Рабочая программа педагога-психолога

  • docx
  • 02.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1. Рабочая прогр Психолог_9-10_МояБудущаяПрофессия.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»

МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»

 


454074, г.Челябинск, ул.Героев Танкограда, 21. Тел/факс 772-15-29, 774-17-32. E-mail:internat011@rambler.ru

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора 

Л.В. Светлакова

_____________________

 

                                   УТВЕРЖДАЮ:      

                                  Директор МБОУ

      «С(К)ОШ №11 г. Челябинска»

Н.В. Войниленко

_____________________

                                                                       

   «1» сентября 2018   г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

развивающего курса «Моя будущая профессия»

в основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска

(9-10 классы)

 

Пояснительная записка

Современные условия жизни характеризуются быстрой сменой ценностей и целей, именно они предъявляют принципиально новые требования к процессу социализации молодежи. Сегодняшний деловой мир нуждается в профессионалах, способных реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, готовых принимать грамотные самостоятельные решения и нести за них ответственность. Очень популярен в настоящее время образ «успешного человека», обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, который представляет собой стартовую площадку для жизненной самореализации. На основе анализа литературы выделены типичные трудности, мешающие подросткам успешно стартовать как в профессиональном, так и личностном плане: плохое понимание себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и так далее; низкое качество принятых и реализованных решений; смутное видение жизненной и профессиональной перспективы, в том числе и плана освоения профессии; незавершенность процесса личностного самоопределения.

Рабочая программа развивающего курса «Моя будущая профессия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска».

В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, личностных и метапредметных компетенций для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

 

Цель программы: формирование осознанной позиции в профессиональном и жизненном самоопределении подростков.

Задачи: формирование «образа будущего» и ответственного, осознанного отношения к нему; формирование положительного «образа Я» и самопрограммирование на успех в профессиональной деятельности; актуализация потребности к самопознанию и саморазвитию; активизация внутренних ресурсов на достижение целей и получение результатов.

 

1. Планируемые результаты освоения развивающего курса

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные: заинтересованность учащихся в общении со специалистом; активизация процесса самопознания; повышение познавательной активности к выбору в профессиональной сфере; умение анализировать личные трудности и препятствия на пути к цели; умение презентовать себя.

Итоговые: снижение напряженности, связанной с ситуацией неопределенности; формирование положительного «Образа будущего» и «Образа Я»; умение переносить полученные знания в жизнь, способность самостоятельно и осознанно выстраивать жизненный маршрут с учетом своих способностей и возможностей; умение не только планировать, но и осуществлять конкретные шаги к заданной цели.

Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися 9-10 классов определенных личностных результатов.

 

Планируемые личностные результаты

 

Компетенции

Признаки сформированной компетенции

1

Проявление активности в учебно-познавательной деятельности

– проявляет активность и инициативу в создании будущего;

– умеет выполнять практические задания, создавать и презентовать продукты деятельности самостоятельно / с помощью преподавателя

2

Способность уважать других людей, вести конструктивный  диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

– работает в режиме взаимодействия;

– вступает в контакт с участниками образовательного процесса;

– взаимодействует с участниками учебной деятельности в процессе обучения

3

Способность ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы

– знает основные тенденции, тренды в экономике будущего;

– имеет адекватные профессиональные установки (независимость, рационализм, реализм, решительность и уверенность в профессиональном выборе);

– имеет представление о технологиях будущего и сферах их применения;

– имеет представление о перспективах развития экономики в регионе;

– знает об актуальных, востребованных, новых и перспективных профессиях в регионе;

– имеет представление о компетенциях перспективных профессий;

– знает базовые компетенции специалиста будущего;

– имеет представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни;

– имеет представление способы формирования и развития компетенций специалиста будущего;

– имеет представление о мотивах и ценностях, определяющих развитие специалиста будущего

4

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом  устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения у труду, развития опята участия в социально значимом труде

– имеет представление о способах проведения диагностики и самооценки компетенций будущего;

– умеет составить собственную модель компетенций специалиста будущего;

– имеет представление о способах современной профессиональной навигации;

– имеет представление о возможных вариантах развития профессионального будущего;

– умеет составлять план развития собственного профессионального будущего.

– проявляет активность и инициативу в создании будущего;

– определяет собственный актуальный уровень владения компетенциями будущего и зону их ближайшего развития

 

Организация контроля достижения планируемых результатов

Программа 9 класса

Система контроля разработана на основании работ и статей Резапкиной Г.В. и Пряжникова Н.С., предполагает отслеживание количественных и качественных показателей результативности в течение и по окончанию реализации программы.

Количественные показатели: повышение на 20 % доли учащихся, имеющих адекватные профессиональные установки (независимость, рационализм, реализм, решительность и уверенность в профессиональном выборе) по результатам диагностики (Опросник профессиональных установок подростка И.М. Кондакова).

Качественные показатели: положительные отзывы от участников программы (анализ анкет обратной связи и рефлексивных высказываний участников); стремление использовать или уже использование полученных знаний и умений в жизни (выполнение участниками практико-ориентированных заданий по тематике программы); готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с педагогом-психологом) наличие в работах участников характеристик, присущих личному профессиональному плану (осознанность, обоснованность суждений).

Программа 10 класса

В результате освоения программы обучающийся должен:

– проявлять активность и инициативу в создании будущего;

– выделять основные тенденции, тренды в экономике будущего;

– иметь представление о технологиях будущего и сферах их применения;

– иметь представление о перспективах развития экономики в регионе;

– знать об актуальных, востребованных, новых и перспективных профессиях в регионе;

– иметь представление о компетенциях перспективных профессий;

– знать базовые компетенции специалиста будущего;

– иметь представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни;

– знать способы формирования и развития компетенций специалиста будущего;

– иметь представление о мотивах и ценностях, определяющих развитие специалиста будущего;

– уметь проводить диагностику и самооценку компетенций будущего;

– уметь составить собственную модель компетенций специалиста будущего;

– иметь представление о способах современной профессиональной навигации;

– иметь представление о возможных вариантах развития профессионального будущего;

– уметь составлять план развития собственного профессионального будущего.

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе проведения наблюдения, устного опроса, выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических заданий.

Входной контроль проводится с целью определения готовности участников к восприятию и освоению учебного материала. Формы входного контроля – наблюдение, опрос, самооценка.

Текущий контроль может проводиться устно, в форме тестирования, оценки результатов выполнения практических заданий. Текущий контроль освоения учебного материала в процессе обучения совместно с педагогом-психологом (учителем) проводит и сам обучающийся (контрольные вопросы, самооценка успешности выполнения практических и внеаудиторных самостоятельных работ), что помогает корректировать уровень освоения темы самостоятельно или с помощью преподавателя.

Итоговый контроль освоения знаний и умений обучающихся по программе «Моя будущая профессия» осуществляется в форме выполнения практического задания (по выбору участников).

 

2. Содержание коррекционного курса

В 9 классе (в зависимости от выявленных потребностей) программа рассчитана на 32 часа. Цель: содействие развитию у подростков готовности к формированию осознанной позиции в профессиональном и жизненном самоопределении. Задачи: формирование положительного «образа Я», «образа будущего» и ответственного, осознанного отношения к нему; актуализация потребности к самопознанию и саморазвитию; активизация внутренних ресурсов на достижение целей и получение результатов; активизация усилий по самопрограммированию на успех в профессиональной деятельности.

Примерный учебно-тематический план включает 3 модуля.

Модуль 1. Тайны собственного «Я» (10 ч.) (Темы: Как я познаю мир, Мой характер, Мои друзья, Мои сильные и слабые стороны).

Модуль 2. На пути к цели (12 ч.) (Темы: Причины успехов и неудач, Мои цели, Мой планинг)

Модуль 3. Репетиция успеха (10 ч.) (Темы: Успех в жизни. Что значит быть успешным? Что такое карьера? Человек на рынке труда. Трудоустройство. Правилах составления резюме. Защита профессий в различной форме).

Рекомендуемая периодичность проведения  1 или 2 раза в неделю с продолжительностью занятия соответственно 1 или 2 часа.

Представленные в программе занятия имеют единую структуру и состоят из трех этапов: мотивационного, практического и завершающего.

 

Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). Целью программы является создание условий для формирования у обучающихся современных средств и способов профессиональной навигации как основы профессиональной мобильности и профессионального развития будущих кадров Челябинского региона. Основные задачи – ознакомление с новыми трендами, рынками, технологиями, актуальными и перспективными профессиями, базовыми компетенций будущего; освоение средств и способов осуществления современной профессиональной навигации.

Примерный учебно-тематический план включает 3 модуля.

Продолжительность одной темы в рамках модуля составляет, как правило, 2 часа.

Модуль 1. Экономика будущего (6 ч). (Темы: Тренды Будущего и образ рабочего места XXI Века, Национальная технологическая инициатива России и рынки НТИ, Будущее экономики Челябинской области);

Модуль 2. Компетенции будущего (18 ч) (Темы: Введение в компетенции будущего, Умение расставлять приоритеты на основе ценностных предпочтений, ПРОактивность, Толерантность к неопределенности, Умение работать с информацией, Социальные компетенции, Управление проектами и процессами, Системное мышление);

Модуль 3. Профессиональная навигация и сценирование будущего (6 ч) (Темы: Навигация в пространстве профессионального Будущего, Сценирование будущего, Итоговое занятие).

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование

3.1 Тематическое планирование психологических занятий

 

9 КЛАСС

п/п

Дата

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности / содержание

Количество часов

Корректировка

1

 

Тайны собственного "Я"

10

 

1.1

 

Как я познаю мир

Самодиагностика

2

 

1.2

 

Мой характер

Самодиагностика

3

 

1.3

 

Мои друзья

Самодиагностика

3

 

1.4

 

Мои сильные и слабые стороны

Групповая и индивидуальная рефлексия

2

 

2

 

На пути к цели

12

 

2.1

 

Причины успехов и неудач

Реализация и защита мини-проекта

Групповая и индивидуальная рефлексия

4

 

2.2

 

Мои цели

Реализация и защита мини-проекта

4

 

2.3

 

Мой планинг

Реализация и защита мини-проекта

4

 

3

 

Репетиция успеха

10

 

3.1

 

Успех в жизни. Что значит быть успешным?

Групповая и индивидуальная рефлексия

2

 

3.2

 

Что такое карьера?

Групповая и индивидуальная рефлексия

1

 

3.3

 

Человек на рынке труда. Трудоустройство

Групповая и индивидуальная рефлексия

1

 

3.4

 

Человек на рынке труда. Трудоустройство

Групповая и индивидуальная рефлексия

2

 

3.5

 

Защита профессий в различной форме

Реализация и защита мини-проекта

6

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Тематическое планирование

 

10 КЛАССЕ

 

п/п

Дата

Тема занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

Корректировка

1

 

Экономика будущего

8

 

1.1

 

Тренды будущего и образ рабочего места XXI века

Изучение основных понятий темы: цивилизация, тренд, проблема, глобальный, технология, цифровая технология, технологический уклад, экономика знаний, национальный проект, технологическая дорожная карта

1

 

Практикум. Знакомство с Атласом профессий Будущего

2

 

1.2

 

Национальная технологическая инициатива России и рынки НТИ

Изучение основных понятий темы: Национальная технологическая инициатива, рынки НТИ, точки кипения, требуемые рынками НТИ компетенции будущего

1

 

Практикум. Виртуальная экскурсия по рынкам НТИ

1

 

1.3

 

Будущее экономики Челябинской области

Изучение основных понятий темы: территории опережающего социально-экономического развития, промышленные индустриальные парки, инновации, инвестиции

1

 

Практикум. Виртуальная экскурсия по индустриальным паркам Челябинской области

Игра "В объективе - будущее региона"

2

 

2

 

Компетенции будущего

18

 

2.1

 

Введение в компетенции будущего

Изучение основных понятий темы: компетенции, компетенции будущего, надпрофессиональные навыки, образ будущего

1

 

Практикум. Игра "Технологии и изобретения"

Конструирование образа будущего

Создание проекта "Умный город"

1

 

2.2

 

Умение расставлять приоритеты в зависимости от ценностных предпочтений

Изучение основных понятий темы: ценности, ценностные различия между людьми, приоритеты, осознание ценностей для определения приоритетов

1

 

Практикум. Определение ценностей, регулирующих поведение. Укрепление ценностей

1

 

2.3

 

ПРО-активность

Изучение основных понятий темы: про-активность, ре-активность, ответственность за себя, осознание ценностей "круг влияния", "круг забот". Компетенция "ПРО-активность" в работе и в жизни

1

 

Практикум. Анализ ситуаций из про-активной позиции. Решение ситуационной задачи

1

 

2.4

 

Толерантность к неопределенности

Изучение основных понятий темы: неопределенность, толерантность к неопределенности, способы преодоления неопределенности

1

 

Практикум. Групповое обсуждение "Движение в будущее". Определение собственного уровня толерантности к неопределенности

1

 

2.5

 

Умение работать с информацией

Изучение основных понятий темы: информация, информационная компетентность, работа с информацией, поиск информации

1

 

Практикум. Способы быстрого поиска информации, способы обработки информации. Мини-тест "Определение типа восприятия информации"

1

 

2.6

 

Социальные компетенции

Изучение основных понятий темы: социальные компетенции, коммуникативные навыки, клиентоориентированность, межкультурная коммуникация, умение работать в команде.

1

 

Практикум. Самодиагностика "Мой уровень социальных навыков". Упражнения "Моя визитка", "Мне нравится в тебе", "Создаем фигуру"

1

 

2.7

 

Управление проектами и процессами

Изучение основных понятий темы: проекты, процессы управления проектом, базовые навыки управления проектом, средства управления проектом

1

 

Практикум. Учимся инициировать проектные идеи. Учимся формировать цели и результаты проекта. "SMART-подход в определении целей проекта"

1

 

2.8

 

Системное мышление

Изучение основных понятий темы: система, системное мышление, характеристики системного мышления, системный подход

1

 

Практикум. Игра "Профессия будущего"

1

 

Изучение основных понятий темы: развитие системного мышления

1

 

Практикум. Игра "Групповое жонглирование"

1

 

3

 

Профессиональная навигация и сценирование будущего

6

 

3.1

 

Навигация в пространстве профессионального будущего

Изучение основных понятий темы: будущее, персональное будущее, профессиональное будущее, профессиональная навигация, формирование будущего, образ будущего, сценарии будущего

2

 

Практикум. Создание образа собственной будущей жизни. Освоение способов работы с Профессиональным Навигатором

2

 

3.2

 

Сценирование будущего

Изучение основных понятий темы: будущее, варианты развития будущего, сценарий будущего, этапы сценирования, глобальный сценарий, жизненная и карьерная траектория

2

 

Практикум. Составление сценария жизни специалиста будущего вместе с вымышленным героем и участниками занятия

2

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательного процесса

Образовательный процесс проходит в виде групповых занятий и заданий, самостоятельно выполняемых участниками программы.

Отличительными особенностями данной программы являются: интерактивный характер занятий с отработкой практических навыков на практике; модификация полученной информации с учетом личностных особенностей обучающихся; интеграция полученного участниками опыта и знаний в жизнь путем выполнения самостоятельных заданий.

Ведущий заранее извещает участников о режиме занятий, стараясь обеспечить условия для комфортного пребывания участников и посещения ими всех занятий курса.

Реализация программы предусматривает регулярные занятия по учебному плану, что позволяет поддерживать мотивацию участников и интерес на протяжении всего курса, способствует достижению заявленных задач.

Ведущему программы желательно придерживаться учебно-тематического плана, так как все предлагаемые темы и упражнения взаимосвязаны и являются продолжением изученного материала. На усмотрение ведущего возможна замена некоторых упражнений на равнозначные, а также проведение дополнительных дискуссий и бесед на темы, особо интересующие участников. Для этого ведущему необходимо хорошо разбираться в механизмах, обеспечивающих результативность программы (владение методами и техниками, заявленными в программе), обладать знаниями возрастных особенностей участников и иметь опыт проведения групповых занятий.

 

Используемые методики, технологии, инструментарий

Осуществляется реализация программы с помощью современных методов и технологий, позволяющих разнообразить процесс обучения и облегчить усвоение нового материала и формирование навыков:

Мини-лекция. Обеспечивает объяснение теоретических принципов и моделей, которые, по мнению ведущего, являются значимыми для текущих потребностей обучающихся.

Беседа и дискуссия. Помогают организовать совместную коммуникацию в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Эти формы работы предоставляют участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации. Применение этих форм усиливает сплоченность группы и способствует самораскрытию участников, так как они являются способом групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний.

Игровые технологии делают процесс обучения эффективным и увлекательным, мотивируют участников к изучению проблематики занятий, позволяют аккумулировать и передавать социальный опыт в системах «подросток-взрослый» и «подросток-подросток». Коммуникативные игры способствуют формированию навыков общения и сотрудничества в группе. Ролевые игры позволяют примерить на себя роли, различные по содержанию и статусу, утвердить или изменить личные установки и модели поведения. Профориентационные игры позволяют моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.

Арт-терапевтические технологии. Использование рисуночной терапии, метафорических ассоциативных карт, коллажирования и сказкотерапии вносят элемент разнообразия, делают занятия интересными и увлекательными. Применение этих методов способствует самораскрытию подростков, проявлению нестандартного мышления, поиску необычных путей решения поставленных задач.

Проектные технологии. Использование элементов проектных технологий позволяет активизировать поисковую активность подростков, раскрыть творческие способности обучающихся и сформировать умения, необходимые для успешной социализации в профессиональной среде.

 

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Кадровое обеспечение

Программа 9 класса

Занятия проводятся педагогом-психологом, обладающим знаниями закономерностей психического развития, владеющим активными формами работы и имеющим опыт групповой работы с подростками. Также желательно наличие навыков организации коммуникативного взаимодействия и знакомство с современными технологиями работы.

Программа 10 класса

К реализации занятий привлекается педагог-психолог или педагогические работники, специалисты, которые должны иметь практический опыт работы в области профессиональной ориентации и профессионального консультирования.

Материально-техническое обеспечение

Помещение.

Программа 9 класса

Занятия проводятся в просторном помещении (хорошо освещенном и проветриваемом), где достаточно пространства для игрового взаимодействия.

Программа 10 класса

Во время обучения важно обеспечить возможность организации пространства учебных мест для проведения групповых настольных игр, а также для свободного перемещения обучающихся в процессе выполнения заданий в группе, подгруппах.

Оборудование.

Программа 9 класса

В помещении необходимо наличие стульев на каждого участника и столов для выполнения письменных заданий. Также желательно наличие ученической доски и ноутбука с мультимедийным оборудованием, принтера для распечатки материалов.

Программа 10 класса

Реализация программы требует наличия специального помещения, оснащенного оборудованием:

– рабочее место для каждого обучающегося;

– рабочее место ведущего;

– учебная и электронная доски;

– экран;

– флипчарт.

Технические средства обучения

Требуется также компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеокомплекс.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы.

Программа 9 класса

Для реализации программы на каждом занятии ведущему необходимо иметь: план занятия с описанием игр и упражнений; мяч или небольшая мягкая игрушка; раздаточный материал для участников (при необходимости); канцтовары (бумага, карандаши, фломастеры, клей, пластилин, краски, ножницы и т.д.); поручные материалы (журналы, газеты, различные мелкие предметы природного и искусственного происхождения для выполнения творческих заданий и реализации потребности в самовыражении).

Программа 10 класса

Для проведения занятий необходимо иметь: наглядные материалы, комплект информационно-методических материалов «Моя будущая профессия», комплект оценочных средств для проведения контроля и оценки результатов освоения программы.

Информационно-методическое обеспечение.

Программа 9 класса

Желательно наличие доступа к сети Интернет. Большинство упражнений, содержащихся в программе, представлены в модифицированном варианте. Предложенные игры и упражнения в первоначальном варианте можно найти в литературе для ведущего:

В помощь профориентаторам: учебное издание /Авт.-сост. Резапкина Г.В., Суворова Л.Н., Романова Н.Ф., Антоничева С.И., Тупикова Е.Е.– Йошкар-Ола. 2015. – 92с.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349с.

Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. – М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. – 358 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).

Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб.-метод. Пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. – М., 1991

Резапкина Г.В. Методический кабинет профориентации, Интернет-ресурс http://metodkabi.net.ru/

Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с: ил. – (Серия «Практическая психология»).

Фопель К На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг, М.: Генезис , 2008. – 208 с.

Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 4. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество, М.: Генезис , 2008. – 179 с.

Для участников (в качестве рекомендуемой литературы):

Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8–9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. – М. : Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. – 112 с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).

Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с: ил.

Диагностический инструментарий:

Программа 8/9 класса

Опросник Дж. Голланда по определению профессионально-ориентированного типа личности

Опросник профессиональных установок подростка И.М. Кондакова

Программа 10 класса

Методика «Професьянс «Формула-7» (Пряжников Н.С.)

Анкета «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП)

«Метод трассировки событий жизни» (Г. Маунт)

Алгоритм конструирования желаемого образа будущего

Тест оценки коммуникативных умений

Шкала толерантности к неопределенности (Multiple Stimulus Types Ambiguit Tolerance Scale-I – MSTAT-I) (Д. Мак Лейн) (адаптация Е.Г. Луковицкой)

Профориентационная игра «Специалист будущего» (Комплект игр «Мир профессий будущего»).

Методика «Неизбежное будущее»

Перечень понятий, сходных по содержанию понятия «жизненная цель»

Упражнение «Отсюда – туда»

Анкета «Целеполагание и планирование жизни»

Технология «Позитивный шаблон»

Техника «Конструирование своего будущего» (Белан-Калинкина Т.)

Методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич)

Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения (Ю.Н. Семенко).