РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОУД.12 Введение в профессию для профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД.12.03 Физика ПК 2023 Введение в профессию.docx

 

ГБПОУ Белебеевский гуманитарно-технический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОУД.12 Введение в профессию

Раздел ОУД.12.03 Основы физики

 

 

для профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

Рабочая программа учебной дис-циплины  разработана на основе требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учётом примерной про-граммы общеобразовательной учебной дисциплины Физика для профессиональных образователь-ных организаций, рекомендован-ной для реализации основной профессиональной образователь-ной программы СПО на базе ос-новного общего образования с получением среднего общего об-разования, протокол № 3 от 21.07.2015







         Зам. директора
          ____________ В.Н. Лесовая
         «       » ________2023 г.


ОДОБРЕНО

ЦК естественно-научных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель ЦК

______Е.А. Аникеева-Шукаева

«     »               2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: А.Ф. Атабаева– преподаватель первой  квалификационной категории Белебеевского гуманитарно-технического колледжа

        

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим советом от «  08 » июня 2023 г

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Пояснительная записка…………………………..………………………………4

2. Структура и содержание учебной дисциплины ………………………………7

3. Условия реализации программы ……………….….………………………….20

4. Контроль и оценка результатов ……………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Раздел программы «Основы физики» является частью программы общеобразовательной учебной дисциплины «Введение в профессию», предназначен для изучения основ физики в соответствии с ФГОС по профессии естественно-научного профиля 43.01.09 Повар, кондитер.

      Раздел программы «Основы физики» разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы «Основы физики» направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о фундаментальных физических  законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

1.1 Общая характеристика раздела «Основы физики»

     В основе раздела  «Основы физики» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также- выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

     Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)-одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

     Курс «Основы физики» дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). Формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

    Раздел  имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

     Раздел «Основы физики» является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Раздел «Основы физики» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

  Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, раздел «Основы физики» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

     При освоении  профессии 43.01.09 Повар-кондитер раздел «Основы физики» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Повышенное внимание уделено  изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика».

  Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

 

1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане

        Раздел «Основы физики» входит в состав  учебной дисциплины «Введение в профессию» общеобразовательного цикла, формируемого из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования и дополнительных учебных дисциплин по выбору.

 

1.3 Результаты освоения учебной дисциплины

        Освоение содержания учебной дисциплины «Основы физики» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

−− сформированность умения решать физические задачи;

−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

              

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

136

Самостоятельная работа

 

4

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

132

в том числе:

теоретическое обучение

106

лабораторные занятия

26

практические занятия

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.2 Тематический план и содержание раздела  «Основы физики»                                                                                                                                                                 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Методы научного познания

1

 

Физика как наука и основа естествознания. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. Физические величины. Измерение физических величин.

2

1

Раздел 1. Механика

26

 

Тема1.1Кинематика

 

6

 

 

1

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Систе­ма отсчета. Траектория. Путь. Вектор перемещения. Скорость.

2

1

2

 

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел.

Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

2

 

2

 

3

Лабораторная работа №1 по теме «Расчет ускорения при равноускоренном движении».

2

2

Тема 1.2. Кинематика твердого тела

 

2

 

1

Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела.

Угловая и линейная скорости вращения.

2

2

Тема 1.3 Динамика

 

2

 

 

1

Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона.

2

2

Тема 1.4.

Силы в природе

 

 

 

6

 

1

Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

2

2

2

Лабораторная работа №2 по теме «Изучение движения тела под действием силы трения»

 

2

2

3

Лабораторная работа №3 по теме «Определение жесткости пружины».

2

2

 

Тема 1. 5. Законы сохранения в механике

 

4

 

1

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

2

1

2

Лабораторная работа № 4 по теме «Изучение закона сохранения механической энергии».

2

2

Тема 1.6. Статика

 

4

 

1

Основные понятия статики. Виды равновесия. Условия равновесия. Простые механизмы.

2

1

2

Контрольная работа №1 по теме «Механика».

2

 

 

Самостоятельная работа обучающегося

2

 

 Силы в природе. Законы сохранения в механике.

 

 

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.

30

 

 

 

6

 

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории

1

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

2

1

2

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул.

2

2

3

 Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической  теории газа.

2

2

Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул.

 

4

 

1

Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

2

1

2

Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории. Температура».

2

2

Тема 2.3. Уравнение состояния идеального газа.

 

6

 

1

Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

2

2

2

Лабораторная работа №5 по теме «Опытная проверка закона Бойля — Мариотта».

2

2

3

Контрольная работа №2 по теме «Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа».

2

 

Тема 2.4.

Взаимные превращения жидкостей и газов

 

4

 

1

Испарение. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Свойства поверхности жидкости. Капиллярные явления.

2

1

2

Лабораторная работа №6«Измерение влажности воздуха»

2

2

Тема 2.5.

Твердые тела.

 

4

 

1

Кристаллические и аморфные тела. Деформация. Механические свойства твердых тел.

 

2

1

2

Лабораторная работа №7 по теме «Измерение модуля упругости резины».

 

2

2

Тема 2.6. Термодинамика.

 

 

6

 

1

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

Первый закон термодинамики. Изопроцессы.

2

2

2

 Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.

2

2

3

Контрольная работа №3 по теме « Основы термодинамики»

 

2

 

Раздел 3. Электродинамика

30

 

Тема 3.1. Электростатика

 

8

 

1

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

2

2

2

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

2

2

3

Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

2

2

 

4

Лабораторная работа № 8 по теме «Определение электроемкости конденсатора»

2

2

Тема 3.2. Постоянный электрический ток.

 

6

 

1

 

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

 

2

 

1

 

2

Лабораторные работы № 9 по теме «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

 

2

2

4

Лабораторная работа № 10 по теме «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

 

2

2

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах

 

6

 

1

Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода.

 

2

2

 

2

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

 

2

2

3

 

Электрический ток в электролитах. Электролиз . Законы Фарадея. Применение электролиза в технике.

Электрический ток  в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков.

2

 

2

 

Тема 3.4. Магнитное поле

 

4

 

1

 

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель

2

 

2

 

2

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

2

2

Тема 3.5. Электро-

магнитная индукция

 

6

 

1

 

Явление электромагнитной  индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

2

 

1

 

2

 

Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

2

 

1

3

Контрольная работа №4 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

2

 

Раздел 4.  Колебания и волны

18

 

Тема 4.1. Механические колебания

 

4

 

1

Механические колебания. Характеристики колебаний.

Гармонические колебания. Распространение колебаний в упругой среде.

Звук. Характеристики звуковой волны.

2

1

2

Лабораторная работа № 11 по теме  «Определение  ускорения свободного падения с помощью маятника».

2

2

Тема 4.2. Электрические колебания

 

2

 

1

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.

Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.

2

 

1

Тема 4.3. Производство, передача и потребление электроэнергии

 

2

 

1

 

Генерирование энергии. Трансформатор..

Производство, передача и использование электрической энергии.

2

 

1

 

Тема 4.4.

 Электромагнитные волны

 

 

6

 

1

Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

 

2

1

2

Принцип радиосвязи. Развитие средств  связи.     

2

 

3

Контрольная работа №5 по теме «Колебания и волны».

 

2

 

 

Самостоятельная работа обучающегося

2

 

Современные средства связи

 

 

 

Раздел 5. Оптика

14

 

 

 

Тема 5.1.

Геометрическая и волновая оптика

 

10

 

1

 

Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы.

2

 

2

 

2

Лабораторная работа № 12по теме «Измерение показателя преломления стекла».

2

2

3

 

Дисперсия света. Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции.

Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

2

 

2

 

4

Лабораторная работа № 13 по теме  «Измерение длины световой волны».

2

2

5

Контрольная работа №6 по теме «Оптика».

2

 

Тема 5.2.

Излучение и спектры

 

4

 

1

Излучение и  спектры. Спектральный анализ.

2

1

2

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений.

2

1

Раздел 6. Квантовая физика

 

16

 

Тема 6.1.

Световые кванты

 

2

 

1

 

Тепловое излучение. Распределение энергии  в спектре абсолютно черного тела Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.

 

2

 

1

 

Тема 6.2.

Атомная физика.

 

4

 

1

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты  Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Гипотеза  де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

2

1

 

 

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Вынужденное излучение света. Квантовые генераторы.

2

2

Тема 6.3.

Физика атомного ядра.

 

10

 

1

 

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, и гамма- излучения.

Радиоактивные превращения .Закон радиоактивного распада.

4

 

1

 

2

 

Изотопы. Их получение и применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Открытие нейтрона. Строение атомного ядра . Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

2

 

1

 

3

 Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Применение ядерной энергетики.

2

1

4

Контрольная работа №7 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра».

2

 

                                                                                                                                                              Всего

136

 


Примерные темы рефератов (докладов)

 

 

1.      Реактивный двигатель.

  1. Вращательное движение в технике.
  2. Применение динамики в технике.
  3. Использование простых механизмов.
  4. Строение вещества на основе МКТ.
  5. Применение жидких кристаллов в промышленности.
  6. Проблемы экологии , связанные с использованием тепловых машин.
  7. Правила техники безопасности при эксплуатации электрооборудования.
  8. Фарадей и его вклад в науку.
  9. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
  10. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
  11. Определение работы и расхода электроэнергии.
  12. Современные средства связи.
  13. Оптические явления в природе.
  14. Виды излучений и их практическое использование.
  15. Свет – электромагнитная волна.
  16. Биологическое действие радиации.
  17. Применение лазеров.
  18. Вселенная и темная материя.
  19. Управляемый термоядерный синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Характеристика основных видов деятельности студентов

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Произведение измерения физических величин и оценки границы погрешностей измерений.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведения примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

1.     Механика

Кинематика

 

Представление механического движения тела уравнениями  и графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела .

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Законы механики Ньютона

Объяснение демонстрационных экспериментов, подтверждающих закон инерции.

Измерение массы тела.

Измерение силы взаимодействия тел.

Вычисление значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений.

Вычисление значений ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Сравнение силы действия и противодействия.

Применение закона всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел.

Сравнение ускорения свободного падения на планетах Солнечной системы.

Выделение в тексте учебника основных категорий научной информации.

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычислений  изменений скоростей тел  при их взаимодействиях.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго  деформированного тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах  результатов  взаимодействий  тел гравитационными силами и силами упругости.

2.Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение  экспериментов, служащих для обоснования МКТ.

Решение задач с применением основного уравнения МКТ.

Определение параметров вещества на основании уравнения состояния идеального газа и происходящих процессов по  графикам зависимости P(V), V(T), P(T).Экспериментальное исследование  зависимости.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Основы термодинамики

Измерение  и расчет количества  в процессах теплопередачи. Расчет изменения внутренней энергии тел , работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Вычисление работы газа , совершенной  при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация  роли физики  в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение  пути их решения.

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха

Расчет количества теплоты для перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту , природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел.

3.  Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов, напряженности и потенциала электрического поля ,энергии электрического поля заряженного конденсатора.

 Измерение разности потенциалов, энергии электрического поля конденсатора.

Определение электроемкости конденсатора.

Постоянный ток

Измерение мощности тока, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений  на участках электрических цепей .

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Объяснение природы электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

 Применение электролиза в технике.

Проведение сравнительного анализа несамостоятельного и самостоятельного газовых разрядов.

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током и на движущийся электрический заряд в магнитном поле.

Исследование  явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя, генератора электрического тока и электроизмерительных приборов.

Приведение примеров практического применения явлений, законов, приборов, устройств.

4. Колебания и волны

Механические колебания

Исследование колебаний математического маятника и груза на пружине. Вычисление периода колебаний.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний.

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.

Электромагнитные

колебания

Измерение электроемкости конденсатора, индуктивности катушки.

Исследование  явления электрического резонанса в последовательной цепи. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора и генератора переменного тока.

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями  и волнами.

5.Оптика

Природа света

Применение законов отражения и преломления света  при решении задач. Построение изображения предметов , даваемые линзами. Расчет  расстояния  от  линзы до изображения предмета, оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы.

Волновые свойства света

Наблюдение явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Измерение длины световой волны. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света.

6.Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте. Определение и измерение работы выхода электрона. Объяснение  корпускулярно - волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение  роли квантовой оптики  в развитии современной физики.

Физика атома

Наблюдение и исследование линейчатого спектра. Расчет  частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Вычисление длины волны де Бройля частицы с известным значением импульса. Объяснение  происхождения  линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров  различных газов. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования  лазера в современной науке и технике.

Физика атомного ядра

Расчет энергии связи атомных ядер. Определение  заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии  , освобождающейся при  радиоактивном распаде и при ядерных реакциях.

Представление о характере четырех типов фундаментальных взаимодействий элементарных частиц в виде таблицы.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием  радиоактивных излучений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ФИЗИКИ» ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

   Реализация программы учебной дисциплины «Основы физики» предполагает наличие       учебного кабинета, лаборатории физики.

   Оборудование учебного кабинета:

  - посадочные места по количеству обучающихся;

   -рабочее место преподавателя;

   -комплект учебно-наглядных пособий (учебники, схемы и таблицы по         дисциплине, практикумы по дисциплине);

   -учебно-методические пособия «Физика».

   -демонстрационное оборудование;

   -лабораторное оборудование.

 

   Технические средства обучения:

   -компьютер;

   -проектор.

 

 3.2 Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика» - учебник для 10 класса, М., Просвещение, 2020 г.
  2. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,  «Физика» - учебник для 11 класса, М., Просвещение,2020г.
  3. Фирсов А.В. Физика для профессии специальностей технического профиля.  Учебник под редакцией Т.И. Трофимовой. М. «Академия» 2019 г.

4.      Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского /1 CD/, электронные пособия с приложением на электронном носителе. Базовый и профильный уровни (Классический курс), М.,Просвещение, 2012г.

 

 Дополнительные источники

 

1.      А.П. Рымкевич  Сборник задач по физике», «Дрофа»,2019 г.
msk.edu.ua › Fizika_Zadachnik_10-11_kl_Rimkevich

  1. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Сборник задач. Физика для профессий и  специальностей технического и естественно-научного профиля. Решение задач. М. «Академия»,2015.    

 

  Интернет – ресурсы:

1 Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru

2 Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru

3 Электронный ресурс «Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: http://www.edu.ru/

4 Электронный ресурс «Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www/scool.edu.ru/

 

 

 

 

 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА

«ОСНОВЫ ФИЗИКИ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

-проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;

- применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

- практически использовать физические знания;

-оценивать достоверность естественно-научной информации;

- использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни;

- использовать различные источники информации и современные информационные технологии.

 

Знать:

- фундаментальные физические  законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;

- наиболее важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

- методы научного познания природы.

 

- тестирование;

- письменная самостоятельная  работа;

- письменная контрольная работа;

- устный опрос;

- оценки выполнения практических работ;

- оценки выполнения лабораторных работ;

- подготовка устных сообщений;

- подготовка рефератов;

- участие в городских, областных и конкурсах колледжа;

- внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru