Планируемые результаты освоения предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»[1]
Предметная область ОДНКНР ориентирована на формирование личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.[2]
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.[3]
Предметные результаты
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметные результаты могут быть уточнены и дополнены с учетом предметных результатов предметных областей, включенных образовательной организацией в интегрированную программу курса ОДНКНР.
Например:
Предметная область «Русский язык и литература
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Предметная область «Родной язык и родная литература»
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметная область «Иностранные языки»
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Предметная область «Искусство»
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа интегрированного курса «Мурманская область – родина моя» разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015), в целях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». За основу программы взята Примерная региональная программа «Духовные родники земли Кольской», разработанная Министерством образования и науки Мурманской области ГАУДПО «ИРО». может быть реализована за счет интегрирования учебных предметов: русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык, музыка, ИЗО, география в соответствие с учебным планом. Программа рассчитана на 136 часов (1 час в неделю) для изучения в 5—7 классах и (0,5 ч) в 8-9 классах ГОБООУ ЗСШИ.
Интегрированный курс носит культурологический характер и предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к прошлому и настоящему своей малой родины, развитие познавательного интереса к духовной истории родного края.
Предметом изучения курса является культурно-историческое наследие Кольского Заполярья.
Реализация программы курса предполагает использование общеобразовательными организациями в рамках ведомственного и межведомственного взаимодействия ресурсов социальных партнеров: учреждений культуры (библиотеки, музеи, выставочные залы и т.д.), организаций дополнительного образования, духовно-просветительских центров, учреждения культуры и искусства Министерства обороны РФ и т.п.
Программа «Мурманская область - родина моя» может быть реализована интеграцией учебных предметов, проектируемой участниками образовательных отношений (), или плана. Программа рассчитана на 136 часов (1 час интеграции в неделю) для изучения в 5—9 классах общеобразовательных организаций Мурманской области.
II. Результаты освоения курса «Мурманская область - родина моя»
Изучение курса «Мурманская область - родина моя» должно обеспечить:
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Кольского Заполярья;
- формирование представлений об основах культуры и истории Мурманской области;
- формирование ответственного и уважительного отношения к святыням родного края, любви к отечественной истории;
- развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории родного края;
- развитие коммуникативных способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения, доверия и диалога.
Планируемые результаты освоения курса в соответствии с примерными результатами освоения ООП основного общего образования:
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, малой родине, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, жителей Кольского Заполярья;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов своего края; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Кольского Заполярья, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Кольского Заполярья в его духовно-краеведческом аспекте связей, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о этнокультурах;
- осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, города, района, области;
- восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве в целом, Кольской Заполярье в частности;
- формирование представлений об основных этапах географического освоения Кольского Заполярья, особенностях духовной культуры населения Мурманской области;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- приобщение к литературному наследию Кольского Севера;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- воспитание интереса и уважения к историческому и культурному наследию своего края;
- использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
Обучающийся научится:
- различать герб, гимн, флаг Мурманской области, а также символы своего родного города /района;
- ориентироваться по карте Мурманской области: находить объекты в соответствии с учебной задачей, описывать их месторасположение;
- давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей;
- называть даты важнейших событий в истории края, города/района/населенного пункта;
- называть фамилии и имена выдающихся деятелей истории, науки, культуры и искусства Кольского Заполярья;
- правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории своего края;
- рассказывать (устно или письменно) о событиях, личностях и их роли в истории родного края;
- составлять описания образа жизни предков, памятников культуры родного края;
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть основные особенности различных видов карт Мурманской области (физической, административной и исторической);
- различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Кольского полуострова;
- объяснять причины и следствия важных событий в истории края;
- определять роль личностей в истории родного края;
- работать с историческими источниками и документами.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса |
Формы организации и виды деятельности при реализации курса во внеурочной деятельности [4] |
Раздел 1. Мой край - Кольская земля Родник – начало жизни. Родина, родная земля, малая родина. Мой регион в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны. Наш край на карте России. Города и районы Мурманской области. Главный город Кольского края. Столица области – Мурманск. Значение Мурманска в истории России. Топонимика Кольского Севера. Краткие сведения из истории географических названий. Символы Мурманской области. Мой район/город/село на карте области. История названия моего города. История города в событиях и фактах. Символы моего района/города/села. Национальное и конфессиональное многообразие Мурманской области. Народы Кольского Заполярья в многонациональном российском государстве. |
Познавательная деятельность: - беседа; - викторина; - дидактический театр; - конференция учащихся; - интеллектуальный марафон; - работа с текстами и документами; - работа с картой; - составление хронологической таблицы.
Проблемно-ценностное общение: - этическая беседа, этический диалог; - тематический час общения; - дебаты; - проблемно-ценностная дискуссия; - тематический диспут; - тематический круглый стол; - встречи и беседы с земляками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма; - встречи и беседы с земляками, показавшими достойные примеры профессионализма, творческого отношения к труду.
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): - культпоходы в театры, музеи, выставочные залы; - обсуждение кино-, видео- и мультфильмов, спектаклей и т.п; - концерты, инсценировки на уровне класса и школы; - музыкальные вечера, вечера общения; - национально-культурные праздники; - досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме).
Художественное творчество: - посещение объектов культуры с последующим представлением своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; - театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные мастерские, фестивали выставки, ярмарки, отражающие культурные и духовные традиции народов Кольского Севера; - творческие вечера в классе и школе; - конкурс рисунков или фотографий; - создание рукописных книг, журналов, газет; - художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
Игровая деятельность: - разучивание народных игр; - игра с ролевым/ деловым акцентом; - социально-моделирующая игра; - игровая ситуация.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): - участие в социальном деле, акции; - социально-образовательный проект.
Трудовая (производственная) деятельность: - шефство над памятниками культуры вблизи школы; - трудовой десант, «Вахта памяти»; - совместное образовательное производство детей и взрослых.
Туристско-краеведческая деятельность - образовательная экскурсия; - туристическая поездка; - туристический поход; - заочные экскурсии и путешествия по родному краю.
Проектная деятельность - информационный проект; - исследовательский проект; - практико-ориентированный проект; - творческий проект; - ролевой проект. |
Раздел 2. Заполярье в истории России Родной край в истории России. Древние жители Кольского полуострова. Саами – северный народ. Русские селения на Терском берегу Кольского полуострова. Заполярье в документах и в трудах путешественников. Основание первых городов. История моего района/города /населенного пункта. Любовь к родной земле как основа истоков нравственности человека. Патриотизм и героизм защитников Кольской земли в разные исторические эпохи. Вклад защитников Кольского Заполярья в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Мой край в истории страны. Выдающие люди Мурманской области. Исторические источники об истории Кольского края. |
|
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья Особенности культуры народов, населяющих наш край. Слово и образ малой родины в литературных произведениях. Культура кольских саамов. Особенности саамского языка и говоров Терского берега Белого моря. Саамский фольклор. Фольклор Терского берега Кольского полуострова. Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. История Заполярья в архитектуре. Памятники – символы разных эпох. Часовые истории (памятники земли Кольской). Этнокультурные особенности моего края в живописи. Краски Севера. Музыкальные культурные традиции народов Кольского Севера. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях. Мотивы природы и жизнь человека в музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве народов Кольского Севера. Народные ремёсла и промыслы. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Традиционный костюм народов Кольского Заполярья. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Интерактивная экскурсия по Мурманскому областному краеведческому музею. Посещение местного музея. Заповедники Мурманской области. Духовные ценности культуры Заполярья и как их сохранить и приумножить. |
|
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера Вера и верования, обычаи и традиции народов, живущих в Заполярье. Священные камни саамов. История возникновения христианства в нашем крае. Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие. Святые земли Кольской. Подвижники веры и благочестия. Духовные святыни моей малой родины. Православные храмы земли Кольской (родного города/ посёлка). Церковное зодчество Севера. Памятники христианской культуры на Кольском Севере. Народные святыни как составная часть общекультурного наследия всех народов России. Религиозные традиции моих земляков. |
|
Раздел 5. Мой духовный мир Семья - хранительница памяти предков. Ценность родства и семейные ценности. Честь семьи и рода. Православные традиции и семейные ценности. «Семья - малая церковь». Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. История моей семьи в истории Кольского Заполярья. Культура и мораль. Что значит быть нравственным в наше время. Любовь и уважение к Отечеству, малой родине, родному городу. Образцы нравственности в культуре родного края. Красота внутреннего мира: добродетели. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях. Наши земляки - пример высокой нравственности и беззаветного служения Отечеству, гордость Мурманской области и страны. Мой долг перед Родиной. |
Количество часов,
предусмотренных на реализацию предметной области ОДНКНР
Предметные области/предметы |
Количество часов |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Всего |
|
Русский язык |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
11 |
Литература |
7 |
9 |
7 |
5 |
5 |
33 |
История |
10 |
5 |
6 |
3 |
5 |
29 |
География |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Иностранный язык |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Музыка |
5 |
2 |
4 |
2 |
1 |
14 |
Обществознание |
- |
7 |
5 |
1 |
2 |
15 |
Изобразительное искусство |
4 |
3 |
5 |
1 |
- |
13 |
ВСЕГО |
34 |
34 |
34 |
17 |
17 |
136 |
II. Тематическое планирование курса
«Мурманская область - родина моя»
Раздел |
Кол-во часов |
Тема |
Количество часов |
5 класс - 34 часа |
|||
Раздел 1. Мой край - Кольская земля
|
2 |
Родник – начало жизни. Родина, родная земля, малая родина. Наш край на карте России. Главный город Кольского края. |
1 География |
Символы Мурманской области. Символы моего района/ города/ поселка. |
1 ИЗО |
||
Раздел 2. Заполярье в истории России |
7 |
Родной край в истории России. Древние жители Кольского полуострова. |
1 История |
Саами – северный народ. |
1 Русский язык |
||
Русские селения на Терском берегу Кольского полуострова. |
1 География |
||
Основание первых городов. |
1 История |
||
Любовь к родной земле как основа истоков нравственности человека. Патриотизм и героизм защитников Кольской земли в разные исторические эпохи. |
2 История Музыка |
||
История моего населенного пункта. |
1 История |
||
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья.
|
11
|
Саамский фольклор. |
1 Музыка |
Фольклор Терского берега Кольского полуострова. |
1 Литература |
||
Слово и образ малой родины в литературных произведениях (рекомендуемые литературные произведения: И. Чесноков «Изгои», М. Пришвин «За волшебным колобком», стихотворения поэтов А. Бажанова, Н. Букина, О. Вороновой, Н. Колычева, В. Смирнова, А. Подстаницкого, Н. Рубцова, В. Тимофеева). |
2 Литература Музыка |
||
Исторические и культурные достопримечательности Мурманской области. |
1 История |
||
Памятники – символы разных эпох. |
1 История |
||
Краски Севера. |
1 ИЗО |
||
Музыкальные культурные традиции народов Кольского Севера. |
1 Музыка |
||
Традиционный костюм народов Кольского Заполярья. |
1 ИЗО |
||
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. |
1 ИЗО |
||
Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Посещение местного музея. |
1 История |
||
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера |
7 |
Вера и верования, обычаи и традиции народов, живущих в Заполярье. Священные камни саамов. |
2 История Литература |
Духовные святыни моей малой родины. Православные храмы земли Кольской (родного города/посёлка). |
5 Русский язык-1 Литература-2 География-2 |
||
Раздел 5. Мой духовный мир
|
7 |
Семья - хранительница памяти предков. |
1 Иностранный язык |
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. |
1 История |
||
Любовь и уважение к Отечеству, малой родине, родному городу. |
1 Русский язык История Иностранный язык |
||
Наши земляки - гордость края и страны. |
1 Литература |
||
Итоговое обобщение (защита проектов; выставка материалов, созданных учащимися; праздник, конкурс, фестиваль и т.п.) |
3 История Музыка Литература |
||
Итого |
34 |
|
34 |
6 класс - 34 часа |
|||
Раздел 1. Мой край - Кольская земля
|
3 |
Города и районы Мурманской области. Топонимика Кольского Севера. Краткие сведения из истории географических названий. |
2 География История |
Национальное и конфессиональное многообразие Мурманской области. Народы Кольского Заполярья в многонациональном российском государстве. |
1 География |
||
Раздел 2. Заполярье в истории России |
6 |
Родной край в истории России. Вклад защитников Кольского Заполярья в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. |
3 История Литература ИЗО |
Заполярье в документах и в трудах путешественников. |
2 Русский язык Литература |
||
История моего района/города /населенного пункта. |
1 Иностранный язык |
||
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья
|
11 |
Особенности культуры народов, населяющих наш край. Культура кольских саамов. |
1 Музыка |
Особенности саамского языка и говоров Терского берега Белого моря. |
1 Литература |
||
Слово и образ малой родины в литературных произведениях (рекомендуемые произведения: Б.Шергин «Мурманские зуйки», И.Чесноков «Залпы над морем»; В.Маслов «Зырянова бумага»; К.Симонов «Сын артиллериста», стихотворения поэтов А. Бажанова, О. Вороновой, Н. Букина, В. Смирнова, А. Подстаницкого, Н. Колычева, Н. Рубцова, В. Тимофеева). |
2 Литература |
||
Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. Заповедники Мурманской области |
2 История География |
||
История Заполярья в архитектуре. |
1 ИЗО |
||
Этнокультурные особенности моего края в живописи и музыке. |
1 ИЗО Музыка |
||
Народные ремёсла и промыслы. |
1 Литература |
||
Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Интерактивная экскурсия по Мурманскому областному краеведческому музею. |
1 История |
||
Посещение местного музея. |
1 История |
||
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера |
8 |
Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие. |
3 Литература Обществознание Русский язык |
Святые земли Кольской. Подвижники веры и благочестия. |
3 Литература Обществознание География |
||
Религиозные традиции моих земляков. |
2 Обществознание Русский язык |
||
Раздел 5. Мой духовный мир
|
6 |
Ценность родства и семейные ценности. Честь семьи и рода. |
1 Обществознание |
Культура и мораль. Что значит быть нравственным в наше время. |
1 Обществознание |
||
Образцы нравственности в культуре родного края. |
1 Обществознание |
||
Итоговое обобщение (защита проектов; выставка материалов, созданных учащимися; праздник, конкурс, фестиваль и т.п.) |
3 Обществознание Литература Музыка |
||
Итого |
34 |
|
34 |
7 класс - 34 часа |
|||
Раздел 1. Мой край - Кольская земля
|
4 |
Мой район/город/село на карте области. История названия моего города. |
1 География |
История района/ города в событиях и фактах. |
3 ИЗО История |
||
Раздел 2. Заполярье в истории России |
6 |
Мой край в истории страны. |
2 Русский язык Обществознание
|
Выдающие люди Мурманской области. |
2 Иностранный язык Литература |
||
Вклад защитников Кольского Заполярья в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. |
2 История Русский язык |
||
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья
|
10 |
Человек и природа в фольклоре и в религиозных традициях. |
1 Музыка |
Мотивы природы и жизнь человека в музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве народов Кольского Севера. |
4 Музыка Литература Русский язык ИЗО |
||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
1 ИЗО |
||
Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. |
2 История География |
||
Музеи – хранители материальной и духовной культуры. |
1 Обществознание
|
||
Посещение местного музея. |
1 История |
||
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера |
7 |
Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие. |
3 Обществознание История Литература
|
Церковное зодчество Севера. Памятники христианской культуры. |
2 История ИЗО |
||
Религиозные традиции моих земляков |
2 Литература Русский язык
|
||
Раздел 5. Мой духовный мир
|
7 |
История моей семьи на фоне истории Кольского Заполярья. |
1 Литература
|
Православные традиции и семейные ценности. «Семья - малая церковь» |
1 Обществознание
|
||
Красота внутреннего мира: добродетели. |
1 Музыка |
||
Итоговое обобщение (защита проектов; выставка материалов, созданных учащимися; праздник, конкурс, фестиваль и т.п.) |
4 Обществознание Литература Музыка ИЗО
|
||
Итого |
34 |
|
34 |
8 класс - 17часов |
|||
Раздел 1. Мой край - Кольская земля
|
2 |
Столица области – Мурманск, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. |
2 География Иностранный язык |
Раздел 2. Заполярье в истории России |
3 |
Мой регион в истории страны. |
3 История Литература Русский язык |
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья
|
5 |
Отражение героического прошлого края в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. |
2 Литература Музыка
|
Часовые истории (памятники земли Кольской). |
2 География История |
||
Музеи – хранители материальной и духовной культуры. |
1 История |
||
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера |
3 |
История возникновения христианства в нашем крае. |
2 Обществознание Литература |
Религиозные традиции моих земляков |
1 Литература
|
||
Раздел 5. Мой духовный мир
|
8
|
Национальный характер и его проявление в различных ситуациях. |
1 Иностранный язык |
Мой долг перед Родиной. |
1 Литература
|
||
Итоговое обобщение (защита проектов; выставка материалов, созданных учащимися; праздник, конкурс, фестиваль и т.п.) |
2 ИЗО Музыка Литература История |
||
Итого |
17 |
|
17 |
|
|
9 класс - 17часов |
|
Раздел 1. Мой край - Кольская земля
|
1 |
Мой регион в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны. |
1 География |
Раздел 2. Заполярье в истории России |
3 |
Вклад защитников Кольского Заполярья в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. |
2 История Литература |
Исторические источники — об истории Кольского края. |
1 История |
||
Раздел 3. Культурное наследие Кольского Заполярья
|
5 |
Духовные ценности культуры Заполярья и как их сохранить и приумножить. |
2 Обществознание Музыка |
Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. Заповедники Мурманской области |
2 Иностранный язык География |
||
Посещение местного музея. |
1 Литература |
||
Раздел 4. Духовная культура Кольского Севера |
4 |
Памятники христианской культуры на Кольском Севере. Народные святыни как составная часть общекультурного наследия всех народов России. |
3 Обществознание Литература Русский язык
|
Религиозные традиции моих земляков |
1 История |
||
Раздел 5. Мой духовный мир
|
|
Наши земляки - пример высокой нравственности и беззаветного служения Отечеству. |
2 Литература История
|
|
|
Итоговое обобщение (защита проектов; выставка материалов, созданных учащимися; праздник, конкурс, фестиваль и т.п.) |
2 Литература История |
|
17 |
|
17 |
Литература
К разделу 1. Мой край - Кольская земля
1. Двинин Е.А. Улицы Мурманска. – Мурманск, 1974.
2. Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура - Мурманск: Кн. изд-во, 1987
3. Киселев А.А. Мурманск – город-герой. - М.: Воениздат, 1988. – (Города-герои)
4. Киселев А.А. Названия городов и поселков – Мурманск, 1970.
5. Минкин А.А. Топонимы Мурмана. – Мурманское книжное издательство, 1976.
6. Мужиков В.Г. Географический словарь Кольского полуострова. – Мурманск, 1996.
7. Васильева Н.В., Шошина Е.В., Петрова И.А. «Растительный мир Мурманской области», учебное пособие (для обучающихся 6-7 классов), Мурманск: МОИПКРО 2006г.
8. Карты и электронный атлас к учебным пособиям «География Мурманской области», «Растительный мир Мурманской области», «Животный мир Мурманской области» Москва: издательство МГУ, 2009г.
9. Мурманская область. Природа / фот. : Н. Жолнин и др. - Мурманск : Радица-М, 1998. - 31 с. : цв. ил. - (60 лет Мурманской области :природа, история, культура, экономика, 1938-1998 : в 4 вып. / ред. В. Василевский ; вып. 1).
10. Попов С.В. Названия студёных берегов. – Мурманск, Кн.изд-во, 1990.
11. Синева Е.В. Природа и природные ресурсы Мурманской области. – Мурманск, 1982.
12. Ушаков И.Ф. Кольская земля: Мурманское книжное изд-во 1972.
13. Ушаков И. Избранные произведения: Историко-краеведческие исследования.\r\n Т.1. Кольская земля. Мурманск, 1997.
14. Харламова М.Н., Лупова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов ОУ Мурманской области. - Мурманск: МОИПКРО, 2007.
К разделу 2. Заполярье в истории России
1. Возница В.М. Электронная обучающая программа по истории и культуре Кольского Севера, 2012г
2. Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова - Санкт – Петербург, 1997.
3. Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень – Мурманск, 1982.
4. Дранишников, В. В. История родного края: учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск: Мурманский областной научный центр, 1993.
5. Дранишников, В.В. История родного края: учебное пособие для уч-ся / В.В. Дранишников.- Мурманск: Север, 1993.
6. Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края: книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1979.
7. История Кольского Севера в описаниях очевидцев: путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв.: библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск: РУСМА, 2011.
8. Киселев, А. А. За годом год...: история Мурманской области в документах, воспоминаниях, комментариях / А. А. Киселев. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 1999.
9. Киселев, А. А. История родного края: Мурманская область: учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2: 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1976.
10. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945: сборник документов и материалов / [редкол.: А. А. Киселев (гл. сост.), А. Н. Рябков (гл. ред.) и др.]. – Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1978.
11. Мурманская область. История / фот.: С. Ещенко и др. - Мурманск: Радица-М, 1998. - 31 с.: цв. ил., карты, портр., факс. - (60 лет Мурманской области:природа, история, культура, экономика, 1938-1998 : в 4 вып. / ред. В. Василевский; вып. 2).
12. Сорокажердьев, В.В. Кольский острог – город Кола, страницы истории. 1517 – 2010 / В. В. Сорокажердьев. – Кола: Опимах, 2010.
13. Ушаков И. Ф. Избранные произведения: историко-краеведческие исследования: в 3 т. / И. Ф. Ушаков. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997.
14. Ушаков И.Ф. История Кольского Севера: С древнейших времён до 1917 года: Учебное пособие для 7-9 классов школ Мурм. обл. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997.
15. Ушаков И.Ф. История родного края: Мурм. обл. Учеб. пособие для 7-10-х кл. сред. шк. / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - 2-е изд. - Мурманск: Кн. изд-во, 1984.
16. Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. – Мурманск: Кн. изд – во, 1983.
17. Ушаков, И. Ф. Кольская старина: Докум. очерки/ И. Ф. Ушаков. – Мурманск: Кн. изд – во, 1986.
18. Ушаков И.Ф. История Кольского Севера Мурманск 1992г.
19. Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение: Мурманская область: (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1974.
20. Федоров П.В. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск, 1998.
21. Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Федоров; Федер. агентство по образованию, МГПУ - Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет, 2009.
К разделу 3. Культурное наследие Кольского Заполярья
1. Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов: учебно-методическое пособие / В. В. Бакула; Минобрнауки России, МАГУ - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016.
2. Бакула, В. Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке: [монография] / В. Б. Бакула. Мурманск: Принт-2, 2017.
3. Благова Н.Г., Коренева А.В., Коренева Л.А., Родченко О.Д. Край наш северный. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области/Под ред. Л.А.Кореневой – Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2002.
4. Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова; [науч. ред. И. Б. Циркунов; ред. саам. текста А. А. Антонова; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2005.
5. Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск: Опимах: Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012.
6. Бубенцов В.Н., Плюхин В.У. Искусство Кольского Севера. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2006.
7. Волков, Н. Н. Российские саамы: Ист.-этног : очерки / Н. Н. Волков. — Б.м., 1996.
8. Глухов, А. Б. Золотые руки мастеров земли Кольской = Golden hands of the Kola Land craftsmen / [авт.-сост.: А. Б. Глухов, Е. Р. Михайлова; авт. текста Е. Р. Михайлова; фот.: А. Б. Глухов]. – Мурманск: РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2010.
9. Добрынин, К. И. Великий помор: очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова: для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва: Издатель В. С. Спиридонов, 1910.
10. Дранишников, В. В. Очерки истории народного образования Кольского края / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова. — Мурманск: Пазори, 2001.
11. Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск: МГГУ, 2013.
12. Иванищева, О. Н. Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т; [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. – Мурманск: МГГУ, 2012.
13. Киселев, А. А Улицы Мурманска / А. А. Киселев, М. А. Тулин. — Мурманск: Мурман. кн. изд-во, 1991.
14. Кириллова А. В., Жукова О.Г., Бубенцов В.Н., Плюхин В.У. Искусство Кольского Севера: Учебно-наглядное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2006.
15. Коренева Л.А. Лексика Кольского Севера в школьном курсе русского языка. Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и литературы. Изд. 2-е, испр. и доп. – Мурманск, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2003.
16. Краеведение на уроках русского языка. Дидактический материал для учащихся 5-9 классов/ составители: кандидаты филологических наук Н.Г. Благова, О.И. Бычкова, О.Д. Родченко и др. – Мурманск: Мурманский областной научно-методический центр системы образования, 1993: Воениздат, 1988.
17. Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2014.
18. Литература Кольской земли: хрестоматия для 9 – 11 кл. общеобразовательных учреждений Мурм. обл.: в 2-х ч./ ред. Л.Т. Пантелеева; комитет по образ. Мурм. обл.- Мурманск: МОИПКРО, 2004.
19. Максимов С.В. Год на Севере. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. - 605 с. перепечатка 4-го издания: М., 1890.
20. Малашенков, А. А. Сохранение культурного документального наследия саамского народа в цифровой форме // Библиотека как социальный институт сохранения и устойчивого развития культур и культурного самовыражения коренных народов Севера Севера: международная научно-практическая конференция, 20-23 ноября 2012 г. / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск, 2013.
21. Меркурьев И.С. Так говорят кольские поморы. Учебное пособие для факультативных занятий в школах. – Мурманский областной научно-методический центр системы образования, 1995.
22. Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. – СПб, 1997.
23. Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1997
24. Мечкина, Е. И. Саамское рукоделие / Е. И. Мечкина, А. Е. Мозолевская ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр [и др].. - Апатиты: КНЦ РАН, 2003
25. Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Сāмь кырьйнэз = Sami ornaments / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2015.
26. Мечкина, Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи / Мечкина Е. И.; КЦ РАН, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты: Кольский научный центр Российской академии наук, 2010.
27. Мурманская область в произведениях художественной литературы: библиогр. указ.: к 65-летию Мурм. обл. / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Мурманск, 2003.
28. Мурманская область. Культура / фот.: В. Басов и др. - Мурманск: Радица-М, 1998. - 31 с.: цв. ил., портр. - (60 лет Мурманской области: природа, история, культура, экономика, 1938-1998: в 4 вып. / ред. В. Василевский; вып. 3).
29. Пантелеева Л.Т. Воспитание книгой (в 2-х частях). Литературное краеведение в школьном изучении. Пособие для учителя. – Мурманск, 1990.
30. Пантелеева Л.Т. Урок литературы – дело творческое. Национально-региональный компонент: Литература Кольской земли в школьном изучении: Методическое пособие для учителей: НЦ «Пазори», 2001.
31. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск: Кн. издательство, 1988
32. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1993.
33. Поморские козули/ [авт.-сост. О. Евтюкова, Л. Костюкович]; Мурм. обл. центр худож. ремесел. – Мурманск: [б. и.], 1994.
34. Поморы на Кольском Севере: история, культура, этнография: научно-вспомогательный библиографический указатель / [сост. Дячок С. А. и др.; худож. Шорохова Т. А.; науч. консультант П. В. Фёдоров]. - Мурманск: Милори, 2007.
35. Предания Монче-тундры / Муницип. бюджет. учреждение культуры «Музей истории г. Мончегорска», Обществ. орг. «Мончег. нац.-культур. автономия корен. малочисл. народа саами». – Апатиты: «КаэМ», 2018.
36. Птичка – железный нос, деревянный хвост. Сказки Терского берега. – Мурманское книжное издательство, 1990.
37. Парфенцева Ю. А. Чудеса Заполярья на уроках творчества — Мурманск, 2002.
38. Семилетний стрелок из лука. Саамские сказки. – Мурманское книжное издательство, 1980.
39. Саамские сказки. Под ред. Г.М.Керта. – Мурманск: Кн. изд-во, 1980.
40. Секриеру, В. Л. Виталий Маслов и его духовное наследие / В. Л. Секриеру, Д. С. Лоскутов; под ред. еп. Митрофана (Баданина). - Санкт-Петербург: Ладан; Североморск: Издательство Североморской епархии, 2016.
41. Сказки Терского берега Белого моря (Сост. Д.М.Балашов). - Л.: Наука, 1970.
42. Сорокажердьев, В. В. У истоков саамской письменности// Наука и бизнес на Мурмане. - 2007.
43. Терский родословец. Вып. 1 / [авт. ст., родослов. табл. и сост. О. Р. Биттенбиндер]; Муницип. бюджет. учреждение культуры «Терская межпоселенческая библиотека». - Умба: [б. и.], 2015 (Мурманск: ИП Тучин А. В.).
44. Утков П.Ю., Федоров П.В. Кольский Север: история и культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002.
45. Ушаков И.Ф. Историко-краеведческий словарь. – Мурманск, 2001.
46. Ушаков И.Ф. Избранные сочинения в 3-х томах. – Мурманск, 1997-1998.
47. Харузин, Н. Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта / Николай Харузин. – Москва: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890.
48. Хомич Л.И. Культура и быт кольских саамов: кн. для чт. уч-ся 9-11 кл. – СПб: Дрофа, 2009.
49. Чесноков И.Н. Мореходы: Исторические повести. – Мурманск: Кн. изд-во, 1991.
К разделу 4. Духовная культура Кольского Севера
1. Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века: [монография] / Ю. П. Бардилева; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015.
2. Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера на рубеже XX-XXI вв. // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск: МГПУ, 2008.
3. Большакова, Н. П. Колокольный перезвон: колокола в литературе, музыке и живописи / Надежда Большакова. - Мурманск: Опимах, 2011.
4. Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского: в излож. иеромон. Митрофана (Баданина). – Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; С-Пб: «Ладан», 2006 (Кольский патерик; кн. І).
5. Жития новомучеников Кольского Севера. В изложении игумена Митрофана (Баданина) – Санкт-Петербург – Мурманск: Изд. Ладан, 2011 – (Кольский патерик: Книга II).
6. Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития. Игумен Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург – Мурманск: Изд. «Ладан», 2013. – (Кольский патерик: Книга IV).
7. Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура- Мурманск: Кн. изд-во, 1987.
8. Конюшанец, А. И. Святая обитель на вершине России: к 470-летию Трифонов Печенгского монастыря (1533-2003) / А. Конюшанец. - пос. Печенга (Мурм. обл.): Трифонов Печенгский монастырь; Москва: Параклит, 2002. – 124 с.
9. Корольков, Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление / Н. Ф. Корольков. - Санкт-Петербург: Типо-литография Евг. Тиле преемн., 1908.
10. Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей: исторические материалы к прославлению и написанию жития / Иеромонах Митрофан (Баданин). - Мурманск: Изд-во Мурм. и Мончегор. епархии, 2002.
11. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию Жития. – С.-Пб – Мурманск: «Ладан», 2009. – (Православные подвижники Кольского Севера; книга 4).
12. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития /игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург, Мурманск: «Ладан», 2007. (Православные подвижники Кольского Севера; кн.3).
13. Митрофан (Баданин, игумен). Жития новомучеников Кольского Севера: в изложении игумена Митрофана (Баданина)- Санкт-Петербург: Ладан ; Мурманск : Изд-во Мурм. епархии, 2011.
14. Митрофан (Баданин, игумен). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск: Изд-во Мурманской епархии, 2012.
15. Митрофан (Баданин; епископ). Кольский Север в Средние века. В 3 т. - Санкт-Петербург: Ладан, 2017.
16. Митрофан (Баданин, игумен). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург; Мурманск: Ладан, 2012.
17. Молитвословия Всем святым Кольского Севера и чтимым иконам. – Санкт Петербург – Мурманск: Изд. «Ладан», 2014.
18. Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв. В 2 частях: исследования и материалы: Очерки истории / С. А. Никонов; Минобрнауки России МГГУ. – Мурманск: МГГУ, 2011.
19. Поливцев, С. Е. Святая обитель за полярным кругом. Преподобный Трифон Печенгский и основанный им монастырь / свящ. Сергий Поливцев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2010.
20. Поливцева, И. А. К святыням за Полярный круг / Ирина Поливцева; [вступ. ст.: Симон, архиеп. Мурм. и Мончегор.]. – Мурманск: Трифонов Печенгский мужской монастырь, 2009.
21. Религия лопарей // Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1976.
22. Сорокажердьев, В.В. Кольский острог – город Кола, страницы истории. 1517 – 2010 / В. В. Сорокажердьев. – Кола: Опимах, 2010.
23. Ушаков И.Ф. Избранные сочинения в 3-х томах. – Мурманск, 1997-1998.
24. Ушаков, И. Ф. Кольская старина: Докум. очерки/ И. Ф. Ушаков. – Мурманск: Кн. изд – во, 1986.
25. Ушаков, И. Ф. Успенская церковь в селе Варзуге / И. Ф. Ушаков; [рис. Т. Шороховой]. - Мурманск: [б. и.], 2015.
26. Фёдоров, П. В. Православный словарь Кольского Севера / П. В. Фёдоров. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Международный банковский институт, 2017.
К разделу 5. Мой духовный мир
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2. Губанова, Е.В., Пушнова, Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] // Воспитание школьников. - 2011. - №5.
3. Доценко, Э.Е., Мокрецова, Л.А. Об особенностях нравственной воспитанности учащихся в инновационных образовательных учреждениях [Текст] // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №1.
4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
6. Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
7. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск: Кн. издательство, 1988.
8. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
9. Янушкявичюс, Р.В., Янушкявичене, О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. - 3-е изд. - М: Про-Пресс, 2007.
Медиаресурсы
1. Город в тундре [Кинофильм: электронный ресурс] = Pilseta tundra: [документальная кинохроника] / авт. В. Беляев; муз. оформ. Д. Астраданцев ; директор группы Г. Васильев; Ленингр. студия «Кинохроники». – Электрон. дан. (1 файл: 24,1 МБ). - (Мурманск: Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2013). – Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
2. Душа, парящая над тундрой [Кинофильм: электронный ресурс] : [саамские поэты]: документальный фильм / [реж.-оператор Владимир Кузнецов]. – Электрон. дан. (1 файл: 34,1 МБ). – (Мурманск: МГОУНБ, 2017). - Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
3. Есть на Севере город… [Кинофильм: электронный ресурс]: 100-летию Мурманска посвящается… /– Мурманск: МГОУНБ, 2016.
4. Зов предков [Кинофильм: электронный ресурс]: документальный фильм / [авт. и оператор В. Кузнецов; Центр телевидеоискусства МБУ «Ловозерский ЦРДК»]. – (Мурманск: МГОУНБ, 2017). - Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
5. Каменная летопись кольских саамов [Кинофильм: электронный ресурс]: документальный фильм / [авт. и оператор В. Кузнецов; ассистенты В. Лихачев, С. Рочев, Э. Ранде, В. Кузнецов младший; Баренц-секретариат]. – Электрон. дан. (1 файл: 51,1 МБ). – (Мурманск: МГОУНБ, 2017). - Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
6. Крылья флота [Кинофильм: электронный ресурс] / гл. консультант Портянченко И. А., консультанты Доценко В. Ф., Шушпанов П. С.; авт. сцен. Ткаченко А. Д., Денисенко О. К.; реж. Денисенко О. К.; операторы: Илюшин А. М., Рожков Р. Н., Захаров А. Н.; над фильмом работали: Зимин Г. А. [и др.]; пр-во войсковой ч. 10758. - Электрон. дан. (1 файл). – (Мурманск: МГОУНБ, 2017).
7. Лопинцев, В. С. Знакомство с топонимами окрестностей г. Колы [Электронный ресурс] / Лопинцев В.С., Кузнецова Е. В. - Электрон. дан. (1 файл). - Мурманск: [б. и.], 2013. – Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
8. Матрёхин, И. Я. С любовью к Северу! [Электронный ресурс]: мультимедиа альбом / авт.-исполн. Иван Матрёхин; фот. Александра Степаненко. – Электрон. дан. (1 файл: 404 МБ). – (Мурманск: Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2013). – Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
9. Мурманск [Кинофильм: электронный ресурс]: документальный фильм / авт. сцен. Светлана Бокова; оператор, реж. монтажа Валерий Гавель; комп. В. Мартьянов; Студия телевизион. производства РЕК.А. - Электрон. дан. (1 файл: 612 МБ). – (Мурманск: МГОУНБ, 2016). - Режим доступа: сайт МГОУНБ.
10. «Мурман - край российский» [Кинофильм: электронный ресурс] / над фильмом работали сотр. Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ки Т. Леонтьева, Ю. Мосеева, А. Токарева. - Электрон. дан. (1 фай: 82,2 МБ). – Мурманск: МГОУНБ, 2018. - Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
11. Романов-на-Мурмане [электронный ресурс]: документальный фильм / авт. и оператор В. Кузнецов старший; [сцен. группа: В. Кузнецов, О. Мимидова, Л. Сулоев, Н. Мазай; звукореж. И. Тёлышев; консультант игум. Митрофан (Баданин) ; Центр телевидеоискусства с. Ловозеро; Мурм. обл. краевед. музей].
12. Северная кавалерия [Кинофильм: электронный ресурс] – Электрон. дан. (1 файл: 474 МБ). – (Мурманск: МГОУНБ, 2017).
13. Сеййт-яввьр [Кинофильм: электронный ресурс]: [документальный фильм] / авт. и оператор фильма В. Кузнецов; ассистенты: А. Даниленок, Я. Яковлев, А. Хомюк. - Электрон. дан. (1 файл: 42,5 МБ). – (Мурманск: МГОУНБ, 2017). - Режим доступа: сайт Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
14. Федосеев, Л. Г. 320 снимков о Русском Севере [Электронный ресурс]: [мультимедийный фотоальбом со слайдами] / Лев Федосеев. - Электрон. дан. (1,2 ГБ). – (Мурманск: Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2016).
15. «Видеоальманах «Христианская память Заполярья» / Авторский коллектив МБУОГИМЦ РО г. Мурманск (Соловьева А.П., Железняк В. А., Коваль А. А., Щапова Ю. Ю.).
16. О Кольском крае с любовью. Серия краеведческих мультфильмов студии «МультиКола.51» / Авторский коллектив (Петрова Я.С., Дуган К.А., Серова А. А., Чарикова Н.В.):
· м/ ф «Городок мой Кола…»
(https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=BywXF3Jf32Q );
· м /ф «Кольские следопыты»
(https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=iEPEJ6TDRlI)/.
17. Мультфильм «Мой Североморск» /Авторский проект Зуевой В.И. (https://www.youtube.com/watch?v=XIYmltkbzfc ).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс |
Предмет |
Тема |
Количество часов на освоение каждой темы |
5 класс |
Русский язык |
1.Саами – северный народ.
2.Духовные святыни моей малой родины.
3.Любовь и уважение к Отечеству, малой родине, родному поселку. |
1
1
1 |
Литература |
1.Фольклор Терского берега Кольского полуострова.
2.Слово и образ малой родины в литературных произведениях.
3.Вера и верования, обычаи и традиции народов, живущих в Заполярье. Священные камни саамов.
4-5. Духовные святыни моей малой родины. Православные храмы земли Кольской.
6.Наши земляки-гордость края.
7.Итоговое обобщение. |
1
1
1
2
1
1 |
|
Иностранный язык |
1.Семья -хранительница памяти.
2.Любовь и уважение к Отечеству, малой родине, родному поселку. |
1
1 |
|
История России. Всеобщая история |
1.Родной край в истории России. Древние жители Кольского полуострова.
2.Основание первых городов.
3.Любовь к родной земле как основа истоков нравственности человека.
4.История моего населенного пункта.
5.Исторические и культурные достопримечательности Мурманской области.
6.Памятники – символы разных эпох.
7.Музеи- хранители материальной и духовной культуры. Посещение местного музея.
8.Вера и верования, обычаи и традиции народов, живущих в Заполярье. Священные камни саамов.
9.Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
10. Любовь и уважение к Отечеству, малой родине, родному поселку.
11.Итоговое обобщение |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
География |
1.Родник-начало жизни. Родина, родная земля, малая родина. Наш край на карте России. Главный город Кольского края.
2.Русские селения на Терском берегу.
3-4. Духовные святыни моей малой родины. Православные храмы земли Кольской |
1
1
2 |
|
ИЗО |
1.Символы Мурманской области. Символы моего поселка.
2. Краски Севера.
3.Традиционный костюм народов Кольского Заполярья.
4.Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами поселка. |
1
1
1
1 |
|
Музыка |
1.Патриотизм и героизм защитников Кольской земли в разные исторические эпохи.
2.Саамский фольклор.
3.Слово и образ малой родины в литературных произведениях.
4.Музыкальные культурные традиции народов Кольского Севера.
5.Итоговое обобщение.
|
1
1
1
1
1 |
|
6 класс |
Русский язык |
1.Заполярье в документах и в трудах путешественников.
2.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие.
3.Религиозные традиции моих земляков. |
1
1
1 |
Литература |
1.Родной край в истории России. Вклад защитников Заполярья в победу над фашизмом в годы ВОВ.
2.Заполярье в документах и в трудах путешественников.
3.Особенности саамского языка и говоров Терского берега Белого моря.
4-5. Слово и образ малой родины в литературных произведениях.
6. Народные ремесла и промыслы.
7.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие.
8. Святые земли Кольской. Подвижники веры и благочестия.
9.Итоговое обобщение. |
1
1
1
2
1
1
1
1 |
|
Иностранный язык |
1.История моего поселка. |
1 |
|
История России. Всеобщая история |
1.Города и районы Мурманской области. Топонимика Кольского Севера. Краткие сведения из истории географических названий.
2.Родной край в истории России. Вклад защитников Заполярья в победу над фашизмом в годы ВОВ.
3.Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области.
4.Музеи- хранители материальной и духовной культуры. Экскурсия в музей. |
1
1
1
2 |
|
Обществознание |
1.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие
2.Религиозные традиции моих земляков.
3.Святые земли Кольской. Подвижники веры и благочестия.
4. Ценность родства и семейные ценности.
5.Культура и мораль. Что значит быть нравственным в наше время.
6. Образцы нравственности в культуре родного края.
7.Итоговое обобщение. |
1
1
1
1
1
1
1 |
|
География |
1.Города и районы Мурманской области. Топонимика Кольского Севера. Краткие сведения из истории географических названий.
2.Национальное и конфессиональное многообразие Мурманской области. Народы Кольского Заполярья в многонациональном российском государстве.
3.Заповедники Мурманской области.
4.Святые земли Кольской. Подвижники веры и благочестия |
1
1
1
1 |
|
ИЗО |
1.Родной край в истории России. Вклад защитников Заполярья в победу над фашизмом в годы ВОВ.
2.История Заполярья в архитектуре.
3. Этнокультурные особенности моего края в живописи и музыке. |
1
1
1 |
|
Музыка |
1.Особенности культуры народов, населяющих наш край. Культура кольских саамов.
2.Этнокультурные особенности моего края в живописи и музыке.
3.Итоговое обобщение.
|
1
1
1 |
|
7 класс |
Русский язык |
1.Мой край в истории страны.
2.Вклад защитников Кольского Заполярья В победу над фашизмом в годы ВОВ.
3.Мотивы природы и жизнь человека в устном словесном творчестве.
4.Религиозные традиции моих земляков
|
1
1
1
1 |
Литература |
1.История моего района.
2.Выдающиеся люди Мурманской области.
3.Мотивы природы и жизнь человека в устном словесном творчестве.
4.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие.
5.Религиозные традиции моих земляков.
6. История моей семьи на фоне истории Заполярья.
7.Итоговое обобщение. |
1
1
1
1
1
1
1 |
|
Иностранный язык |
1.Выдающиеся люди Мурманской области |
1 |
|
История России. Всеобщая история |
1.История моего района.
2.Вклад защитников Кольского Заполярья В победу над фашизмом в годы ВОВ.
3.Исторические.культурные достопримечательности Мурманской области.
4. Экскурсия в музей.
5.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие.
6.Церковное зодчество Севера. Памятники христианской культуры. |
1
1
1
1
1
1 |
|
География |
1.История названия моего поселка.
2.Исторические.культурные достопримечательности Мурманской области. |
1
1
|
|
Обществознание |
1.Мой край в истории страны.
2.Музеи- хранители материальной и духовной культуры.
3.Религиозная культура и развитие Кольского края. Кольский Север и православие.
4.Православные традиции и семейные ценности «Семья малая церковь»
5. Итоговое обобщение |
1
1
1
1
1 |
|
ИЗО |
1.История моего района.
2. Мотивы природы и жизнь человека.
3.Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
4. Церковное зодчество Севера. Памятники христианской культуры.
5. Итоговое обобщение |
1
1
1
1
1 |
|
Музыка |
1.Человек и природа в фольклоре и религиозных традициях.
2. Мотивы природы и жизнь человека в музыке.
3.Красота внутреннего мира6 добродетели.
4.Итоговое обобщение. |
1
1
1
1 |
|
8 класс
9 класс
|
Русский язык |
1.Мой регион в истории страны. |
1 |
Литература |
1.Мой регион в истории страны.
2.Отражение героического прошлого края в эпосе моего народа как основа его исторической памяти.
3.Религиозные традиции моих земляков.
4.Мой долг перед Родиной.
5.Итоговое обобщение. |
1
1
1
1
|
|
Обществознание |
1.История возникновения христианства в нашем крае. |
1 |
|
Иностранный язык |
1.Столица области – Мурманск, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны.
2. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях. |
1
1 |
|
История России. Всеобщая история |
1.Мой регион в истории страны.
2.Часовые истории (памятники земли Кольской).
3.Музеи – хранители материальной и духовной культуры.
|
1
1
1
|
|
География |
1-2. Столица области – Мурманск, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны.
|
2
|
|
ИЗО |
1.Часовые истории (памятники земли Кольской). |
1 |
|
Музыка |
1.Отражение героического прошлого края в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. |
1 |
|
Русский язык |
1.Памятники христианской культуры на Кольском Севере. Народные святыни как составная часть общекультурного наследия всех народов России. |
1 |
|
Литература |
1.Вклад защитников Заполярья в победу над фашизмом в годы ВОВ.
2.Посещение местного музея.
3.Памятники христианской культуры на Кольском Севере. Народные святыни как составная часть общекультурного наследия всех народов России.
4. Наши земляки – пример высокой нравственности и беззаветного служения Отечеству.
5.Итоговое обобщение. |
1
1
1
1
1
|
|
Обществознание |
1.Духовные ценности культуры Заполярья и как их сохранить и приумножить.
2. Памятники христианской культуры на Кольском Севере. Народные святыни как составная часть общекультурного наследия всех народов России |
1
1 |
|
Иностранный язык |
1.Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. Заповедники Мурманской области.
|
1 |
|
Музыка |
1.Духовные ценности культуры Заполярья и как их сохранить и приумножить |
1 |
|
История России. Всеобщая история |
1.Вклад защитников Заполярья в победу над фашизмом в годы ВОВ.
2.Исторические источники – об истории Кольского края.
3.Религиозные традиции моих земляков.
4. Наши земляки – пример высокой нравственности и беззаветного служения Отечеству.
5. Итоговое обобщение. |
1
1
1
1
1 |
|
География |
1.Мой регион в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.
2.Исторические, культурные и природные достопримечательности Мурманской области. Заповедники Мурманской области.
|
1
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.