Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
«Использование игровых приемов
при коррекции лексико-грамматических нарушений
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 3 уровня»
методическое объединение
Учитель-логопед
Т.В.Лысенко
Мичуринск 2017
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Задача формирования грамматически правильной речи актуальна для старшего дошкольного возраста и, особенно, для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, и для их развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации).
Для занятий по развитию речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы.
Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. ОРН может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют 3 уровня речевого развития.
3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами…
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
1) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
2) подмена названий профессий названиями действий (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»);
3) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки»);
4) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик – «столенок», вазочка –«вазка»).
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховый», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель…)
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
1) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»);
2) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем», «двух карандаши»);
3) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком»);
4) Ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
Итак, совокупность перечисленных пробелов лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой. Эти проблемы заставляют искать наиболее эффективные пути формирования лексико-грамматического строя речи.
Содержание работы над формированием грамматического строя речи определяется состоянием развития речи детей данной возрастной группы. Основные задачи коррекционной работы:
В процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи, направлено на развитие умения, выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
В работе используются игровые приемы и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
Пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования существительных на логопедических занятиях - это игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Назвать профессии» и др.
Образование разных форм глаголов, умение правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Ведектся работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона “карр-карр” — каркает, петух “кукареку” — кукарекает, поросенок “хрю-хрю” — хрюкает). Использовали обучение способам отыменного образования глаголов (учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет). Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения (“Закончи предложение”; “Зачем тебе нужны...?”).
С целью закрепления словообразования глаголов на занятиях используются различные картинки, где дети называют слова, обозначающие действия, выполняют сами различные действия с предметами. Игра: «Кто быстрее принесет картинку?»
Для систематизации глагольного словаря. Игры: «Кто как передвигается?», «Поймай - скажи», «Зарядка», «Спал - спала» - помогают детям правильно использовать в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени. Игры: «А ты что любишь?», «Кто интереснее придумает?» - эти игры учат детей спрягать глаголы и составлять предложения по заданному глаголу. Все эти игры учат детей оперировать значением сочетаний слов, правильно и гибко соотносить значения слов, обозначающих действие и предмет.
Для закрепления словообразования прилагательных используются игровые упражнения «Чьи хвосты», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?».
На этапе обучения детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже детям предлагаются игровые приемы, которые направлены на закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «вкус». С помощью игр «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», и т.п. отрабатываются навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.
В таких играх, как «Я - мы», «Домик» и др. учат детей согласовывать местоимения с глаголами, правильному употреблению местоимений и предлогов в речи. Игры «Слушай команду», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», «Куда пойдешь?», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. Дети с нарушениями речи опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Поэтому на занятиях по темам «Предлог…» основной задачей было научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому, детям предлагается выполнить поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. Игры «Солнечный зайчик», «С Петрушкой», «С Незнайкой» «Самолет» помогают детям научиться правильно употреблять предлоги в речи.
Таким образом, применение оптимальных игровых средств в ходе логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, вызывает у детей интерес к занятиям, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность, повышает мотивацию к обучению.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников.
3. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М: АПО, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.