МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ДЛЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
по профессии
15.01.20 Слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматике
2023
|
|
Рабочая программа дисциплины ОП.06 Основы автоматизации производства разработана с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии СПО 220703.02 Слесарь по контрольно–измерительным приборам и автоматике, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 682, зарегистрированного в Минюсте России 20.08.2013 г. № 29575;
Положения о разработке рабочей программы учебной дисциплины в ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 25.05.2023 « 102/1;
Положения о практической подготовке обучающихся ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 22.10.2020 г. № 322.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
Разработчик:
Лаврушина Марина Владимировна, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
Дашкова Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
Асташов А.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КХМТ»
|
Стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины |
11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы автоматизации производства
1.1 Область применения программы
Программа дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный учебный цикл обязательной части ППКРС по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
В рамках программы учебной дисциплины обучающиеся осваивают
Код компетенции |
Умения |
Знания |
ОК 1-9 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 |
- производить настройку и сборку простейших систем автоматизации; - использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации |
- основы техники измерений - классификацию средств измерений - контрольно-измерительные приборы - основные сведения об автоматических системах регулирования - общие сведения об автоматических системах управления - общие средства автоматизации - классификацию вторичных приборов - основы проектирования систем автоматического управления |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
в том числе в форме практической подготовки |
8 |
в том числе: |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: |
36 |
теоретическое обучение |
30 |
лабораторные и практические занятия |
6 |
Внеаудиторная учебная нагрузка |
18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
||
Раздел: Автоматизация и механизация производства |
|
||||
Тема 1. Системы управления. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
Автоматизированные системы управления производством. Функции АСУ ТП. Гибкое автоматизированное производств |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
|
Внеаудиторная самостоятельная работа. Составить опорный конспект: « Функции АСУП. Гибкое автоматизированное производство» |
2 |
|
||
|
|||||
Тема 2. Основные виды микроэвм. |
Содержание учебного материала |
5 |
|||
Разновидности ЭВМ. Микропроцессор – основа современных микроэвм. Микропроцессорные комплекты. |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Составить опорного конспекта: « Микропроцессор – основа современных микроэвм». |
2 |
|
|||
Практическое занятие №1. Запоминающее устройство микроэвм. |
1 |
||||
Тема 3. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
Датчики в системах автоматики Цифроаналоговые преобразователи. Устройство речевого ввода-вывода .Системы технического зрения. Устройство связи ЭВМ с объектом |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа Составить опорный конспект: «Датчики в системах автоматики. Цифроаналоговые преобразователи». |
2 |
|
|||
|
|||||
Тема 4. Гибкие производственные системы. |
Содержание |
4 |
|||
Термины и определения. Классификация. Гибкие производственные модули |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа Составить таблицу определяющие технологические характеристики ГПМ. |
2 |
|
|||
Производственные ячейки, системы. Гибкие автоматические участки. |
|||||
Тема 5.Системы измерения температур. |
Содержание |
8 |
|||
Измерительные преобразователи и приборы. Приборы и преобразователи для измерения уровня. Измерительные преобразователи и приборы давления и расхода. Анализаторы свойств жидкостей и газов. |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа Составить опорный конспект: «Измерительные преобразователи и приборы». Составить схему общего вида вторичного прибора со станцией управления. |
4 |
||||
Тема 6.Измерение температуры. |
Содержание |
5 |
|||
Классификация приборов измерения температуры. Принцип действия, конструкция, выбор и особенности установки манометрических термометров. Термоэлектрический преобразователь. |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Практическое занятие №2 Приборы для измерения температуры. Температурные шкалы. |
1 |
|
|||
Тема 7. Измерение уровня жидких и сыпучих материалов |
Содержание |
6 |
|||
Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей. Общая характеристика уровнемеров. Уровнемеры для твёрдых сыпучих материалов. Общая характеристика весового и механического уровнемеров. |
2 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа Составить опорный конспект: «Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей» |
2 |
|
|||
Тема 8.Измерение давления и разрежения |
Содержание |
9 |
|||
Единицы измерения давления в системе СИ, внесистемные единицы. Виды измеряемого давления. Классификация приборов измерения давления по роду измеряемой величины и принципу действия. Общая характеристика жидкостных приборов. Пружинные и мембранные приборы. Упругие элементы пружинных приборов. Грузопоршневые и электрические манометры, принцип их действия и особенности применения. Пневматические датчики давления и вторичные приборы. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля давления |
4 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Практическое занятие №3 Устройство и принцип работы манометров |
1 |
||||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Творческая работа: Подготовка эл. Презентации по теме «Технологии измерения давления и разрежения» |
2 |
|
|||
Тема 9.Измерение количества и расхода материалов |
Содержание |
9 |
|||
Классификация приборов измерения количества и расхода материалов. Измерение количества жидкостей и газов. Счётчики скоростные, объёмные. Выбор, установка и эксплуатация счётчиков на химических предприятиях. Измерение расхода жидкостей, газов и паров. Классификация расходомеров. Расходомеры переменного перепада давления, принцип измерения и схема расходомерной установки. |
6 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Практические занятия№4 Счётчики скоростные, объёмные |
1 |
||||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Творческое задание: - реферат, презентация с сообщением по теме «Способы измерения количества материалов» - анализ просмотра учебного фильма АГЗУ «Мера» |
2 |
|
|||
|
|||||
Тема 10.Контроль качественных показателей материалов |
Содержание |
6 |
|||
Измерение концентрации жидкостей. Методы измерения: кондуктометрический, оптический, электрометрический. Общая характеристика кондуктометров. |
4 |
ПК 1.1 – 3.3 ОК 1-7 |
|||
Практическое занятие № 5 Виды приборов для измерения плотности и вязкости жидкостей. |
1 |
||||
Практическое занятие № 6 Измерение относительной влажности воздуха. |
1 |
||||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|||
Всего: |
54 |
|
|||
|
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете: Средств измерений и контрольно-измерительных приборов, основ взаимозаменяемости и метрологии, основ промышленной электроники; лаборатории: Автоматизации производства.
№ п/п |
Оборудование |
Технические средства обучения |
1 |
Комплект учебно – программного оборудования «Основы автоматизации производства». |
Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; |
2 |
Комплект учебно – программного оборудования «Электрические аппараты». |
Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
3 |
Комплект учебно – программного оборудования «Охранно-пожарная сигнализация». Приборы и устройства:датчики, исполнительные механизмы,конта-ктные устройства, осциллограф; комплект учебного оборудования «Средства автоматизации и управления — СЕНСОР» для изучения промышленных средств автоматизации (САУ-СЕНСОР)
|
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация: -правила техники безопасности и производственной санитарии; -инструкции по эксплуатации приборов и устройств автоматики; инструкции по пожаро- и электробезопас-ности. |
Учебные наглядные пособия: |
||
4 |
Фильмотека с учебно-демонстраци-онными и мультимедийными про-дукциями: 4.1 АГЗУ Мера 4.2 Корсаковская база нефтепро-дуктов, учебный фильм СахГУ ФНГ (факультет нефти и газа)-конкурсная работа студентов на Гранд СахГУ, руков. доцент Блинникова Э.Т. 4.3 Трубопроводная арматура 4.4 Манометры 4.5 Оборудование современных ГРС –газораспределительных станций 4.6 Оборудование современных КС – компрессорных станций 4.7 Линейная часть магистраль-ного трубопровода |
Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
5 |
Схемы: 5.1. Схема АСУ ТП ОБТК – объе-диненного берегового комплекса ООО «РН-СМНГ» проект «Сахалин-1» 5.2. Схема АСУ ТП проект «Сахалин-2» 5.3. Схема АСУ ТП нефтепарк «Тунгор» 5.4 Схема АСУ ТП АЗС. |
Стендовое оборудование – в производстве изготовления. |
5 |
Электронные, мультимедиа. |
Плакаты |
6 |
Средства ЭХЗ –электрохимзащиты, катодная, протекторная и дренаж-ная защита объектов НГД. |
Макеты; средства индивидуальной защиты;
|
3.2.1 Основная литература
1. Селевцов Л.И. Автоматизация технологических процессов: учебник для студ.учреждений сред. Проф.образования.М.: Издательский центр «Академия» 2019
2. Пантелеев В.Н., Прошин В.М. Основы автоматизации производства : учебник для СПО, 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018
3.2.2 Дополнительная литература:
1. Москаленко В.В. Системы автоматизированного управления электропривода. Учебник. (Среднее профессиональное образование) ИНФРА-М: ,2018
Интернет-ресурсы
http://knowkip.ucoz.ru/ Сайт «Слесарь КИПиА»
http://forum.kipiasoft.su/thread.php?postid=1818 Форум слесарей КИПиА
http://www.knigochtec.ru/index.php/category/123-kip-i-metrologiya Сайт книги по КИПиА
http://www.ict.edu.ru Информационно - коммуникационные технологии в образовании// система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.garant.ru/Гарант: информационноправовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, а также промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
|
производить настройку и сборку простейших систем автоматизации; |
Владеет настройкой и сборкой простейших систем автоматизации |
Наблюдение за деятельностью студента в процессе выполнения практической/лабораторной работы |
использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса |
Владеет навыками трудовой деятельности средствами механизации и автоматизации производственного процесса |
Наблюдение за деятельностью студента в процессе выполнения практической/лабораторной работы |
Знания: |
|
|
основы техники измерений |
Освоил основы техники измерений |
Опрос, защита реферата, индивидуального задания, защита презентации |
классификацию средств измерений |
Освоил классификацию средств измерений |
Опрос, защита реферата, индивидуального задания, защита презентации |
контрольно-измерительные приборы |
Освоил контрольно-измерительные приборы |
Анализ правильности измерений |
основные сведения об автоматических системах регулирования |
Освоил основные сведения об автоматических системах регулирования |
Опрос, защита реферата, индивидуального задания, защита презентации |
общие сведения об автоматических системах регулирования |
Освоил общие сведения об автоматических системах регулирования |
Опрос, защита реферата, индивидуального задания, защита презентации |
общие средства автоматизации |
Освоил общие средства автоматизации |
Опрос, защита реферата, доклада, защита презентации |
классификацию вторичных приборов |
Освоил классификацию вторичных приборов |
Опрос, защита реферата, доклада, защита презентации |
основы проектирования систем автоматического управления |
Освоил основы проектирования систем автоматического управления |
Опрос, защита реферата, доклада, защита презентации |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.