Рабочая программа основы православной культуры 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа основы православной культуры 5 класс

Оценка 5
docx
11.01.2021
Рабочая программа основы православной культуры 5 класс
ОПК 5 кл.docx

Пояснительная записка.

В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социально – культурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на нелиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.

Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.

Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными Примерным содержанием (МО РФ, Москва 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.

Программа для 5 года обучения включает материалы, которые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изучавшими предмет по пособиям «Православная культура» для 1-3(4) годов обучения в начальной школе, так и начать изучение предмета в средних классах. Для этого она обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культуры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.

К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношения радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

 

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие в себя - написание эссе, творческие работы, тестирование и т.д.

Темы сочинений: Религиозная культура в жизни человека.

Творческие работы по предложенным темам (проектные) работы.

Тестирование по теме: «Утверждение христианской веры».

Защита проектов и рефератов по истории книжного дела в России.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса: «Ценности жизни христиан»

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социо-культурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебный план на год

№ п/п

Название разделов

Всего часов

1

О чём рассказывает православная культура

10

2

Золотая цепь святых

10

3

Утверждение христианской веры

10

4

Путь к спасению

3

5

Экскурсия в храм

2

ИТОГО:

35

 

 

 

Содержание программы учебного предмета

Основы православной культуры

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?

Изучаем-повторяем. Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.

О чём рассказывает христианская православная культура?

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Её отсчёт от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лестница духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее – как раскрывающие пути спасения. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

О чём рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия. Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятие добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча о зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие – о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека.

Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Монастырь – центр христианской православной культуры.

О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь в Богу и в ближним, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Возрождение монастырей? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чём заключается красота православного монастыря. Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и её отражении в объектах православной культуры.

Язык христианской православной культуры.

Христианская православная культура рассказывает о Боге. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура. Церковный характер христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества. Креационная теория сотворения мира. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелие рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира – православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной истории. История создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона.

Как человек воспринимает красоту окружающего мира. Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы. Что означает почитание иконы. Почему икона является священным изображением. История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик Иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.

Красивый мир церковнославянской азбуки.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Значение слова «просвещение». О чём рассказывают буквы церковнославянской азбуки. Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная азбука пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри – центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы.

История христианской Церкви в житиях её святых

Начало христианской эры. Век апостольский.

Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов.

Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.

Святые дети – мученики за веру.

Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки-мученики и их учитель – святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юнох мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектении – молитвы прошения.

Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых.

О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл. 5, стихи 44-48). В чём проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан.

Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Христианская мудрость. Житейская мудрость. Священное Писание – о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения – тропари великомученицам. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам – монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

Святые воины.

Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами – страстями своей души.

Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Бескорыстие святых врачей. Евангелие – о дарах: «Даром получили – даром давайте». Притча о талантах – дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышление о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.

Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. Семь Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: О Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Почему потребовалась защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению Смысл слов «благодарение» и «благословление».

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества – Антоний Великий. Житие. Как была устроена жизнь древних монастырей. Лавры, скиты. Духовный руководитель – авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздании Божием к праведным и грешникам, о преподобных.

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин.

Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души – путь к спасению. В чём святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божиего в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания о преодолении страстей.

Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый.

Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин. Священное писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердия христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племён. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели, проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь. В чём были трудности просвещения славянских племён? Апостольские труды святых.

Учебно-методический комплект

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий Книга первая «Основы православной культуры» 2-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.- 127с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1 год обучения. Книга вторая «История христианской Церкви в житиях ее святых» 3-е издание, стереотипное. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.- 143с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 175с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 127с.

 

                                                                       Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.

Перечень учебно-методических средств обучения

1. Азбука православного воспитания. М., 2012г.

2. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. М., 2010

3. Библия в пересказе для детей. М.: Библейское общество, 2010

4. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

5. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 160 с.

6. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с.

7. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск). На CD-дисках представлено музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковными песнопениями).

8. Наглядное пособие. «Иллюстрации».

9. Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

10. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

11. Смольникова Е. И. Основы православной культуры. Я иду на урок. Методические рекомендации для учителя. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2001.

12. Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.

14. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001 17. http://www.days.ru/ 15. http://www.akafist.narod.ru/ 14

16. http://www.blagovest.bel. ru/pages/biblio. Htm

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Календарно тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры»

5 класс

№п/п

Дата

Тема урока

Цель, задачи урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

план

факт

Понятия

Предметные

результаты

УУД:

познавательные (П),

регулятивные (Р), коммуникативные(К)

Личностные результаты

1

Религиозная культура в жизни человека.

Познакомить (повторить) с основными понятиями предмета. Объяснить школьникам значимость духовной культуры в жизни людей.

Культура. Духовность. Религия. Вера в Бога. Религиозная культура. Православие. Православная культура. Добро. Зло. Историческая память. Культурный человек. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.

Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

 

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

2-3

О чем рассказывает христианская православная культура?

Познакомить (расширить и углубить знания) с основными понятиями христианской культуры; раскрытие смысла христианства через тему «Счастье (блаженство)»; дать детям знания о ценностях жизни христиан; показать примеры жизни людей в христианской вере; ввести в диалог: размышление христиан о счастье.

Христианство. Спасение. Воскресение Христово. Догматы. Православные христиане. Библия. Святой. Царствие Небесное. Лики святых. Счастье.

Знакомство с основами религиозной морали.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Осознание своей этнической принадлежности.

4-6

О чем рассказывает Библия?

Познакомить с основным содержанием великого памятника христианской духовной культуры.

Бог, мир, человек (в рамках этих понятий раскрываются все главные слова, представленные в учебнике на с.32)

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

П. - смысловое чтение;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.

7

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

Дать знания о том, как содержание Библии раскрывается в феноменах православной культуры.

Библия. Религиозное искусство. Духовная поэзия. Религиозная живопись. Всенощная. Христианские праздники.

Знание, понимание и принятие духовных ценностей.

П. - смысловое чтение;

Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия;

К. - формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество.

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.

8-9

Монастырь – центр христианской православной культуры.

Дать знания о монастырях как центрах духовной культуры.

Христианская радость. Христианское добродетели: вера, надежда, любовь. Послушание. Нестяжание. Целомудрие. Умеренность. Дар. Талант. Монах. Монастырь. Устав. Обет. Духовная красота.

Формирование первоначальных знаний об исторических и духовных памятников православной России.

П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.

10

Язык христианской православной культуры.

Познакомить учащихся с языком православной культуры как способами выражения христианской духовности.

Христианские святыни. Христианское искусство. Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Красота. Воздвижение Креста. Жертвенная любовь.

Знание, понимание основных христианских символов.

П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.

11-12

Для чего построен и как устроен православный храм?

Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Литургия. Таинства. Базилика. Крест. Ротонда. Алтарь. Иконостас. Богослужебные предметы. Престол. Жертвенник. Священнослужители.

Первоначальные знания об устройстве православного храма.

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;

К. - определять общую цель и пути ее достижения.

Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям.

13-15

О чем рассказывает икона.

Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»

Дать знания об иконописи, ее отличии от живописи, о содержании православных икон, средствах их создания, иконописцах. Сформировать отношение уважения к объектам православного искусства на территории места проживания.

Икона. Образ. Первообраз. Иконописный канон. Пост. Левкас. Паволока. Темпера.

Первоначальные знания об иконописи и ее отличии от живописи.

П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);

Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Уважительное отношение к истории и православной культуре.

16

Красивый мир церковнославянской азбуки.

Дать знания о христианском понимании термина «просвещение»; о просветителях, церковнославянском языке как средстве христианского просвещения; способствовать формированию бережного отношения к родному языку.

Равноапостольный. Церковнославянский язык. Кириллица. Буквица. Устав. Просветители.

Первоначальные знания о Церковнославянском языке, его тесной связи с современным русским языком.

П. - использовать знаково-символические средства;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям.

17

Христианская церковь входит в мир.

Дать знания о том, как была основана христианская церковь.

Крестная жертва. Искупление. Воскресение. Святой дух. Пятидесятница (день святой Троицы). Церковь. Христиане.

Знания об истории возникновения христианской церкви. Иисус Христос – Спаситель мира.

П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

18-19

Святые апостолы Христа.

Дать знания о первых учениках Христа.

Апостолы. Век апостольский. Христианская эра.

Знания о святых апостолах Христа.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;

К. - задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

20-21

Святые дети – мученики за веру.

Дать знания о христианских мучениках на примере жизни святых детей.

Христианская вера. Мученик. Священномученик.

Первоначальные знания о христианских мучениках.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

22-23

Вифлеемские младенцы. Святые Акилина, Вит

Дать знания о христианских мучениках на примере жизни святых детей.

Благословение. Ектении.

Знания о христианских мучениках на примере жизни святых детей.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

24

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

Дать знания о христианских добродетелях; показать их проявление в жизни святых детей.

Христианские добродетели. Вера. Надежда. Любовь.

Первоначальные знания о христианских добродетелях.

П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);

Р. – составлять план и последовательность действий;

К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.

25-26

Христианские добродетели. Святая мученица Татьяна.

Закрепление базовых текстов о святых.

«Красная» - красивая. Добродетель – целомудрие. Духовная красота.

Закрепление базовых понятий о жизни святых.

П. – анализ информации; построение рассуждения; обобщение.

Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;

К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим и духовным ценностям.

27-28

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара.

Дать знания о христианском осмыслении понятий «мудрость», «ценность жизни»; дать знания о святых великомученицах Екатерине, Варваре и объектах духовной культуры, связанных с их именами.

Христианская мудрость. Духовные ценности. Христианская вера. Великомученица.

Знание, понимание ценности жизни, нравственности.

П. – смысловое чтение, анализ информации;

Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни.

29-33

Мудрость жизни христиан.

Творчески работы по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»

Раскрытие содержания христианских добродетелей на примерах церковных песнопений, произведений иконописи, поэзии, литературы.

Алчность. «Духовные ценности», «христианская вера» - истинное богатство христиан.

Знание и понимание христианских добродетелей.

П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Уважительное отношение к истории и православной культуре.

34-35

Экскурсии в храм

Познакомить с памятником христианской культуры.

Духовная красота. Духовный подвиг.

Знания о памятнике христианской культуры, посвященном святому.

П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка. В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и…

Пояснительная записка. В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и…

России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры; - формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному…

России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры; - формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному…

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из…

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из…

Содержание программы учебного предмета

Содержание программы учебного предмета

Православный храм в жизни христиан

Православный храм в жизни христиан

Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека

Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека

Добродетель милосердия в святителя

Добродетель милосердия в святителя

Пасхальный благовест: Хрестоматия

Пасхальный благовест: Хрестоматия

Календарно тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры» 5 класс №п / п

Календарно тематическое планирование по предмету «Основы православной культуры» 5 класс №п / п

Счастье (блаженство)»; дать детям знания о ценностях жизни христиан; показать примеры жизни людей в христианской вере; ввести в диалог: размышление христиан о счастье

Счастье (блаженство)»; дать детям знания о ценностях жизни христиан; показать примеры жизни людей в христианской вере; ввести в диалог: размышление христиан о счастье

Библия. Религиозное искусство.

Библия. Религиозное искусство.

Язык христианской православной культуры

Язык христианской православной культуры

К. - определять общую цель и пути ее достижения

К. - определять общую цель и пути ее достижения

Уважительное отношение к истории и православной культуре

Уважительное отношение к истории и православной культуре

К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни

Христианская мудрость. Духовные ценности

Христианская мудрость. Духовные ценности

Мудрость жизни христиан. Творчески работы по теме «История христианской

Мудрость жизни христиан. Творчески работы по теме «История христианской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021