Рабочая программа педагога по изобразительному искусству 5-7 класс по программе Неменского
Оценка 4.7

Рабочая программа педагога по изобразительному искусству 5-7 класс по программе Неменского

Оценка 4.7
docx
29.01.2020
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству 5-7 класс  по программе Неменского
программа изо.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВО

КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

________________

(Белан С.А.)

протокол № _____ от

 

«____» _________ 20 ____ г.

 

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________________ (С.В.Досмухамбетова)

 

«____» __________ 20 ____ г.

 

«Утверждаю»

Руководитель МОУ-СОШ с. Кирово

________________

(Антонова С.А.)

Приказ №____ от

 

«___»________20____ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Изобразительное искусство»

 5- 7 классы

ФГОС ООО

Белан Снежаны Анатольевны

I категория

Ф.И.О.,категория

срок реализации программы 5 лет

2019-2024 гг.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.

           Данная рабочая  программа  разработана на основе следующих нормативных документов:

·        -  с  требованиями Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее Стандарта.),

·        -Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273:

·        - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»:

·        -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ :

·        с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10

·        -с положением Основной образовательной программой основного общего образования МОУ-СОШ с. Кирово;

·        Учебным планом МОУ-СОШ с. Кирово

·        Требованиями основной образовательной программы  ООО МОУ-СОШ с. Кирово

·         На основе примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, программы  « Изобразительное искусство 5-8 классы », авторы программы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского: учебное пособие для общеобразовательных организаций /–  М.: Просвещение, 2016,

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» -развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

·        формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятие визуального реальности и произведений искусства;

·        освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

·        формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·        развитие творчества как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

·        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

·        овладение средствами художественного изображения на основе его эмоционально-нравственной оценки; основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

       Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохии стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 

Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

   Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета изобразительное искусство в основной школе выделяется 136 часов, из них  34 часа в 5-м  классе (1 час в неделю) ,34 часа в 6-м  классе (1 час в неделю, ), 34 часа в 7-м  классе (1 час в неделю) .

Основные типы учебных занятий:

·        Урок изучения нового учебного материала;

·        Урок формирования первоначальных предметных умений

·        Урок закрепления и  применения знаний и умений;

·        Урок повторения

·        Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

·        Урок контроля знаний и умений.

·        Коррекционный урок

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

В работе по данной программе используются системно – деятельностный подход, проблемно – поисковые, информационно-коммуникационные, исследовательские и проектные технологии

Программа по изобразительному искусству 5-7 класс направлена на использование  УМК

Учебники:

Ø Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.

Ø «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакциейБ. М. Неменского; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.

Ø «Изобразительноеискусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С. Питерских.

Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение».

Пособие для учителя

Ø Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки.5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

Ø «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских.

Ø «Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

Все пособия  выпущены в свет издательством «Просвещение».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение предмета «изобразительное искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

·         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·         формирование целостного мировоззрения, учитывающего   культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·         развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

·         формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве

·         со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

·         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

·         умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

•  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их

общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения  духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

·         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·         приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,   видеозапись,   компьютерная   графика,   мультипликация   и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование  активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности;

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

По окончании 5 класса ученик научится

По окончании 5 класса ученик получит возможность

Предметные результаты

·        приемам традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово,;

·        различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

·        различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

·        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

·        пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

·        передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов

·        научиться создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

·        получить навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

овладеть   навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

 

Личностные результаты

 

Результат

Возможный способ достижения

·         сформированность чувства гордости за свою Родину, российское декоративно-прикладное   искусство, знание истоков народных промыслов, понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества;

·       усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

·       степень усвоения художественного опыта человечества в декоративно-прикладном   искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

·       развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия декоративно-прикладного   искусства народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

·       ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

·       го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

·       уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

·       готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·       наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и декоративно-прикладному    искусству;

·       освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

·       коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

·     информационный проект (поиск информации о декоративно-прикладном   искусстве прошлого, настоящего, будущего).

·     виртуальное путешествие по разным странам).

·     подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

·     активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

·     игра «Ты сам мастер ».

·     изучение, разбор и обсуждение различных произведений ДПИ из мира искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

·     подготовка презентаций о художественных произведениях ДПИ.

·     участие в общественных мероприятиях, конференциях по изобразительному искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях

·     уровня.

·     участие в конкурсах, фестивалях.

участие в коллективных художественно-творческих проектах со сверстниками.

По окончании 6 класса ученик научится

По окончании 6 класса ученик получит возможность

Предметные результаты

·        научатся видеть взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

·        будут знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

·        овладеют умениями и навыками работы  красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, умением использовать коллажные техники;

·        научатся видеть конструктивную форму предмета,

·        владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

·        знать общие правила построения головы человека;

уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.

·        видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

·        создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

·        активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,

понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

·        сформированность чувства гордости за свою Родину, российского изобразительного  искусства, знание истоков изобразительного  искусства, основных направлений и этапов развития изобразительного  искусства; понимание ценности культур­ного наследия изобразительного  искусства России и человечества;

·        сформированность основ гражданской идентичности;

·        сформированность художественного опыта человечества, народов в изобразительном искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

·        развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия изобразительного  искусства  России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

·        ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

·        уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·        наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и изобразительному  искусству;

·        освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

·        участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

 

·     информационный проект (поиск информации об изобразительном искусстве прошлого, настоящего, будущего).

·     игровой проект, представление «Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам).

·     подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

·     активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

·      игра «Реальность и фантазия в творчестве художника».

·     изучение, разбор и обсуждение различных произведений изобразительного искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

·     подготовка презентаций о произведениях изобразительного  искусства.

участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству,

По окончании 7 класса ученик научится

По окончании 7 класса ученик получит возможность

Предметный результат

·        конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

·        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

·        владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

·        создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

·        использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику  тектоники и фактур;

·        использовать разнообразные художественные материалы ;

·        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля

·     прогнозировать основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

разбираться в основных этапах развития и истории    архитектуры и дизайна, тенденциях современного конструктивного искусства, образном  языке конструктивных видов искусства, единстве функционального и художественно-образных начал и их социальной  роли.

Личностный результат

Результат

Возможный способ достижения

·        сформированность чувства гордости за свою Родину, российские  конструктивные   искусства, знание истоков, основных направлений и этапов развития конструктивных искусств; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

·        сформированность знаний  художественного опыта человечества в конструктивных искусствах, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

·        развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира в конструктивных искусствах, в процессе твор­ческой деятельности;

·        ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

·        уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·        наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и конструктивному искусству;

·        освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

 

·     информационный проект (поиск информации о конструктивных искусствах прошлого, настоящего, будущего).

·     виртуальное путешествие по разным странам).

·     подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

·     активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

·     ролевая игра «Встречают по одёжке»

·     изучение, разбор и обсуждение различных произведений конструктивных искусств , посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

·     подготовка презентаций о конструктивных искусствах  мира.

·     участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

участие в конкурсах, концертах, фестивалях.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.

Содержание программы 5 класса

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 часа)

Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, вкоторых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Раздел 1.Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство —уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Раздел 2.Связь времён в народном искусстве

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Раздел 3. Декор — человек, общество, время

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

Содержание программы 6 класса

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Раздел 1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Раздел 2.Мир наших вещей. Натюрморт

История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива,

форма, объём, свет)

          Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

          Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

 

Содержание программы 7 класса

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

Тема 7 класса посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных имитационных материалов в макет.

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5-7 КЛАССЫ

 5 класс

1 год обучения

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

Раздел 1. Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве

1

5.09.19

 

2

Убранство русской избы

1

12.09

 

3

Внутренний мир русской избы

1

19.09

 

4

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

26.09

 

5

Русская народная вышивка

1

3.10.19

 

6-7

Народный праздничный костюм

2

10.10

17.10

 

8

Народные праздничные обряды.

 (обобщение темы)

1

24.10

 

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

2

7.11.19

14.11

 

11

Искусство Гжели

1

21.11

 

12

Городецкая роспись

1

28.11

 

13

Хохлома

1

5.12.19

 

14

Жостово. Роспись по металлу

1

12.12

 

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

19.12

 

16

Роль народных художественных промыслов в нашей повседневной жизни. (обобщение темы)

1

26.12

 

Раздел 3. Декор — человек, общество, время

17-18

Зачем людям украшения

2

16.01.20

23.01

 

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

30.01

6.02.20

 

21

Одежда «говорит» о человеке.

1

13.02.20

 

22

Одежда «говорит» о человеке.

1

20.02

 

23

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

27.02

 

24

Эмблемы в современном обществе

1

5.03.20

 

25

Герб  в современном мире

1

12.03

 

26-27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

2

19.03

2.04.20

 

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире

 

28

Современное выставочное искусство.

1

2.04.20

 

29

Ты сам – мастер. Изготовление мозаичного панно

1

9.04

 

30

Ты сам мастер. Витраж

1

16.04

 

31

Ты сам мастер. Изготовление декоративной вазы

1

23.04

 

32

Ты сам мастер Декоративная кукла

1

30.04

 

33

Ты сам – мастер  панно из шпагата

 

7.05.20

 

34

Ты сам – мастер  панно из шпагата

1

14.05.20

 

Всего:

 

34

 

 

 

6 класс

2 год обучения

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

Раздел 1.   Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

5.09.19

 

2

Художественные материалы.

1

12.09

 

3

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

1

19.09

 

4

Линия и её  выразительные   возможности. Пятно как средство выражения. Ритм линий и ритм пятен

1

26.09

 

5

Цвет. Основы цветоведения

 

3.10.19

 

6

Цвет   в произведениях живописи.

1

10.10

 

 

7

Объемные   изображения в скульптуре

1

17.10

 

8

Основы языка изображения (обобщение темы)

1

24.10

 

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

7.11.19

 

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

14.11

 

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира.

1

21.11

 

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

28.11.19

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

5.12.19

 

14

Натюрморт в графике.

1

12.12

 

15

Цвет      в натюрморте

1

19.12

 

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

26.12

 

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет

17

Образ человека   - главная тема    искусства

1

16.01.20

 

 

18

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

23.01

 

 

19

Изображение

головы человека в пространстве.

1

30.01

 

20

Портрет  в скульптуре.

1

6.02.20

 

21

Графический  портретный рисунок.

1

13.02

 

22

Сатирические образы человека.

1

20..02

 

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

27.02

 

24

Роль цвета в портрете.

1

6.03.20

 

 

25

Великие портретисты прошлого.

1

13.03

 

26-27

Портрет в изобразительном искусстве XX века

2

20.03

2.04.20

 

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж

28

Жанры   в изобразительном искусстве.

1

9.04

 

29

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

16.04

 

30

Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник

1

23.04

 

31

Пейзаж в русской живописи

1

30.04

 

32

Пейзаж в графике

1

7.05.20

 

33

Городской пейзаж

1

14.05.

 

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

(обобщение темы)

1

21.05

 

Всего:

 

34

 

 

 

7 класс

3 год обучения

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду   пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры

1-2

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!»

2

4.09.19

11.09

 

3-4

Прямые линии и организация пространства

2

18.09

25.09

 

5

Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и  тоновые пятна

1

2.10.19

 

6

Буква-строка-текст. Искусство шрифта

1

9.10

 

7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

16.10

 

8

В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие и форм графического дизайна.

1

23.10

 

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

1

6.11.19

 

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

13.11

 

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

20.11

 

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

27.11

 

13-14

Красота и целесообразность..Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

2

4.12.19

11.12

 

15

Форма и материал

1

18.12

 

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

25.12

 

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

17-18

Город сквозь времена и страны.

Образы материальной культуры прошлого

2

15.01.20

22.01

 

19-20

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

2

29.01

5.02.20

 

21

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

12.02

 

22

Вещь в городе. Городской дизайн.

1

19.02

 

23

Вещь в городе. Городской дизайн.

1

26.02

 

24-25

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

2

4.03.20

11.03

 

26

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

18.03

 

27

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

 

1

1.04.20

 

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

28

Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь и я скажу, какой у тебя дом

1

8.04

 

29

Интерьер , который мы создаём

 

1

15.04

 

30

Пугало в огороде, или…под шепот фонтанных струй

 

1

22.04

 

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

29.04

 

32

Встречают по одёжке

1

6.05.20

 

33

Автопортрет на каждый день

1

13.05

 

34

Моделируя себя – моделируешь мир

 (обобщение темы)

1

20.05

 

Всего:

 

34

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся

Отечества; · овладение средствами художественного изображения на основе его эмоционально-нравственной оценки; основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления…

Отечества; · овладение средствами художественного изображения на основе его эмоционально-нравственной оценки; основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления…

Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью

Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью

Уроки изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части…

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); · развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации…

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); · развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации…

Личностные результаты

Личностные результаты

России и мира, в процессе твор­ческой деятельности; · ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; · го­товность и способность к саморазвитию…

России и мира, в процессе твор­ческой деятельности; · ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; · го­товность и способность к саморазвитию…

Вместе – дружная семья». · активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др

Вместе – дружная семья». · активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др

России и человечества; · сформированность основ гражданской идентичности; · сформированность художественного опыта человечества, народов в изобразительном искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира; ·…

России и человечества; · сформированность основ гражданской идентичности; · сформированность художественного опыта человечества, народов в изобразительном искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира; ·…

Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам)

Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам)

Личностный результат

Личностный результат

Родину, российские конструктивные искусства, знание истоков, основных направлений и этапов развития конструктивных искусств; понимание ценности культур­ного наследия народов

Родину, российские конструктивные искусства, знание истоков, основных направлений и этапов развития конструктивных искусств; понимание ценности культур­ного наследия народов

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика

Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой

Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов

Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн

Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 230

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 230

Ритм линий и ритм пятен 1 26

Ритм линий и ритм пятен 1 26

Роль цвета в портрете. 16.03.20

Роль цвета в портрете. 16.03.20

Свободные формы: линии и тоновые пятна 12

Свободные формы: линии и тоновые пятна 12

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020