Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников
Оценка 5

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
5 кл—7 кл
15.04.2020
Формирование лексико-грамматических категорий  у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт»  у старших дошкольников
Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей с нарушениями зрения слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Формирование ЛГК у детей с наршениями зрения по теме ТРАНСПОРТ у старших дошкольниов.docx

Максименко Ольга Леонидовна

учитель-логопед высшей категории

МАДОУ «Детский сад № 25 компенсирующего вида»

г. Мончегорск, Мурманской обл.

Формирование лексико-грамматических категорий

у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт»

у старших дошкольников

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развития связной речи, в усвоении выразительных средств. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.

Цель: активизация знаний по теме «Транспорт»

Задачи:

- активизировать словарь;

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие,  внимание, мышление,  мелкую моторику;

- совершенствовать навык образования предложного падежа существительных единственного числа (Я поеду на автобусе); согласования существительного с числительными, прилагательными;  образования сложных существительных (молоковоз, снегоуборочная машина); использования простых и сложных предлогов; составления схем предложений;

- способствовать развитию умения отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование: картинки с транспортом (наземным, воздушным, водным), карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта, картинки со спецтранспортом, плоскостные изображения самолёта и облаков, карточки для развития зрительного восприятия и мышления, схемы для составления предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Кто из вас путешествовал? Хотели бы вы сегодня отправиться в путешествие? (ответы детей). Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, названия транспорта.

На транспорте ездим мы все постоянно,

Автобусы возят нас всех беспрестанно,

Трамваи, троллейбусы…Есть и метро,

Которое спряталось очень хитро.

Вот в небе над нами летят самолёты,

И в них за штурвалом, конечно, пилоты.

По морю большие плывут корабли,

С бортов их давно уж не видно земли.

Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды

И очень удобные велосипеды.

Конечно, есть лодки, и есть катера,

Но нам на картинки взглянуть уж пора!

2. Упражнение на развитие внимания «Вспомни и назови»

- Посмотрите на картинки, назовите тот транспорт, который встретился в стихотворении (Приложение 1- автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, корабль, мотоцикл, мопед, велосипед, лодка, катер).

3. Массаж ладоней рук с помощью мячей су-джок:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай

Движения вдоль ладоней

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Круговые движения

4. Дидактическая игра «Едет, плывет, летает»

На доску выставляются таблички-символы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт (Приложение 2). Дети берут карточки с изображением транспорта и располагают их в соответствии с видом транспорта, причём они должны заметить, что метро не подходит ни к одному виду транспорта, потому что ездит под землёй.

5. Упражнение «На чём? Куда? К кому?»

- Выберите транспорт, на котором вы бы хотели отправиться в путешествие и скажите, куда или к кому вы отправились.

- Я поехала на грузовике за город к маме.

Дети строят предложение со своим видом транспорта.

6. Упражнение «Сколько машин?»

- Пока мы с вами ехали по дороге, нам навстречу попалось множество машин.

Дети берут карточки с количественным изображением машин и по примеру логопеда составляют предложение:

- По дороге мне встретились – три красные машины и шесть зелёных автомобилей.

7. Игра с мячом «Закончи предложение»

Ночью в гараже спят…(машины).

Их заправляют…(бензином).

В темноте машины включают…(фары).

У машины не ноги, а…(колёса).

Лётчики летают на…(самолётах).

Машина, которая возит молоко, называется…(молоковоз).

Шофёры ездят на…(машинах).

Кораблями управляют…(капитаны). И т.д.

8. Дидактическая игра «Машины - помощники»

На доске выставляются картинки с изображением спецмашин (Приложение 3). Детям предлагается назвать их и сказать, зачем они нужны и что делают (скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, хлебная, тротуароуборочная, подметальная, милицейская, пескоразбрасыватель).

9. Упражнение «Где летит самолёт?»

- Предлагаю пересесть на самолёт и подняться высоко в небо (на доске выставляются плоскостные фигуры самолёта и облаков). Где летит самолёт? (Приложение 4 - над облаками, под облаками, около облаков, между облаками, за облаками, в облаках, перед облаками).

10. Упражнение «Побери схему»

- Подберите соответствующую схему к предложениям.

Грузовик едет.  «Скорая помощь» мчится в больницу. Пилот управляет самолётом. У машины четыре колеса.

11. Динамическая пауза

- Пора возвращаться в детский сад.

Ехали мы, ехали,

Имитация поворотов руля

К горке подъехали,

С горки съехали, дальше поехали.

Ходьба на носочках

Ехали мы, ехали,

Имитация поворотов руля

К ямке подъехали,

Ямку объехали, дальше поехали.

Ходьба на корточках

Ехали мы, ехали

Имитация поворотов руля.

К речке подъехали,

Речку переехали, дальше поехали.

Прыжок

Ехали мы, ехали,

Имитация поворотов руля

В детский сад приехали.

Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой

12 Упражнение «Проверь части машины»

- Машины требуют заботы, и водитель всегда проверяет свой автомобиль. Давайте и мы проверим части машины (Приложение 5).

РУБЛЬ – уберите третью букву (РУЛЬ);

ФАНЕРА – уберите второй слог (ФАРА);

СО – КО – ЛЕ – составьте из слогов слово (КОЛЕСО).

- Вот мы всё и проверили, всё в порядке.

13. Пальминг

- Снимите очки. Разотрите ладони и прикройте глаза. Свет не должен проникать между пальцами. Руки не должны касаться век – для этого ладони следует изогнуть «лодочкой». Вспомните наше путешествие и скажите, что вам понравилось.

 

Литература

1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! С-Пб: «Литера», 2001;

2. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. С-Пб: «Дельта», 1998;

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М: «Мозаика-Синтез», 2004.

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.


 

Максименко Ольга Леонидовна учитель-логопед высшей категории

Максименко Ольга Леонидовна учитель-логопед высшей категории

Автобусы возят нас всех беспрестанно,

Автобусы возят нас всех беспрестанно,

Игра с мячом «Закончи предложение»

Игра с мячом «Закончи предложение»

В детский сад приехали. Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой 12

В детский сад приехали. Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой 12

Приложение 4. Приложение 5

Приложение 4. Приложение 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020