Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта "Вежливый Говорилка"
Оценка 4.7

Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта "Вежливый Говорилка"

Оценка 4.7
Документация +1
docx
дефектология
5 кл—7 кл
20.05.2024
Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта "Вежливый Говорилка"
Делимся опытом по внедрению в коррекционный процесс образовательного проекта, направленного на развитие навыков вежливого общения у дошкольников.
2024, о проекте Говорилка.docx

Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта «Вежливый Говорилка»

Буркова Галина Салимгареевна,

учитель-логопед ВКК

        В течение нескольких лет мы работаем в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Наряду с общеразвивающими группами у нас существуют группы компенсирующей направленности. Контингент таких групп, в основном, состоит из воспитанников с общим недоразвитием речи 2, 2-3 и 3 уровня. С каждым годом нам приходится применять всё больше разнообразных технологий и методик, направленных на создание условий для преодоления речевого недоразвития.

С введением Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования (ФОП ДО) мы стали проводить работу и по созданию условий для формирования предпосылок к развитию универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством организации игровых образовательных ситуаций: организацию публичных выступлений, создание совместных детско-родительских проектов и презентацию выполненных работ, создание игровых ситуаций для решения конфликтов, создание ситуаций вежливого общения и т.д.

Далее предлагаем рассмотреть последовательность работы по реализации образовательного проекта «Вежливый Говорилка». Реализацию проекта мы начинаем в старшей группе компенсирующей направленности. Вся работа делится на несколько этапов:

  • Подготовительный. Задача этапа тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:

1) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

2) развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти; фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

3) развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

4) развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие пространственной ориентировки;

5) развитие внимания, восприятия, памяти и мышления;

6) укрепление физического здоровья (направление на консультации узких специалистов, по необходимости);

7) знакомство с правилами вежливого общения, практические упражнения в коммуникации.

  • Формирование правильного звукопроизношения.

        В работе наряду с традиционными приемами коррекции звукопроизношения используются современные образовательные технологии, применяются информационно – коммуникационные технологии. Развитие навыка правильного звукопроизношения часто основывается на совершенствовании самосознания, развитию сознательного отношения к устранению дефектов речи. А автоматизация поставленных звуков проводится в виде различных игровых приемов с использованием дидактических игр. Так интенсивнее развивается навык самоконтроля - не монотонное повторение слов и предложений с автоматизируемым звуком, а в ситуации игры - одно из непременных условий -  произнесение звука, автоматизируемого в речи.

·        Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществляется с опорой на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе (т.е. опора на онтогенетический принцип в коррекционном процессе). Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.

Используются различные упражнения, некоторые из которых мы представили ниже:

- «Покажи, какой рукой ты кушаешь, рисуешь».

- «Покажи правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз».

- «Покажи игрушку правой (левой) рукой» и т. д.

- «Посади бабочку на цветок справа (слева) от себя».

- «Сядет тот, кто назовет предмет справа (слева) от себя» и т.д.

    Также мы учим детей устанавливать пространственные отношения между предметами и оречевлять их месторасположение. Например, «Слева или справа дерева нарисован гриб?», «Кошка сидит слева или справа от блюдца?», «Слева или справа дерева нарисован гриб?», «Кошка сидит слева или справа от блюдца?»

           На логопедических формах образовательной деятельности для развития пространственной ориентировки нами используется картинный материал. Картинки переворачивались вниз изображениями. Ребенок по желанию переворачивал любую из них, оречевляя свое действие: «Я перевернул картинку в середине ряда» и т.д. Также использовались игры:

- «Добавь картинку» (в начало, середину, конец ряда, после первой, перед второй, между третьей и четвертой и т.д.).

- «Где была картинка?».

- «Что было сначала, что потом, чем все закончилось?» (работа с серией сюжетных картинок). Часто для развития коммуникативных навыков мы применяем работу в паре или подгруппе.

·        Формирование и совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Фонематический слух — это способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие — умственные действия по восприятию и воспроизведению человеческой речи — дифференциация фонем.

Развитие фонематического слуха и восприятия мы начинаем с развития слухового восприятия, внимания и памяти — сначала отрабатывается восприятие неречевых звуков — это звуки окружающей среды — доступно всем неглухим детям («послушай тишину», «звуки улицы», «школьные звуки» и др.). Постепенно от физических звуков работа переводится к восприятию и анализу звукоподражательных комплексов («жужжание пчелы», «звон комара», «рычание собаки», и др.). Дети должны узнать и воспроизвести эти звуки. Очень занимательна игра «Улиточка», когда дети должны узнать голос товарища на слух (сначала неизмененный, потом в шепотном варианте, затем в полный голос, но искаженный), затем логопед показывает карточку с заданным словом, либо картинкой по отработанной теме (развитие словаря), а ребенок должен узнать голос товарища на слух. Только после таких подготовительных упражнений начинается работа над звуками речи. Сначала отрабатываются те звуки, которые ребенок правильно слышит и произносит (эти звуки определяются в ходе логопедического обследования). Параллельно такой работе ведется развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика) для усиления потока импульсов в головной мозг и получения правильных ощущений от движений органов артикуляцию. Так мышцы и органы артикуляции готовятся к постановке и правильному произнесению фонем. Необходимо также обеспечить разнообразную речевую практику учащихся — для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. В этих целях учащимся предлагаются разнообразные упражнения с четко организованной системой сигналов обратной связи (сигнальные карточки) — по сигналу логопеда дети показывают нужную, например, при восприятии на слух гласных звуков — красную, согласных твердых — синюю, согласных мягкий — зеленую, согласных звонких — желтую, согласных глухих — черную; цифровой ряд для определения наличия и места заданного звука в слове, для определения последовательности звуков в слове. Зрительная опора облегчает выполнение задачи на первых этапах работы, со временем цифровой ряд используется меньше или не используется вовсе — ребята работают по слуху и дают затем обоснование своим ответам. Действия с мячом, отстукивание — сначала заданных логопедом на слух простых ритмических рисунков, затем сложных, сначала со зрительным контролем, затем без зрительного контроля (воспроизводят с закрытыми глазами); потом работа со словами, начиная с односложных и двусложных, состоящих из прямых слогов с постепенным усложнением структуры слова.

Существуют специфические приемы работы по развитию фонематических процессов. Важно, чтобы дети научились слушать и слышать неречевые и речевые звуки. Для этого мы при работе с детьми создавали определенную звуковую среду: использовали музыкальные инструменты, звучащие игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиозаписи шумов живой и неживой природы, песен, сказок, художественных текстов.

Для работы по дифференциации смешиваемых звуков нами использовались следующие упражнения:

- Хлопнуть в ладоши (подуть в дудочку), если услышишь заданный звук.

- Подарить подарки Змее и Насосу (дифференциация ш – с).

- Подарить подарки Жуку и Змее (дифференциация ж – ш).

- Собери бусы из картинок со звуком [з].

- Подарить подарки Тигру и Тигренку (дифференциация р – рь).

- Собрать грибы со звуком [рь] в корзинку (дифференциация р – рь).

- Составь букет цветов (дифференциация л – ль).

- По сюжетной картине назвать все слова с заданным звуком.

- Придумать слова, начинающиеся на определенный звук.

           Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза нами использовались разнообразные игры.

·        Игра «Поезд».

          Детям предлагался поезд, состоящий из трёх вагонов. В первом вагоне едут картинки, в названии которых определенный звук находится в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук находится в середине, а в третьем, где заданный звук находится в конце слова. Данная работа проводилась в паре для развития умения выслушать партнера, возможности высказаться по очереди.

·        Игра «Первый звук потерялся».

          Детям предлагались слова, в которых первый звук потерялся. Дети отгадывали слово, произносили первый звук изолированно, который «потерялся». Данная работа проводилась в паре для развития умения выслушать партнера, возможности высказаться по очереди.

·        Игра «Отгадай слово».

         Детям на слух предлагались изолированные звуки и слова, произнесенные по порядку. Ребята отгадывали произнесенные таким образом слова. Привлекается внимание детей к звуковому составу слов, речевым оборотам. Например, даются такие задания:

- Исправь ошибки в описании сказочных героев:

*Красная Шапочка сняла свою белую панамку;

* Золушка нагрубила мачехе и отказалась убирать в доме;

* Дюймовочка  зашла в автобус и опустилась на сидение.

- Найди ошибки в шуточных стихах. Объясни их:

* К нам пришли  зверята:                         * К нам пришли зверята:

   Белочки, ежата,                                      Щуки и телята,   

   Утюги, моржи,                                       Кошки и вороны,

    Голуби, стрижи.                                   Тигры, макароны.

Параллельно отрабатываются и лексические темы, обогащается и развивается активный словарный запас детей, развивается грамматический строй речи.

- Речевые загадки-задачки-шутки

 *Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов собрала Наташа?

  * На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела 1 бабочка. Сколько стало птиц?

Проводится работа по развитию навыка звукового анализа. С помощью игр

«Волшебный коврик», «Узор из звуков», «Домики для звуков», «Зашифрованное слово».

 

  • Развитие лексических, грамматических категорий языка и связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

 

Лексические и грамматические упражнения; обучение рассказыванию. Используются в работе дидактические настольно-печатные игры. Например, «Сам себе сказочник», «Прогулка по городу», «Волшебные контуры», «Сказочные ассоциации» и другие. Создаются ситуации общения в диалоге, в группах, обязательно обращается внимание на развернутое высказывание с использованием правильных словоформ, развиваются монологические и диалогические формы речи, постепенно совершенствуется умение последовательно и правильно излагать свои мысли, используя правильные лексические и грамматические формы. Приветствуется и поощряется вежливое общение, стимулируются высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, при этом автоматизируются поставленные звуки, развивается самоконтроль за правильным произношением.

 

·        Знакомство с правилами вежливого общения, практические упражнения в коммуникации.

Вежливость - важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом "вежа" называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его доброжелательность и расположение. При этом беседа доставляет радость и позитив. Каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: "Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец".

Часто мы откладываем формирование некоторых нравственных понятий, умения использовать в обычной жизни «волшебные слова» в силу того, что нам кажется - малыш не поймет, ему еще рано. Но уже с раннего возраста ребенку необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок.

Для знакомства дошкольников с правилами и нормами культурного общения были придуманы и использованы сказки о Вечных Спорщиках, Королевстве Вежливых Слов и Королеве Вежливости. Проводились игры и образовательная деятельность для детей («Уроки вежливости для дошколят», «Вежливость – королева общения», «Волшебные истории Вечных Спорщиков» и т.д.). Для включения в этот процесс проводились и мероприятия для родителей – консультации на данные темы, круглые столы, детско – родительские проекты.

Но мало только теоретически знать о вежливости и нормах культурного общения. Необходимо уметь на практике применять вежливое общение. Поэтому создавались образовательные и игровые ситуации с целью развития коммуникационных навыков с применением «волшебных слов» и умением найти выход из спора не через ссору, а с помощью беседы, общения. То есть тех действий, которые мы относим к универсальным учебным действиям. С помощью такой практической деятельности мы учились и учили дошколят применять полученные знания, находить выход из конфликтной ситуации деликатным путем через интеграцию в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие, уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли полно и точно, планировать сотрудничество.

         Интересная форма развития предшкольных универсальных учебных действий, на наш взгляд, работа в паре. Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности. Активизация коммуникативной деятельности детей с нарушением речи предполагает процесс побуждения дошкольников к энергичному, целенаправленному общению. Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера». Общение в группе, в диалоге с собеседником помогает ребенку проявить его личностные качества и развивает умение отстаивать свои позиции в решении разнообразных заданий, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Сначала знакомимся с правилами общения: как сидеть за столом, при разговоре смотреть на собеседника, тихо говорить в паре, называть собеседника по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ. Потом участники таких игровых образовательных ситуаций вместе анализируют, как ребята справились, если надо что-то исправить - исправляют, дополняют, помогают друг другу. 

 

Обязательно проговариваем правила работы в группе:

1. Убедиться, что в разговоре участвует каждый.

2. Говорить вполголоса.

3. Один говорит- остальные слушают.

4. Не перебивай выступающего.

5. Внимательно и уважительно относись друг к другу.

6. Разговор должен идти только о предмете задания.

7. Обращаться друг к другу только по имени.

Во время групповой работы педагог контролирует, регулирует ход работы, в случае необходимости оказывает помощь.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всех детях группы. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. Работа в паре способствует преодолению стеснительности и наращиванию речевой практики.

Итак, для создания благоприятных условий по формированию предпосылок к развитию универсальных учебных действий у дошкольников с нарушением речи нам пришлось дополнить коррекционный логопедический процесс новыми формами работы, направленными на развитие практических умений в бесконфликтном общении, умении вступать в диалог с собеседником, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, развитие умений работать в группе и парах с использованием этикета общения.

Анализ результатов коррекционной логопедической работы с использованием образовательного проекта «Вежливый Говорилка», где особое внимание уделяется развитию функций фонематического слуха и восприятия, совершенствованию навыков коммуникации показывает положительные и стойкие результаты. Исходя из результатов контрольного обследования, можно утверждать, что предлагаемые формы работы позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданиям, что повышает уровень восприятия изучаемого и способствует овладению необходимым способом действия. Данная система работы позволяет проявить детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи свои потенциальные возможности, помогает развитию и речевых, и неречевых функций, таким образом совершенствует устную речь детей, готовит почву для успешного овладения навыками чтения и письма в последующем обучении в школе.

В результате реализации образовательного проекта «Вежливый Говорилка» и использования современных педагогических технологий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи сформировались предпосылки к развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Дети с удовольствием выполняли речевые задания в игровой форме, обучаясь умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, строить продуктивное взаимодействие и интегрироваться в группу сверстников, старались разрешать конфликты вежливыми формами общения.  Произошло повышение уровня развития фонематических процессов, направленных на формирование предпосылок грамотности. Формирование предпосылок к развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста повлияло на развитие связной устной речи, развитию познавательного интереса (предпосылки развития познавательных универсальных учебных действий), совершенствованию навыка самоконтроля за поставленными звуками (предпосылки развития и развитие регулятивных универсальных учебных действий).

Положительные результаты, полученные в ходе контрольного обследования, показывают, что специальная коррекционная логопедическая работа с использованием образовательного проекта «Вежливый Говорилка» необходима для развития личностного потенциала дошкольников и формирования у них готовности к школьному обучению.

На мой взгляд, в результате логопедических занятий дети становятся более эмоциональными, пытливыми и отзывчивыми. Меняются их взгляды на мир, раздвигаются рамки общения как со сверстниками, так и с взрослыми; дети успешнее адаптируются в обществе, достигая больших успехов в жизни.

 

 

 

 


 

Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта «Вежливый

Опыт работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через внедрение образовательного проекта «Вежливый

Так интенсивнее развивается навык самоконтроля - не монотонное повторение слов и предложений с автоматизируемым звуком, а в ситуации игры - одно из непременных условий -…

Так интенсивнее развивается навык самоконтроля - не монотонное повторение слов и предложений с автоматизируемым звуком, а в ситуации игры - одно из непременных условий -…

Дети должны узнать и воспроизвести эти звуки

Дети должны узнать и воспроизвести эти звуки

Собрать грибы со звуком [рь] в корзинку (дифференциация р – рь)

Собрать грибы со звуком [рь] в корзинку (дифференциация р – рь)

Лексические и грамматические упражнения; обучение рассказыванию

Лексические и грамматические упражнения; обучение рассказыванию

Уроки вежливости для дошколят», «Вежливость – королева общения», «Волшебные истории

Уроки вежливости для дошколят», «Вежливость – королева общения», «Волшебные истории

Обращаться друг к другу только по имени

Обращаться друг к другу только по имени

Положительные результаты, полученные в ходе контрольного обследования, показывают, что специальная коррекционная логопедическая работа с использованием образовательного проекта «Вежливый

Положительные результаты, полученные в ходе контрольного обследования, показывают, что специальная коррекционная логопедическая работа с использованием образовательного проекта «Вежливый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024