Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области «Красноярское профессиональное училище»
|
Утверждаю Директор ГБПОУ «Красноярское профессиональноеучилище» _____________Самохвалов Р.П.. «___» ______________20 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.02 Охрана труда
ППКРС 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»
Красный Яр, 2018 г.
ОДОБРЕНА Методической комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель МК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.)
|
|
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель МК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель МК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г.
|
Эксперт _________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________ (ученаястепеньилизвание, должность, наименованиеорганизации, научноезвание)
|
Датаактуализации |
Результатыактуализации |
Подпись разработчика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ.
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ |
6 |
|
ДИСЦИПЛИНЫ |
|
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 |
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ |
11 |
|
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит вобщепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование общих компетенций:
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Вид профессиональной деятельности |
Код компетенции |
Наименование профессиональной компетенции |
Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом. |
ПК 2.1. |
Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов. |
ПК 2.2. |
Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней. |
|
ПК 2.3. |
Выполнять лесохозяйственные технологические операции. |
|
Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт. |
ПК 3.1.
|
Осуществлять эксплуатацию колесных и гусеничных тракторов,
навесного и прицепного технологического оборудования в лесопромышленном комплексе. |
ПК 3.2. |
Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте тракторов и технологического оборудования. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
ориентироваться в системе нормативных правовых актов и использовать их в профессиональной деятельности;
выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов;
должен знать:
систему нормативных правовых актов по охране труда;
структуру системы охраны труда в лесохозяйственной организации; источники и способы защиты человека от вредных производственных
факторов; эргономические и психофизиологические основы труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия |
|
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
выполнение домашних самостоятельных заданий по |
18 |
разделам и темам дисциплин; |
|
подготовка и оформление практических работ; |
|
подготовка к зачету |
|
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Охрана труда»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и |
Объем |
Уровень |
|
практические занятия, самостоятельная работа |
часов |
освоения |
|
обучающихся |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Нормативно-правовые и |
|
12 |
|
организационные основы охраны |
|
|
|
труда |
|
|
|
Тема 1.1. Введение. Организация охраны труда |
Занятие №1 |
2 |
2 |
Законодательство о труде и организация охраны труда на предприятии. |
|
|
|
Нормативно-правовые акты по охране труда: законодательные акты и |
|
|
|
нормативно-технические акты. |
|
|
|
Обязанности работодателя и работника в области охраны труда. |
|
|
|
|
Обучение и инструктирование по охране труда. |
|
|
|
Финансирование мероприятий по охране труда. |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
3 |
Подготовить макет журнала регистрации инструктажей по охране труда |
|
|
|
на предприятии. |
|
|
|
Тема 1.2. Несчастные случаи на производстве |
Занятие №2 |
4 |
2 |
Категории несчастных случаев. |
|
|
|
Экономические потери и возмещение ущерба от производственных |
|
|
|
|
травм и заболеваний. |
|
|
|
Анализ травматизма и заболеваемости. Анализ травматизма и заболеваемости. |
|
|
Тема 1.3. Расследование и |
Занятие №3 |
6 |
3 |
Обязанность работодателя при несчастном случае. |
|
|
|
|
Порядок расследования и оформления несчастных случаев. |
|
|
|
Разногласия по вопросам несчастных случаев. |
|
|
|
Порядок расследования и оформления несчастных случаев. |
|
|
|
Заполнение по результатам расследования форм, установленных |
|
|
|
Положением Минздравсоцразвития № 73 от 24.10.2002 г. |
|
|
Раздел 2. Травмирующие и |
|
16 |
|
вредные факторы производства и |
|
|
|
защита от них |
|
|
|
Тема 2.1. Природа негативных факторов производства |
Занятие №4 |
4 |
2 |
Классификация опасных и вредных производственных факторов. |
|
|
|
Гигиеническая оценка условий труда. Оценка травмобезопасности |
|
|
|
|
условий труда. Индивидуальные средства защиты. |
|
|
|
Порядок проведения специальной оценки условий труда. |
|
|
Тема 2.2. Метеорологические факторы и защита от них |
Занятие №5 |
4 |
2 |
Теплообмен в теле человека. |
|
|
|
Общее и местное охлаждение, обморожение. |
|
|
|
|
Нормирование метеоусловий и их измерение в производственных |
|
|
|
условиях, микроклимат. |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
3 |
|
Ознакомиться с приборами и инструментами, с кратким указанием их |
|
|
|
назначения для измерения метеоусловий и микроклимата. |
|
|
Тема 2.3. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны |
Занятие №6 |
2 |
2 |
Состав атмосферного воздуха. |
|
|
|
|
Загрязнители атмосферы. |
|
|
|
Пыль и аэрозоли. |
|
|
|
Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей |
|
|
|
зоны. |
|
|
|
Вентиляции. |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
3 |
|
Изучить методы определения вредных веществ в воздухе. |
|
|
Тема 2.4. Шум и вибрация |
Занятие №7 |
2 |
2 |
|
Характеристики шума и его воздействие на работника. |
|
|
|
Вибрация, и ее влияние на здоровье человека. |
|
|
|
Защита от шума и вибрации на производстве. |
|
|
Тема 2.5. Электроток и |
Занятие №8 |
2 |
2 |
ионизирующие излучения |
Действие электротока на организм человека. |
|
|
|
Защита от действия электротока. |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
3 |
|
Нарисовать схему заземления и зануления электротока. |
|
|
|
Объяснение принципа работы схемы заземления и зануления. |
|
|
Тема 2.6. Освещенность |
Занятие №9 |
2 |
2 |
|
Понятия: свет, освещенность, световой поток, сила света. |
|
|
|
Производственное освящение: естественное, искусственное и |
|
|
|
совмещенное. |
|
|
|
Местное и комбинированное освещение. |
|
|
|
Нормирование освещенности. |
|
|
|
Источники света. |
|
|
Раздел 3. Обеспечение безопасных |
|
8 |
|
условий труда в лесном и |
|
|
|
лесопарковом |
|
|
|
хозяйстве |
|
|
|
Тема 3.1. Безопасность лесозаготовительных работ |
Занятие №10 |
2 |
2 |
Технологическая карта разработки лесосек. |
|
|
|
|
Охрана труда при подготовительных работах. |
|
|
|
Опасные зоны валки. |
|
|
|
Безопасные технологии валки деревьев. |
|
|
|
Безопасные приемы работ при удаления сучьев, чокеровки, трелевки и |
|
|
|
раскряжевки древесины. |
|
|
|
Требования безопасности при сортировке, штабелевке, погрузке и |
|
|
|
вывозе древесины. |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
3 |
|
Разработать технологическую карту разработки ветровально- |
|
|
|
буреломной лесосеки. |
|
|
Тема 3.2. Безопасность |
Занятие №11 |
2 |
3 |
воспроизводства леса |
Охрана труда при: |
|
|
|
расчистке площадей; подготовке почвы; |
|
|
|
сборе и обработке семян; |
|
|
|
выращивании посадочного материала;. |
|
|
|
посадке лесных культур и уходе за ними; |
|
|
|
при защите семян и насаждений от вредителей. |
|
|
|
Требования безопасности в технологических картах. |
|
|
Тема 3.3. Безопасность тушения лесных пожаров |
Занятие №12 |
2 |
2 |
Требования безопасности на тушении различных видов лесных пожаров. |
|
|
|
|
Организация борьбы с огнем. |
|
|
|
Отдых и ночлег работников на лесных пожарах. |
|
|
Тема 3.4. Работы с повышенной |
Занятие №13 |
2 |
1 |
опасностью |
Виды работ с повышенной опасность в лесу. |
|
2 |
|
Организация работ с повышенной опасностью. |
|
3 |
|
Оформление работ с повышенной опасностью. |
|
|
|
Дифференцированный зачет |
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная нагрузка |
54 |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
обязательная нагрузка |
36 |
|
|
|
|
|
|
самостоятельная работа |
18 |
|
|
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативно - справочные материалы;
- комплект плакатов, таблиц, схем по безопасным технологиям труда
- оборудование, материалы и приборы для практических работ.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- микрокалькуляторы;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Девисилов В.А. Охрана труда. М, Форум-Инфра-М,2013
2. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М, Лесная промышленность, 2016.
Дополнительные источники:
1. Конституция РФ ( 1993г.. официальный текст)
2. Трудовой кодекс РФ (2002г.. с дополнениями)
3. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ 001-97. М.: Минтруд РФ, 1997.
4. Инструкции по охране труда.
5. Лесной кодекс Российской Федерации. М: 4.12. 2006 № 201-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 №141-ФЗ, от22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 3 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на дифференцированном зачете.
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки |
||
(освоенные умения, усвоенные знания) |
результатов обучения |
||
Умения: |
|
|
|
проводить анализ травмоопасных и |
выполнение и защита практических занятий |
||
вредных факторов в сфере |
|
|
|
профессиональной деятельности; |
|
||
разрабатывать мероприятия, |
|
выполнение и защита практических занятий |
|
обеспечивающие безопасные и |
|
||
безвредные условия труда; |
|
|
|
использовать в профессиональной |
выполнение и защита практических занятий |
||
деятельности правила охраны труда; |
|
||
проводить инструктажи по охране труда; |
выполнение и защита практических занятий |
||
осуществлять контроль по охране труда; |
выполнение и защита практических занятий |
||
расследовать и оформлять несчастные |
выполнение и защита практических занятий |
||
случаи; |
|
|
|
использовать |
в работе |
нормативные |
выполнение и защита практических занятий |
правовые акты по охране труда. |
|
||
Знания: |
|
|
|
правила и нормы охраны труда; |
зачет |
||
принцы системы управления охраной |
зачет |
||
труда; |
|
|
|
систему и требования нормативных актов |
зачет |
||
по охране труда; |
|
|
|
источники негативных факторов и |
зачет |
||
причины их проявления в |
|
|
|
производственной среде; |
|
|
|
особенности обеспечения безопасных |
зачет |
||
условий труда в сфере профессиональной |
|
||
деятельности; |
|
|
|
методы и средства защиты от опасных и |
зачет |
||
вредных производственных факторов; |
|
||
предназначение и порядок проведения |
зачет |
||
аттестации рабочих мест по условиям |
|
||
труда и сертификация работы по охране |
|
||
труда; |
|
|
|
порядок |
возмещения |
ущерба, |
зачет |
причиненного здоровью. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.