МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДЕНО Директор ГБПОУ СО СГТ Н.А.Симонова Приказ от 01 марта 2023 г. №54-пд |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.18 ОСНОВЫ КАЛЛИГРАФИИ
общепрофессиональный цикл
основной образовательной программы
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Сергиевск, 2023
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ |
ОДОБРЕНО |
Предметно-цикловой комиссии |
Методистом Андрюхиной Е.В. |
«Профессиональные модули специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля» |
28 февраля 2023 г. |
Председатель И.А.Карачкова |
|
Протокол от 27 февраля 2023 г. №7_ |
|
Составитель:
Тукмакова Т.А., преподаватель ГБПОУ СО СГТ
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.18 Основы каллиграфии разработана на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г. N742.
Рабочая программа разработана с учетом профессионального стандарта Педагог, 6 уровня квалификации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (с изменениями), а также с учетом квалификационных запросов со стороны ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск.
Рабочая программа ориентирована на подготовку студентов к выполнению заданий ДЭ по компетенции R 21 Преподавание в младших классах, код 1.4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к оформлению, установленными в ГБПОУ СО СГТ.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................................... 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................................. 9
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.............................................................. 11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................... 15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...................................................................................................................................... 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...................................................................................................................................... 26
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ............... 40
ОП.18 Основы каллиграфии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа – УД) является частью основной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, разработанной в ГБПОУ СО СГТ.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
По результатам освоения ОП.18 Основы каллиграфии у обучающихся должны быть сформированы образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО (ПООП):
Базовая часть - не предусмотрено.
Вариативная часть:
По результатам освоения ОП.18 Основы каллиграфии у обучающихся должны быть сформированы вариативные образовательные результаты, ориентированные на выполнение требований рынка труда.
В результате освоения учебной дисциплины
Студент должен уметь:
- проводить учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода;
- формировать универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования;
- соблюдать каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм;
- оформлять письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии;
- учить школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы;
- соблюдать требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв;
- предлагать образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры;
- определять наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма;
- выявлять условия, влияющие на становление почерка младшего школьника;
- анализировать процесс письма;
- овладевать методическими приёмами каллиграфически правильного письма;
- работать с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии;
- самостоятельно использовать учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии;
- исправлять недостатки сформированных почерков.
Студент должен знать:
- основные принципы деятельностного подхода;
- правила техники безопасности и санитарно-эпидемиологические требования при организации процесса обучения; правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды
- современные образовательные технологии обучения каллиграфическому письму, в том числе информационно- коммуникационные;
возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования;
- каллиграфические нормы, их классификацию и причины нарушения каллиграфических норм;
- требования к оформлению письменных работ учителем и учащимися;
- элементы графической системы: зрительные, двигательные и зрительно-двигательные;
- правила начертания букв и цифр;
- правила соединения, размера, наклона букв;
- принципы обучения чистописанию (каллиграфии) и психофизиологические особенности формирования графических навыков письма;
- краткую историю обучения чистописанию, такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера;
- приемы обучения каллиграфическим навыкам письма;
- названия элементов заглавных букв и классификацию соединений букв;
- гигиенические условия письма;
- взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма;
- виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости.
С целью реализации требований профессионального стандарта (ПС) Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), 6 уровня квалификации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (с изменениями) обучающийся должен
иметь практический опыт:
ПО 1. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной (В/02.6)
ПО 2. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе (В/02.6)
ПО 3. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования (В/02.6)
уметь:
ТУ 1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. (А/01.6)
ТУ 5. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6)
ТУ 6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (А/01.6)
ТУ 1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (А/02.6)
ТУ 1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья (А/03.6)
ТУ 1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы (В/02.6)
ТУ 3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования (В/02.6)
знать:
ТЗ 5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения (А/01.6)
ТЗ 6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (А/01.6)
ТЗ 7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету (А/01.6)
ТЗ 6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (А/02.6)
ТЗ 1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса (А/03.6)
ТЗ 5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования (В/02.6)
С целью реализации требований демонстрационного экзамена (ДЭ) базового и профильного уровней на 2022-2024 годы, код 1.4 по компетенции R21 Преподавание в младших классах обучающийся должен
уметь:
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи
- организовывать и проводить фрагменты урока с использованием не менее двух видов интерактивного оборудования;
- организовывать и проводить интерактивное обсуждение в рамках заданной темы;
- организовывать продуктивное сотрудничество участников интерактива.
знать:
- основы языкознания, литературы, литературоведения и иностранного языка; основы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;
- источники интеллектуальной и культурной информации: книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет;
- влияние культуры, национально-культурной специфики и лингвистического фона на обучение учащихся;
- основные свойства речи: грамотность, интонационная выразительность, четкость и эмоциональная насыщенность;
- роль и значение взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения;
- роль взаимодействия с учителями-профессионалами в расширении профессиональных знаний и совершенствовании практических умений.
С целью реализации квалификационных требований работодателя (КТР) ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск обучающийся должен
уметь:
- соблюдать принципы бережливого производства в процессе преподавания различных предметных дисциплин основной учебной программы, а также при организации внеурочной деятельности;
- формировать «бережливое» сознание младших школьников
знать:
- базовые основы самоорганизации ребенка, его умение оптимального распределения временных, материальных и других имеющихся ресурсов
- принципы и инструменты бережливого производства в образовании.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
84 |
|
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
|
Объем образовательной программы |
84 |
|
в том числе: |
||
в форме практической подготовки |
40 |
|
теоретическое обучение |
20 |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
практические занятия |
62 |
|
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
|
контрольная работа |
не предусмотрено |
|
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
|
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
|
2
|
|
Результатом освоения УД является овладение обучающимися профессиональными компетенциями (ПК), указанными в ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г. N742:
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами.
ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей);
ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и тому подобное).
Результатом освоения УД является овладение трудовыми функциями профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), 6 уровня квалификации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (с изменениями):
- А/01.6. Общепедагогическая функция. Обучение
- А/02.6. Воспитательная деятельность
- А/03.6. Развивающая деятельность
- В/02.6. Педагогическая деятельность по реализации программ начального
общего образования.
. В процессе освоения УД обучающиеся должны овладеть общими компетенциями (ОК):
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
- ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате изучения УД обучающиеся должны формировать личностные результаты (ЛР):
- ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
- ЛР 4.1 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда;
- ЛР 4.2 Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
- ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
- ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
- ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;
- ЛР 14 Демонстрирующий гордость за Самарскую область, уважительное отношение к малой Родине, культуре и искусству, традициям, праздникам, ключевым историческим событиям, выдающимся личностям Самарской области (в том числе ветеранам);
- ЛР 16 Демонстрирующий интерес и стремление к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями социально-экономического развития Самарской области. Стремящийся к результативности на олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства различного уровня (в том числе World Skills, Абилимпикс, Дельфийские игры и т.д.);
- ЛР 17 Осознающий ценности использования в собственной деятельности инструментов и принципов бережливого производства;
- ЛР 23 Исключающий действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
- ЛР 26 Демонстрирующий уважение к учреждениям и деятелям, вносящим вклад в развитие отечественной педагогики в целом, и системы образования РФ в частности.
учебной дисциплины ОП.18 Основы каллиграфии
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
|
Объем часов |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программ |
||||
Раздел I. Первоначальное обучение письму Тема 1.1. Первоначальное обучение письму. |
Содержание учебного материала |
8 |
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
1.
2
3. 4. |
История становления методики каллиграфии. Современные достижения. Связь методики чистописания с историей письменности, развитием общества Введение обучения письму в курс начальной школы в качестве учебного предмета. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Оборудование уроков письма. Разлиновка доски. Письмо на доске. Правила оформления записей на доске. Знакомство с элементами строчных букв. |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия: №1 Основные требования к каллиграфическому письму. №2 Принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма. №3. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. №4. Требования к оформлению письменных работ по математике. №5. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. |
10 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
||||||
Раздел II.Значение правильного, разборчивого, красивого письма и его специфика
Тема 2.1. Организационные и гигиенические условия обучения письму.
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
1.
2. |
Задачи обучения письму в подготовительный, основной, заключительный периоды обучения грамоте. Совершенствование навыка каллиграфического письма во 2-4 классах. Разнообразные методы обучения письму в зависимости от возраста и подготовки детей. |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия: №6 Методы и приемы обучения письму. №7 Анализ современных прописей. Характеристика современных шрифтов ‑ прописей. №8 Анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления |
6 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
||||||
Тема 2.2. Методика обучения каллиграфическому письму букв разных групп |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
1.
2.
3.
4.
5. |
Методика обучения каллиграфическому письму букв разных групп (по Желтовской Л.Я.). Отработка письма букв 1-2 групп. Методика обучения каллиграфическому письму букв разных групп (по Желтовской Л.Я.). Отработка письма букв 3-4 групп. Методика обучения каллиграфическому письму букв разных групп (по Желтовской Л.Я.). Отработка письма букв 5-6 групп. Анализ рабочей программы "Обучение грамоте. Письмо" УМК "Начальная школа XXI века". Диагностические методики по обучению грамоте (письмо) Методика обучения каллиграфическому письму букв разных групп (по Желтовской Л.Я.). Отработка письма букв 7-8 групп.Безотрывное написание буквосочетаний и слов |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия: В т.ч. в форме практической подготовки №9. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 1-2 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №10. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 3-4 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №11. Приемы, упражнения по формированию каллиграфического навыка. Типичные ошибки младших школьников при письме, их коррекция №12. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 7-8 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования |
8 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
|
|||||
Раздел III. Письмо строчных и заглавных букв 1 ‑ 8 групп. Письмо в тетрадях в клетку цифр
Тема 3.1. Письмо строчных и заглавных букв 8 групп.
|
Содержание учебного материала |
|
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
|
Работа над формой букв 1-8 групп, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Перспектива" |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия В т.ч. в форме практической подготовки №13. Работа над формой букв 1-2 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Начальная школа XXI века") №14. Работа над формой букв 3-4 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №15. Работа над формой букв 5-6 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №16. Работа над формой букв 7-8 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") |
8 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Тема 3.2. Обучение письму по различным методикам .
|
Содержание учебного материала |
|
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
|
Обучение письму по различным методикам В.А. Илюхиной, М.М. Безруких, О. Лысенко и др. |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия В т.ч. в форме практической подготовки №17. Письмо с открытыми правилами. Методика Илюхиной. Анализ "чудо-прописи" №18. Работа над формой букв по прописи В.А. Илюхиной №19. Разработка технологической карты урока обучения грамоте по методике В.А. Илюхиной №20. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе (по М.М. Безруких) №21. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса №22. Анализ урока обучения письму в 1 классе. №23. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса №24. Анализ урока русского языка в 4 классе №25.Диагностика сформированности навыка чтения и письма у учащихся 1, 4 классов |
18 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
|
|||||
Тема 3.3. Обучение письму леворуких, медлительных, гиперактивных детей
|
Содержание учебного материала |
|
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
|
Методика обучения письму леворуких, медлительных, гиперактивных детей
|
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия: В т.ч. в форме практической подготовки №26. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. №27. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. №28. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. №29. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей. |
8 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
||||||
Тема 3.6.Письмо в тетрадях в клетку цифр, чисел, запись примеров, задач (условия, вопросы ответы) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК.03 ОК 05 ПК.1.2 ПК.3.5 ПК.3.6 ЛР 1 ЛР 4.1 ЛР 4.2 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 11 ЛР 14 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 23 ЛР 26
|
||||
1.
2. |
Общие указания к написанию цифр и методике ознакомления с ними. Основные особенности написания каждой цифры. Отработка техники начертания цифр. |
||||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||||||
Практические занятия: №30. Письмо в тетрадях в клетку цифр, чисел, запись примеров, задач. №31. Семинар "Каллиграфические нормы, их классификация и причины нарушения каллиграфических норм" |
4 |
||||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||||
Самостоятельная работа |
не предусмотрено |
||||||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|||||
|
ВСЕГО |
84 |
|
||||
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы 44.02.02 Преподавание в начальных классах требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
- комплекты:
- опорных схем, конспектов;
- фильмов, презентаций;
- дидактических материалов;
- типовых заданий (карточек);
- тестов;
- текстов для комплексного анализа;
- раздаточных материалов;
- учебников;
- портретов педагогов, лингвистов и писателей;
- УМК (кейс) для студентов
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Не предусмотрено
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук;
- колонки;
- Интернет.
4.2 Основные печатные издания
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык с методикой преподавания: учебник для учреждений СПО: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
2. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.)»
3. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.)»
4. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: О.В. Астафьева, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова-Луцкая и др. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с. – ISBN 978-5-0054-0037-6.
5. Детская литература: учебник для учреждений СПО / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова-Луцкая и др. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 432 с. – ISBN 978-5-4468-9905-0.
6. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов, Ж.А. Першина; под ред. Э.М. Галямовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 176 с.: ил. с цв. вкл.
7. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова, Е.Н. Леонович; под ред. А.В. Калинченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
8. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / Антонова Е.С., Боброва С.В. – 6-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 464 с.
9. Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной школы. Материалы подготовлены Ковалевой Г. С., Рябининой Л. А. и Чабан Т. Ю. по результатам проекта «Оценка качества начального образования в соответствии с ФГОС
10. Предупреждение и устранение трудностей учебной деятельности (Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. Методические рекомендации / под ред. члена-корреспондента Российской академии образования д.п.н., проф. Н.Ф. Виноградова)», 2021
11. Работа с детьми особых образовательных потребностей. Методические рекомендации под ред. Н.Ф. Виноградовой
12. Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. Методические рекомендации / под ред. члена-корреспондента Российской академии образования д.п.н., проф. Н.Ф. Виноградова, 2022
13. Теоретические основы начального курса математики: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / Л.П.Стойлова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.
14. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник для учреждений СПО / Н.А. Воробьева, Н.Ю. Гурьянычева, К.И. Попова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 240 с. – ISBN 978-5-0054-0350-6.
Дополнительные источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта»)»
2. Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18.03. 2022г.)
3. Примерная программа начального общего образования предмета «Русский язык», культуре (для 1-4 классов образовательных организаций), одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
4. Примерная образовательная программа предмета «Математика», одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
https://fgos.ru/
https://edsoo.ru/
https://fioco.ru/ru/osoko/
http://www.centeroko.ru/pirls21/pirls2021_pub.html
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса.
Освоение ОП.18 Основы каллиграфии производится в соответствии с учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и календарным графиком, утвержденным директором ГБПОУ СО СГТ.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР.
В процессе освоения ОП.18 Основы каллиграфии предполагается проведение текущего контроля знаний, умений у студентов.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы для студентов.
Текущий учет результатов освоения УД производится в электронном журнале.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами |
- проводит учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формирует универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использует современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; - соблюдает каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформляет письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учит школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - соблюдает требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; - предлагает образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определяет наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявляет условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализирует процесс письма; - овладевает методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - работает с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; - самостоятельно использует учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправляет недостатки сформированных почерков. ПС: - владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. (А/01.6) - владеет ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6) - организовывает различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (А/01.6) - владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья (А/03.6) - строит воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (А/02.6) - реагирует на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы (В/02.6) - во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектирует и корректирует индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования (В/02.6) ДЭ: - излагает материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; - выразительно читает и декламирует; - применяет выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). - применяет вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс КТР: - соблюдает принципы бережливого производства в процессе преподавания различных предметных дисциплин основной учебной программы, а также при организации внеурочной деятельности; - формирует «бережливое» сознание младших школьников |
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный) - решение задач с производственным содержанием - письменный контроль знаний - тестирование - оценка результатов устных выступлений - оценка творческих письменных работ (сочинений, эссе, очерков, отзывов и др.) - составление кроссвордов по теме занятия - составление опорных схем - составление опорных конспектов - лингвостилистический анализ текстов - веб-квесты по теме занятия - презентация публичного выступления - выполнение домашних заданий проблемного характера - выполнение заданий в рабочих листах по теме занятия -конкурсы профессиональных советов - выразительное чтение художественных текстов - деловая игра и/или ролевая игра для реализации профессионально-ориентированных задач - решение Кейс-задач - составление/анализ текстов профессиональной направленности - онлайн-оценивание (сайт Захарьиной Е.А.https://saharina.ru/ и др.) |
ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей)
|
- проводит учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формирует универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использует современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; - соблюдает каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформляет письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учит школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - соблюдает требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; - предлагает образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определяет наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявляет условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализирует процесс письма; - овладевает методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - работает с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; - самостоятельно использует учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправляет недостатки сформированных почерков. ПС: - владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. (А/01.6) - владеет ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6) - организовывает различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (А/01.6) - владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья (А/03.6) - строит воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (А/02.6) - реагирует на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы (В/02.6) - во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектирует и корректирует индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования (В/02.6) ДЭ: - излагает материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; - выразительно читает и декламирует; - применяет выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). - применяет вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс КТР: - соблюдает принципы бережливого производства в процессе преподавания различных предметных дисциплин основной учебной программы, а также при организации внеурочной деятельности; - формирует «бережливое» сознание младших школьников |
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный) - решение задач с производственным содержанием - письменный контроль знаний - тестирование - оценка результатов устных выступлений - оценка творческих письменных работ (сочинений, эссе, очерков, отзывов и др.) - составление кроссвордов по теме занятия - составление опорных схем - составление опорных конспектов - лингвостилистический анализ текстов - веб-квесты по теме занятия - презентация публичного выступления - выполнение домашних заданий проблемного характера - выполнение заданий в рабочих листах по теме занятия -конкурсы профессиональных советов - выразительное чтение художественных текстов - деловая игра и/или ролевая игра для реализации профессионально-ориентированных задач - решение Кейс-задач - составление/анализ текстов профессиональной направленности - онлайн-оценивание (сайт Захарьиной Е.А.https://saharina.ru/ и др.) |
ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и тому подобное) |
- проводит учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формирует универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использует современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; - соблюдает каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформляет письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учит школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - соблюдает требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; - предлагает образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определяет наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявляет условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализирует процесс письма; - овладевает методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - работает с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; - самостоятельно использует учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправляет недостатки сформированных почерков. ПС: - владеет ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6) ДЭ: - излагает материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; - применяет выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). КТР: - соблюдает принципы бережливого производства в процессе преподавания различных предметных дисциплин основной учебной программы, а также при организации внеурочной деятельности; - формирует «бережливое» сознание младших школьников |
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный) - решение задач с производственным содержанием - письменный контроль знаний - тестирование - оценка результатов устных выступлений - оценка творческих письменных работ (сочинений, эссе, очерков, отзывов и др.) - составление кроссвордов по теме занятия - составление опорных схем - составление опорных конспектов - лингвостилистический анализ текстов - веб-квесты по теме занятия - презентация публичного выступления - выполнение домашних заданий проблемного характера - выполнение заданий в рабочих листах по теме занятия -конкурсы профессиональных советов - выразительное чтение художественных текстов - деловая игра и/или ролевая игра для реализации профессионально-ориентированных задач - решение Кейс-задач - составление/анализ текстов профессиональной направленности - онлайн-оценивание (сайт Захарьиной Е.А.https://saharina.ru/ и др.) |
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
|
- проводит учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формирует универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использует современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; - соблюдает каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформляет письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - выявляет условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализирует процесс письма; - овладевает методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - самостоятельно использует учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; ПС: - владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. (А/01.6) - владеет ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6) ДЭ: - излагает материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; - выразительно читает и декламирует; - применяет выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). - применяет вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс |
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный) - решение задач с производственным содержанием - письменный контроль знаний - тестирование - оценка результатов устных выступлений - оценка творческих письменных работ (сочинений, эссе, очерков, отзывов и др.) - составление кроссвордов по теме занятия - составление опорных схем - составление опорных конспектов - лингвостилистический анализ текстов - веб-квесты по теме занятия - презентация публичного выступления - выполнение домашних заданий проблемного характера - выполнение заданий в рабочих листах по теме занятия -конкурсы профессиональных советов - выразительное чтение художественных текстов - деловая игра и/или ролевая игра для реализации профессионально-ориентированных задач - решение Кейс-задач - составление/анализ текстов профессиональной направленности - онлайн-оценивание (сайт Захарьиной Е.А.https://saharina.ru/ и др.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
1 |
Раздел I. Первоначальное обучение письму |
4 |
- работа в малых группах; - создание презентаций; - использование общественных ресурсов (видеоматериалы); - подготовка и защита книжной выставки по изучаемой дисциплине; - защита фрагмента урока по обучению письму с обсуждением; - коллективная разработка плана родительского собрания по нарушениям письма; - обзор литературы по теме «Обучение письму» с анализом. |
2 |
Раздел II. Значение правильного, разборчивого, красивого письма и его специфика |
8 |
- деловые и ролевые игры; - работа в малых группах; - использование общественных ресурсов (видеоматериалы); - подготовка и защита книжной выставки по изучаемой дисциплине; - защита фрагмента урока по обучению письму с обсуждением; - коллективная разработка плана родительского собрания по нарушениям письма; - обзор литературы по теме «Обучение письму» с анализом. |
3 |
Раздел III. Письмо строчных и заглавных букв 1 - 8 групп. Письмо в тетрадях в клетку цифр |
28 |
- деловые и ролевые игры; - разбор конкретных ситуаций; - групповые дискуссии; - творческие задания; - работа в малых группах; - создание презентаций; - использование общественных ресурсов (видеоматериалы); - подготовка и защита книжной выставки по изучаемой дисциплине; - защита фрагмента урока по обучению письму с обсуждением; - коллективная разработка плана родительского собрания по нарушениям письма; - обзор литературы по теме «Обучение письму» с анализом. |
к рабочей программе учебной дисциплины ФГОС СПО
ОП.18 Основы каллиграфии
Ведомость соотнесения требований профессионального стандарта
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), 6 уровня квалификации и ФГОС СПО по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Обобщенная трудовая функция (Профессиональный стандарт) |
Формулировка ОТФ: А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Результаты, заявленные в профессиональном стандарте |
Технические требования ДЭ |
Образовательные результаты ФГОС СПО по УД |
|
Название ТФ А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение |
|
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами. ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей) |
|
Необходимые умения |
|
Умение |
Тематика практических занятий |
ТУ 1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. (А/01.6) ТУ 5. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) (А/01.6) ТУ 6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (А/01.6)
|
У 1. Излагать материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; У 2. Выразительно читать и декламировать; У 3. Применять выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). У 11. Применять вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс
|
- проводить учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формировать универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; соблюдать каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; оформлять письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; учить школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; соблюдать требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; предлагать образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; определять наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; выявлять условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; анализировать процесс письма; овладевать методическими приёмами каллиграфически правильного письма; работать с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; исправлять недостатки сформированных почерков |
№9. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 1-2 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №10. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 3-4 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №12. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 7-8 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №13. Работа над формой букв 1-2 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Начальная школа XXI века") №14. Работа над формой букв 3-4 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №15. Работа над формой букв 5-6 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №16. Работа над формой букв 7-8 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №17. Письмо с открытыми правилами. Методика Илюхиной. Анализ "чудо-прописи" №19. Разработка технологической карты урока обучения грамоте по методике В.А. Илюхиной №20. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе (по М.М. Безруких) №21. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса №26. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. №30. Письмо в тетрадях в клетку цифр, чисел, запись примеров, задач. |
Необходимые знания |
|
Знание |
Теоретические темы |
ТЗ 5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения (А/01.6) ТЗ 6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (А/01.6) ТЗ 7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету (А/01.6)
|
З 1. Основы языкознания, литературы, литературоведения и иностранного языка; основы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; З 2. Источники интеллектуальной и культурной информации: книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет; З 3. Влияние культуры, национально-культурной специфики и лингвистического фона на обучение учащихся; З 4. Основные свойства речи: грамотность, интонационная выразительность, четкость и эмоциональная насыщенность. |
- каллиграфические нормы, их классификацию и причины нарушения каллиграфических норм; - требования к оформлению письменных работ учителем и учащимися; - элементы графической системы: зрительные, двигательные и зрительно-двигательные; - правила начертания букв и цифр; - правила соединения, размера, наклона букв; - принципы обучения чистописанию (каллиграфии) и психофизиологические особенности формирования графических навыков письма; - краткую историю обучения чистописанию, такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера; - приемы обучения каллиграфическим навыкам письма; - названия элементов заглавных букв и классификацию соединений букв; - гигиенические условия письма; - взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма; - современные технологии обучения каллиграфическому письму; - виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. |
Информационно- объяснительная лекция. История становления методики каллиграфии. Современные достижения. Обучающая лекция. Разлиновка доски. Письмо на доске. Знакомство с элементами строчных букв. Группы букв: малые (строчные) буквы, большие (заглавные) буквы. Обзорная лекция с элементами беседы. Разнообразные методы обучения письму в зависимости от возраста и подготовки детей. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Организационные и гигиенические условия обучения письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. Обучающая лекция с элементами исследования. Виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 1 группы. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 2 группы |
А/02.6 Воспитательная деятельность |
|
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами. ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и тому подобное) |
|
Необходимые умения |
|
Умение |
Тематика практических занятий |
ТУ 1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей (А/02.6)
|
У 1. Излагать материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; У 2. Выразительно читать и декламировать; У 3. Применять выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). У 11. Применять вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс
|
- соблюдать каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформлять письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учить школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - соблюдать требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; - предлагать образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определять наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявлять условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализировать процесс письма; - овладевать методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - работать с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; - самостоятельно использовать учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправлять недостатки сформированных почерков |
№1 Основные требования к каллиграфическому письму. №2 Принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма. №3. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. №4. Требования к оформлению письменных работ по математике. №5. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. №6 Методы и приемы обучения письму. № №17. Письмо с открытыми правилами. Методика Илюхиной. Анализ "чудо-прописи" №18. Работа над формой букв по прописи В.А. Илюхиной №26. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. №27. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. №28. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. №29. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей. №31. Семинар "Каллиграфические нормы, их классификация и причины нарушения каллиграфических норм" |
Необходимые знания |
|
Знание |
Теоретические темы |
ТЗ 6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (А/02.6)
|
З 1. Основы языкознания, литературы, литературоведения и иностранного языка; основы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; З 2. Источники интеллектуальной и культурной информации: книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет; З 3. Влияние культуры, национально-культурной специфики и лингвистического фона на обучение учащихся; З 4. Основные свойства речи: грамотность, интонационная выразительность, четкость и эмоциональная насыщенность. |
- каллиграфические нормы, их классификацию и причины нарушения каллиграфических норм; - требования к оформлению письменных работ учителем и учащимися; - элементы графической системы: зрительные, двигательные и зрительно-двигательные; - правила начертания букв и цифр; - правила соединения, размера, наклона букв; - принципы обучения чистописанию (каллиграфии) и психофизиологические особенности формирования графических навыков письма; - краткую историю обучения чистописанию, такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера; - приемы обучения каллиграфическим навыкам письма; - названия элементов заглавных букв и классификацию соединений букв; - гигиенические условия письма; - взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма; - современные технологии обучения каллиграфическому письму; - виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. |
Информационно- объяснительная лекция. История становления методики каллиграфии. Современные достижения. Обучающая лекция. Разлиновка доски. Письмо на доске. Знакомство с элементами строчных букв. Группы букв: малые (строчные) буквы, большие (заглавные) буквы. Обзорная лекция с элементами беседы. Разнообразные методы обучения письму в зависимости от возраста и подготовки детей. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Организационные и гигиенические условия обучения письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. Обучающая лекция с элементами исследования. Виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 1 группы. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 2 группы |
А/03.6 Развивающая деятельность |
|
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами. ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей) ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и тому подобное). |
|
Необходимые умения |
|
Умение |
Тематика практических занятий |
ТУ 1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья (А/03.6)
|
У 1. Излагать материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; У 2. Выразительно читать и декламировать; У 3. Применять выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). У 11. Применять вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс
|
- соблюдать каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформлять письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учить школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - предлагать образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определять наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявлять условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализировать процесс письма; - овладевать методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - самостоятельно использовать учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправлять недостатки сформированных почерков |
№5. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. №11. Приемы, упражнения по формированию каллиграфического навыка. Типичные ошибки младших школьников при письме, их коррекция №12. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 7-8 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №20. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе (по М.М. Безруких) №21. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса №22. Анализ урока обучения письму в 1 классе. №23. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса №24. Анализ урока русского языка в 4 классе №25. Диагностика сформированности навыка чтения и письма у учащихся 1, 4 классов №26. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. №27. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. №28. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. №29. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей.
|
Необходимые знания |
|
Знание |
Теоретические темы |
ТЗ 1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса (А/03.6)
|
З 1. Основы языкознания, литературы, литературоведения и иностранного языка; основы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; З 2. Источники интеллектуальной и культурной информации: книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет; З 3. Влияние культуры, национально-культурной специфики и лингвистического фона на обучение учащихся; З 4. Основные свойства речи: грамотность, интонационная выразительность, четкость и эмоциональная насыщенность. |
- каллиграфические нормы, их классификацию и причины нарушения каллиграфических норм; - требования к оформлению письменных работ учителем и учащимися; - элементы графической системы: зрительные, двигательные и зрительно-двигательные; - правила начертания букв и цифр; - правила соединения, размера, наклона букв; - принципы обучения чистописанию (каллиграфии) и психофизиологические особенности формирования графических навыков письма; - краткую историю обучения чистописанию, такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера; - приемы обучения каллиграфическим навыкам письма; - названия элементов заглавных букв и классификацию соединений букв; - гигиенические условия письма; - взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма; - современные технологии обучения каллиграфическому письму; - виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. |
Информационно- объяснительная лекция. История становления методики каллиграфии. Современные достижения. Обучающая лекция. Разлиновка доски. Письмо на доске. Знакомство с элементами строчных букв. Группы букв: малые (строчные) буквы, большие (заглавные) буквы. Обзорная лекция с элементами беседы. Разнообразные методы обучения письму в зависимости от возраста и подготовки детей. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Организационные и гигиенические условия обучения письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. Обучающая лекция с элементами исследования. Виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 1 группы. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 2 группы |
Обобщенная трудовая функция (Профессиональный стандарт) |
Формулировка ОТФ: В. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ |
Результаты, заявленные в профессиональном стандарте |
Технические требования ДЭ |
Образовательные результаты ФГОС СПО по УД |
|
Название ТФ В/02.6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
|
ПК 1.2. Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами. ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей) ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и тому подобное) |
|
Необходимые умения |
|
Умение |
Тематика практических занятий |
ТУ 1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы (В/02.6) ТУ 3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования (В/02.6) |
У 1. Излагать материал (содержание и форма изложения) с учетом возможностей и интересами аудитории, личности самого учителя; У 2. Выразительно читать и декламировать; У 3. Применять выразительные средства с учетом особенностей педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.). У 11. Применять вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения обучающихся в образовательный процесс |
- проводить учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; - формировать универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; - соблюдать каллиграфические нормы и анализировать причины нарушения каллиграфических норм; - оформлять письменные работы на доске и бумажных носителях в соответствии с требованиями каллиграфии; - учить школьников правильно и красиво оформлять письменные работы на доске и в тетрадях, выделять, классифицировать зрительные элементы графической системы в составе буквы; - соблюдать требования к соблюдению размера, пространственного положения, количества элементов в букве, правильно, в соответствии с образцами писать буквы и соединения букв; - предлагать образец написания букв и их соединений школьникам, правильно, в соответствии с образцами писать цифры; - определять наиболее эффективные приемы формирования навыка каллиграфического письма; - выявлять условия, влияющие на становление почерка младшего школьника; - анализировать процесс письма; - овладевать методическими приёмами каллиграфически правильного письма; - работать с учебными пособиями и отбирать дидактический материал для проведения минуток красивого письма по каллиграфии; - самостоятельно использовать учебную и справочную литературу для расширения круга знаний по каллиграфии; - исправлять недостатки сформированных почерков |
№9. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 1-2 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №10. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 3-4 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №12. Разработка технологической карты урока обучения грамоте (письмо букв 7-8 группы по выбору) с применением интерактивного оборудования №13. Работа над формой букв 1-2 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Начальная школа XXI века") №14. Работа над формой букв 3-4 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №15. Работа над формой букв 5-6 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №16. Работа над формой букв 7-8 группы, способами соединения этих букв с другими буквами по современным прописям (УМК "Школа России", "Перспектива") №17. Письмо с открытыми правилами. Методика Илюхиной. Анализ "чудо-прописи" №19. Разработка технологической карты урока обучения грамоте по методике В.А. Илюхиной №20. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе (по М.М. Безруких) №21. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса №26. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. №30. Письмо в тетрадях в клетку цифр, чисел, запись примеров, задач. |
Необходимые знания |
|
Знание |
Теоретические темы |
ТЗ 5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования (В/02.6)
|
З 1. Основы языкознания, литературы, литературоведения и иностранного языка; основы гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; З 2. Источники интеллектуальной и культурной информации: книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет; З 3. Влияние культуры, национально-культурной специфики и лингвистического фона на обучение учащихся; З 4. Основные свойства речи: грамотность, интонационная выразительность, четкость и эмоциональная насыщенность. |
- каллиграфические нормы, их классификацию и причины нарушения каллиграфических норм; - требования к оформлению письменных работ учителем и учащимися; - элементы графической системы: зрительные, двигательные и зрительно-двигательные; - правила начертания букв и цифр; - правила соединения, размера, наклона букв; - принципы обучения чистописанию (каллиграфии) и психофизиологические особенности формирования графических навыков письма; - краткую историю обучения чистописанию, такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера; - приемы обучения каллиграфическим навыкам письма; - названия элементов заглавных букв и классификацию соединений букв; - гигиенические условия письма; - взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма; - современные технологии обучения каллиграфическому письму; - виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. |
Информационно- объяснительная лекция. История становления методики каллиграфии. Современные достижения. Обучающая лекция. Разлиновка доски. Письмо на доске. Знакомство с элементами строчных букв. Группы букв: малые (строчные) буквы, большие (заглавные) буквы. Обзорная лекция с элементами беседы.Разнообразные методы обучения письму в зависимости от возраста и подготовки детей. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Организационные и гигиенические условия обучения письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Современные технологии обучения каллиграфическому письму. Обзорная лекция с элементами беседы. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку. Обучающая лекция с элементами исследования. Виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости. Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 1 группы.Обучающая лекция с элементами деловой игры. Письмо строчных и заглавных букв 2 группы |
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; . |
|
БЫЛО
|
СТАЛО
|
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.