Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
Оценка 5

Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

Оценка 5
Лекции +2
docx
дефектология +2
5 кл—7 кл
06.02.2020
Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
познакомить педагогов с особенностями организации работы для обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися, познакомить с организацией образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, Познакомить с активными методами обучения детей с ОВЗ.
Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС..docx

Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

Цель   выступления: познакомить педагогов с особенностями организации работы для обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися, познакомить с организацией образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, познакомить с активными методами обучения детей с ОВЗ.

           План:

1. Нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ.

2. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.

3. Организация «без барьерной» образовательной среды для обучающихся с ОВЗ

4. Активные методы работы с детьми с ОВЗ.

 

1.В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция «О правах инвалидов», в которой прописывается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[2], принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16).

В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

 

Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика

 

1.

Титульный лист АОП

 

 

Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методи­ческого объединения)

Гриф утверждения программы директором об­разовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

Год составления программы

2.

 

Пояснительная записка АОП

 

 

Название, автор и год издания программы (при­мерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа.

Цель и задачи АОП.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учаще­го/учащихся, то это также указывается.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения пла­нируемых результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

3.

Содержание АОП

Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный.

Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ.

4.

Основные требования к результатам реализации АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содер­жания) «Ученик получит возможность» (макси­мальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

5.

Система контрольно-измерительных материалов АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ

 

Структура КТП

№/п

Тема

Час

Дата

Коррекция

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  В ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью.

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к не успешности в учебной деятельности.

Младшие школьники с ОВЗ  (ЗПР) характеризуются:

- низким уровнем готовности к школьному обучению,

-пониженная работоспособность, неустойчивость внимания,

-трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире,

-замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств,

-недостатки пространственного восприятия. (зрение, двигательный анализатор и осязание)

-затруднение в обучении чтению и письму,

-недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного,

-отставание в развитии мыслительной деятельности. (анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщение, низкий уровень развития абстрактного мышления.

-неумение организовать свою умственную деятельность,

-отсутствие навыков самоконтроля.

Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности.

3.Что же нам поможет сформировать успешность в учебной деятельности, повысить познавательную активность у детей с ОВЗ?

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»[3]. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.

 

Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

 

 

 

 

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

             Легооборудование

«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

            Песочный стол Dusyma

Среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости.

4.       У детей с ОВЗ ведущей деятельностью долгое время остается игровая, поэтому на уроках целесообразно применять задания игрового плана. С учетом быстрой утомляемости детей с ОВЗ каждые 10-20 минут необходимо менять вид учебной деятельности.

Коме основных методов и приемов работы на уроке для детей с ОВЗ целесообразно использовать активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на  овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

         Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия).

         К таким методам относят:

ü Приветствия (что способствует позитивному настрою на урок)

ü Установка (создание ситуации успеха)

ü Минутки создания хорошего настроения

ü метод «Пометки на полях» (Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.)

ü Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся  при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

ü Восприятие материала с закрытыми глазами (на определённом этапе занятия с используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности)

ü Сигнальные карточки (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

ü Упражнения на релаксацию, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, «тренажеры» для глаз

ü Букварный период обучения грамоте (игры с песком):

 -выкладывание букв;

 -письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);

 -узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);

 -написание буквы с помощью зеркала;

 -письмо слогов, слов, коротких предложений.

ü Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.)

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

         Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

Ø формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

Ø активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

Ø стимулирование самостоятельной деятельности;

Ø развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

Ø эффективное усвоение большого объема учебной информации;

Ø развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Ø развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

Ø раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

Ø развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Ø развитие универсальных навыков.

 

Литература:

1.     Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве. /Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf

2.     Приходько О.Г.  Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014

http://krippo.ru/files/ink/m3.pdf

3.     Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ   от  17.11.2008 №  № 1662-р 

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

4.     Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf

6.Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212

http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1

7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

http://base.garant.ru/70291362/

8.Интегрированная творческая среда «ПервоЛого»

http://www.int-edu.ru/

9.Математический он-лайн тренажер «Мат-Решка»

http://www.mat-reshka.com/

10.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey..pdf

11.Тормахова Н.В. Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - №5. – 2012. - С. 26-27.

 https://goo.gl/TgzC5G

12.«Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

13. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

14. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные

    технологии”, Москва, Педагогическое общество

     России, 2000 г.

15. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006


 

Скачано с www.znanio.ru



1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974

 

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974

[3] Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.

Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с

Выступление на педсовете «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с

ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему)

ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему)

Структура КТП №/п

Структура КТП №/п

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его…

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его…

Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”,

Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020