Рабочая программа ОП.02 Охрана труда

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.02-Охрана-труда.DOCX

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Самарской области «Красноярское профессиональное училище»

 

 

 

Согласовано

Зам.директора по УПР

 

 

_____________Давыдов Ю.В.

«___»_________________20   г

 

 

Утверждаю

Директор ГБПОУ «Красноярское

профессиональноеучилище»

_____________Самохвалов Р.П..

«___» ______________20   г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

ОП.02 Охрана труда

 

 

 

ППКРС 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный Яр, 2018 г.

ОДОБРЕНА

Методической

комиссией ____________

Протокол №    от «___» _____ 20     г.

Председатель МК

___________ / ______________ /

        (подпись)             (Ф.И.О.)        

 

 

Протокол №     от «___» ______ 20     г.

Председатель МК 

____________ / _____________ /

          (подпись)                 (Ф.И.О.)

 

 

Протокол №     от «___» ______ 20     г.

Председатель МК 

____________ / ____________ /

          (подпись)                (Ф.И.О.)

 

 

Автор

___________ /_______________/

        (подпись)                    (Ф.И.О.)

«___» ______ 20     г.

 

 

 

Эксперт

_________ /_______________/

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

___________________________

(ученаястепеньилизвание, должность, наименованиеорганизации, научноезвание)

 

 

 

 

 

Датаактуализации

Результатыактуализации

Подпись

разработчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА  И  ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ

6

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ

11

 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА

 

1.1.      Область применения программы

 

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит вобщепрофессиональный цикл

 

 

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование общих компетенций:

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

 

Вид профессиональной деятельности

Код компетенции

Наименование профессиональной компетенции

 

 

Проведение мероприятий по  воспроизводству лесов  и  уходу за лесом.

ПК 2.1.

Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.

ПК 2.2.

Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.

ПК 2.3.

Выполнять лесохозяйственные технологические операции.

Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.

ПК 3.1.

 

 

Осуществлять эксплуатацию колесных и гусеничных тракторов,

 

навесного и прицепного технологического оборудования в лесопромышленном комплексе.

ПК 3.2.

Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте тракторов и технологического оборудования.

      

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

 

должен уметь:

 

ориентироваться в системе нормативных правовых актов и использовать их в профессиональной деятельности;

 

выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов;

 

должен знать:

систему нормативных правовых актов по охране труда;

 

структуру системы охраны труда в лесохозяйственной организации; источники и способы защиты человека от вредных производственных

 

факторов; эргономические и психофизиологические основы труда.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 18 часов


2.  СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 


Вид учебной работы

Объем часов

 

 

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лабораторные работы

 

практические занятия

 

контрольные работы

 

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

 

выполнение   домашних   самостоятельных   заданий   по

18

разделам и темам дисциплин;

 

подготовка и оформление практических работ;

 

подготовка к зачету

 

 

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины«Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

Объем

Уровень

 

практические занятия, самостоятельная работа

часов

освоения

 

обучающихся

 

 

1

2

3

4

Раздел 1. Нормативно-правовые и

 

12

 

организационные основы охраны

 

 

 

труда

 

 

 

Тема 1.1. Введение.

Организация охраны

труда

Занятие №1

2

2

Законодательство о труде и организация охраны труда на предприятии.

 

 

Нормативно-правовые акты по охране труда: законодательные акты и

 

 

нормативно-технические акты.

 

 

Обязанности работодателя и работника в области охраны труда.

 

 

 

Обучение и инструктирование по охране труда.

 

 

 

Финансирование мероприятий по охране труда.

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Подготовить  макет журнала регистрации инструктажей по охране труда

 

 

на предприятии.

 

 

Тема 1.2. Несчастные случаи на

производстве

Занятие №2

4

2

Категории несчастных случаев.

 

 

Экономические потери и возмещение ущерба от производственных

 

 

 

травм и заболеваний.

 

 

 

Анализ травматизма и заболеваемости.

Анализ травматизма и заболеваемости.

 

 


Тема 1.3. Расследование и

Занятие №3

6

3

Обязанность работодателя при несчастном случае.

 

 

 

Порядок расследования и оформления несчастных случаев.

 

 

 

Разногласия по вопросам несчастных случаев.

 

 

 

Порядок расследования и оформления несчастных случаев.

 

 

 

Заполнение по результатам расследования форм, установленных

 

 

 

Положением Минздравсоцразвития № 73 от 24.10.2002 г.

 

 

Раздел 2. Травмирующие и

 

16

 

вредные факторы производства и

 

 

 

защита от них

 

 

 

Тема 2.1. Природа негативных

факторов производства

Занятие №4

4

2

Классификация опасных и вредных производственных факторов.

 

 

Гигиеническая оценка условий труда. Оценка травмобезопасности

 

 

 

условий труда. Индивидуальные средства защиты.

 

 

 

Порядок проведения специальной оценки  условий труда.

 

 

Тема 2.2. Метеорологические

факторы и защита от них

Занятие №5

4

2

Теплообмен в теле человека.

 

 

Общее и местное охлаждение, обморожение.

 

 

 

Нормирование метеоусловий и их измерение в производственных

 

 

 

условиях, микроклимат.

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

 

Ознакомиться с приборами  и инструментами, с кратким указанием их

 

 

 

назначения для измерения метеоусловий и микроклимата.

 

 

Тема 2.3. Вредные вещества в

воздухе рабочей зоны

Занятие №6

2

2

Состав атмосферного воздуха.

 

 

 

Загрязнители атмосферы.

 

 

 

Пыль и аэрозоли.

 

 

 

Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей

 

 

 

зоны.

 

 

 

Вентиляции.

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

 

Изучить методы определения вредных веществ в воздухе.

 

 

Тема 2.4. Шум и вибрация

Занятие №7

2

2

 

Характеристики шума и его воздействие на работника.

 

 

 

Вибрация, и ее влияние на здоровье человека.

 

 

 

Защита от шума и вибрации на производстве.

 

 

Тема 2.5. Электроток и

Занятие №8

2

2

ионизирующие излучения

Действие электротока на организм человека.

 

 

 

Защита от действия электротока.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

 

Нарисовать схему заземления и зануления электротока.

 

 

 

Объяснение принципа работы схемы заземления и зануления.

 

 

Тема 2.6. Освещенность

Занятие №9

2

2

 

Понятия: свет, освещенность, световой поток, сила света.

 

 

 

Производственное освящение: естественное, искусственное и

 

 

 

совмещенное.

 

 

 

Местное и комбинированное освещение.

 

 

 

Нормирование освещенности.

 

 

 

Источники света.

 

 

Раздел 3. Обеспечение безопасных

 

8

 

условий труда в лесном и

 

 

 

лесопарковом

 

 

 

хозяйстве

 

 

 

Тема 3.1. Безопасность

лесозаготовительных работ

Занятие №10

2

2

Технологическая карта разработки лесосек.

 

 

 

Охрана труда при подготовительных работах.

 

 

 

Опасные зоны валки.

 

 

 

Безопасные технологии валки деревьев.

 

 

 

Безопасные приемы работ при  удаления сучьев, чокеровки, трелевки и

 

 

 

раскряжевки древесины.

 

 

 

Требования безопасности при сортировке, штабелевке, погрузке и

 

 

 

вывозе древесины.

 

 


 

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

 

Разработать технологическую карту разработки ветровально-

 

 

 

буреломной  лесосеки.

 

 

Тема 3.2. Безопасность

Занятие №11

2

3

воспроизводства леса

Охрана труда при:

 

 

 

расчистке площадей; подготовке почвы;

 

 

 

сборе и обработке семян;

 

 

 

выращивании посадочного материала;.

 

 

 

посадке лесных культур и уходе за ними;

 

 

 

при защите семян и насаждений от вредителей.

 

 

 

Требования безопасности в технологических картах.

 

 

Тема 3.3. Безопасность тушения

лесных пожаров

Занятие №12

2

2

Требования безопасности на тушении различных видов лесных пожаров.

 

 

 

Организация борьбы с огнем.

 

 

 

Отдых и ночлег работников на лесных пожарах.

 

 

Тема 3.4. Работы с повышенной

Занятие №13

2

1

опасностью

Виды работ с повышенной опасность в лесу.

 

2

 

Организация  работ с повышенной  опасностью.

 

3

 

Оформление работ с повышенной опасностью.

 

 

 

Дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

Максимальная нагрузка

54

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

обязательная нагрузка

36

 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа

18

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3        продуктивный    (планирование   и   самостоятельное  выполнение    деятельности,        решение            проблемных              задач)


3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1.         Требования         к          минимальному         материально-техническому

обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

-   посадочные места по количеству обучающихся;

-   рабочее место преподавателя;

-   нормативно - справочные материалы;

 

-   комплект плакатов, таблиц, схем по безопасным технологиям труда

-   оборудование, материалы и приборы для практических работ.

 

 

 

Технические средства обучения:

-   интерактивная доска;

 

-   компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

-   микрокалькуляторы;

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основная литература

 

1.   Девисилов В.А. Охрана труда. М, Форум-Инфра-М,2013

 

2.   Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М, Лесная промышленность, 2016.

 

Дополнительные источники:

 

1.     Конституция РФ ( 1993г.. официальный текст)

2.   Трудовой кодекс РФ (2002г.. с дополнениями)

 

3.   Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ 001-97. М.: Минтруд РФ, 1997.

 

4.     Инструкции по охране труда.

 

5.   Лесной кодекс Российской Федерации. М: 4.12. 2006 № 201-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 №141-ФЗ, от22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 3 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ

 

 

 

 

4.       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий    контроль    и        оценка        результатов освоения    учебной дисциплины осуществляется   преподавателем   в        процессе     проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на дифференцированном зачете.

 

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

Умения:

 

 

 

проводить анализ травмоопасных и

выполнение и защита практических занятий

вредных факторов в сфере

 

 

профессиональной деятельности;

 

разрабатывать мероприятия,

 

выполнение и защита практических занятий

обеспечивающие безопасные и

 

безвредные условия труда;

 

 

использовать в профессиональной

выполнение и защита практических занятий

деятельности правила охраны труда;

 

проводить инструктажи по охране труда;

выполнение и защита практических занятий

осуществлять контроль по охране труда;

выполнение и защита практических занятий

расследовать и оформлять несчастные

выполнение и защита практических занятий

случаи;

 

 

 

использовать

в   работе

нормативные

выполнение и защита практических занятий

правовые акты по охране труда.

 

Знания:

 

 

 

правила и нормы охраны труда;

зачет

принцы системы управления охраной

зачет

труда;

 

 

 

систему и требования нормативных актов

зачет

по охране труда;

 

 

источники  негативных факторов и

зачет

причины их проявления в

 

 

производственной среде;

 

 

особенности  обеспечения безопасных

зачет

условий труда в сфере профессиональной

 

деятельности;

 

 

 

методы и средства защиты от опасных и

зачет

вредных производственных факторов;

 

предназначение и порядок проведения

зачет

аттестации рабочих мест по условиям

 

труда и сертификация работы по охране

 

труда;

 

 

 

порядок

возмещения

ущерба,

зачет

причиненного здоровью.