МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВО
КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ________________ (Белан С.А.) протокол № _____ от
«____» _________ 20 ____ г.
|
«Согласовано» заместитель директора по УВР _________________ (С.В.Досмухамбетова)
«____» __________ 20 ____ г.
|
«Утверждаю» Руководитель МОУ-СОШ с. Кирово ________________ (Антонова С.А.) Приказ №____ от
«___»________20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Изобразительное искусство»
5- 7 классы
ФГОС ООО
Белан Снежаны Анатольевны
I категория
Ф.И.О.,категория
срок реализации программы 5 лет
2019-2024 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
· - с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее Стандарта.),
· -Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273:
· - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»:
· -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ :
· с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10
· -с положением Основной образовательной программой основного общего образования МОУ-СОШ с. Кирово;
· Учебным планом МОУ-СОШ с. Кирово
· Требованиями основной образовательной программы ООО МОУ-СОШ с. Кирово
· На основе примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, программы « Изобразительное искусство 5-8 классы », авторы программы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского: учебное пособие для общеобразовательных организаций /– М.: Просвещение, 2016,
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» -развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятие визуального реальности и произведений искусства;
· освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
· формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· развитие творчества как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
· овладение средствами художественного изображения на основе его эмоционально-нравственной оценки; основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохии стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета изобразительное искусство в основной школе выделяется 136 часов, из них 34 часа в 5-м классе (1 час в неделю) ,34 часа в 6-м классе (1 час в неделю, ), 34 часа в 7-м классе (1 час в неделю) .
Основные типы учебных занятий:
· Урок изучения нового учебного материала;
· Урок формирования первоначальных предметных умений
· Урок закрепления и применения знаний и умений;
· Урок повторения
· Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
· Урок контроля знаний и умений.
· Коррекционный урок
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
В работе по данной программе используются системно – деятельностный подход, проблемно – поисковые, информационно-коммуникационные, исследовательские и проектные технологии
Программа по изобразительному искусству 5-7 класс направлена на использование УМК
Учебники:
Ø Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.
Ø «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакциейБ. М. Неменского; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.
Ø «Изобразительноеискусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С. Питерских.
Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение».
Пособие для учителя
Ø Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки.5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Ø «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских.
Ø «Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Все пособия выпущены в свет издательством «Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение предмета «изобразительное искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
· со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
·
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
·
осознание
значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
·
развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании 5 класса ученик научится |
По окончании 5 класса ученик получит возможность |
Предметные результаты |
|
· приемам традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово,; · различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века); · различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); · выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора. · пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; · передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов |
· научиться создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); · получить навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; овладеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.). |
Личностные результаты
|
|
Результат |
Возможный способ достижения |
· сформированность чувства гордости за свою Родину, российское декоративно-прикладное искусство, знание истоков народных промыслов, понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; · усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности; · степень усвоения художественного опыта человечества в декоративно-прикладном искусстве, обогащение на этой основе собственного духовного мира; · развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в процессе творческой деятельности; · ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; · готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; · уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; · готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и декоративно-прикладному искусству; · освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; · коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности; навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников. |
· информационный проект (поиск информации о декоративно-прикладном искусстве прошлого, настоящего, будущего). · виртуальное путешествие по разным странам). · подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья». · активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др. · игра «Ты сам мастер ». · изучение, разбор и обсуждение различных произведений ДПИ из мира искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное; · подготовка презентаций о художественных произведениях ДПИ. · участие в общественных мероприятиях, конференциях по изобразительному искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях · уровня. · участие в конкурсах, фестивалях. участие в коллективных художественно-творческих проектах со сверстниками. |
По окончании 6 класса ученик научится |
По окончании 6 класса ученик получит возможность |
Предметные результаты |
|
· научатся видеть взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; · будут знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; · овладеют умениями и навыками работы красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, умением использовать коллажные техники; · научатся видеть конструктивную форму предмета, · владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; · знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы. |
· видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; · создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; · активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. |
Личностные результаты |
|
Результат |
Возможный способ достижения |
· сформированность чувства гордости за свою Родину, российского изобразительного искусства, знание истоков изобразительного искусства, основных направлений и этапов развития изобразительного искусства; понимание ценности культурного наследия изобразительного искусства России и человечества; · сформированность основ гражданской идентичности; · сформированность художественного опыта человечества, народов в изобразительном искусстве, обогащение на этой основе собственного духовного мира; · развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия изобразительного искусства России и мира, в процессе творческой деятельности; · ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; · уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и изобразительному искусству; · освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; · участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
|
· информационный проект (поиск информации об изобразительном искусстве прошлого, настоящего, будущего). · игровой проект, представление «Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам). · подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья». · активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др. · игра «Реальность и фантазия в творчестве художника». · изучение, разбор и обсуждение различных произведений изобразительного искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное; · подготовка презентаций о произведениях изобразительного искусства. участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, |
По окончании 7 класса ученик научится |
По окончании 7 класса ученик получит возможность |
Предметный результат |
|
· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; · работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; · владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); · создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; · использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; · использовать разнообразные художественные материалы ; · работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля |
· прогнозировать основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; разбираться в основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна, тенденциях современного конструктивного искусства, образном языке конструктивных видов искусства, единстве функционального и художественно-образных начал и их социальной роли. |
Личностный результат |
|
Результат |
Возможный способ достижения |
· сформированность чувства гордости за свою Родину, российские конструктивные искусства, знание истоков, основных направлений и этапов развития конструктивных искусств; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности; · сформированность знаний художественного опыта человечества в конструктивных искусствах, обогащение на этой основе собственного духовного мира; · развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в конструктивных искусствах, в процессе творческой деятельности; · ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; · уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и конструктивному искусству; · освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
|
· информационный проект (поиск информации о конструктивных искусствах прошлого, настоящего, будущего). · виртуальное путешествие по разным странам). · подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья». · активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др. · ролевая игра «Встречают по одёжке» · изучение, разбор и обсуждение различных произведений конструктивных искусств , посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное; · подготовка презентаций о конструктивных искусствах мира. · участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня. участие в конкурсах, концертах, фестивалях. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Содержание программы 5 класса
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 часа)
Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, вкоторых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Раздел 1.Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство —уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Раздел 2.Связь времён в народном искусстве
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Раздел 3. Декор — человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
Содержание программы 6 класса
«Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема 6 класса посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Раздел 1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Раздел 2.Мир наших вещей. Натюрморт
История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива,
форма, объём, свет)
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Содержание программы 7 класса
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
Тема 7 класса посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.
Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных имитационных материалов в макет.
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5-7 КЛАССЫ
5 класс
1 год обучения
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
факт |
|||
Раздел 1. Древние корни народного искусства |
||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
5.09.19 |
|
2 |
Убранство русской избы |
1 |
12.09 |
|
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
19.09 |
|
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта. |
1 |
26.09 |
|
5 |
Русская народная вышивка |
1 |
3.10.19 |
|
6-7 |
Народный праздничный костюм |
2 |
10.10 17.10 |
|
8 |
Народные праздничные обряды. (обобщение темы) |
1 |
24.10 |
|
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве |
||||
9-10 |
Древние образы в современных народных игрушках. |
2 |
7.11.19 14.11 |
|
11 |
Искусство Гжели |
1 |
21.11 |
|
12 |
Городецкая роспись |
1 |
28.11 |
|
13 |
Хохлома |
1 |
5.12.19 |
|
14 |
Жостово. Роспись по металлу |
1 |
12.12 |
|
15 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. |
1 |
19.12 |
|
16 |
Роль народных художественных промыслов в нашей повседневной жизни. (обобщение темы) |
1 |
26.12 |
|
Раздел 3. Декор — человек, общество, время |
||||
17-18 |
Зачем людям украшения |
2 |
16.01.20 23.01 |
|
19-20 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
2 |
30.01 6.02.20 |
|
21 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
13.02.20 |
|
22 |
Одежда «говорит» о человеке. |
1 |
20.02 |
|
23 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы. |
1 |
27.02 |
|
24 |
Эмблемы в современном обществе |
1 |
5.03.20 |
|
25 |
Герб в современном мире |
1 |
12.03 |
|
26-27 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
2 |
19.03 2.04.20 |
|
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире
|
||||
28 |
Современное выставочное искусство. |
1 |
2.04.20 |
|
29 |
Ты сам – мастер. Изготовление мозаичного панно |
1 |
9.04 |
|
30 |
Ты сам мастер. Витраж |
1 |
16.04 |
|
31 |
Ты сам мастер. Изготовление декоративной вазы |
1 |
23.04 |
|
32 |
Ты сам мастер Декоративная кукла |
1 |
30.04 |
|
33 |
Ты сам – мастер панно из шпагата |
|
7.05.20 |
|
34 |
Ты сам – мастер панно из шпагата |
1 |
14.05.20 |
|
Всего: |
|
34 |
|
|
6 класс
2 год обучения
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
|
|||
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
||||
1 |
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. |
1 |
5.09.19 |
|
2 |
Художественные материалы. |
1 |
12.09 |
|
3 |
Рисунок - основа изобразительного творчества. |
1 |
19.09 |
|
4 |
Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм линий и ритм пятен |
1 |
26.09 |
|
5 |
Цвет. Основы цветоведения |
|
3.10.19 |
|
6 |
Цвет в произведениях живописи. |
1 |
10.10
|
|
7 |
Объемные изображения в скульптуре |
1 |
17.10 |
|
8 |
Основы языка изображения (обобщение темы) |
1 |
24.10 |
|
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт |
||||
9 |
Реальность и фантазия в творчестве художника. |
1 |
7.11.19
|
|
10 |
Изображение предметного мира – натюрморт. |
1 |
14.11 |
|
11 |
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. |
1 |
21.11 |
|
12 |
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. |
1 |
28.11.19 |
|
13 |
Освещение. Свет и тень. |
1 |
5.12.19 |
|
14 |
Натюрморт в графике. |
1 |
12.12 |
|
15 |
Цвет в натюрморте |
1 |
19.12 |
|
16 |
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) |
1 |
26.12 |
|
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет |
||||
17 |
Образ человека - главная тема искусства |
1 |
16.01.20
|
|
18 |
Конструкция головы человека и её основные пропорции. |
1 |
23.01
|
|
19 |
Изображение головы человека в пространстве. |
1 |
30.01 |
|
20 |
Портрет в скульптуре. |
1 |
6.02.20 |
|
21 |
Графический портретный рисунок. |
1 |
13.02 |
|
22 |
Сатирические образы человека. |
1 |
20..02 |
|
23 |
Образные возможности освещения в портрете. |
1 |
27.02 |
|
24 |
Роль цвета в портрете. |
1 |
6.03.20
|
|
25 |
Великие портретисты прошлого. |
1 |
13.03 |
|
26-27 |
Портрет в изобразительном искусстве XX века |
2 |
20.03 2.04.20 |
|
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж |
||||
28 |
Жанры в изобразительном искусстве. |
1 |
9.04 |
|
29 |
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. |
1 |
16.04 |
|
30 |
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник |
1 |
23.04 |
|
31 |
Пейзаж в русской живописи |
1 |
30.04 |
|
32 |
Пейзаж в графике |
1 |
7.05.20 |
|
33 |
Городской пейзаж |
1 |
14.05. |
|
34 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. (обобщение темы) |
1 |
21.05 |
|
Всего: |
|
34 |
|
|
7 класс
3 год обучения
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры |
||||
1-2 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!» |
2 |
4.09.19 11.09 |
|
3-4 |
Прямые линии и организация пространства |
2 |
18.09 25.09 |
|
5 |
Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна |
1 |
2.10.19 |
|
6 |
Буква-строка-текст. Искусство шрифта |
1 |
9.10 |
|
7 |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. |
1 |
16.10 |
|
8 |
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие и форм графического дизайна. |
1 |
23.10 |
|
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств |
||||
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. |
1 |
6.11.19 |
|
10 |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете |
1 |
13.11 |
|
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. |
1 |
20.11 |
|
12 |
Важнейшие архитектурные элементы здания. |
1 |
27.11 |
|
13-14 |
Красота и целесообразность..Вещь как сочетание объёмов и образ времени. |
2 |
4.12.19 11.12 |
|
15 |
Форма и материал |
1 |
18.12 |
|
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве |
1 |
25.12 |
|
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека |
||||
17-18 |
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого |
2 |
15.01.20 22.01 |
|
19-20 |
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна |
2 |
29.01 5.02.20 |
|
21 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица |
1 |
12.02 |
|
22 |
Вещь в городе. Городской дизайн. |
1 |
19.02 |
|
23 |
Вещь в городе. Городской дизайн. |
1 |
26.02 |
|
24-25 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. |
2 |
4.03.20 11.03 |
|
26 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
18.03 |
|
27 |
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
|
1 |
1.04.20 |
|
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование |
||||
28 |
Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь и я скажу, какой у тебя дом |
1 |
8.04 |
|
29 |
Интерьер , который мы создаём
|
1 |
15.04 |
|
30 |
Пугало в огороде, или…под шепот фонтанных струй
|
1 |
22.04 |
|
31 |
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. |
1 |
29.04 |
|
32 |
Встречают по одёжке |
1 |
6.05.20 |
|
33 |
Автопортрет на каждый день |
1 |
13.05 |
|
34 |
Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы) |
1 |
20.05 |
|
Всего: |
|
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.