Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ «Зима. Зимние забавы» с ребенком с ОНР-3 ур.
Цель: дифференциация звуков С-Ш
Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание, мелкую моторику;
- развивать зрительную, слуховую память, внимание;
- закреплять представление об артикуляционном укладе звуков С-Ш;
- упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, числительными; составлении предложений и схем к ним;
-обобщать и уточнять знания о зиме и зимних забавах
- формировать положительную мотивацию к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельному принятию решений;
- воспитывать самоконтроль за правильным звукопроизношением
Оборудование: зеркало, кусочек ваты, тренажер «снежинка» (в компьютерном б/у диске вырезать середину чуть больше размера снежинки, продеть в два лучика снежинки резинки и закрепить вверху и внизу диска, проделав отверстия) ,компьютер, презентация со слайдами для выполнения заданий, согласно поставленных задач, предметные картинки, кубик с цифрами, цветные карандаши, призовая снежинка
Ход занятия
1.Орг. момент.
Отгадывание загадки. « Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.»
О каком времени года эта загадка?
Сколько месяцев зимой? Как они называются?
Что еще можешь рассказать о зиме? Какая она? (снежная ,морозная, холодная, ледяная, студёная, вьюжная, метельная, искристая и т.д.)
2.Дидактическая игра «Зима или лето» (слайд1)Ребёнку предлагается рассортировать картинки на экране монитора по временам года, обосновывая свой ответ. Летние картинки расположить под «солнышком», зимние – под «снежинкой»
3.Артикуляционная гимнастика.
Язычок много говорил и устал. Он хочет поиграть. Для язычка есть тоже зимние забавы.
«Окошко»
Рот открыт, язычок «выглядывает из окошка» смотрит влево, вправо и проверяет, какая погода, можно ли выйти на прогулку.(повт.8 раз)
«Одевайся на прогулку»
Рот открыт. Язычок потянулся вверх – надел шапку, опустился вниз – надел сапожки.(повт. 8 раз)
«Снежколеп»
Рот приоткрыт. Язычок формирует «чашечку» - это наш «снежколеп» (удерживать позицию под счет до 10).
«Горка»
Зацепить язычок за нижние зубки, выгнуть сильно, как крутую горку.(повт. 5 раз)
4.Выработка плавной воздушной струи.
1.«Шустрая снежинка» (тренажер «Снежинка»)
Язык лежит на нижней губе, необходимо подуть с язычка на снежинку, чтоб она закружилась. Следить, чтоб щечки не надувались, а воздушная струя проходила по серединке языка.
2. «Сдуй снежинку с носа»
На кончик носа положить вату. Сформировать «чашечку « из языка и поднять к верхней губе. Направлять воздушную струю на вату, чтоб она слетела с носа .
5.Дифференциация С-Ш (слайд 2,3)
Ну вот язычок поиграл в зимние игры, а в какие игры ты любишь играть зимой? (катание на санях, лыжах, на льду, снежки, лепка снеговика, снежных башен, украшение дома к Новому году)
Игра «Кто первый нарядит ёлку» (дифференциация с-ш)
Наряжать ёлки будут дети – Соня и Шурик, а ты им будешь помогать.
На верхушках ёлок звёзды с буквами. Назови букву на ёлке слева. Имя кого из детей начинается на этот звук? Как правильно произносить этот звук? (то же самое с ёлкой справа). На столе перед тобой перевёрнутые картинки- шарики. Твоя задача – перевернуть картинку, назвать, что нарисовано на ней и «повесить» шарик на ёлку с нужной буквой.
6.Физ. минутка.
Раз, два, три , четыре. (загибаем пальчики)
Мы снежок с тобой слепили. (лепит, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, погладить ладони друг о друга)
Жаль, что он совсем не сладкий.
Раз – подбросим (посмотреть вверх)
Два –поймаем (посмотреть на ладони, присесть)
Три – уроним (роняет, встать, руки в стороны)
И …сломаем (топает)
7.Составление предложений и схем к ним.
Что мы с тобой сейчас лепили?
Из чего лепят снежки?
Составь предложение о словом снежок.
Сколько слов в этом предложении? Начерти схему этого предложения.
8.Согласование существительных с прилагательным и числительным.
В следующем упражнении нам будет помогать этот кубик с цифрами.
Доставай из коробочки картинку, называй, что нарисовано. (кошка)
Какая это кошка? (пушистая).
Теперь подбрасывай кубик, чтоб он упал на стол и называй цифру, которая сверху. (5) Какая цифра, столько и предметов . Пять кого? (Пять пушистых кошек).
9. Упр. « Чего не стало?» (на развитие зрительной памяти, правильное звукопроизношение, употребление сущ. в родительном падеже).
Перед тобой 6 картинок. Назови их. Закрой глаза, а я одну картинку спрячу. Назови, чего не стало.
10. Упр. «Скажи, покажи» (зрительное внимание и мелкая моторика. Слайд 4)
На листочке одинаковые картинки, но в разном расположении. Я буду называть картинку, а ты повторяешь название, находишь её на листочке и показываешь указательными пальчиками обеих рук одновременно.
Итог занятия: Ты молодец. Со всеми заданиями справился замечательно. Вот твоя призовая снежинка (рисунок1). Нарисуй ей глаза, нос, рот, чтоб можно было узнать её настроение. Я надеюсь, что оно совпадет с твоим настроением. А с таким хорошим настроением самое время идти на улицу играть в зимние забавы.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
рисунок1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.