Программа «Основы программирования в Scratch» разрабатывалась на основе следующих материалов и документов: Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009; «Пропедевтика идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова; «Ранее обучение программирование в среде Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова, Д.И. Голиков «Scratch для юных программистов», «БХВ-Петербург», Санкт-Петербург, 2017.
Общеобразовательная (общеразвивающая) программа – технической направленности.
Программа построена таким образом, чтобы помочь обучающимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Программа строится на использовании среды Scratch при обучении детей, что позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования.
Новизна программы заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу по программированию практически значимой для современного учащегося, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной (общеразвивающей) программы состоит в том, что, изучая программирование в среде Scratch, у учащихся формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа; создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие возможности для разнообразного программирования.
Цель: воспитание творческой личности, обогащенной общетехническими знаниями и умениями, развитие индивидуальных творческих способностей, интереса к науке и технике.
Задачи:
• сформировать у детей базовые представления о языке программирования Scratch, алгоритме, исполнителе;
• сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
• познакомить с понятием проекта, его структуры, дизайна и разработки;
• освоить навыки планирования, создания проекта, публикации его в сети Интернет;
• сформировать и развить навыки работы в сети для обмена материалами работы;
• выработать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметами в жизни;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
• способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, итого, что требуется установить;
• планирование–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
• прогнозирование–предвосхищение результата;
• контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
• оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
• поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
• структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
• умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
• умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
• использованиекоммуникационныхтехнологийвучебнойдеятельностииповседневнойжизни.
Обучающийся научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
F запускать на выполнение программу Scratch, работать с ней, сохранять созданные файлы, закрывать программу;
F создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
F работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
F вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
F применять встроенный в программу Scratch графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
F осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
F ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
F соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
F разрабатывать и реализовывать собственные творческие проекты в среде Scratch, размещать их на своей странице сайта http://scrаtch.mit.edu , просматривать чужие проекты на данном сайте, оценивать их и скачивать для использования с учётом авторских прав;
F сформировать начальные представления о назначении и области применения проектов; о проектировании как методе научного познания.
F понимать смысл понятия «скрипт - алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
F понимать термины «спрайт - исполнитель», «среда исполнителя», «блоки скриптов - система команд исполнителя»;
F осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
F подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
F исполнять линейный, разветвляющийся и циклический алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд.
Обучающийся получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
F научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
F сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
F расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
F видоизменять готовые графические объекты с помощью средств графического редактора;
F расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
F использовать возможности и средства программы Scratch по добавлению звуков, изменению цвета, управлению действиями при нажатии клавишей мышки или клавиатуры, созданию своих собственных спрайтов, графических эффектов картинок, анимации спрайтов.
F создавать алгоритмы, содержащие интерактивность и взаимодействие нескольких спрайтов;
F по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
F разрабатывать в среде исполнителя алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы;
F на основе имеющихся базовых алгоритмов производить творческие видоизменения скриптов, создавая собственные проекты.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.
Контингент учащихся: возраст детей – 10-13 лет. Состав группы – 10-12 человек. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
Режим занятий: срок реализации программы
– 1 год. Группа занимается 2 раза в неделю
по 1,5 академических часа с 10-минутным перерывом.
Учебно-тематический план
№ п/п раздела |
Наименование раздела, кол-во часов |
Название учебного элемента |
Количество часов |
1 |
Знакомство со средой программирования Scratch (24 ч.) |
Знакомство со средой Scratch. |
1,5 |
Особенности среды Scratch. |
1,5 |
||
Выбор и создание спрайта. |
1,5 |
||
Управляющие программы – скрипты. |
1,5 |
||
Блок внешнего вида. |
1,5 |
||
Блок движения. |
1,5 |
||
Блок рисования |
1,5 |
||
Блок чисел. |
1,5 |
||
Блок контроля. |
1,5 |
||
Блок сенсоров. |
1,5 |
||
Блок звуков. |
1,5 |
||
Блок переменных. |
1,5 |
||
Управление и контроль. |
1,5 |
||
Управление спрайтами с помощью клавиатуры. |
1,5 |
||
Изменение цвета. |
1,5 |
||
Анимация спрайта. |
1,5 |
||
2 |
Создание личного проекта в Scratch (21 ч.) |
Проект в Scratch. |
1,5 |
Сценарий проекта. |
1,5 |
||
Проект мультипликации. |
3 |
||
Проект взаимодействия объектов. |
3 |
||
Разработка собственного проекта. |
3 |
||
Программирование проекта. |
3 |
||
Дизайн и оформление проекта. |
3 |
||
Защита проекта. |
3 |
||
3 |
Образовательная работа в социальной сети сайта http://scrаtch.mit.edu (6 ч.) |
Понятие информационного пространства сети. |
1,5 |
Этика общения в сети. Сообщество Scratch. |
1,5 |
||
Публикация собственного проекта на сайте. |
1,5 |
||
Использование чужих проектов |
1,5 |
||
4 |
Повторяем то, что знаем (6 ч.) |
Особенности среды Scratch. |
1,5 |
Блоки и команды |
1,5 |
||
Управляющие программы – скрипты. |
1,5 |
||
Анимация спрайта. |
1,5 |
||
5 |
Реализация алгоритмов в Scratch (21 ч.) |
Управление несколькими объектами. |
1,5 |
Последовательное и одновременное выполнение. |
1,5 |
||
Линейный алгоритм. |
1,5 |
||
Разветвляющийся алгоритм. |
1,5 |
||
Циклический алгоритм. |
1,5 |
||
Случайные числа. |
1,5 |
||
Диалог с пользователем. |
1,5 |
||
Использование слоев. |
1,5 |
||
Анимация полета. |
1,5 |
||
Создание плавной анимации. |
1,5 |
||
Разворот в направление движения. |
1,5 |
||
Изучаем повороты. |
1,5 |
||
Изменение движения в зависимости от условия. |
1,5 |
||
Графические эффекты картинок. |
1,5 |
||
6 |
Создание личного проекта в Scratch (24 часов) |
Проект в Scratch. |
1,5 |
Проект «Игра с геометрическими фигурами» |
3 |
||
Проект «Игра с буквами» |
3 |
||
Проект «Игра со случайными надписями». |
3 |
||
Проект «Сказка» |
3 |
||
Проект «Квест» |
3 |
||
Разработка собственного проекта. |
3 |
||
Программирование проекта. |
1,5 |
||
Дизайн и оформление проекта. |
1,5 |
||
Защита и публикация проекта. |
1,5 |
||
|
Итого |
102 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п |
Название учебного элемента |
Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия |
Виды учебной деятельности |
Знакомство со средой программирования Scratch (24 ч.) |
|||
1 |
Знакомство со средой Scratch. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Изучение правил техники безопасности и правильной организации рабочего места при работе на компьютере; рассмотрение примеров проектов, сделанных в среде Scratch, алгоритма установки программы на домашний компьютер. |
2 |
Особенности среды Scratch. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
рассмотрение и анализ интерфейса программы Scratch и её особенностей, определение основных понятий: «скрипт», «сцена», «спрайт». |
3 |
Выбор и создание спрайта. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
знакомство со способами создания и выбора спрайтов, исследование графического редактора в Scratch. |
4 |
Управляющие программы – скрипты. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
рассмотрение и анализ особенностей создания скриптов, главного меню. |
5 |
Блок внешнего вида. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока внешнего вида. |
6 |
Блок движения. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока движения. |
7 |
Блок рисования |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока рисования. |
8 |
Блок чисел. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока чисел. |
9 |
Блок контроля. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока контроля. |
10 |
Блок сенсоров. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока сенсоров. |
11 |
Блок звуков. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока звуков. |
12 |
Блок переменных. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование команд блока переменных. |
13 |
Управление и контроль. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование способов контроля объектов при помощи "Зеленого флага" и знака "Стоп". |
14 |
Управление спрайтами с помощью клавиатуры. |
Интерактивная лекция |
исследование управления действиями спрайта с помощью клавиатуры. |
15 |
Изменение цвета. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
исследование смены цвета спрайта. |
16 |
Анимация спрайта. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
создание анимации готовых спрайтов (смена костюмов) из самостоятельно созданных спрайтов. |
Создание личного проекта в Scratch (21 ч.) |
|||
17 |
Проект в Scratch. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
определение понятия проекта, его структуры и реализации в Scratch |
18 |
Сценарий проекта. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
знакомство с этапами разработки и выполнения проекта: постановкой задачи и составлением сценария в Scratch |
19-20 |
Проект мультипликации. |
Творческая лаборатория |
рассмотрение проекта мультипликации спрайта и его реализация |
21-22 |
Проект взаимодействия объектов. |
Творческая лаборатория |
реализация усложнения и развития проекта мультипликации спрайта |
23-24 |
Разработка собственного проекта. |
Творческая лаборатория |
разработка своего проекта: постановка задач и составление собственного сценария |
25-26 |
Программирование проекта. |
Творческая лаборатория |
составление программы в Scratch, тестирование, отладка на выполнение |
27-28 |
Дизайн и оформление проекта. |
Творческая лаборатория |
оформление проекта для показа, подготовка к защите. |
29-30 |
Защита проекта. |
Творческая лаборатория, конкурс |
демонстрация своего проекта, обсуждение и анализ других работ. |
Образовательная работа в социальной сети сайта http://scrаtch.mit.edu (6 ч.) |
|||
31 |
Понятие информационного пространства сети. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Знакомство с правилами работы в сети: что можно и чего нельзя делать во время общения в социальной сети. |
32 |
Этика общения в сети. Сообщество Scratch |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Регистрация на сайте http://scrаtch.mit.edu , создание личной страницы. Оценивание чужих работ на сайте http://scrаtch.mit.edu с соблюдением этики общения в сети. |
33 |
Публикация собственного проекта на сайте. |
Творческая лаборатория |
Публикация своих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu |
34 |
Использование чужих проектов |
Практическая работа |
Просмотр чужих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu и скачивание их для последующего использования с учётом авторских прав. |
Повторяем то, что знаем (6 ч.) |
|||
35 |
Особенности среды Scratch. |
Практическая работа |
ТБ и правила поведения при работе на компьютере. Демонстрация примеров проектов, сделанных в среде Scratch. Интерфейс программы Scratch и её особенности |
36 |
Блоки и команды |
Практическая работа |
Повторение команд блоков внешнего вида, движения, рисования, контроля, блоков чисел, звуков, сенсоров, переменных |
37 |
Управляющие программы – скрипты. |
Практическая работа |
Особенности создания скриптов, главное меню. |
38 |
Анимация спрайта. |
Творческая лаборатория |
Создание анимации спрайтов (смена костюмов) |
Реализация алгоритмов в Scratch (21 ч.) |
|||
39 |
Управление несколькими объектами. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Возможности одновременного управления несколькими объектами. |
40 |
Последовательное и одновременное выполнение. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Особенности анимации с последовательным и одновременным управлением объектами. |
41 |
Линейный алгоритм. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация линейного алгоритма в Scratch. |
42 |
Разветвляющийся алгоритм. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация разветвляющегося алгоритма в Scratch. |
43 |
Циклический алгоритм. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация циклического алгоритма в Scratch. |
44 |
Случайные числа. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Генератор случайных чисел в Scratch. |
45 |
Диалог с пользователем. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация диалога с пользователем в Scratch. |
46 |
Использование слоев. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация анимации перемещения в разные слои сцены в Scratch. |
47 |
Анимация полета. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация анимации полета в Scratch. |
48 |
Создание плавной анимации. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Особенности создания плавной анимации в Scratch. |
49 |
Разворот в направление движения. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Особенности создания разворота в направление движения в Scratch. |
50 |
Изучаем повороты. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Особенности анимации поворотов в Scratch. |
51 |
Изменение движения в зависимости от условия. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Реализация анимации изменения движения в зависимости от условия в Scratch. |
52 |
Графические эффекты картинок. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Научиться применять эффекты картинок к спрайтам: создавать мозаичное изображение, использовать лупу, вращение, свечение, разбивку на пиксели. |
Создание личного проекта в Scratch (24 часа) |
|||
53 |
Проект в Scratch. |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Повторение понятия проекта, его структуры, этапов разработки и выполнения в Scratch. |
54-55 |
Проект «Игра с геометрическими фигурами» |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Рассмотрение и реализация проекта «Игра с геометрическими фигурами». |
56-57 |
Проект «Игра с буквами» |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Рассмотрение и реализация проекта «Игра с буквами». |
58-59 |
Проект «Игра со случайными надписями». |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Рассмотрение и реализация проекта «Игра со случайными надписями». |
60-61 |
Проект «Сказка» |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Рассмотрение и реализация проекта «Сказка». |
62-63 |
Проект «Квест» |
Интерактивная лекция Практическая работа |
Рассмотрение и реализация проекта «Квест». |
64-65 |
Разработка собственного проекта. |
Творческая лаборатория |
Постановка задачи и составление собственного сценария |
66 |
Программирование проекта. |
Творческая лаборатория |
Составление программы в Scratch, тестирование, отладка на выполнение. |
67 |
Дизайн и оформление проекта. |
Творческая лаборатория |
Оформление проекта для показа, подготовка к защите. |
68 |
Защита и публикация проекта. |
Творческая лаборатория, конкурс |
Конкурс проектов, обсуждение и анализ работ. Публикация своих проектов на сайте http://scrаtch.mit.edu |
Основными критерием эффективности занятий по данной программе используются следующие формы контроля:
- вводный (устный опрос);
- текущий (тестовые задания, игры, практические задания, упражнения)
- тематический (индивидуальные задания, тестирование);
- итоговый (коллективные творческие работы, создание проектов).
Кроме этого, для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов. В рамках курса предусматривается проведение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические задания). Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме
· менее 50% от общей суммы баллов (синий кружок)
· от 50 до 70% от общей суммы баллов (зеленый кружок)
· от 70 до 100% от общей суммы баллов (красный кружок)
Оцениваемый параметр. Уровень теоретических знаний |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы. |
Обучающийся знает изученный материал.
|
Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. |
Оцениваемый параметр. Уровень практических навыков и умений |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Работа с оборудованием, техника безопасности |
||
Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности. |
Требуется периодическое напоминание о том, как работать с оборудованием |
Четко и безопасно работает с оборудованием. |
Способность изготовления модели по образцу |
||
Не может изготовить модель по образцу без помощи педагога. |
Может изготовить модель по образцу при подсказке педагога. |
Способен изготовить модель по образцу. |
Степень самостоятельности изготовления модели |
||
Требуется постоянные пояснения педагога при изготовлении модели. |
Нуждается в пояснении последовательности работы, но после объяснения способен к самостоятельным действиям. |
Самостоятельно выполняет операции при изготовлении модели. |
Оцениваемый параметр. Качество выполнения работы |
||
Работа в целом выполнена, но требует серьёзной доработки. |
Работа требует незначительной корректировки. |
Работа не требует исправлений. |
Для реализации настоящей программы необходимо:
· Наличие специальной методической литературы по информационным технологиям, педагогике, психологии.
· Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах; прохождение курсов.
· Разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала.
· Обобщение и распространение собственного опыта работы.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п |
Название оборудования |
1 |
Маркерная магнитная доска |
2 |
Многофункциональное устройство (МФУ) |
3 |
Ноутбук (10 шт.) |
4 |
Ноутбук |
2) В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. Проектная деятельность школьников в среде программирования Scratch. Учебно-методическое пособие. Оренбург - 2009.
3) Шапошникова С.В. Введение в Scratch, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. http://scratch.mit.edu/pages/source – страница разработчиков
2. http://scratch.mit.edu/ - официальный сайт проекта Scratch
3.http://scratch.ucoz.net/ Что такое Scratch?
4. http://scrаtch.mit.edu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.