ГБПОУ Белебеевский гуманитарно-технический колледж
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Введение в профессию
Раздел ОУД.12.03 Основы физики
для профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
2023 г.
ЦК естественно-научных дисциплин
Председатель ЦК ______Е.А. Аникеева-Шукаева « » 2023 г.
|
Автор: А.Ф. Атабаева– преподаватель первой квалификационной категории Белебеевского гуманитарно-технического колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………..………………………………4
2. Структура и содержание учебной дисциплины ………………………………7
3. Условия реализации программы ……………….….………………………….20
4. Контроль и оценка результатов ……………………………………………….21
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел программы «Основы физики» является частью программы общеобразовательной учебной дисциплины «Введение в профессию», предназначен для изучения основ физики в соответствии с ФГОС по профессии естественно-научного профиля 43.01.09 Повар, кондитер.
Раздел программы «Основы физики» разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Содержание программы «Основы физики» направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.1 Общая характеристика раздела «Основы физики»
В основе раздела «Основы физики» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также- выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)-одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Курс «Основы физики» дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). Формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Раздел имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Раздел «Основы физики» является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Раздел «Основы физики» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, раздел «Основы физики» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
При освоении профессии 43.01.09 Повар-кондитер раздел «Основы физики» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. Повышенное внимание уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика».
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Раздел «Основы физики» входит в состав учебной дисциплины «Введение в профессию» общеобразовательного цикла, формируемого из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования и дополнительных учебных дисциплин по выбору.
1.3 Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы физики» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
• метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,
явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
−− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
−− сформированность умения решать физические задачи;
−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
136 |
Самостоятельная работа
|
4 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
132 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
106 |
лабораторные занятия |
26 |
практические занятия |
- |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание раздела «Основы физики»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
Методы научного познания |
1
|
Физика как наука и основа естествознания. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. Физические величины. Измерение физических величин. |
2 |
1 |
|
Раздел 1. Механика |
26 |
|
|||
Тема1.1Кинематика |
|
6 |
|
||
|
1 |
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Вектор перемещения. Скорость. |
2 |
1 |
|
2
|
Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. |
2
|
2
|
||
3 |
Лабораторная работа №1 по теме «Расчет ускорения при равноускоренном движении». |
2 |
2 |
||
Тема 1.2. Кинематика твердого тела |
|
2 |
|
||
1 |
Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. |
2 |
2 |
||
Тема 1.3 Динамика |
|
2 |
|
||
|
1 |
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. |
2 |
2 |
|
Тема 1.4. Силы в природе
|
|
6 |
|
||
1 |
Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. |
2 |
2 |
||
2 |
Лабораторная работа №2 по теме «Изучение движения тела под действием силы трения»
|
2 |
2 |
||
3 |
Лабораторная работа №3 по теме «Определение жесткости пружины». |
2 |
2 |
||
Тема 1. 5. Законы сохранения в механике |
|
4 |
|
||
1 |
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. |
2 |
1 |
||
2 |
Лабораторная работа № 4 по теме «Изучение закона сохранения механической энергии». |
2 |
2 |
||
Тема 1.6. Статика |
|
4 |
|
||
1 |
Основные понятия статики. Виды равновесия. Условия равновесия. Простые механизмы. |
2 |
1 |
||
2 |
Контрольная работа №1 по теме «Механика». |
2 |
|
||
|
Самостоятельная работа обучающегося |
2 |
|
||
Силы в природе. Законы сохранения в механике. |
|
|
|||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. |
30 |
|
|||
|
|
6 |
|
||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории |
1 |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. |
2 |
1 |
|
2 |
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. |
2 |
2 |
||
3 |
Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. |
2 |
2 |
||
Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул. |
|
4 |
|
||
1 |
Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. |
2 |
1 |
||
2 |
Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории. Температура». |
2 |
2 |
||
Тема 2.3. Уравнение состояния идеального газа. |
|
6 |
|
||
1 |
Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы. |
2 |
2 |
||
2 |
Лабораторная работа №5 по теме «Опытная проверка закона Бойля — Мариотта». |
2 |
2 |
||
3 |
Контрольная работа №2 по теме «Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа». |
2 |
|
||
Тема 2.4. Взаимные превращения жидкостей и газов |
|
4 |
|
||
1 |
Испарение. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Свойства поверхности жидкости. Капиллярные явления. |
2 |
1 |
||
2 |
Лабораторная работа №6«Измерение влажности воздуха» |
2 |
2 |
||
Тема 2.5. Твердые тела. |
|
4 |
|
||
1 |
Кристаллические и аморфные тела. Деформация. Механические свойства твердых тел.
|
2 |
1 |
||
2 |
Лабораторная работа №7 по теме «Измерение модуля упругости резины».
|
2 |
2 |
||
Тема 2.6. Термодинамика. |
|
6 |
|
||
1 |
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. |
2 |
2 |
||
2 |
Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей. |
2 |
2 |
||
3 |
Контрольная работа №3 по теме « Основы термодинамики»
|
2 |
|
||
Раздел 3. Электродинамика |
30 |
|
|||
Тема 3.1. Электростатика |
|
8 |
|
||
1 |
Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. |
2 |
2 |
||
2 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. |
2 |
2 |
||
3 |
Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. |
2 |
2 |
||
|
4 |
Лабораторная работа № 8 по теме «Определение электроемкости конденсатора» |
2 |
2 |
|
Тема 3.2. Постоянный электрический ток. |
|
6 |
|
||
1
|
Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
|
2
|
1
|
||
2 |
Лабораторные работы № 9 по теме «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».
|
2 |
2 |
||
4 |
Лабораторная работа № 10 по теме «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
|
2 |
2 |
||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах |
|
6 |
|
||
1 |
Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода.
|
2 |
2
|
||
2 |
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
|
2 |
2 |
||
3
|
Электрический ток в электролитах. Электролиз . Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. |
2
|
2
|
||
Тема 3.4. Магнитное поле |
|
4 |
|
||
1
|
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель |
2
|
2
|
||
2 |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. |
2 |
2 |
||
Тема 3.5. Электро- магнитная индукция |
|
6 |
|
||
1
|
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. |
2
|
1
|
||
2
|
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. |
2
|
1 |
||
3 |
Контрольная работа №4 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». |
2 |
|
||
Раздел 4. Колебания и волны |
18 |
|
|||
Тема 4.1. Механические колебания |
|
4 |
|
||
1 |
Механические колебания. Характеристики колебаний. Гармонические колебания. Распространение колебаний в упругой среде. Звук. Характеристики звуковой волны. |
2 |
1 |
||
2 |
Лабораторная работа № 11 по теме «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника». |
2 |
2 |
||
Тема 4.2. Электрические колебания |
|
2 |
|
||
1 |
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. |
2 |
1 |
||
Тема 4.3. Производство, передача и потребление электроэнергии |
|
2 |
|
||
1
|
Генерирование энергии. Трансформатор.. Производство, передача и использование электрической энергии. |
2
|
1
|
||
Тема 4.4. Электромагнитные волны |
|
6 |
|
||
1 |
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.
|
2 |
1 |
||
2 |
Принцип радиосвязи. Развитие средств связи. |
2 |
|
||
3 |
Контрольная работа №5 по теме «Колебания и волны».
|
2 |
|
||
|
Самостоятельная работа обучающегося |
2 |
|
||
Современные средства связи |
|
|
|||
Раздел 5. Оптика |
14 |
|
|||
Тема 5.1. Геометрическая и волновая оптика |
|
10 |
|
||
1
|
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. |
2
|
2
|
||
2 |
Лабораторная работа № 12по теме «Измерение показателя преломления стекла». |
2 |
2 |
||
3
|
Дисперсия света. Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции. Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. |
2
|
2
|
||
4 |
Лабораторная работа № 13 по теме «Измерение длины световой волны». |
2 |
2 |
||
5 |
Контрольная работа №6 по теме «Оптика». |
2 |
|
||
Тема 5.2. Излучение и спектры |
|
4 |
|
||
1 |
Излучение и спектры. Спектральный анализ. |
2 |
1 |
||
2 |
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. |
2 |
1 |
||
Раздел 6. Квантовая физика
|
16 |
|
|||
Тема 6.1. Световые кванты |
|
2 |
|
||
1
|
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.
|
2
|
1
|
||
Тема 6.2. Атомная физика. |
|
4 |
|
||
1 |
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. |
2 |
1
|
||
|
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Вынужденное излучение света. Квантовые генераторы. |
2 |
2 |
||
Тема 6.3. Физика атомного ядра. |
|
10 |
|
||
1
|
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, и гамма- излучения. Радиоактивные превращения .Закон радиоактивного распада. |
4
|
1
|
||
2
|
Изотопы. Их получение и применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра . Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. |
2
|
1
|
||
3 |
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Применение ядерной энергетики. |
2 |
1 |
||
4 |
Контрольная работа №7 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра». |
2 |
|
||
Всего |
136 |
|
|||
Примерные темы рефератов (докладов)
1. Реактивный двигатель.
2.3. Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
|
Введение |
Произведение измерения физических величин и оценки границы погрешностей измерений. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведения примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. |
|
1. Механика |
||
Кинематика
|
Представление механического движения тела уравнениями и графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела . Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. |
|
Законы механики Ньютона |
Объяснение демонстрационных экспериментов, подтверждающих закон инерции. Измерение массы тела. Измерение силы взаимодействия тел. Вычисление значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычисление значений ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Сравнение силы действия и противодействия. Применение закона всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. Сравнение ускорения свободного падения на планетах Солнечной системы. Выделение в тексте учебника основных категорий научной информации. |
|
Законы сохранения в механике |
Применение закона сохранения импульса для вычислений изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. |
|
2.Основы молекулярной физики и термодинамики |
||
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ |
Выполнение экспериментов, служащих для обоснования МКТ. Решение задач с применением основного уравнения МКТ. Определение параметров вещества на основании уравнения состояния идеального газа и происходящих процессов по графикам зависимости P(V), V(T), P(T).Экспериментальное исследование зависимости. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. |
|
Основы термодинамики |
Измерение и расчет количества в процессах теплопередачи. Расчет изменения внутренней энергии тел , работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Вычисление работы газа , совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. |
|
Свойства паров, жидкостей, твердых тел |
Измерение влажности воздуха Расчет количества теплоты для перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту , природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. |
|
3. Электродинамика |
||
Электростатика |
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов, напряженности и потенциала электрического поля ,энергии электрического поля заряженного конденсатора. Измерение разности потенциалов, энергии электрического поля конденсатора. Определение электроемкости конденсатора. |
|
Постоянный ток |
Измерение мощности тока, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей . Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Объяснение природы электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках. Применение электролиза в технике. Проведение сравнительного анализа несамостоятельного и самостоятельного газовых разрядов. |
|
Магнитные явления |
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током и на движущийся электрический заряд в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя, генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Приведение примеров практического применения явлений, законов, приборов, устройств. |
|
4. Колебания и волны |
||
Механические колебания |
Исследование колебаний математического маятника и груза на пружине. Вычисление периода колебаний. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний. |
|
Упругие волны |
Измерение длины звуковой волны. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека. |
|
Электромагнитные колебания |
Измерение электроемкости конденсатора, индуктивности катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора и генератора переменного тока. |
|
Электромагнитные волны |
Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. |
|
5.Оптика |
||
Природа света |
Применение законов отражения и преломления света при решении задач. Построение изображения предметов , даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета, оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. |
|
Волновые свойства света |
Наблюдение явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Измерение длины световой волны. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. |
|
6.Элементы квантовой физики |
||
Квантовая оптика |
Наблюдение фотоэффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте. Определение и измерение работы выхода электрона. Объяснение корпускулярно - волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики. |
|
Физика атома |
Наблюдение и исследование линейчатого спектра. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Вычисление длины волны де Бройля частицы с известным значением импульса. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. |
|
Физика атомного ядра |
Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии , освобождающейся при радиоактивном распаде и при ядерных реакциях. Представление о характере четырех типов фундаментальных взаимодействий элементарных частиц в виде таблицы. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ФИЗИКИ» ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Основы физики» предполагает наличие учебного кабинета, лаборатории физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий (учебники, схемы и таблицы по дисциплине, практикумы по дисциплине);
-учебно-методические пособия «Физика».
-демонстрационное оборудование;
-лабораторное оборудование.
Технические средства обучения:
-компьютер;
-проектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
4. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского /1 CD/, электронные пособия с приложением на электронном носителе. Базовый и профильный уровни (Классический курс), М.,Просвещение, 2012г.
Дополнительные источники
1. А.П.
Рымкевич Сборник задач по физике», «Дрофа»,2019 г.
msk.edu.ua › Fizika_Zadachnik_10-11_kl_Rimkevich
Интернет – ресурсы:
1 Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru
2 Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru
3 Электронный ресурс «Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: http://www.edu.ru/
4 Электронный ресурс «Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www/scool.edu.ru/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА
«ОСНОВЫ ФИЗИКИ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Уметь: -проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; - применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; - практически использовать физические знания; -оценивать достоверность естественно-научной информации; - использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни; - использовать различные источники информации и современные информационные технологии.
Знать: - фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; - наиболее важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; - методы научного познания природы.
|
- тестирование; - письменная самостоятельная работа; - письменная контрольная работа; - устный опрос; - оценки выполнения практических работ; - оценки выполнения лабораторных работ; - подготовка устных сообщений; - подготовка рефератов; - участие в городских, областных и конкурсах колледжа; - внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.