Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»
МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»
![]() |
454074, г.Челябинск, ул.Героев Танкограда, 21. Тел/факс 772-15-29, 774-17-32. E-mail:internat011@rambler.ru
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора Л.В. Светлакова _____________________ |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска» Н.В. Войниленко _____________________
«1» сентября 2018 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающего курса «Моя будущая профессия»
в основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска
(9-10 классы)
Пояснительная записка
Современные условия жизни характеризуются быстрой сменой ценностей и целей, именно они предъявляют принципиально новые требования к процессу социализации молодежи. Сегодняшний деловой мир нуждается в профессионалах, способных реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях, готовых принимать грамотные самостоятельные решения и нести за них ответственность. Очень популярен в настоящее время образ «успешного человека», обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, который представляет собой стартовую площадку для жизненной самореализации. На основе анализа литературы выделены типичные трудности, мешающие подросткам успешно стартовать как в профессиональном, так и личностном плане: плохое понимание себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и так далее; низкое качество принятых и реализованных решений; смутное видение жизненной и профессиональной перспективы, в том числе и плана освоения профессии; незавершенность процесса личностного самоопределения.
Рабочая программа развивающего курса «Моя будущая профессия» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска».
В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, личностных и метапредметных компетенций для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Цель программы: формирование осознанной позиции в профессиональном и жизненном самоопределении подростков.
Задачи: формирование «образа будущего» и ответственного, осознанного отношения к нему; формирование положительного «образа Я» и самопрограммирование на успех в профессиональной деятельности; актуализация потребности к самопознанию и саморазвитию; активизация внутренних ресурсов на достижение целей и получение результатов.
1. Планируемые результаты освоения развивающего курса
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные: заинтересованность учащихся в общении со специалистом; активизация процесса самопознания; повышение познавательной активности к выбору в профессиональной сфере; умение анализировать личные трудности и препятствия на пути к цели; умение презентовать себя.
Итоговые: снижение напряженности, связанной с ситуацией неопределенности; формирование положительного «Образа будущего» и «Образа Я»; умение переносить полученные знания в жизнь, способность самостоятельно и осознанно выстраивать жизненный маршрут с учетом своих способностей и возможностей; умение не только планировать, но и осуществлять конкретные шаги к заданной цели.
Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися 9-10 классов определенных личностных результатов.
Планируемые личностные результаты
№ |
Компетенции |
Признаки сформированной компетенции |
1 |
Проявление активности в учебно-познавательной деятельности |
– проявляет активность и инициативу в создании будущего; – умеет выполнять практические задания, создавать и презентовать продукты деятельности самостоятельно / с помощью преподавателя |
2 |
Способность уважать других людей, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
– работает в режиме взаимодействия; – вступает в контакт с участниками образовательного процесса; – взаимодействует с участниками учебной деятельности в процессе обучения |
3 |
Способность ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы |
– знает основные тенденции, тренды в экономике будущего; – имеет адекватные профессиональные установки (независимость, рационализм, реализм, решительность и уверенность в профессиональном выборе); – имеет представление о технологиях будущего и сферах их применения; – имеет представление о перспективах развития экономики в регионе; – знает об актуальных, востребованных, новых и перспективных профессиях в регионе; – имеет представление о компетенциях перспективных профессий; – знает базовые компетенции специалиста будущего; – имеет представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни; – имеет представление способы формирования и развития компетенций специалиста будущего; – имеет представление о мотивах и ценностях, определяющих развитие специалиста будущего |
4 |
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения у труду, развития опята участия в социально значимом труде |
– имеет представление о способах проведения диагностики и самооценки компетенций будущего; – умеет составить собственную модель компетенций специалиста будущего; – имеет представление о способах современной профессиональной навигации; – имеет представление о возможных вариантах развития профессионального будущего; – умеет составлять план развития собственного профессионального будущего. – проявляет активность и инициативу в создании будущего; – определяет собственный актуальный уровень владения компетенциями будущего и зону их ближайшего развития |
Организация контроля достижения планируемых результатов
Программа 9 класса
Система контроля разработана на основании работ и статей Резапкиной Г.В. и Пряжникова Н.С., предполагает отслеживание количественных и качественных показателей результативности в течение и по окончанию реализации программы.
Количественные показатели: повышение на 20 % доли учащихся, имеющих адекватные профессиональные установки (независимость, рационализм, реализм, решительность и уверенность в профессиональном выборе) по результатам диагностики (Опросник профессиональных установок подростка И.М. Кондакова).
Качественные показатели: положительные отзывы от участников программы (анализ анкет обратной связи и рефлексивных высказываний участников); стремление использовать или уже использование полученных знаний и умений в жизни (выполнение участниками практико-ориентированных заданий по тематике программы); готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с педагогом-психологом) наличие в работах участников характеристик, присущих личному профессиональному плану (осознанность, обоснованность суждений).
Программа 10 класса
В результате освоения программы обучающийся должен:
– проявлять активность и инициативу в создании будущего;
– выделять основные тенденции, тренды в экономике будущего;
– иметь представление о технологиях будущего и сферах их применения;
– иметь представление о перспективах развития экономики в регионе;
– знать об актуальных, востребованных, новых и перспективных профессиях в регионе;
– иметь представление о компетенциях перспективных профессий;
– знать базовые компетенции специалиста будущего;
– иметь представление о содержании компетенций будущего, их применение в работе и в жизни;
– знать способы формирования и развития компетенций специалиста будущего;
– иметь представление о мотивах и ценностях, определяющих развитие специалиста будущего;
– уметь проводить диагностику и самооценку компетенций будущего;
– уметь составить собственную модель компетенций специалиста будущего;
– иметь представление о способах современной профессиональной навигации;
– иметь представление о возможных вариантах развития профессионального будущего;
– уметь составлять план развития собственного профессионального будущего.
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе проведения наблюдения, устного опроса, выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических заданий.
Входной контроль проводится с целью определения готовности участников к восприятию и освоению учебного материала. Формы входного контроля – наблюдение, опрос, самооценка.
Текущий контроль может проводиться устно, в форме тестирования, оценки результатов выполнения практических заданий. Текущий контроль освоения учебного материала в процессе обучения совместно с педагогом-психологом (учителем) проводит и сам обучающийся (контрольные вопросы, самооценка успешности выполнения практических и внеаудиторных самостоятельных работ), что помогает корректировать уровень освоения темы самостоятельно или с помощью преподавателя.
Итоговый контроль освоения знаний и умений обучающихся по программе «Моя будущая профессия» осуществляется в форме выполнения практического задания (по выбору участников).
2. Содержание коррекционного курса
В 9 классе (в зависимости от выявленных потребностей) программа рассчитана на 32 часа. Цель: содействие развитию у подростков готовности к формированию осознанной позиции в профессиональном и жизненном самоопределении. Задачи: формирование положительного «образа Я», «образа будущего» и ответственного, осознанного отношения к нему; актуализация потребности к самопознанию и саморазвитию; активизация внутренних ресурсов на достижение целей и получение результатов; активизация усилий по самопрограммированию на успех в профессиональной деятельности.
Примерный учебно-тематический план включает 3 модуля.
Модуль 1. Тайны собственного «Я» (10 ч.) (Темы: Как я познаю мир, Мой характер, Мои друзья, Мои сильные и слабые стороны).
Модуль 2. На пути к цели (12 ч.) (Темы: Причины успехов и неудач, Мои цели, Мой планинг)
Модуль 3. Репетиция успеха (10 ч.) (Темы: Успех в жизни. Что значит быть успешным? Что такое карьера? Человек на рынке труда. Трудоустройство. Правилах составления резюме. Защита профессий в различной форме).
Рекомендуемая периодичность проведения – 1 или 2 раза в неделю с продолжительностью занятия соответственно 1 или 2 часа.
Представленные в программе занятия имеют единую структуру и состоят из трех этапов: мотивационного, практического и завершающего.
Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). Целью программы является создание условий для формирования у обучающихся современных средств и способов профессиональной навигации как основы профессиональной мобильности и профессионального развития будущих кадров Челябинского региона. Основные задачи – ознакомление с новыми трендами, рынками, технологиями, актуальными и перспективными профессиями, базовыми компетенций будущего; освоение средств и способов осуществления современной профессиональной навигации.
Примерный учебно-тематический план включает 3 модуля.
Продолжительность одной темы в рамках модуля составляет, как правило, 2 часа.
Модуль 1. Экономика будущего (6 ч). (Темы: Тренды Будущего и образ рабочего места XXI Века, Национальная технологическая инициатива России и рынки НТИ, Будущее экономики Челябинской области);
Модуль 2. Компетенции будущего (18 ч) (Темы: Введение в компетенции будущего, Умение расставлять приоритеты на основе ценностных предпочтений, ПРОактивность, Толерантность к неопределенности, Умение работать с информацией, Социальные компетенции, Управление проектами и процессами, Системное мышление);
Модуль 3. Профессиональная навигация и сценирование будущего (6 ч) (Темы: Навигация в пространстве профессионального Будущего, Сценирование будущего, Итоговое занятие).
Календарно тематическое планирование
3.1 Тематическое планирование психологических занятий
9 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Основные виды учебной деятельности / содержание |
Количество часов |
Корректировка |
1 |
|
Тайны собственного "Я" |
10 |
|
|
1.1 |
|
Как я познаю мир |
Самодиагностика |
2 |
|
1.2 |
|
Мой характер |
Самодиагностика |
3 |
|
1.3 |
|
Мои друзья |
Самодиагностика |
3 |
|
1.4 |
|
Мои сильные и слабые стороны |
Групповая и индивидуальная рефлексия |
2 |
|
2 |
|
На пути к цели |
12 |
|
|
2.1 |
|
Причины успехов и неудач |
Реализация и защита мини-проекта Групповая и индивидуальная рефлексия |
4 |
|
2.2 |
|
Мои цели |
Реализация и защита мини-проекта |
4 |
|
2.3 |
|
Мой планинг |
Реализация и защита мини-проекта |
4 |
|
3 |
|
Репетиция успеха |
10 |
|
|
3.1 |
|
Успех в жизни. Что значит быть успешным? |
Групповая и индивидуальная рефлексия |
2 |
|
3.2 |
|
Что такое карьера? |
Групповая и индивидуальная рефлексия |
1 |
|
3.3 |
|
Человек на рынке труда. Трудоустройство |
Групповая и индивидуальная рефлексия |
1 |
|
3.4 |
|
Человек на рынке труда. Трудоустройство |
Групповая и индивидуальная рефлексия |
2 |
|
3.5 |
|
Защита профессий в различной форме |
Реализация и защита мини-проекта |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
|
3.2 Тематическое планирование
10 КЛАССЕ
№ п/п |
Дата |
Тема занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Количество часов |
Корректировка |
1 |
|
Экономика будущего |
8 |
|
|
1.1 |
|
Тренды будущего и образ рабочего места XXI века |
Изучение основных понятий темы: цивилизация, тренд, проблема, глобальный, технология, цифровая технология, технологический уклад, экономика знаний, национальный проект, технологическая дорожная карта |
1 |
|
Практикум. Знакомство с Атласом профессий Будущего |
2 |
|
|||
1.2 |
|
Национальная технологическая инициатива России и рынки НТИ |
Изучение основных понятий темы: Национальная технологическая инициатива, рынки НТИ, точки кипения, требуемые рынками НТИ компетенции будущего |
1 |
|
Практикум. Виртуальная экскурсия по рынкам НТИ |
1 |
|
|||
1.3 |
|
Будущее экономики Челябинской области |
Изучение основных понятий темы: территории опережающего социально-экономического развития, промышленные индустриальные парки, инновации, инвестиции |
1 |
|
Практикум. Виртуальная экскурсия по индустриальным паркам Челябинской области Игра "В объективе - будущее региона" |
2 |
|
|||
2 |
|
Компетенции будущего |
18 |
|
|
2.1 |
|
Введение в компетенции будущего |
Изучение основных понятий темы: компетенции, компетенции будущего, надпрофессиональные навыки, образ будущего |
1 |
|
Практикум. Игра "Технологии и изобретения" Конструирование образа будущего Создание проекта "Умный город" |
1 |
|
|||
2.2 |
|
Умение расставлять приоритеты в зависимости от ценностных предпочтений |
Изучение основных понятий темы: ценности, ценностные различия между людьми, приоритеты, осознание ценностей для определения приоритетов |
1 |
|
Практикум. Определение ценностей, регулирующих поведение. Укрепление ценностей |
1 |
|
|||
2.3 |
|
ПРО-активность |
Изучение основных понятий темы: про-активность, ре-активность, ответственность за себя, осознание ценностей "круг влияния", "круг забот". Компетенция "ПРО-активность" в работе и в жизни |
1 |
|
Практикум. Анализ ситуаций из про-активной позиции. Решение ситуационной задачи |
1 |
|
|||
2.4 |
|
Толерантность к неопределенности |
Изучение основных понятий темы: неопределенность, толерантность к неопределенности, способы преодоления неопределенности |
1 |
|
Практикум. Групповое обсуждение "Движение в будущее". Определение собственного уровня толерантности к неопределенности |
1 |
|
|||
2.5 |
|
Умение работать с информацией |
Изучение основных понятий темы: информация, информационная компетентность, работа с информацией, поиск информации |
1 |
|
Практикум. Способы быстрого поиска информации, способы обработки информации. Мини-тест "Определение типа восприятия информации" |
1 |
|
|||
2.6 |
|
Социальные компетенции |
Изучение основных понятий темы: социальные компетенции, коммуникативные навыки, клиентоориентированность, межкультурная коммуникация, умение работать в команде. |
1 |
|
Практикум. Самодиагностика "Мой уровень социальных навыков". Упражнения "Моя визитка", "Мне нравится в тебе", "Создаем фигуру" |
1 |
|
|||
2.7 |
|
Управление проектами и процессами |
Изучение основных понятий темы: проекты, процессы управления проектом, базовые навыки управления проектом, средства управления проектом |
1 |
|
Практикум. Учимся инициировать проектные идеи. Учимся формировать цели и результаты проекта. "SMART-подход в определении целей проекта" |
1 |
|
|||
2.8 |
|
Системное мышление |
Изучение основных понятий темы: система, системное мышление, характеристики системного мышления, системный подход |
1 |
|
Практикум. Игра "Профессия будущего" |
1 |
|
|||
Изучение основных понятий темы: развитие системного мышления |
1 |
|
|||
Практикум. Игра "Групповое жонглирование" |
1 |
|
|||
3 |
|
Профессиональная навигация и сценирование будущего |
6 |
|
|
3.1 |
|
Навигация в пространстве профессионального будущего |
Изучение основных понятий темы: будущее, персональное будущее, профессиональное будущее, профессиональная навигация, формирование будущего, образ будущего, сценарии будущего |
2 |
|
Практикум. Создание образа собственной будущей жизни. Освоение способов работы с Профессиональным Навигатором |
2 |
|
|||
3.2 |
|
Сценирование будущего |
Изучение основных понятий темы: будущее, варианты развития будущего, сценарий будущего, этапы сценирования, глобальный сценарий, жизненная и карьерная траектория |
2 |
|
Практикум. Составление сценария жизни специалиста будущего вместе с вымышленным героем и участниками занятия |
2 |
|
|||
ИТОГО |
34 |
|
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс проходит в виде групповых занятий и заданий, самостоятельно выполняемых участниками программы.
Отличительными особенностями данной программы являются: интерактивный характер занятий с отработкой практических навыков на практике; модификация полученной информации с учетом личностных особенностей обучающихся; интеграция полученного участниками опыта и знаний в жизнь путем выполнения самостоятельных заданий.
Ведущий заранее извещает участников о режиме занятий, стараясь обеспечить условия для комфортного пребывания участников и посещения ими всех занятий курса.
Реализация программы предусматривает регулярные занятия по учебному плану, что позволяет поддерживать мотивацию участников и интерес на протяжении всего курса, способствует достижению заявленных задач.
Ведущему программы желательно придерживаться учебно-тематического плана, так как все предлагаемые темы и упражнения взаимосвязаны и являются продолжением изученного материала. На усмотрение ведущего возможна замена некоторых упражнений на равнозначные, а также проведение дополнительных дискуссий и бесед на темы, особо интересующие участников. Для этого ведущему необходимо хорошо разбираться в механизмах, обеспечивающих результативность программы (владение методами и техниками, заявленными в программе), обладать знаниями возрастных особенностей участников и иметь опыт проведения групповых занятий.
Используемые методики, технологии, инструментарий
Осуществляется реализация программы с помощью современных методов и технологий, позволяющих разнообразить процесс обучения и облегчить усвоение нового материала и формирование навыков:
Мини-лекция. Обеспечивает объяснение теоретических принципов и моделей, которые, по мнению ведущего, являются значимыми для текущих потребностей обучающихся.
Беседа и дискуссия. Помогают организовать совместную коммуникацию в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Эти формы работы предоставляют участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации. Применение этих форм усиливает сплоченность группы и способствует самораскрытию участников, так как они являются способом групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний.
Игровые технологии делают процесс обучения эффективным и увлекательным, мотивируют участников к изучению проблематики занятий, позволяют аккумулировать и передавать социальный опыт в системах «подросток-взрослый» и «подросток-подросток». Коммуникативные игры способствуют формированию навыков общения и сотрудничества в группе. Ролевые игры позволяют примерить на себя роли, различные по содержанию и статусу, утвердить или изменить личные установки и модели поведения. Профориентационные игры позволяют моделировать перспективы профессионального и личностного развития в их целостности.
Арт-терапевтические технологии. Использование рисуночной терапии, метафорических ассоциативных карт, коллажирования и сказкотерапии вносят элемент разнообразия, делают занятия интересными и увлекательными. Применение этих методов способствует самораскрытию подростков, проявлению нестандартного мышления, поиску необычных путей решения поставленных задач.
Проектные технологии. Использование элементов проектных технологий позволяет активизировать поисковую активность подростков, раскрыть творческие способности обучающихся и сформировать умения, необходимые для успешной социализации в профессиональной среде.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Кадровое обеспечение
Программа 9 класса
Занятия проводятся педагогом-психологом, обладающим знаниями закономерностей психического развития, владеющим активными формами работы и имеющим опыт групповой работы с подростками. Также желательно наличие навыков организации коммуникативного взаимодействия и знакомство с современными технологиями работы.
Программа 10 класса
К реализации занятий привлекается педагог-психолог или педагогические работники, специалисты, которые должны иметь практический опыт работы в области профессиональной ориентации и профессионального консультирования.
Материально-техническое обеспечение
Помещение.
Программа 9 класса
Занятия проводятся в просторном помещении (хорошо освещенном и проветриваемом), где достаточно пространства для игрового взаимодействия.
Программа 10 класса
Во время обучения важно обеспечить возможность организации пространства учебных мест для проведения групповых настольных игр, а также для свободного перемещения обучающихся в процессе выполнения заданий в группе, подгруппах.
Оборудование.
Программа 9 класса
В помещении необходимо наличие стульев на каждого участника и столов для выполнения письменных заданий. Также желательно наличие ученической доски и ноутбука с мультимедийным оборудованием, принтера для распечатки материалов.
Программа 10 класса
Реализация программы требует наличия специального помещения, оснащенного оборудованием:
– рабочее место для каждого обучающегося;
– рабочее место ведущего;
– учебная и электронная доски;
– экран;
– флипчарт.
Технические средства обучения
Требуется также компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеокомплекс.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы.
Программа 9 класса
Для реализации программы на каждом занятии ведущему необходимо иметь: план занятия с описанием игр и упражнений; мяч или небольшая мягкая игрушка; раздаточный материал для участников (при необходимости); канцтовары (бумага, карандаши, фломастеры, клей, пластилин, краски, ножницы и т.д.); поручные материалы (журналы, газеты, различные мелкие предметы природного и искусственного происхождения для выполнения творческих заданий и реализации потребности в самовыражении).
Программа 10 класса
Для проведения занятий необходимо иметь: наглядные материалы, комплект информационно-методических материалов «Моя будущая профессия», комплект оценочных средств для проведения контроля и оценки результатов освоения программы.
Информационно-методическое обеспечение.
Программа 9 класса
Желательно наличие доступа к сети Интернет. Большинство упражнений, содержащихся в программе, представлены в модифицированном варианте. Предложенные игры и упражнения в первоначальном варианте можно найти в литературе для ведущего:
В помощь профориентаторам: учебное издание /Авт.-сост. Резапкина Г.В., Суворова Л.Н., Романова Н.Ф., Антоничева С.И., Тупикова Е.Е.– Йошкар-Ола. 2015. – 92с.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349с.
Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. – М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. – 358 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб.-метод. Пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. – М., 1991
Резапкина Г.В. Методический кабинет профориентации, Интернет-ресурс http://metodkabi.net.ru/
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с: ил. – (Серия «Практическая психология»).
Фопель К На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг, М.: Генезис , 2008. – 208 с.
Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 4. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество, М.: Генезис , 2008. – 179 с.
Для участников (в качестве рекомендуемой литературы):
Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8–9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. – М. : Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. – 112 с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с: ил.
Диагностический инструментарий:
Программа 8/9 класса
Опросник Дж. Голланда по определению профессионально-ориентированного типа личности
Опросник профессиональных установок подростка И.М. Кондакова
Программа 10 класса
Методика «Професьянс «Формула-7» (Пряжников Н.С.)
Анкета «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП)
«Метод трассировки событий жизни» (Г. Маунт)
Алгоритм конструирования желаемого образа будущего
Тест оценки коммуникативных умений
Шкала толерантности к неопределенности (Multiple Stimulus Types Ambiguit Tolerance Scale-I – MSTAT-I) (Д. Мак Лейн) (адаптация Е.Г. Луковицкой)
Профориентационная игра «Специалист будущего» (Комплект игр «Мир профессий будущего»).
Методика «Неизбежное будущее»
Перечень понятий, сходных по содержанию понятия «жизненная цель»
Упражнение «Отсюда – туда»
Анкета «Целеполагание и планирование жизни»
Технология «Позитивный шаблон»
Техника «Конструирование своего будущего» (Белан-Калинкина Т.)
Методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич)
Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения (Ю.Н. Семенко).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.