Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное Автономное профессиональноЕ образовательное учреждение свердловской области
«Ирбитский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИсциплины
ОП.05. Ветеринарная фармакология
для специальности СПО
36.02.01. «Ветеринария»
Форма обучения – очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
2020 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Ветеринарная фармакология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», приказ Минобрнауки № 504 от 12 мая 2014 г, профессионального стандарта Ветеринарный фельдшер (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. N 1079) и стандартом WorldSkills R56 Veterinary
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум»
Разработчики:
Молокова Людмила Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО Ирбитский аграрный техникум, Зайково.
Рассмотрена на заседании Утверждена
ПЦК зоовет.профиля протокол № заместитель директора по УР
« » _________20 г. «___»______________20__ г
Председатель:___________ _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
условия реализации программы учебной дисциплины
|
14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16 |
приложение: календарно-тематический план
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ветеринарная фармакология
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01. «Ветеринария» базовой подготовки и профстандартом Ветеринарный фельдшер (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. N 1079) и стандартом WorldSkills R56 Veterinary.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке ветеринарного фельдшера
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «ветеринарнаяфармакология»
принадлежит к профессиональному циклу.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами
их использования и хранения;
- готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;
- рассчитывать дозировку для различных животных;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь в соответствии со стандартом WorldSkills:
- вводить животным лекарственные средства основными способами
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь в соответствии с профстандартом:
- Применять ветеринарные фармакологические средства;
- Подбирать инструментарий и лекарственные средства для проведения диагностики и терапии животных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;
- нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;
- принципы производства лекарственных средств;
- основы фармакокинетики и фармакодинамики;
- ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на
организмы и экосистемы;
- механизмы токсического действия;
- методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие
токсического воздействия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать в соответствии с стандартом WorldSkills:
- соблюдение правил личной гигиены;
- соблюдение правил техники безопасности;
- изготовление различных лекарственных форм.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать в соответствии с профстандартом:
-Фармакологические свойства основных групп ветеринарных препаратов;
- Правила хранения и использования лекарственных средств ветеринарного назначения.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к
освоению профессиональных модулей по специальности 36.02.01 «Ветеринария».
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться общие
компетенции (ОК):
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В процессе освоения дисциплины студенты должны овладеть следующими
профессиональными компетенциями (ПК) :
ПК2.1.Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебнодиагностическом процессе
ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием
специальной аппаратуры и инструментария.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 105 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
Практические занятия |
32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
35 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Ветеринарная фармакология »
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Количество часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Дисциплин «Ветеринарная фармакология», её содержание, задачи и связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие о лечебных, лекарственных средствах и лекарственных препаратах. Краткая история фармакологии. Роль народной ветеринарии и медицины в развитии фармакологии. Заслуги в развитии лекарствоведения Гиппократа, К.Галена, Авиценны, Парацельса. Развитие лекарствоведения в России. Роль отечественных учёных в развитии ветеринарной фармакологии. Состояние и перспективы развития отечественной ветеринарной фармакологии. |
2 |
1 |
Раздел 1
|
Рецептура |
14 |
|
Тема 1.1 Общая рецептура |
|
2 |
|
Предмет и задачи рецептуры. Общая, частная, фармацевтическая и врачебная рецептура. Значение рецептуры в подготовке ветеринарных специалистов. Понятие о лекарственных формах. Государственная фармакопея, наставления и аннотации по применению новых лекарственных веществ. Официальные и магистральные лекарственные формы. Аптека. Устройство ветеринарной аптеки. Правила работы в аптеке, хранение и отпуск ядовитых, сильнодействующих и других средств. Снабжение медикаментами ветеринарной службы. Учёт и отчётность ветеринарной аптеки, платное и бесплатное расходование лекарств и дезинфицирующих средств. Масса и мера лекарственных веществ. Объёмные и массовые отношения. Аптечная посуда, весы, штанглассы и другое оборудование. Понятие о рецепте, правила его выписывания и составные части. Сокращения и несовместимости в рецептах. Правила выписывания ядовитых, сильнодействующих и других средств. |
1 |
||
Тема 1.2 Лекарственные формы |
|
6 |
|
Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм в зависимости от консистенции и способа применения. Название лекарственной формы на русском, латинском языках, составные части, приготовление, способы применения, образцы выписывания рецептов. Жидкие лекарственные формы: растворы, микстуры, суспензии, настои, отвары, эмульсии. Выписывание в рецептах и приготовление. Твёрдые (плотные) лекарственные формы: порошки, сборы, болюсы, пилюли, брикеты, таблетки, драже, капсулы, гранулы, глазные лекарственные плёнки. Выписывание в рецептах и приготовление. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, кашки, линименты, суппозитории, пластыри. Выписывание в рецептах и приготовление. Галеновые и новогаленовые препараты. Аэрозольные лекарственные формы. Понятие о способах применения аэрозольных лекарственных форм. Премиксы. |
1 |
||
Практические занятия: Выписывание рецептов и изготовление основных лекарственных форм. |
6 |
2,3 |
|
Раздел 2 |
Общая фармакология |
6 |
|
Тема 2.1 Способы, виды, сущность (механизм) действия лекарственных веществ. Дозирование лекарственных веществ. |
|
2 |
|
Виды действия лекарственных веществ. Понятие о сущности (механизме) действия веществ. Особенности действия лекарственных веществ при однократном, многократном, одновременном применении нескольких веществ. Синергизм, потенцирование, антагонизм, кумуляция, привыкание. Дозирование лекарственных веществ. Дозы профилактические, лечебные, токсические и летальные. Дозы на один приём, суточные и на весь курс лечения. Терапевтическая широта действия веществ. Дозирование веществ с учётом вида, возраста, пола, массы тела, упитанности и состояния животного. Действие веществ в зависимости от концентрации и лекарственной формы, фармацевтической и фармакологической несовместимости. |
1 |
||
Тема 2.2 |
|
2 |
|
Пути и способы введения лекарственных веществ в организм. Всасывание, распределение, обезвреживание и выделение веществ. Отравление лекарственными веществами. |
Применение лекарственных веществ через органы пищеварения. Введение через рот, в рубец и прямую кишку. Парентеральное введение лекарственных веществ. Введение лекарственных веществ на кожу и слизистые оболочки. Введение лекарственных веществ через органы дыхания. Применение в аэрозольном состоянии веществ в камере, палатках, герметизированных помещениях. Всасывание, распределение и обезвреживание лекарственных веществ в организме. Выделение лекарственных веществ из организма, их влияние на качество продукции. Пути выделения и возможное фармакологическое действие веществ на путях их выведения. Отравление лекарственными веществами. Возможные причины отравления лекарственными веществами. Основные признаки отравления, острая и хроническая формы отравления лекарствами. Токсикодинамика, клиника и диагностика токсикозов. Первая помощь животным при отравлении. Прекращение всасывания яда в кровь, обезвреживание всосавшегося яда, ускорение выделения яда из организма и проведение патогенетической терапии. Противоядия. Профилактика отравлений. |
1 |
|
|
Практические занятия: Виды доз. Введение в организм животных лекарственных веществ различными способами, наблюдение и сравнение их действия. |
2 |
2,3 |
Раздел 3 |
Частная фармакология |
48 |
|
Тема 3.1 |
|
|
|
Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства |
Понятие о противомикробном, противовирусном и противопаразитарном действии. Классификация средств. Бактерицидное и бактериостатическое действие препаратов. Дезинфицирующие и антисептические средства. Механизм противомикробного действия. Условия, влияющие на противомикробную активность средств. Влияние количества и экспозиции дезинфектантов на обеззаораживаемый объект. Инсектицидное, акарицидное, фунгицидное, дератизационное, дезодорирующее действие противомикробных средств. Применение дезинфицирующих средств в жидкостях и аэрозолях. Мероприятия, проводимые перед дезинфекцией помещений. Классификация дезинфицирующих и антисептических средств по химическому строению. Фенолы, их производные. Общая характеристика, действие и применение препаратов группы. Фенол чистый, трикрезол, креолин, лизол,дёготь берёзовый, ихтиол, фенилсалицилат. Кислоты, щёлочи и мыла. Общая характеристика. Антимикробное и местное действие. Кислоты: хлористоводородная, молочная, уксусная, борная. Свойства,действие, применение. Щёлочи. Общая характеристика. Гидроксиды, карбонаты, гидрокарбонаты. Антимикробное действие и влияние на организм. Механизм антимикробного действия. Натрия гидроксид, калия гидрооксид, натрия карбонат, натрия гидрокарбонат, кальция гидрооксид, церигель. Свойства, действие, применение. Мыла и моющее – дезинфицирующие средства. Свойства, действие, применение. Мыло зелёное, медицинское, мыло К, СМС, эмульгаторы. Группа формальдегида: раствор формальдегида, параформ, гексаметилентетрамин. Свойства, действие, применение. Группа хлора: хлорная известь, хлорамин. Свойства, действие, применение. Группа йода. Местное,. Резорбтивное, антимикробное, антигельминтное, противогрибковое действие йода. Влияние на обмен веществ, рассасывающее и противовоспалительное действие. Механизм действия. Препараты йода: раствор йода спиртовой 5% - ный, раствор Люголя, йодинол, калия йодид, йодоформ, однохлористый йод, йодтриэтиленгликоль. Свойства, действие, применение. Окислители: калия перманганат, раствор перикиси водорода. Свойства, действие, применение. Глутаровый альдегид, глак. Свойства, действие, применение. Группа серы. Органические и неорганические соединения серы: сера очищенная, осаждённая, коллоидная, техническая молотая, натрия тиосульфат. Сульфоны и сульфоксидды, метилтиофен. Свойства, действие, применение. Препараты тяжелых металлов. Общая характеристика. Механизм действия и условия, влияющие на их активность. Возможные случаи отравления и меры первой помощи. Препараты алюминия – квасцы. Свойства, действие, применение. Препараты цинка: цинка оксид, цинка сульфат. Свойства, действие, применение. Препараты меди – меди сульфат. Свойства, действие, применение. Препараты серебра: серебра нитрат, колларгол, протаргол. Свойства, действие, применение. Препараты ртути: мазь ртутная, ртути окись жёлтая. Свойства, действие, применение. Ртуть как загрязнитель биосферы. Препараты селена. Противоядие при отравлении препаратами тяжёлых металлов (унитиол). Свойства, действие, применение. Группа мышьяка: новарсенол, осарсол, олова арсеат. Свойства, действие, применение. |
6 |
|
|
Практические занятия: Выписывание рецептов, расчёт, подготовка и применение растворов дезинфицирующих и противопаразитарных средств различной концентрации. Работа с инструкциями и наставлениями по применению препаратов. |
4 |
|
Тема 3.2 |
|
|
|
Химиотерапевтические вещества. |
Общая характеристика химиотерапевтических средств. Заслуги отечественных химиков в развитии синтетической химии. Работы Д.Л. Романовского, В.И. Якимова и других в развитии химиотерапии. Особенности действия веществ данной группы. Влияние на возбудителей болезни и организм животного. Основные принципы химиотерапии. Классификация средств. Антибиотики. Общая характеристика. Заслуги И.И. Мечникова, А.Флеминга, З.В.Ермольевой в изчении и полчении антибиотиков. Получение, дозирование и стандартизация антибиотиков. Спектры и механизм противомикробного действия. Бактерицидное и бактериостатическое действие. Сочетание антибиотиков, устойчивость микробов и побочное действие антибиотиков. Показания к применению и пути введения антибиотиков. Классификация. Антибиотики пролонгированного действия. Основные и резервные антибиотики. Группа пенициллина. Общая характеристика, свойства, растворимость. Препараты: бензилпенициллина натриевая соль, бензилпенициллина калиевая сль, бициллины, пенветин, ампициллин, оксациллин, амоксициллин. Свойства, действие, применение. Цефалоспорины: цефалотин, цефаликсин, цефуроксин. Группа тетрациклинов. Общая характеристика, механизм действия. Препараты: хлортетрациклин, окситетрациклина гидрохлорид, тетрациклин, дитетрациклин, доксициклин, биовит 40, 80 и 120. Свойства, действие, применение. Группа левомецитина: стрептомицина сульфат, стептомицин – хлоркальциевый комплекс, дигидрострептомицина сульфат. Свойства, действие, применение. Группа амитногликозидов: мономицин, неомицина сульфат, канамицин, канаветин, гентамицин, фрадизин. Свойства, действие, применение. Антибиотики – макролиды: эритромицин, олеандомицина сульфат, тилозин, фармазин. Свойства, действие, применение. Антибиотики разных групп: линкомицина гидрохлорид, полимиксина – М сльфат, спектам, грамицидин, бацилихин. Свойства, действие, применение. Полиеновые (противогрибковые) антибиотики: нистатин, леворин, амфотеррицин, гризеофульвин,клотримазол. Свойства, действие, применение. Сульфаниламидные препараты. Общая характеристика. Противомикробное действие. Механизм действия. Классификация вещества по всасыванию и применению. Вещества, применяемые при желудочно-кишечных заболеваниях: фталазол, фтазин, сульгин. Стрептоцид, норсульфазол, этазол, сульфазин, метилсульфазин, препараты с триметопримом, их действие и применение при болезнях органов дыхания и при септических процессах. Вещества, применяемые при болезнях почек и мочевыводящих путей: уросульфан, сульфапиридозин, сульфален, сльфадиметоксин. Свойства, действие, применение. Нитрофурановые препараты: фурациллин, фуразолидон, фрадонин. Свойства, действие, применение. Лекарственные краски. Общая характеристика. Противопаразитарные краски: азидин, гемоспоридин, пироплазмин, трипановый синий, наганин и метронидазол. Антисептические краски: бриллиантовый зелёный, генцианвиолет, метиленовый синий, этакридина лактат. Свойства, действие, применение. Производные оксихинолина: хинозол, нитроксолин. Свойства, действие, применение. Фторхинолоны: байтрил, флубактан, энроксил. Свойства, действие, применение. |
4 |
|
|
Практические занятия: выписывание рецептов, расчёт, подготовка и применение растворов химиотерапевтических веществ. Работа с инструкциями и наставлениями по применению препаратов. |
6 |
|
Тема 3.3 |
|
6 |
|
Нейротропные средства
|
Общая характеристика группы. Классификация средств. Вещества, угнетающие центральную нервную систему. Средства для наркоза. Понятие о наркозе. Действие наркоза на центральную нервную систему. Сущность действия веществ согласно учению И.П. Павлова. Приоритет отечественных учёных в изучении и применении средств для наркоза. Пролонгирование средств для наркоза. Ингаляционные средства для наркоза: фторотан, хлороформ, эфир, хлорэтил. Периоды и стадии наркоза, применение. Особенности ингаляционного наркоза. Неингаляционные средства для наркоза: хлоралгидрат, гексенал, тиопентал – натрий, кетамин. Свойства, действие, применение. Особенности неингаляционного наркоза. Снотворные средства: нитразепам, барбитал – натрий, фенобарбитал. Действие и применение. Нейролептические вещества. Аминазин, трифтазин, рометар, ромпун, галоперидол. Антистрессовое действие нейролептиков. Свойства, действие и применение. Транквилизаторы: диазепам, феназепам, сибазон. Особенности действия и применение. Седативные средства: натрия бромид, корневище с корнями валерианы, настойка валерианы. Свойства, действие и применение. Болеутоляющие средства (анальгетики). Ненаркотические анальгетики. Сущность жаропонижающего, болеутоляющего и противоревматического действия. Амидопирин, анальгин, бутадион, парацетамол. Действие и применение. Производные салициловой кислоты: кислота салициловая, натрия салицилат, кислота ацетилсалициловая, метилсалицилат. Действие и применение. Средства стимулирующие ЦНС: Аналептики, Средства стимулирующие спинной мозг. |
1 |
|
|
Практические занятия: Выписывание рецептов и применение веществ, действующих на центральную нервную систему животных. Работа с инструкциями и наставлениями по применению препаратов. |
4 |
2,3 |
Тема 3.4. |
|
4 |
|
Средства, действующие на отдельные органы и системы |
Вещества, действующие на органы пищеварения. Вещества, улучшающие пищеварение. Действие и применение. Растительные горечи: ароматические (корневища аира болотного, трава и настой полыни горькой, трава тысячелистника), чистые горечи (корни одуванчика, листья трилистника, трава золототысячника). Действие и применение. Слабительные вещества. Классификация по происхождению, механизму и месту действия в кишечнике. Показания и противопоказания к применению. Натрия сульфат, магния сульфат, масло касторовое, корни ревеня, сабур, фенолфталеин, изафенин. Действие и применение. Рвотные и руминаторные средства. Понятие о рвоте, руминации и тимпании. Препараты: апоморфина гидрохлорид, корневища и настойка чемерицы, тимпанол. Действие и применение. Антацидные средства: магния оксид, алюминия гидроксид (альмагель). Действие и применение. Вещества, действующие на органы дыхания. Вещества, возбуждающие дыхание: лобелина гидрохлорид, цититон. Действие и применение. Отхаркивающие средства. Понятие об отхаркивании. Механизм отхаркивания. Деление отхаркивающих средств: солевые, растительные, рефлекторно действующие, выделяющие через лёгкие, раздражающие рецепторы бронхов. Показания к применению. Аммония хлорид, сурьма трёхсернистая, терпингидрат, трава термопсиса, плоды тмина, аниса и укропа, бромгексин. Действие и применение. Сердечно сосудистые средства. Сердечные гликозиды. Понятие о гликозидах, действующие начала. Исследования И.П.Павлова и его учеников сердечных гликозидов и внедрение в практику. Понятие о механизме действия сердечных гликозидов на сердце. Препараты наперстянки: листья наперстянки, гитален и лантозид. Препараты горицвета: трава горицвета, адонизид. Препараты ландыша: трава ландыша, настойка ландыша. Действие и применение. Спазмолитические средства: папаверин, но-шпа. Действие и применение. Мочегонные средства. Понятие о механизме мочегонного действия. Препараты: темисал, эуфиллин, фуросемид, калия ацетат, можжевеловые ягоды, листья толокнянки. Действующие начала. Действие и применение. Маточные средства. Препараты спорыньи, простагландинов, питуитрин, окситоцин. Действие и применение. Пахикарпина гидройодид, сферофизина бензоат, синэстрол. Действие и применение.
|
1 |
|
|
Практические занятия: Выписывание рецептов введение веществ, регулирующих функцию исполнительных органов и их систем, в организм животных различными способами и наблюдение за их действием. |
4
|
2,3 |
Тема 3.5. |
|
2 |
|
Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена веществ.( Вещества, влияющие на обмен веществ) |
Общая характеристика группы. Классификация средств. Средства, стимулирующие эритропоэз. Препараты железа: железо восстановленное, железа лактат, железа закисного сульфат, ферковен, ферроглюкин. Свойства, всасывание, местное и резорбтивное действие. Роль железа в гемоглобине крови, тканевых железопорфириновых ферментах и стимулировании функций эритропоэза. Соли щелочных и щелочно – земельных металлов. Значение солей для организма. Классификация солей натрия, калия, кальция и магния. Действие солей в молекулярном виде и при распаде на ионы. Изотонические и гипертонические растворы. Натрия хлорид, кальция хлорид, кальция глюканат, кальция фосфат. Действие и применение. Плазмозамещающие средства, их роль при обезвоживании организма. Солевые растворы, коллоидные жидкости (полиглюкин), гидролизаты белков. Действие и применение. |
1 |
|
Практические занятия: Выписывание рецептов. Работа с инструкциями и наставлениями по применению препаратов. |
4 |
2,3 |
|
Тема 3.6. |
|
2 |
|
Средства, влияющие на иммунный статус, стресс и продуктивность животных |
Характеристика группы. Группы и вещества, применяемые для откорма. Сущность действия, условия, влияющие на действие веществ. Антибиотики для ускорения роста. Группы, формы применения, длительность назначения, сущность действия. Показания к применению молодняку птиц и свиней и противопоказания к назначению антибиотиков племенным животным, дойному скоту и курам несушкам. Препараты гризина: кормогризин 5, 10 и 40, препараты бацитрацина: бациллихин 10, 20, 30, 60, 90 и 120. Применение и дозы. Пробиотики и витаминные препараты. Ацидофилин сухой, пропионово-ацидофильная бульонная культура, пробиотики: лактобифид, пробикан, кормобактерин. Применение и дозы. Белковые препараты и аминокислоты. Глобулины неспецифические, метионин. Заменители белка. Карбамид. Применение и дозы. Тканевые препараты по Филатову. Действие и применение. Микроэлементы. Роль микроэлементов в развитии организма. Потребность животных в макро- и микроэлементах. Кобальта хлорид, марганца сульфат, меди сульфат, йод и его препараты. Применение и дозы. |
1 |
|
|
Практические занятия: Выписывание рецептов. |
2 |
2,3 |
Самостоятельная работа Работа с конспектами, справочной литературой, составление схем, рецептов, таблиц, презентаций, исследовательских работ. Темы для самостоятельного изучения: Вещества, действующие на вегетативную нервную систему. Вещества, действующие в области чувствительных нервов. |
35 |
|
|
Всего: |
105 |
|
|
Учебная практика Виды работ: Фиксация животных, техника безопасности при работе с животными. Способы введения лекарственных веществ животным. Приготовление жидких лекарственных форм. Приготовление твердых лекарственных форм. Приготовление мягких лекарственных форм. Изучение лекарственных растений по гербарию. Изучение лекарственных растений зоны Урала.
|
36 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «ветеринарной фармакологии и латинского языка».
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
-стулья;
-доска классная;
-стеллаж для моделей и макетов;
- шкаф для моделей и макетов;
- рабочее место преподавателя;
-стенды;
-таблицы, плакаты, схемы, карты;
-справочная и учебно-методическая документация;
-натуральные экспонаты;
-гербарии;
-приборы, инструменты, посуда, инвентарь и реактивы:
Технические средства обучения: компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиапроектор, видеофильмы, муляжи, макропрепараты.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Соколов В.Д., Рабинович М.И. Горшков Г.И. Фармакология. – М.: Колос, 2000.
Уша Б.В., Жуленко В.Н., Волкова О.И. Фармакология. – М.: Колос С, 2003.
Дополнительные источники:
Набиев, Ф. Г.Практикум по ветеринарной рецептуре с основами технологии лекарственных форм/ Ф. Г. Набиев, Э. И. Ямаев – М.: КолосС, 2014.343 стр.
Рабинович, М.И. Несовместимость и побочное действие лекарств, применяемых в ветеринарии/ М.И. Рабинович, – М.: КолосС, 2013.416 стр.
Рабинович, М.И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре/ М.И. Рабинович, - М.: КолосС, 2013. 354 стр.
Рабинович, М.И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре. – М.И. Рабинович, М.: КолосС, 2013. 354 стр. 5. Рабинович, М.И. Фармакологии с рецептурой / М.И. Рабинович, –М.: КолосС, 2013. 354 стр.
Кленова И.Ф., Ярёменко Н.А. Ветеринарные препараты в России. – М.: Сельхозиздат,2001.
Мозгов И.Е. Фармакология. – М.: Агропромиздат, 1994.
Соколов В.Д., Ноздрин, Г.А.,Рыбаков Ю.Н. Лекарственные средства, применяемые в ветеринарной практике. – Новосибирск: Сибирское отделение издательства «Наука», 1992.
Червяков Д.К. Фармакология с рецептурой. – М.: Агропромиздат, 1986.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля создан фонд оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Обучение по учебной дисциплине завершается итоговой аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия.
Итоговая аттестация проводится в форме электронного тестирования. Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - применение фармакологических средств лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения; |
Оценка результатов практических работ №9, №11, №12, №13, №14, №15, № 16
|
- приготовление жидких, твёрдых и мягких лекарственных форм; |
Экспертная оценка выполнения практического задания УП 03 Фармакология
|
- расчёт дозировки для различных животных; |
Экспертная оценка выполнения практического задания №1,2,3, 4, 6 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь в соответствии с WorldSkills: |
|
- вводить животным лекарственные средства основными способами.
|
Экспертная оценка умения и навыков, приобретенных при выполнении практических занятий№4 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь в соответствии с профстандартом: |
|
-Применять ветеринарные фармакологические средства;
|
Экспертная оценка умения и навыков, приобретенных при выполнении практических занятий№7,8,10
|
-Подбирать инструментарий и лекарственные средства для проведения диагностики и терапии животных.
|
Экспертная оценка выполнения практического задания №4 |
Знания: - знание ветеринарных лекарственных средств, их состав и свойства; |
Экспертная оценка знаний в процессе учебных занятий 12-35
|
- знание норм дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных; - знание принципов производства лекарственных средств; - знание основы фармакокинетики и фармакодинамики; |
Экспертная оценка знаний в процессе учебных занятий 9-11
|
- знание ядовитых, токсичных и вредных веществ, потенциальной опасности их воздействия на организм и экосистему; - знание механизма токсического действия; - знание методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия. |
Экспертная оценка знаний в процессе учебных занятий 1,10
|
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать в соответствии сWorld Skills: |
|
- соблюдение правил личной гигиены; -соблюдение правил техники безопасности; - изготовление различных лекарственных форм. |
Экспертная оценка выполнения практических заданий УП 03 Фармакология |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать в соответствии с профстандартом: |
|
-Фармакологические свойства основных групп ветеринарных препаратов; |
Экспертная оценка знаний раздела «Общая и Частная фармакология» в процессе учебных занятий. |
- Правила хранения и использования лекарственных средств ветеринарного назначения. |
Экспертная оценка знаний раздела «Рецептура» в процессе учебных занятий. |
Итоговый контроль
|
Экзамен |
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГБПОУ СО «Ирбитский аграрный техникум»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
по дисциплине ОП.05. «Ветеринарная фармакология»
II курс
Вид аттестационного испытания: экзамен
Специальность: 36.02.01.«Ветеринария»
Группа: _____ Дата: ___________
ФИО |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
Всего баллов
|
Итоговая оценка Рейтинг «5» -16- 14 «4» -13- 11 «3» -10 – 8 «2» -менее 7
|
|||||||
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ПК2.1.Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебнодиагностическом процессе |
ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции. (WS)Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций Код В/02.5. |
ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария |
||||||||
Обосновывает выбор и применение лекарственных средств и методов диагностики; |
Оценивает действия с учетом заданных требований при решении профессиональных задач; |
Оценивает действие ядовитых, токсичных и вредных веществ, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы
|
Выполняет введение лекарственных средств животным основными способами; (WS) |
Применяет фармакологические средства для лечения животных в соответствии с правилами (ПС) |
Рассчитывает дозировку лекарственных средств, кратность применения и курс лечения для разных видов животных |
Прогнозирует действия лекарственного средства на организм животного. |
Применяет методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний (ПС) |
||||
|
0-2
|
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
0-16 |
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель:__________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.