Рабочая программа "Основы технической термодинамики"

  • doc
  • 30.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ЕН.02 Основы технической термодинамики.doc

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Основы технической термодинамики

специальности 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.


 

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

общепрофессиональных и

специальных механических

дисциплин

председатель цикловой комиссии

___________Е.А.Рендович

протокол № 14 от «30» мая 2022г.

 

Рассмотрена

на заседании педагогического совета 

протокол № 10 от «30» мая 2022 г.

 

              УТВЕРЖДАЮ

             директор ГБПОУ КК АМТТ

_____________А.Л.Пелих

                                    «30» мая 2022г.

Рабочая программа дисциплины ЕН. 02 «Основы технической термодинамики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании,/ 15.00.00 Машиностроение, утвержденного приказом МОН РФ от 18 апреля 2014 г. № 347, зарегистрированного Минюстом (рег. № 32438 от 27.05.2014г.)

 

 

Организация - разработчик: государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский механико-технологический техникум»

 

 

Разработчик:

__________ С.Н.Казетов - преподаватель спецдисциплин АМТТ

 

 

Рецензенты:

 

 

___________  Петров П.В. – главный инженер ИП «Петрова О.Ю.» квалификация по диплому: «Инженер – механик холодильного оборудования»

 

 

 

___________   А.П.Снетков – Главный энергетик ИП «Снетков А.П.» квалификация по диплому: «Инженер – электрик».

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            4

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                     5

 

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                             10

 

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

   ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                             13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы технической термодинамики»

1.1 Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»/ 15.00.00 Машиностроение.

Квалификация техник-механик.

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для подготовки и переподготовки рабочих кадров: слесарь – ремонтник.

 

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл базовой части ФГОС СПО по специальности 15.02.05  «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании».

1.2 Цели и задачи дисциплины –требования к результатам освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ОК 1 - ОК 9

ПК 1.1, 3.1

ЛР 1 - ЛР 12

 

- производить расчеты цикла холодильной машины;

- решать задачи с использованием основных законов гидростатики и гидродинамики.

 

- основы термодинамики, теплопередачи;

- циклы холодильных установок;

- термодинамические диаграммы;

- физические принципы охлаждения;

- основные уравнения гидростатики и гидродинамики.

 

1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72часа;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

 

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе: в форме практического обучения

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

72

38

-

38

3

Самостоятельная работа обучающегося

в том числе:

реферат

индивидуальные задания

опорный конспект, презентация

36

 

8

4

24

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины:

ЕН.02 «Основы технической термодинамики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Техническая термодинамика

 

20

 

 

Содержание учебного материала

10

2

 

1

Основные понятия и определения. Смеси жидкостей, газов и паров. Введение. Дисциплина « Основы технической термодинамики», ее значение, краткий исторический обзор развития термодинамики. Связь с другими дисциплинами. Роль дисциплины в подготовке специалиста. Общие понятия. Основы термодинамики, теплопередачи

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Термодинамическая система. Термодинамическое состояние и термодинамический процесс. Термические параметры состояния: давление, объем, температура. Калорические параметры состояния: энергия, энтальпия, энтропия. Термодинамические диаграммы

Контрольная работа(входной контроль)

3

Законы идеальных газов Идеальные газы. Законы Бойля—Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. Закон Авогадро. Уравнение состояния идеальных газов. Работа изменения объёма газа.Энергообмен в термодинамическом процессе.

4

Смеси жидкостей, газов и паров. Газовые смеси

Чистые вещества и смеси. Состав смесей жидкостей, газов и паров.

5

Теплоёмкость. Массовая, объёмная и мольная удельные теплоёмкости. Средняя и истинная теплоёмкости. Теплоёмкости при постоянном объёме и давлении. Теплоёмкость смеси рабочих тел (газовой смеси)

Практическое занятие

6

 

1

Приобретение навыков нахождения массовых и объемных долей компонентов газовых смесей.

 

2

Приобретение навыков проведения расчетов теплоемкости смеси газов

3

Приобретение навыков определения средней удельной теплоемкости кислорода

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1

конспект: Газовые смеси. Закон Дальтона. Объемные доли газовой смеси.

 

2

индивидуальное задание: Рассчитать теплоемкость смеси.

Тема 2

Первый закон термодинамики

 

16

 

 

Содержание учебного материала

6

2

1

Закон сохранения энергии. Термодинамические процессы газов

Сущность первого закона термодинамики. Аналитическое выражение первого закона термодинамики для цикла и разомкнутого процесса.

2

2

Уравнение первого закона термодинамики для движущегося рабочего тела

3

Термодинамические процессы газов

Схема анализа изменения состояния рабочего тела. Термодинамические процессы: изохорный, изобарный, изотермический, адиабатный, политропный. Графики процессов в p-v координатах.

Практическое занятие

4

 

1

Приобретение навыков расчетов изохорных процессов при подводе теплоты к рабочему телу.

2

Приобретение навыков расчетов изобарных процессов при постоянном давлении.

Самостоятельная работа обучающихся

6

 

1

конспект: Работа изменения давления. Энтальпия

2

конспект: Изотермический процесс.

 

3

конспект: Адиабатный процесс.

Тема 3

Второй закон термодинамики

 

42

 

 

Содержание учебного материала

12

2

1

Основной закон термодинамики

Сущность и формулировки второго закона термодинамики. Обратимые и необратимые процессы в термодинамической системе. Круговые термодинамические процессы или циклы. Термический коэффициент полезного действия

2

 

 

 

 

        2

 

 

         2

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

2

2

Аналитическое выражение второго закона термодинамики. Цикл Карно. Соотношения, связанные с циклом Карно.

Изменение энтропии в обратимых и необратимых процессах. Ts-диаграмма

3

Процессы компрессорных машин.

Общие понятия. Процесс идеального одноступенчатого поршневого компрессора.

Процесс идеального многоступенчатого поршне­вого компрессора.

Контрольная работа(оперативный контроль)

4

Общие свойства жидкостей и паров. Влажный воздух.

Основные понятия и определения. Схема парогенератора. Процесс парообразования в pv-координатах. Таблицы водяного пара. Is-диаграмма водяного пара. Процессы водяного пара на is-диаграмме.Ts- диаграмма процесса парообразования.

Основные характеристики влажного воздуха. Основные уравнения гидростатики и гидродинамики

5

Термодинамические процессы паров.

Изобарный процесс. Адиабатный процесс. Изотермический процесс.

Изохорный процесс при парообразовании.

6

Истечение газов и паров

Общие понятия. Истечение через суживающееся сопло. Критическая скорость потока и максимальный массовый расход рабочего тела. Истечение через сопло Лаваля

 

Практическое занятие

18

 

1

Приобретение навыков определения КПД теплового двигателя.

 

2

Приобретение навыков определения КПД холодильной машины.

3

Расчет изменения энтропии в сложном процессе. Решение задач с использованием основных законов гидростатики и гидродинамики

4

Приобретение навыков расчетов параметров идеального одноступенчатого

воздушного компрессора.

5

Приобретение навыков расчетов параметров идеального многоступенчатого

воздушного компрессора.

6

Приобретение навыков построения и использования hd–диаграммы влажного воздуха.

7

Приобретение навыков нахождение точки росы на hd – диаграмме.

8

Приобретение навыков нахождения параметров пара.

9

Приобретение навыков расчета истечения газов через сопло Лаваля.

 

Самостоятельная работа обучающихся

12

 

1

реферат: Энтропия. Изменение энтропии изолированной системы. Энтропия и работоспособность изолированной системы.

 

2

конспект: Эксергия. Регенеративный цикл.

3

презентация: Конструкция и принцип работы воздушной компрессорной станции.

4

конспект: Истечение через диффузоры. Дросселирование.

Тема 4 Термодинамические циклы

 

24

 

 

Содержание учебного материала

4

2

 

1

Термодинамические циклы паросиловых уста­новок

Простейшая схема паросиловой установки. Цикл Карно паросиловой установки.

Цикл Ренкина. Пути повышения экономичности цикла Ренкина

2

 

 

2

2

Циклы холодильных установок. Обратный цикл Карно. Цикл воздушной компрессорной холодильной

установки. Цикл паровой компрессорной холодильной установки.

Контрольная работа (рубежный контроль)

Практическое занятие

8

 

1

Приобретение навыков нахождения термического КПД идеальной паросиловой установки, работающей по циклу Карно. Расчет цикла холодильной машины.

2

Приобретение навыков нахождения термического КПД идеального парового двигателя, работающей по циклу Ренкина.

3

Приобретение навыков составления схемы паровой компрессорной холодильной установки

4

Приобретение навыков составления схемы установки с тепловым насосом.

Самостоятельная работа обучающихся

12

 

1

реферат: Усложнённые циклы паросиловых установок

2

конспект: Парогазовый цикл. МГД-генератор. Цикл МГД-установки.

3

конспект: Тепловой насос.

4

индивидуальное задание: Ts- диаграммы циклов холодильных машин

Тема 5 Основы теплообмена

 

 

6

 

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Теплопроводность. Общие понятия. Перенос теплоты теплопроводностью сквозь плоскую стенку. Перенос теплоты теплопроводностью сквозь цилиндрическую и сферическую стенки. Физические принципы охлаждения

 

 

Практическое занятие

2

 

1

Определение теплового потока сквозь кирпичную обмуровку котла.

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

1

конспект: Теплопроводность плоской стенки.

 

всего

 

 

108

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета:

«холодильного оборудования и систем кондиционирования»

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

 

- посадочные места по количеству обучающихся (30 мест);

- рабочее место преподавателя (1 место);

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Основы технической термодинамики»

 

Технические средства обучения:

 

- компьютер,

- принтер,

- средства мультимедиа,

- комплект учебно-методической документации.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1. Овчинников Ю.В.Основы технической термодинамики. НГТУ, 2013 г.

2. Барилович В.А., Смирнов Ю.А. Основы технической термодинамики и

теории тепло- и массообмена. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2012 г.

3. Кузовлев В.А. Техническая термодинамика и основы теплопередачи.- М.: Высшая школа, 20013

 

Дополнительные источники:

 

4. Алексеев Г.Н. Общая теплотехника.- М.: Высшая школа,

2003.

5. Исаев С.И. Термодинамика. М.: Изд. МГТУ

им. Н.Э. Баумана, 2000.

6. Кириллин В.А.,

Сычев В.В. Техническая термодинамика. М.:

Энергоатомиздат, 1983.

7. Кузовлев В.А. Техническая термодинамика и основы

теплопаредачи.- М.: Высшая школа, 1983

8. КрутовВ.ИТехническая термодинамика.- М.: Высшая

школа, 1991.

9 Новиков И.И. Термодинамика. М.: Машиностроение,

1984.

 

Интернет источники:

1. http://nglib.ru

2. www.tot.spbstu.ru/files/TOT_Barilovich_Smirnov.pdf

3. publish.nstu.ru/catalog/index.php?SECTION_ID=0...ID=801

4. bankknig.com/.../105288-tekhnicheskaja-termodinamika.html

5. http://window.edu.ru

 

 

3.3 Требования к организации учебного процесса

При изучении дисциплины учащимися должны быть освоены компетенции

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Подготавливать и выполнять работы по подводке коммуникаций к оборудованию, готовить места и фундаменты для монтажа торгового оборудования.

ПК 1.2.

Обеспечивать проведение процессов монтажа, наладки, испытаний, сдачи в эксплуатацию, технического обслуживания, текущего ремонта базовых моделей механического и теплового оборудования

ПК 1.3.

Выполнять пусконаладочные работы приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования.

ПК 1.4.

Осуществлять метрологический контроль технических и технологических характеристик оборудования и приборов автоматики.

ПК 1.5.

Обеспечивать безопасное применение универсального и специального инструмента, оснастки, приборов контроля.

ПК 1.6.

Диагностировать и устранять неисправности в работе оборудования с использованием принципиальных гидравлических, кинематических и электрических схем.

ПК 2.1.

Подготавливать и выполнять работы по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов, холодильных агрегатов.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить процессы монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания, ремонта деталей и узлов механической, гидравлической, электрической частей холодильных машин и установок.

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.3.

Осуществлять контроль хранения и перевозки холодильных агентов, определения утечек, зарядки систем хладагентом и хладоносителем.

ПК 2.4.

Диагностировать и предотвращать возможные причины аварийных ситуаций при эксплуатации холодильного оборудования

ПК 2.5.

Осуществлять подбор холодильных машин разных емкостей на основе типовых расчетов.

ПК 3.1.

Проектировать системы кондиционирования воздуха.

ПК 3.2.

Подготавливать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию кондиционеров отечественного и импортного производства различных типов и назначения.

ПК 3.3.

Организовывать и выполнять работы по монтажу, наладке, сдаче в эксплуатацию и техническому обслуживанию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания.

ПК 4.1.

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 4.2.

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 4.3.

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Одним из основных условий допуска к зачету является выполнение студентом всех практических работ. При усвоении содержания дисциплины планируется деятельностный подход с развивающим характером обучения, включающий проблемные, исследовательские, проектные методы обучения, применение которых обеспечивается такими дидактическими принципами как личностная значимость, системность, научность. Проводятся индивидуальные и групповые консультации.

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умение:

 

- производить расчеты цикла холодильной

машины,

защита практической работы.

- решать задачи с использованием

основных законов гидростатики и

гидродинамики;

защита практической работы.

знание:

 

- основы термодинамики, теплопередачи;

Устного и письменного опроса

- циклы холодильных установок,

Устного опроса

- термодинамические диаграммы;

Письменного опроса

- физические принципы охлаждения;

Устного и письменного опроса

- основные уравнения гидростатики и

гидродинамики;

Устного и письменного опроса,

 

 

[1]В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.


Скачано с www.znanio.ru