Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района
Рассмотрено на заседании МО «Согласовано» заместитель «Утверждаю» директор школы
естественно-математического цикла директора по УВР __________ _________________Буравлев А.В.
Протокол №___ «___»_______2019г. ___________Федоренко С.В Приказ №__________
Председатель МО ___________Васина И.В. «___»______________ 2019г. «___»________________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: ОБЖ
класс: 6
количество часов в год, в неделю:35 часов, 1час
учитель: Романенко Ю.С.
Программа разработана
на основе программы ОБЖ. 5-6 класс Виноградовой Н.Ф. ,
Смирнова Д.В. , Сидоренко
Л.В. , Таранина А.Б. ,. - М.: Вентана – Граф, 2015 г.
2019 -- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г., программы Н.Ф. , Смирнова Д.В. , Сидоренко Л.В. , Таранина А.Б.Основы безопасности и жизнедеятельности. Программа 5-6 класс. ФГОС. - М.: Вентана – Граф, 2015 г.
Программа адресована обучающимся 5 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 2» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс ОБЖ на ступени основного общего образования.
Программа ориентирована на использование УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф. , Смирнова Д.В. , Сидоренко Л.В. , Таранина А.Б. ,. - М.: Вентана – Граф, 2015 г. Учебник «ОБЖ. 5-6 класс» Виноградовой Н.Ф. , Смирнова Д.В. , Сидоренко Л.В. , Таранина А.Б. ,. - М.: Вентана – Граф, 2015 г. Рабочие программы. программы Н.Ф. , Смирнова Д.В. , Сидоренко Л.В. , Таранина А.Б.Основы безопасности и жизнедеятельности. Программа 5-6 класс. ФГОС. - М.: Вентана – Граф, 2015
В соответствии с учебным планом МБОУ «Супоневская СОШ № 2» Брянского района, Федеральным базисным (образовательным) учебным планом основного общего образования, примерными программами основного общего образования предмет «ОБЖ» изучается с 5 по 9 класс. Общий объем –174 часа, из них в 5 классе - 35 часов, в 6 классе -35 часов, в 7 классе - 35 часов, в 8 классе - 35 часов, в 9 классе - 34 часа.
Рабочая программа по ОБЖ в 6 классе МБОУ «Супоневская СОШ № 2» предусматривает обязательное изучение ОБЖ на этапе основного общего образования в объёме 35 ч. (1 ч. в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Система оценки достижений обучающихся в 5 – 9 классах производится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Супоневская СОШ №2» Брянского района».
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по ОБЖ предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения ОБЖ в шестом классе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЖ
Личностными результатами обучения в 5~6 классах являются:
• осознание важности здорового образа жизни;
• соблюдение правил здорового образа жизни;
• соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
и способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности;
я способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
• быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
а анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
• сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
• планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;
• обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций,
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
· расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
· использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
№ п/п |
Характер контрольных мероприятий в классе |
Количество |
1. |
Практические работы
|
7 |
2. |
Итоговое тестирование |
1 |
2. |
Проекты (по выбору): 1.Мы за ЗОЖ... Я за ЗОЖ... А ты? 2.Я и компьютер. 3.Состояние окружающей среды в районе школы. 4.Социальная среда моего класса. 5.Есть над чем подумать. 6.Наркотики — путь в никуда. 8.Легко ли быть уравновешенным. 9.Учимся управлять эмоциями. 10.Сам себе я помогу, я здоровье сберегу. 11.Понять бы этих взрослых. 12.Мотивы общения подростков.
|
12 |
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5— 6 класса содержит следующие разделы.
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя
Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.
Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка.
Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.
Школьная жизнь
Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.
Правила поведения в школе.. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
На игровой площадке
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
На природе
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.
Туристический поход: радость без неприятностей
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе; оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусствен-нога дыхания; составление режима для многодневного туристического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность по темам
ü «Органы чувств человека»,
ü «Курить — здоровью вредить»,
ü «Экскурсия в природу»1.
Ведущие содержательные линии программы соответствуют разделам учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—6 класса2.
Во введении к учебнику обсуждается необходимость изучения курса ОБЖ и роль полученных знаний и приобретённых на занятиях по этому предмету умений в правильной организации жизни человека.
При изучении раздела «Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя» обсуждается проблема зависимости здоровья и благополучия человека от знания индивидуальных и типологических особенностей организма.
Изучаются правила поведения, обеспечивающие нормальную работу систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной), а также даются рекомендации по соблюдению принципов рационального питания, движения и гигиены.
В разделе «Мой безопасный дом» содержится информация о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, которые могут возникнуть в доме, в школе при нарушении правил поведения и техники безопасности.
В разделе «Школьная жизнь» рассматривается две проблемы. День школьника начинается с дороги, поэтому учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения и рассматривают опасные ситуации, участниками которых могут стать пешеход и пассажир. Особое внимание уделяется поведению учащихся в школе и на пришкольной территории, выбору безопасных способов разрешения возможных конфликтов.
В разделе «На игровой площадке» излагаются правила поведения на игровой площадке. Обсуждается проблема выбора досуговых занятий в зависимости от погоды (времени года, температуры воздуха, ветра, осадков) и индивидуальными интересами детей.
Изучая раздел «На природе», школьники знакомятся с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во время прогулок в лес, к водоёму, при встрече с животными и др.
В разделе «Туристический поход: радость без неприятностей» изучаются правила организации и проведения походов, которые обеспечивают безопасность для здоровья и жизни туристов. Излагаются требования, предъявляемые к снаряжению юного путешественника и уходу за ним в походе,
В разделе «Когда человек сам себе враг» раскрываются проблемы, возникающие у человека, имеющего вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков. Особое внимание уделяется проблеме возникновения острого чувства опасности перед их пагубными последствиями для здоровья человека.
В каждом разделе учебника, кроме основного содержания, есть рубрики: «Знаешь ли ты себя», «Медицинская страничка», «Практическая работа», «Для любознательных». Их содержание позволяет организовать разнообразную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Содержание учебника, методический аппарат и структура средств обучения:
· обеспечивают организацию учебного диалога, позволяют рассмотреть на конкретных примерах особенности поведения в неординарных ситуациях
· отражают основное содержание текстов учебника в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки);
· обеспечивают последовательное введение новых терминов и понятий (текстовое объяснение; наличие словарика).
Подбор содержания и организация обучения с предлагаемым учебником позволяют реализовать требования стандарта и достичь планируемых результатов обучения.
Основное содержание программы за 6 класс
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности».
На игровой площадке
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
На природе
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.
Туристический поход: радость без неприятностей
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе; оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусствен-нога дыхания; составление режима для многодневного туристического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность по темам
ü «Органы чувств человека»,
ü «Курить — здоровью вредить»,
ü «Экскурсия в природу»1.
Ведущие содержательные линии программы соответствуют разделам учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—6 класса2.
Во введении к учебнику обсуждается необходимость изучения курса ОБЖ и роль полученных знаний и приобретённых на занятиях по этому предмету умений в правильной организации жизни человека.
При изучении раздела «Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя» обсуждается проблема зависимости здоровья и благополучия человека от знания индивидуальных и типологических особенностей организма.
Изучаются правила поведения, обеспечивающие нормальную работу систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной), а также даются рекомендации по соблюдению принципов рационального питания, движения и гигиены.
В разделе «Мой безопасный дом» содержится информация о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, которые могут возникнуть в доме, в школе при нарушении правил поведения и техники безопасности.
В разделе «Школьная жизнь» рассматривается две проблемы. День школьника начинается с дороги, поэтому учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения и рассматривают опасные ситуации, участниками которых могут стать пешеход и пассажир. Особое внимание уделяется поведению учащихся в школе и на пришкольной территории, выбору безопасных способов разрешения возможных конфликтов.
В разделе «На игровой площадке» излагаются правила поведения на игровой площадке. Обсуждается проблема выбора досуговых занятий в зависимости от погоды (времени года, температуры воздуха, ветра, осадков) и индивидуальными интересами детей.
Изучая раздел «На природе», школьники знакомятся с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во время прогулок в лес, к водоёму, при встрече с животными и др.
В разделе «Туристический поход: радость без неприятностей» изучаются правила организации и проведения походов, которые обеспечивают безопасность для здоровья и жизни туристов. Излагаются требования, предъявляемые к снаряжению юного путешественника и уходу за ним в походе,
В разделе «Когда человек сам себе враг» раскрываются проблемы, возникающие у человека, имеющего вредные привычки: курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков. Особое внимание уделяется проблеме возникновения острого чувства опасности перед их пагубными последствиями для здоровья человека.
В каждом разделе учебника, кроме основного содержания, есть рубрики: «Знаешь ли ты себя», «Медицинская страничка», «Практическая работа», «Для любознательных». Их содержание позволяет организовать разнообразную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Содержание учебника, методический аппарат и структура средств обучения:
· обеспечивают организацию учебного диалога, позволяют рассмотреть на конкретных примерах особенности поведения в неординарных ситуациях
· отражают основное содержание текстов учебника в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки);
· обеспечивают последовательное введение новых терминов и понятий (текстовое объяснение; наличие словарика).
Подбор содержания и организация обучения с предлагаемым учебником позволяют реализовать требования стандарта и достичь планируемых результатов обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во час. |
Виды контроля |
Дата план |
Дата факт |
1 |
Введение |
1 |
Отсроченный. Фронтальный. |
|
|
2 |
Подготовка к прогулке. |
1 |
Отсроченный. Фронтальный. Выполнение задач |
|
|
3 |
На игровой площадке. |
1 |
Текущий. Фронтальный. Создание рисунка по определённым параметрам. |
|
|
4 |
На игровой площадке. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
5 |
Учимся оказывать помощь. |
1 |
Текущий. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. Схема. Таблица. |
|
|
6 |
Встреча с животным. |
1 |
Текущий. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. Планирование.. |
|
|
7 |
Ориентирование. |
1 |
Тематический. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. |
|
|
8 |
Ориентирование. |
1 |
Тематический. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. |
|
|
9 |
Ориентирование. |
1 |
Тематический. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. |
|
|
10 |
Ориентирование. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
11 |
Правила поведения на экскурсии. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
12 |
Если встретилась опасность. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
13 |
На водоёме. |
1 |
Тематический. Индивидуальный, групповой. Выполнение заданий. |
|
|
14 |
На водоёме. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
15 |
Проектная деятельность |
1 |
Текущий. Групповой. Выполнение заданий. |
|
|
16 |
Проектная деятельность |
1 |
Текущий. Групповой. Выполнение заданий. |
|
|
17 |
Урок 17. Резерв |
1 |
Текущий. Групповой. |
|
|
18 |
Любим ли мы туристические походы. |
1 |
Текущий. Групповой. |
|
|
19 |
Любим ли мы туристические походы. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
20 |
Правила организации безопасного похода. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
21 |
Правила организации безопасного похода. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
22 |
Походная аптечка. |
1 |
Текущий. Групповой. Выполнение заданий. |
|
|
23 |
Походная аптечка. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
24 |
Режим дня в туристическом походе. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
25 |
Походная еда. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
26 |
Первая помощь пострадавшему в походе. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
27 |
Когда человек сам себе враг. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
28 |
Вред алкоголя. |
1 |
Текущий. Групповой. Выполнение заданий. |
|
|
29 |
Вред алкоголя. |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
30 |
Вред курения. |
1 |
Текущий. Групповой. Выполнение заданий. |
|
|
31 |
Проектная деятельность. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
32 |
Обобщение пройденного |
1 |
Итоговый. Фронтальный. |
|
|
33 |
Беседа о правилах поведения во время летних каникул на воде, дороге и в быту. |
1 |
Тематический. Индивидуальный. Выполнение заданий. |
|
|
34 |
Резерв |
1 |
|
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
|
|
Лист корректировки внесений изменений в рабочую программу
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист корректировки
тематического планирования
ПО ОБЖ
в 6 классе за 2019– 2020 учебный год
Предмет |
Класс |
Триместр |
Количество часов |
Причины отставаний |
||
План |
Факт |
От. |
||||
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.