожного движения – это проверка готовности к вступлению во взрослую жизнь.

           Программа «Основы безопасности движения» - прекрасная возможность пройти курс обучения навыкам и основам безопасности на дороге.

          Реализация программы «Основы безопасности движения» позволит изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.

           Отличительной особенностью программы является: программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

 

Место внеурочной деятельности в Учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Основы безопасного движения » для учащихся 3-х классов рассчитана на 36 часа учебного времени, в Учебном плане учебный год на данный курс предусмотрен 1 час в неделю.

 

Возрастная группа учащихся, на которых ориентирован курс. Программа курса ориентирована на обучающихся 3-х классов, возрастная группа 9-10 лет.

Цель программы: Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:

-        предупреждение опасного поведения юных участников движения;

-        совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах;

-        активизация познавательной деятельности школьников в данном направлении;

-        формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;

-        формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;

-        передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях;

-        в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.

 

Виды  деятельности: игровая,  познавательная.

Формы работы: теоритические занятия, практические занятия, соревнования,  обучающие игры.

 

2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса.

 Это:

- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;

- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- положительные качества личности и умение управлять  своими эмоциями в различных

нестандартных ситуациях и условиях;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных

целей;

- навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;

- навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;

- навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ);

- оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие

интересы в преодолении определённых трудностей.

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;

- умение определять способы  и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

 - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков.

 Это:

- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;

- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;

- умение самостоятельно оценить уровень сложности  конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;

- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;

- навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;

- умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;

- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;

- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся

3  класса по правилам и безопасному поведению на дорогах.

Учащиеся должны знать:

1.      .Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.

2.      Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.

3.      Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)

4.      Что такое остановочный путь и его составляющие.

5.      Что такое тормозной путь, как он определяется.

6.      Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

7.      Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.

8.      Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.

9.      Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.

10.  Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

11.  Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.

12.  Правила поведения пешеходов на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

13.  Правила пользования  общественным транспортом и другими видами транспорта.

14.  Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.

15.  Правила перехода через железнодорожные пути.

16.  Дорожные ситуации – ловушки.

 

Учащиеся должны уметь:

1.    Определять места перехода через проезжую часть.

2.    Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.

3.    Пользоваться общественным транспортом.

4.    Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.

5.    Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.

6.    Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

7.    Определять величину своего шага и скорость своего движения.

8.    Определять признаки движения автомобиля.

9.    Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по                      возможности избегать их.

 

3        Содержание курса

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Виды и  причины ДТП.

1

1

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

2

2

Движение пешеходов, их права и обязанности

1

1

Пешеход и его друзья

1

1

Виды транспортных средств и дорожное движение

1

1

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

1

1

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

2

2

Правила перехода через железнодорожный переезд.

2

2

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

1

1

Обязанности правила поведения  пассажиров в транспорте.

1

1

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

1

1

Я – велосипедист.

1

3

Термины и Понятия.

1

 

Итоговое занятие.

1

1

                                      Итого

17

17

  Всего

34

 

 

 

Содержание тем.

1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту.

2.  Как предвидеть  опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия, возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута.

3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара – по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это необходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении?

 4. У пешехода есть друзья – дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 

5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь.

6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения – специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей.

7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».

8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».   Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд.

9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса».  Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке.

10. Правила поведения  в общественном транспорте.  Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте.

11. Скейтборд, ролики, самокат – это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде.

12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка  нужна велосипедисту? Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку?

13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.

14.Итоговый урок.

 

 

 

4. Календарно-тематический план.

 

Тема

Кол-во часов

дата

план

факт

1

Виды и  причины ДТП.

1

05.09

 

2

Виды и  причины ДТП.

1

12.09

 

3

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

1

19.09

 

4

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

1

26.09

 

5

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

1

03.10

 

6

Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой.

1

10.10

 

7

Движение пешеходов, их права и обязанности

1

17.10

 

8

Движение пешеходов, их права и обязанности

1

24.10

 

9

Пешеход и его друзья

1

31.10

 

10

Пешеход и его друзья

1

07.11

 

11

Виды транспортных средств и дорожное движение

1

14.11

 

12

Виды транспортных средств и дорожное движение.

1

21.11

 

13

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

1

28.11

 

14

Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги

1

05.12

 

15

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

1

12.12

 

16

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

1

19.12

 

17

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

1

26.12

 

18

Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков.

1

16.01

 

19

Правила перехода через железнодорожный переезд.

1

23.01

 

20

Правила перехода через железнодорожный переезд.

1

30.01

 

21

Правила перехода через железнодорожный переезд.

1

06.02

 

22

Правила перехода через железнодорожный переезд.

1

13.02

 

23

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

1

20.02

 

24

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта.

1

27.02

 

25

Обязанности правила поведения  пассажиров в транспорте.

1

06.03

 

26

Обязанности правила поведения  пассажиров в транспорте.

1

13.03

 

27

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

1

20.03

 

28

Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде.

1

03.04

 

29

Я – велосипедист.

1

10.04

 

30

Я – велосипедист.

1

17.04

 

31

Я – велосипедист.

1

24.04

 

32

Я – велосипедист.

1

08.05

 

33

Термины и Понятия.

1

15.05

 

34

Итоговое занятие.

1

22.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004

2.     Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.

3.     Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

4.     Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.

5.     Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 160 с.

6.     Защитим детство! / Ред.сост. Л,И. Жук – МН.: Изд. ООО Красико – Пинт, 2001

7.     Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения. Журнал «Классный руководитель», 2007г, №5, с.108-139.

8.     Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.

9.     Комментарий к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D». Коллектив авторов: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. М.: Рецепт-Холдинг, 2008.

10. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005.

11. Ковалько В.И. игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2015.

 

 

ЛИТЕРАТУРА для учителя

1.  Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.  
2.  Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.
3.  Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 160 с.
4.  Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.
5.Рябовская А.В. Обучение детей безопасному поведению на дорогах  // Справочник классного руководителя. – 2007 . - № 8. – С. 15 – 18.
6.Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор – сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с. – (Классное руководство)
7. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.

8. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008

9. Шмундяк В.Л. Комментарии к правилам дорожного движения для образовательных учреждений, - Книга, М.: Центр Пропаганды, 2017

10. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа непрерывного образования «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное развития личности школьника

Рабочая программа непрерывного образования «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное развития личности школьника

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в

Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в…

Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в…

ИОТ); - оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей

ИОТ); - оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей

Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры) 2

Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры) 2

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта

Рассказать о появлении первого велосипеда в стране

Рассказать о появлении первого велосипеда в стране

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта

Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта

Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения»

Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения»

Рабочая программа непрерывного образования «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное развития личности школьника .

Рабочая программа непрерывного  образования  «Основы безопасного движения» для 3 класса направление социальное   развития личности школьника .
Скачать файл