Максименко Ольга Леонидовна
учитель-логопед высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 25 компенсирующего вида»
г. Мончегорск, Мурманской обл.
Формирование лексико-грамматических категорий
у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт»
у старших дошкольников
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развития связной речи, в усвоении выразительных средств. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Цель: активизация знаний по теме «Транспорт»
Задачи:
- активизировать словарь;
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику;
- совершенствовать навык образования предложного падежа существительных единственного числа (Я поеду на автобусе); согласования существительного с числительными, прилагательными; образования сложных существительных (молоковоз, снегоуборочная машина); использования простых и сложных предлогов; составления схем предложений;
- способствовать развитию умения отвечать на вопросы полным ответом.
Оборудование: картинки с транспортом (наземным, воздушным, водным), карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта, картинки со спецтранспортом, плоскостные изображения самолёта и облаков, карточки для развития зрительного восприятия и мышления, схемы для составления предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Кто из вас путешествовал? Хотели бы вы сегодня отправиться в путешествие? (ответы детей). Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, названия транспорта.
На транспорте ездим мы все постоянно,
Автобусы возят нас всех беспрестанно,
Трамваи, троллейбусы…Есть и метро,
Которое спряталось очень хитро.
Вот в небе над нами летят самолёты,
И в них за штурвалом, конечно, пилоты.
По морю большие плывут корабли,
С бортов их давно уж не видно земли.
Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды
И очень удобные велосипеды.
Конечно, есть лодки, и есть катера,
Но нам на картинки взглянуть уж пора!
2. Упражнение на развитие внимания «Вспомни и назови»
- Посмотрите на картинки, назовите тот транспорт, который встретился в стихотворении (Приложение 1- автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, корабль, мотоцикл, мопед, велосипед, лодка, катер).
3. Массаж ладоней рук с помощью мячей су-джок:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай |
Движения вдоль ладоней |
В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. |
Круговые движения |
4. Дидактическая игра «Едет, плывет, летает»
На доску выставляются таблички-символы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт (Приложение 2). Дети берут карточки с изображением транспорта и располагают их в соответствии с видом транспорта, причём они должны заметить, что метро не подходит ни к одному виду транспорта, потому что ездит под землёй.
5. Упражнение «На чём? Куда? К кому?»
- Выберите транспорт, на котором вы бы хотели отправиться в путешествие и скажите, куда или к кому вы отправились.
- Я поехала на грузовике за город к маме.
Дети строят предложение со своим видом транспорта.
6. Упражнение «Сколько машин?»
- Пока мы с вами ехали по дороге, нам навстречу попалось множество машин.
Дети берут карточки с количественным изображением машин и по примеру логопеда составляют предложение:
- По дороге мне встретились – три красные машины и шесть зелёных автомобилей.
7. Игра с мячом «Закончи предложение»
Ночью в гараже спят…(машины).
Их заправляют…(бензином).
В темноте машины включают…(фары).
У машины не ноги, а…(колёса).
Лётчики летают на…(самолётах).
Машина, которая возит молоко, называется…(молоковоз).
Шофёры ездят на…(машинах).
Кораблями управляют…(капитаны). И т.д.
8. Дидактическая игра «Машины - помощники»
На доске выставляются картинки с изображением спецмашин (Приложение 3). Детям предлагается назвать их и сказать, зачем они нужны и что делают (скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, хлебная, тротуароуборочная, подметальная, милицейская, пескоразбрасыватель).
9. Упражнение «Где летит самолёт?»
- Предлагаю пересесть на самолёт и подняться высоко в небо (на доске выставляются плоскостные фигуры самолёта и облаков). Где летит самолёт? (Приложение 4 - над облаками, под облаками, около облаков, между облаками, за облаками, в облаках, перед облаками).
10. Упражнение «Побери схему»
- Подберите соответствующую схему к предложениям.
Грузовик едет. «Скорая помощь» мчится в больницу. Пилот управляет самолётом. У машины четыре колеса.
11. Динамическая пауза
- Пора возвращаться в детский сад.
Ехали мы, ехали, |
Имитация поворотов руля |
К горке подъехали, С горки съехали, дальше поехали. |
Ходьба на носочках |
Ехали мы, ехали, |
Имитация поворотов руля |
К ямке подъехали, Ямку объехали, дальше поехали. |
Ходьба на корточках |
Ехали мы, ехали |
Имитация поворотов руля. |
К речке подъехали, Речку переехали, дальше поехали. |
Прыжок |
Ехали мы, ехали, |
Имитация поворотов руля |
В детский сад приехали. |
Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой |
12 Упражнение «Проверь части машины»
- Машины требуют заботы, и водитель всегда проверяет свой автомобиль. Давайте и мы проверим части машины (Приложение 5).
РУБЛЬ – уберите третью букву (РУЛЬ);
ФАНЕРА – уберите второй слог (ФАРА);
СО – КО – ЛЕ – составьте из слогов слово (КОЛЕСО).
- Вот мы всё и проверили, всё в порядке.
13. Пальминг
- Снимите очки. Разотрите ладони и прикройте глаза. Свет не должен проникать между пальцами. Руки не должны касаться век – для этого ладони следует изогнуть «лодочкой». Вспомните наше путешествие и скажите, что вам понравилось.
Литература
1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! С-Пб: «Литера», 2001;
2. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. С-Пб: «Дельта», 1998;
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М: «Мозаика-Синтез», 2004.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.