Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение Вятский торгово-промышленный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.10У «ФИЗИКА»
основная профессиональная образовательная программа
образовательная программа среднего профессионального образования
программа подготовки специалистов среднего звена
специальность 22.02.06 Сварочное производство
Кирс
2021
Составитель: Конькова Ольга Николаевна, преподаватель
Техническая экспертиза: Шуплецова И.В., методист
Содержательная экспертиза: Сысолятина Е.Ю., председатель ПЦК
Рассмотрено и рекомендовано ПЦК общеобразовательных дисциплин
протокол №__ от _______2021 г.
©
© Конькова Ольга Николаевна, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) 4
2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 9
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА.. 24
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 27
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 30
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
1.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение разработки рабочей программы общеобразовательного учебного предмета
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета разработана на основе:
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство, утвержденного приказом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 21.04.2014 № 360;
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
– с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) (КРОМЕ АСТРОНОМИИ)
1.2. Область применения программы общеобразовательного
учебного предмета
Программа общеобразовательного учебного предмета «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство.
Рабочая программа предназначена для использования в учебном процессе очной формы обучения.
1.3. Место учебного предмета в структуре образовательной программы
Учебный предмет является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественно-научным профилем профессионального образования.
Учебный предмет относится к предметной области «Естественные науки».
Учебный предмет является предметом по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования углублённый.
Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Физика» на ступени основного общего образования.
В то же время учебный предмет «Физика» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебного предмета «Физика» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «Математика», «Информатика» (в соответствии с учебным планом).
Изучение учебного предмета «Информатика» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметные результаты:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
предметные результаты:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Освоение содержания учебного предмета «Информатика» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий |
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по профессии) |
Регулятивные УУД: • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и
формирование познавательной цели; Совокупность логических действий представляет собой: • сравнение конкретно-чувственных
и иных данных, определения общих признаков и составление классификации; Коммуникативные УУД: • планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной деятельности |
Объем часов по очной форме обучения, час |
Максимальная учебная нагрузка (всего): |
165 |
в том числе: |
|
объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по учебным занятиям |
117 |
самостоятельная работа обучающегося |
40 |
Консультации |
8 |
промежуточная аттестация |
|
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Профильное изучение общеобразовательного учебного предмета «Физика» осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальности для специальности 22.02.06 Сварочное производство.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов, час |
Формы текущего контроля |
Введение |
|
4 |
|
|
Содержание учебного материала:
|
4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. |
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно- научный метод познания, его возможности и границы применимости. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических величин. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. 2. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Физические законы. Границы применимости физических законов. Физические теории и принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура |
|
|
Раздел 1. Механика. Кинематика. Динамика. Законы сохранения в механике. Статика |
24+4 |
||
1.1. Кинематика точки и твёрдого тела |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): Предмет и задачи классической механики. 1.Механическое движение. Кинематические характеристики кинематического движения. Система отсчёта. 2.Способы описания движения. Модели тел и движений. 3.Траектория. Перемещение. Путь. 4.Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнения движения 5.Сложение скоростей 6.Мгновенная и средняя скорости 7.Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. 8.Свободное падение. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 9.Равномерное движение точки по окружности 10.Кинематика абсолютно твёрдого тела. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» Практическое занятие №2 «Решение задач по теме «Сложение скоростей» Практическое занятие №3 «Движение с постоянным ускорением» Практическое занятие №4 «Движение с постоянным ускорением свободного падения» Практическое занятие №5 «Кинематика твёрдого тела» Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности» Контрольная работа №1 «Кинематика точки» |
|
|
1.2. Законы механики Ньютона. |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Основное утверждение механики. Инерциальные системы отсчёта. 2.Взаимодействие тел. Сила. Масса. Единицы массы. Принцип суперпозиции сил. 3. Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. 4. Второй закон Ньютона. 5.Принцип суперпозиции сил. 6. Третий закон Ньютона. 7.Геоцентрическая система отсчёта 8.Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчёта |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Решение задач по теме «Второй закон Ньютона» Контрольная работа №2 «Законы механики Ньютона» |
|
|
1.3.Силы в механике |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Силы в природе 2.Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. 3.Сила тяжести на других планетах. 4.Первая космическая скорость. Движение небесных тел и их искусственных спутников 5.Вес. Невесомость 6.Деформация и силы упругости. Закон Гука 7. Силы трения. Силы сухого трения. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон всемирного тяготения» Практическое занятие №2 «Первая космическая скорость» Практическое занятие №3 «Силы упругости. Закон Гука» Практическое занятие №4 «Силы трения» Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины» Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» Контрольная работа №3 «Силы в механике» |
|
|
1.4. Законы сохранения в механике. |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Импульс материальной точки. Закон изменения и сохранения импульса. Импульс силы. 2.Механическая работа и мощность силы. 3.Энергия. Кинетическая энергия. 4.Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. 5.Потенциальная энергия 6.Закон изменения и сохранения энергии в механике 7.Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения 8.Основное уравнение динамики вращательного движения 9.Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела., вращающегося относительно неподвижной оси |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон сохранения импульса» Практическое занятие №2 «Кинетическая энергия и её изменение» Практическое занятие №3 «Закон сохранения механической энергии» Практическое занятие №4 «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела» Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии» Контрольная работа №4 «Законы сохранения в механике» |
|
|
1.5 Равновесие абсолютно твёрдых тел. |
Содержание учебного материала:
|
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твёрдого тела в инерциальной системе отсчёта. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Равновесие твёрдых тел» Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с проектами |
4 |
|
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. |
16+4 |
Выполнение практических работ. Выполнение лабораторных работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
|
2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. |
Содержание учебного материала:
|
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. 2. Экспериментальные доказательства МКТ. Броуновское движение. 3.Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. . |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Основные положения МКТ»
|
|
|
2.2. Молекулярно-кинетическая теория идеально газа |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов 2.Температура и тепловое равновесие. 3.Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. 4.Измерение скорости молекул газа. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа. |
2 |
|
|
Практическое занятие №1 «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов» Практическое занятие №2 «Энергия теплового движения молекул» Контрольная работа №5 «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» |
|
|
2.3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Уравнение состояния идеального газа. Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. 2.Газовые законы. |
4 |
|
|
Практическое занятие №1 «Уравнение состояния идеального газа» Практическое занятие №2 «Газовые законы» Практическое занятие №3 «Определение параметров газа по графикам изопроцессов» Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» Контрольная работа №6 «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» |
|
|
2.4.Взаимные превращения жидкостей и газов |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Насыщенный пар. 2.Давление насыщенного пара. 3.Влажность воздуха. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. |
2 |
|
|
Практическое занятие №1 «Насыщенный пар. Влажность воздуха»
|
|
|
2.5.Твёрдые тела |
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Кристаллические и аморфные тела |
2 |
|
2.6. Основы термодинамики |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. 2.Первый закон термодинамики 3.Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Адиабатный процесс. 4.Второй закон термодинамики 5. Принцип действия тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловых двигателей. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» Практическое занятие №2 «Первый закон термодинамики» Практическое занятие №3 «КПД тепловых двигателей» Контрольная работа №7 «Основы термодинамики» |
|
|
3.Основы электродинамики |
|
24+9 |
Выполнение практических работ. Выполнение лабораторных работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
3.1. Электростатика |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Предмет и задачи электродинамики. Электрический заряд и элементарные частицы. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения заряда. 2.Закон Кулона. Единица электрического заряда. 3.Близкодействие и действие на расстоянии 4. Электрическое поле. 5.Напряженность электрического поля. Силовые линии 6.Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. 7.Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. 8.Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. 9.Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности 10.Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор 11. Энергия электрического поля. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов
|
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон Кулона» Практическое занятие №2 «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей» Практическое занятие №3 «Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов» Практическое занятие №4 «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора» Контрольная работа №8 «Электростатика» |
|
|
3.2. Законы постоянного тока |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Постоянный электрический ток. Сила тока 2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление 3. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников 4. Работа и мощность постоянного тока 5.Электродвижущая сила 6.Закон Ома для полной цепи |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» Практическое занятие №2 «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи» Лабораторная работа №8 «Последовательное и параллельное соединение проводников» Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Контрольная работа №9 «Законы постоянного тока» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Применение магнитного поля в различных приборах. Работа с проектами |
5 |
|
3.3 Электрический ток в различных средах |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах. Электронная проводимость металлов 2.Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость 3.Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости 4.Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Полупроводниковые приборы. Транзисторы. 5.Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка 6.Электрический ток в жидкостях. Электролиз. 7.Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды 8.Плазма. Сверхпроводимость. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Электрический ток в различных средах» |
|
|
3.4. Магнитное поле |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. 2. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Магнитное поле проводника с током. 3.Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца 4.Магнитные свойства вещества |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Сила Ампера» Практическое занятие №2 «Сила Лоренца» Лабораторная работа №10 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» Контрольная работа №10 «Магнитное поле» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Принцип действия электродвигателя. Измерительные приборы. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
|
4 |
|
3.5. Электромагнитная индукция |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. 2.Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции 3.ЭДС индукции в движущихся проводниках. 4.Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока
|
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон электромагнитной индукции» Практическое занятие №2 «Самоиндукция. Энергия магнитного поля» Лабораторная работа №11«Изучение явления электромагнитной индукции» Контрольная работа №11 «Электромагнитная индукция» |
|
|
4. Колебания и волны |
|
20+4 |
Выполнение практических работ. Выполнение лабораторных работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
4.1. Механические колебания |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные колебания. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Гармонические колебания» Лабораторная работа №12 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Контрольная работа №12 «Механические колебания» |
|
|
4.2. Электромагнитные колебания |
Содержание учебного материала:
|
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Свободные электромагнитные колебания. 2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями 3. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Формула. Томсона. 4. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. 5. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока 6. Резонанс в электрической цепи 7. Автоколебания 8. Генератор переменного тока. Трансформатор 9. Производство, передача и потребление электрической энергии Элементарная теория трансформатора. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Гармонические электромагнитные колебания» Практическое занятие №2 «Переменный электрический ток» Практическое занятие №3 «Трансформатор. Передача электроэнергии» Контрольная работа №13 «Электромагнитные колебания» |
|
|
4.3. Механические волны |
Содержание учебного материала:
|
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Волновые явления. Характеристики волны. Поперечные и продольные волны.. 2. Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей волны. Энергия волны. 3.Звуковые волны 4.Интерференция, дифракция и поляризация механических волн |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Механические волны» Практическое занятие №2 «Интерференция и дифракция механических волн» |
|
|
4.4. Электромагнитные волны. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле Электромагнитная волна. 2.Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. 3. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. 4.Модуляция и детектирование 5.Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. 6. Распространение радиоволн. Радиолокация. 7.Понятие о телевидении. Принципы телевидения. 8. Понятие средств связи. Принципы радиосвязи. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Электромагнитные волны» Контрольная работа №13 «Электромагнитные волны» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с проектами |
4 |
|
5. Оптика |
|
12+2 |
Выполнение практических работ. Выполнение лабораторных работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
5.1. Световые волны |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Скорость света. 2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 3. Законы преломления света 4. Полное отражение света 5.Линзы. Построение изображений в линзе 6.Формулатонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы. 7. Волновые свойства света. Дисперсия света 8.Инерференция света. Когерентность. 9.Некоторые области применения интерференции 10.Дифркция света 11.Границы применимости геометрической оптики 12.Дифракционная решётка 13.Поперечность световых волн. Поляризация света. Практическое применение электромагнитных излучений. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения света» Практическое занятие №2 «Закон преломления света. Полное отражение света» Практическое занятие №3 «Линзы» Практическое занятие №4 «Интерференция и дифракция света» Лабораторная работа №8 «Измерение показателя преломления стекла» Лабораторная работа №9 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Лабораторная работа №10 «Измерение длины световой волны» Лабораторная работа №11 «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (СD)» Контрольная работа №14 «Световые волны» |
|
|
5.2. Элементы теории относительности |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Законы электродинамики и принцип относительности. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. 2.Постулаты теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. 3.Основные следствия из постулатов теории относительности 4.Элементы релятивистской динамики. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Элементы специальной теории относительности» Контрольная работа №15 «Элементы специальной теории относительности» |
|
|
5.3. Излучение и спектры |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Виды излучений. Источники света. 2. Спектры и спектральный анализ 3.Шкала электромагнитных волн |
|
|
|
Лабораторная работа №12 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с проектами |
2 |
|
6. Квантовая физика |
|
12+8 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
6.1. Световые кванты |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Предмет и задачи квантовой физики. Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. 2. Применение фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. 3.Фотоны. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. 4. Давление света. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Химическое действие света Соотношение неопределенностей Гейзенберга. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Световые кванты. Фотоэффект» Контрольная работа №16 «Световые кванты» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся. Применение фотоэффекта в технике.(проекты) |
4 |
|
6.2. Атомная физика |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Модели строения атома. Опыты Резерфорда 2. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. 3. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры. |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Атомная физика» Контрольная работа №17 «Атомная физика» |
|
|
6.3. Физика атомного ядра |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы 2.Обменная модель ядерного взаимодействия 3. Дефект массы и энергия связи ядра. 4.Радиоакивность 5.Виды радиоактивного излучения 6.Закон радиоактивного распада. Период полураспада 7. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц 8. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. 9. Деление ядер урана. Цепная реакция деления. 10. Ядерная энергетика. Ядерный реактор 11. Реакция синтеза. Термоядерный синтез. 12. Применение ядерной энергии 13. Изотопы. Получение и применение радиоактивных изотопов 14. Биологическое действие радиоактивных излучений |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Энергия связи атомных ядер» Практическое занятие №2 «Закон радиоактивного распада» Практическое занятие №3 «Ядерные реакции» Контрольная работа №18 «Физика атомного ядра» |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерная энергетика. |
4 |
|
6.4 Элементарные частицы |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Элементарные частицы. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия. 2. Открытие позитрона. Античастицы. 3. Лептоны. 4. Адроны. Кварки Ускорители элементарных частиц |
|
|
7. Астрономия |
|
5+4 |
Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий |
7.1. Солнечная система |
Содержание учебного материала:
|
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Видимые движения небесных тел. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Законы Кеплера 2. Система Земля-Луна 3. Солнечная система. Физическая природа планет и малых тел солнечной системы |
|
|
7.2. Солнце и звёзды |
Содержание учебного материала:
|
2 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1. Звезды и источники их энергии. Солнце. 2. Классификация звезд. Основные характеристики звёзд. 3. Внутреннее строение Солнца и звёзд. 4. Эволюция Солнца и звезд: рождение, жизнь и смерть звёзд |
|
|
7.3. Строение Вселенной |
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): 1.Млечный Путь – наша Галактика 2. Галактики 3. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная материя и темная энергия |
|
|
|
Практическое занятие №1 «Астрономия» |
|
|
7.4.Заключение |
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|
Тема урока (теоретическая подготовка): Единая физическая картина мира |
|
|
|
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся - Большие и малые планеты Солнечной системы. - Множество миров. Жизнь в других системах (рефераты, проекты) |
4 |
|
|
Дифференцированный зачёт |
6 |
|
|
Консультации |
8 |
|
Всего: |
|
165 |
|
2.3. Содержание профильной составляющей
Для специальности 22.02.06 Сварочное производство профильной составляющей являются следующие дидактические единицы:
Раздел/тема |
Дидактические единицы |
Кинематика точки и твёрдого тела |
1.Механическое движение. Система отсчёта. 2.Способы описания движения. 3.Траектория. Перемещение. Путь. 4.Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнения движения 5.Сложение скоростей 6.Мгновенная и средняя скорости 7.Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. 8.Движение с постоянным ускорением свободного падения 9.Равномерное движение точки по окружности 10.Кинематика абсолютно твёрдого тела. |
Законы механики Ньютона |
1.Основное утверждение механики 2.Сила. Масса. Единицы массы 3. Первый закон Ньютона. 4. Второй закон Ньютона. 5.Принцип суперпозиции сил. 6. Третий закон Ньютона. 7.Геоцентрическая система отсчёта 8.Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины. |
Силы в механике |
1.Силы в природе 2.Сила тяжести и сила всемирного тяготения 3.Сила тяжести на других планетах 4.Первая космическая скорость 5.Вес. Невесомость 6.Деформация и силы упругости. Закон Гука Силы трения. |
Законы сохранения в механике |
1.Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса 2.Механическая работа и мощность силы. 3.Энергия. Кинетическая энергия. 4.Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. 5.Потенциальная энергия 6.Закон сохранения энергии в механике 7.Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения 8.Основное уравнение динамики вращательного движения 9.Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела., вращающегося относительно неподвижной оси |
Равновесие абсолютно твёрдых тел |
1.Равновесие тел. |
Основы молекулярно-кинетической теории |
1. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. 2.Броуновское движение. 3.Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел |
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа |
1.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. 2.Температура и тепловое равновесие 3.Определение температуры. Энергия теплового движения молекул 4.Измерение скорости молекул газа |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. |
1.Уравнение состояния идеального газа 2.Газовые законы |
Взаимные превращения жидкостей и газов |
1.Насыщенный пар. 2.Давление насыщенного пара. 3.Влажность воздуха |
Твёрдые тела |
1. Кристаллические и аморфные тела |
Основы термодинамики |
1. Внутренняя энергия системы. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. 2. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. 3. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. 4. Тепловые двигатели. Охрана природы. |
Электростатика |
1. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда. 2.Закон Кулона. Единица электрического заряда. 3.Близкодействие и действие на расстоянии 4. Электрическое поле. 5.Напряженность электрического поля. Силовые линии 6.Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей. 7.Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. 8.Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. 9.Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности 10.Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор 11. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. |
Законы постоянного тока |
1. Электрический ток. Сила тока 2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление 3. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников 4. Работа и мощность постоянного тока 5.Электродвижущая сила 6.Закон Ома для полной цепи |
Электрический ток в различных средах |
1. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов 2.Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость 3.Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости 4.Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы 5.Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка 6.Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза 7.Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды 8.Плазма |
Магнитное поле |
1. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. 2.Сила Ампера 3.Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца 4.Магнитные свойства вещества |
Электромагнитная индукция |
1.Электромагнитная индукция. Магнитный поток. 2.Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции 3.ЭДС индукции в движущихся проводниках. 4.Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока |
Механические колебания |
1. Свободные колебания. 2. Гармонические колебания 3. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс |
Электромагнитные колебания |
1. Свободные электромагнитные колебания. 2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями 3.Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула. Томсона 4. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. 5. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока 6. Резонанс в электрической цепи 7. Автоколебания 8. Генератор переменного тока. Трансформатор 9. Производство, передача и потребление электрической энергии |
Механические волны |
1. Волновые явления. Характеристики волны 2. Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей волны 3.Звуковые волны 4.Интерференция, дифракция и поляризация механических волн |
Электромагнитные волны |
1. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. 2.Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. 3. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. 4.Модуляция и детектирование 5.Свойства электромагнитных волн 6.Распросранение радиоволн. Радиолокация. 7.Понятие о телевидении. 8.Понятие средств связи. |
Световые волны |
1. Скорость света. 2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 3. Законы преломления света 4. Полное отражение света 5.Линзы. Построение изображений в линзе 6.Формулатонкой линзы. Увеличение линзы 7.Дисперсия света 8.Инерференция света 9.Некоторые области применения интерференции 10.Дифркция света 11.Границы применимости геометрической оптики 12.Дифракционная решётка 13.Поперечность световых волн. Поляризация света |
Элементы теории относительности |
1. Законы электродинамики и принцип относительности 2.Постулаы теории относительности 3.Основные следствия из постулатов теории относительности 4.Элементы релятивистской динамики |
Излучение и спектры |
1. Виды излучений. Источники света. 2. Спектры и спектральный анализ 3.Шкала электромагнитных волн |
Световые кванты |
1. Фотоэффект. 2. Применение фотоэффекта 3.Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм 4. Давление света. Химическое действие света |
Атомная физика |
1. Строение атома. Опыты Резерфорда 2. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору 3.Лазеры |
Физика атомного ядра |
1. Строение атомного ядра. Ядерные силы 2.Обменная модель ядерного взаимодействия 3.Энергия связи атомных ядер 4.Радиоакивность 5.Виды радиоактивного излучения 6.Закон радиоактивного распада. Период полураспада 7. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц
|
Элементарные частицы |
1. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. 2. Открытие позитрона. Античастицы. 3. Лептоны. 4. Адроны. Кварки |
2.4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации |
Механика. Кинематика |
Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы. |
Законы сохранения в механике |
Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения. |
Основы молекулярной физики и термодинамики. Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ |
Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ. |
Основы термодинамики |
Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики» |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел. |
Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов.
|
Электродинамика. Электростатика. |
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей |
Постоянный ток |
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей |
Магнитные явления |
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину |
Колебания и волны. Механические колебания |
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний. |
Упругие волны |
Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека. |
Электромагнитные колебания |
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. |
Электромагнитные волны |
Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. |
Оптика. Природа света |
Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа |
Волновые свойства света |
Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений. |
Элементы квантовой физики. Квантовая оптика.
|
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерциальность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики. |
Физика атома |
Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера. |
Физика атомного ядра |
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. |
Эволюция Вселенной. Строение и развитие Вселенной. |
Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы |
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной Системы. |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Успешное освоение учебного предмета предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. Обучающийся обязан посещать уроки, в том числе практические, лабораторные занятия, получать консультации преподавателя и выполнять внеаудиторную (самостоятельную) работу.
Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий осуществляется преподавателем исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения предмета, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация учебного процесса предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
Изучение предмета следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделить целям, задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Главной задачей урока является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Содержание урока определяется настоящей рабочей программой предмета.
Урок предполагает систематическое устное изложение учебного материала. На них обучающийся получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Теоретический материал урока обычно носит проблемный характер и нацелен на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, кроме того он способствуют формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Предполагается, что обучающиеся приходят на урок, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Часто обучающимся трудно разобраться с дискуссионными вопросами, дать однозначный ответ. Преподаватель, сравнивая различные точки зрения, излагает свой взгляд и нацеливает их на дальнейшие исследования и поиск научных решений. После урока желательно вечером перечитать и закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает. При работе с конспектом урока необходимо отметить материал, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю.
Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися теоретических вопросов, рассмотренных на уроках и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала; применение теоретических знаний в реальной практике решения задач; восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.
Практические (лабораторные) занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки определяются преподавателем, ведущим занятия.
На практических (лабораторных) занятиях под руководством преподавателя обучающиеся обсуждают дискуссионные вопросы, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания, выполняют практические (лабораторные) задания и т.п. Для успешного проведения практического (лабораторного) занятия обучающемуся следует тщательно подготовиться.
Основной формой подготовки обучающихся к практическим (лабораторным) занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными и т.п.
Изучив конкретную тему, обучающийся может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на занятии задать их преподавателю. Практические (лабораторные) занятия предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу и развить навыки публичного ведения дискуссий и общения, сформировать определенные навыки и умения и т.п.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий (изучение учебной и научной литературы, материалов уроков, систематизацию прочитанного материала, подготовку контрольной работы, решение задач и т.п.), которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемого предмета. Самостоятельная работа по учебному предмету осуществляется в различных формах (например: создание проектов по различной тематике).
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно либо группой и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Результатом самостоятельной работы должно стать формирование у обучающегося определенных знаний, учебных действий.
Система оценки качества освоения учебного предмета включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по предмету.
При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущего контроля в течение семестра.
Процедура оценивания результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе действующего Положения об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Для приобретения требуемых компетенций, хороших знаний и высокой оценки по предмету обучающимся необходимо выполнять все виды работ своевременно в течение семестра.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Образовательные технологии
При реализации учебного предмета используются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач.
1. Игровая технология. Позволяет активизировать и интенсифицировать учебный процесс, осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных предметов, знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе, сокращение времени накопления опыта.
2. Проектная технология. Преимущества работы над проектом: модель производственной деятельности, возможность получения практически-полезного продукта при групповой работе над проектом, стимулирование к самообучению, возможность проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель).
4.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета: рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
1. Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты).
2. Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты).
3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).
4.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)
5. Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов (наборы оборудования по всем темам курса физики)
6. Модели
7. Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)
Технические средства обучения: ПК, проектор.Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
4.3. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
1. Мякишев, Буховцев «Физика 10 класс», «Физика 11 класс», 2018
2. Н.А. Парфентьева «Сборник задач по физике» 10-11 класс, М, Просвещение, 2017
Дополнительная литература
1. В.А.Касьянов «Физика 10 класс», «Физика 11 класс»,2015г.
2. Мякишев, Синяков «Физика для углублённого изучения»
Электронные информационные ресурсы
Направление |
Краткая аннотация. Адрес |
Физика вокруг нас |
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm |
Физика в анимациях |
Десять анимаций по основным разделам физики. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm |
Тесты по физике |
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана. http:// physics-regelman.com/ |
Чудеса своими руками |
Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator.nагоd.ги/cont/html |
Новости науки |
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/index.html |
Наука в «Русском переплете» |
Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/
|
Новости физики |
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.http://www.ufn.ru/ru/news/ |
Элементы.Ру |
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html |
Наука и техника, электронная библиотека |
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.http://n-t.ru/ |
Известия науки |
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/ |
Наука и жизнь в иностранной прессе |
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science |
Журнал «Квант» |
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант». http://kvanr.info/ |
Журнал «Потенциал» |
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей. http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome |
Журнал «Наука и жизнь» |
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.http://www.nkj.ru/ |
Энциклопедия «Кругосвет» |
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.http://www.krugosvet.ru/ science.htm |
Словари и энциклопедии на Академике |
Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php |
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ |
email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; − сформированность умения решать физические задачи; − сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; − сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
|
- устный опрос; - тестирование по теме; -
выполнение индивидуальных проектных заданий; -лабораторные работы -опрос
по индивидуальным заданиям |
Приложение 1
Темы проектов в соответствии с требованиями ФГОС СОО
№п/п |
Тема индивидуального проекта |
1. 2.
3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25.
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34.
35. 36. 37. 38.
39. 40. 41. 42. 43. 44.
45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70.
71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. |
Александр Григорьевич Столетов — русский физик. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио. Альтернативная энергетика. Акустические свойства полупроводников. Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики. Асинхронный двигатель. Астероиды. Астрономия наших дней. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов. Бесконтактные методы контроля температуры. Биполярные транзисторы. Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель. Величайшие открытия физики. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека. Влияние дефектов на физические свойства кристаллов. Вселенная и темная материя. Галилео Галилей — основатель точного естествознания. Голография и ее применение. Движение тела переменной массы. Дифракция в нашей жизни. Жидкие кристаллы. Законы Кирхгофа для электрической цепи. Законы сохранения в механике. Значение открытий Галилея. Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники. Исаак Ньютон — создатель классической физики. Использование электроэнергии в транспорте. Классификация и характеристики элементарных частиц. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой. Конструкция и виды лазеров. Криоэлектроника (микроэлектроника и холод). Лазерные технологии и их использование. Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель. Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции). Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле. Макс Планк. Метод меченых атомов. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц. Методы определения плотности. Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист. Модели атома. Опыт Резерфорда. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов. Молния — газовый разряд в природных условиях. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия. Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира. Нильс Бор — один из создателей современной физики. Нуклеосинтез во Вселенной. Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики. Оптические явления в природе. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости. Переменный электрический ток и его применение. Плазма — четвертое состояние вещества. Планеты Солнечной системы. Полупроводниковые датчики температуры. Применение жидких кристаллов в промышленности. Применение ядерных реакторов. Природа ферромагнетизма. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин. Производство, передача и использование электроэнергии. Происхождение Солнечной системы. Пьезоэлектрический эффект его применение. Развитие средств связи и радио. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины. Реликтовое излучение. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение. Рождение и эволюция звезд. Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики. Свет — электромагнитная волна. Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники. Силы трения. Современная спутниковая связь. Современная физическая картина мира. Современные средства связи. Солнце — источник жизни на Земле. Трансформаторы Ультразвук (получение, свойства, применение). Управляемый термоядерный синтез. Ускорители заряженных частиц. Физика и музыка. Физические свойства атмосферы. Фотоэлементы. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта. Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма. Черные дыры. Шкала электромагнитных волн. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. Эмилий Христианович Ленц — русский физик. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.