СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 28
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ПМ.03 «Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 09
|
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10
|
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11
|
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 03 |
Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций |
ПК 3.1 |
Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации |
ПК 3.2 |
Составлять финансовые планы организации |
ПК 3.3 |
Оценивать эффективность финансово–хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению |
ПК 3.4 |
Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления |
ПК 3.5 |
Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд |
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт |
- формирования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций.
|
уметь
|
- использовать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций; - участвовать в разработке финансовой политики организации; - осуществлять поиск источников финансирования деятельности организации; - определять цену капитала организации, оценивать эффективность использования отдельных его элементов; - определять потребность в оборотных средствах, проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств; - определять показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности организации; - формировать инвестиционную политику организации, разрабатывать инвестиционные проекты, проводить оценку эффективности инвестиционных проектов; - осуществлять финансовое планирование деятельности организаций; - обеспечивать подготовку и реализовывать мероприятия по снижению (предотвращению) финансовых рисков; - осуществлять организацию и выполнение финансовых расчетов; - определять необходимость использования кредитных ресурсов, осуществлять технико-экономическое обоснование кредита; - использовать средства государственной (муниципальной) финансовой поддержки по целевому назначению, анализировать эффективность их использования; - обеспечивать организацию страхования финансово–хозяйственной деятельности, оценивать варианты условий страхования; - разрабатывать закупочную документацию; - обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы; - осуществлять проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры; - проверять необходимую документацию для заключения контрактов; - осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок; - использовать информационные технологии в процессе формирования и использования финансовых ресурсов организаций и осуществления финансовых операций; -использовать информационное обеспечение комплексного экономического анализа; - применять методы и приемы экономического анализа. -анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций; - осуществлять анализ производства и реализации продукции; -осуществлять анализ эффективности использования производственных ресурсов: материальных и трудовых ресурсов, основных производственных фондов; - осуществлять анализ себестоимости, анализ финансовых результатов и рентабельности. |
знать |
- нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций; - основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок - сущность финансов организаций, их место в финансовой системе государства; - принципы, формы и методы организации финансовых отношений; - характеристику капитала организации и его элементов, принципы оптимизации структуры капитала; - характеристику доходов и расходов организации; - сущность и виды прибыли организации; - систему показателей рентабельности; - сущность инвестиционной деятельности организации, методы оценки эффективности инвестиционных проектов; - методологию финансового планирования деятельности организации; - особенности проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; - способы снижения (предотвращения) финансовых рисков; - принципы и технологию организации безналичных расчетов; - виды кредитования деятельности организации, принципы использования кредитных ресурсов, процедуру технико-экономического обоснования кредита; - принципы и механизмы использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов; - экономическую сущность и виды страхования организаций, особенности заключения договоров страхования; - теорию и практику применения методов, приемов и процедур последующего контроля; - информационные технологии в профессиональной деятельности; - роль и значение экономического анализа в финансово-хозяйственной деятельности организации; - сущность, предмет, цели и задачи экономического анализа; - виды экономического анализа; - методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности; - систему показателей комплексного экономического анализа; - факторы интенсивного и экстенсивного развития производства. |
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов - 329
Из них на освоение МДК - 209
самостоятельная работа - 35
экзамен по модулю -12
на производственную и учебную практику - 108
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных и общих компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Суммарный |
Объем профессионального модуля, ак.час. |
|||||||
Работа обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
Самостоятельная работа |
Экза-мен по |
||||||||
Обучение по МДК |
Практики |
|||||||||
Всего |
В том числе |
|||||||||
Практических занятий |
Теоретическое обучение
|
Курсовых работ |
Учебная |
Производ-ственная |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ПК 3.1- 3.5 ОК01 – ОК06, ОК09 – ОК11 |
Раздел 1 Участие в
управлении финансами организаций |
120 |
100 |
32 |
68 |
-
|
- |
- |
20 |
|
ПК 3.1-3.3 ОК01 – ОК06, ОК09 – ОК11 |
Раздел 2. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности |
89 |
74 |
24 |
30 |
20 |
- |
|
15 |
|
ПК 3.1-3.5 ОК01 – ОК06, ОК09 – ОК11 |
Производственная и учебная практика (по профилю специальности), часов |
108 |
|
32 |
72
|
|
|
|||
|
Экзамен по модулю |
12 |
|
|
|
|
12 |
|||
|
Всего: |
329 |
174 |
56 |
98 |
20 |
36 |
72 |
35 |
12 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ 3)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ),междисциплинарных курсов (МДК) |
Содержание учебного материала,
практические |
Объем в часах |
||
1 |
2 |
3 |
||
Раздел 1. Участие в управлении финансами организаций |
120 |
|||
МДК.03.01 Финансы организаций |
120 |
|||
Тема 1.1 Общая характеристика финансов организаций |
Содержание |
|
2 |
|
1. Сущность, функции и принципы формирования финансов организаций. Финансовый механизм и его основные элементы. |
|
|||
Тема 1.2 Капитал организации и порядок его формирования |
Содержание |
2 |
||
1. Сущность капитала организации.
|
|
|||
В том числе практических занятий |
6 |
|||
1.Практическое занятие № 1 «Лизинг как метод финансирования реальных инвестиций. Порядок расчета лизинговых платежей». |
2 |
|||
2. Практическое занятие № 2 «Расчет показателей эффективности использования основного и оборотного капитала организации». |
2 |
|||
3. Практическое занятие № 3 «Расчет потребности в оборотных средствах организации, включая определение частных нормативов оборотных средств и «чистого» оборотного капитала».
|
2 |
|||
Тема 1.3 Денежные доходы организаций и финансовые результаты их деятельности
|
Содержание |
2 |
||
1. Доходы организации, их виды и условия признания. |
|
|||
В том числе практических занятий |
10 |
|||
1. Практическое занятие № 4 «Расчет планируемой суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) различными методами». |
2 |
|||
2. Практическое занятие №5 «Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включая расчет амортизационных отчислений». |
2 |
|||
3. Практическое занятие № 6 «Расчет планируемой суммы прибыли организации различными методами». |
2 |
|||
4. Практическое занятие № 7 «Расчет показателей рентабельности в организации». |
2 |
|||
5. Практическое занятие № 8 «Расчет показателей «безубыточности» бизнеса». |
2 |
|||
Тема 1.4 Инвестиционная
и инновационная деятельность |
Содержание |
2 |
||
1. Инвестиции: сущность, классификация и структура. Инвестиционная и инновационная политика организации. Порядок оценки инвестиционного проекта. |
|
|||
В том числе практических занятий |
6 |
|||
1. Практическое занятие № 9 «Оценка инвестиционного проекта организации. |
2
|
|||
2. Практическое занятие № 10 «Расчет показателей оценки инвестиционного проекта». |
2 |
|||
2. Практическое занятие № 11 «Выбор инвестиционного проекта из ряда альтернативных».
|
2
|
|||
Тема 1.5 Экономическая сущность основного и оборотного капитала организации и его элементов.
|
Содержание |
4 |
||
Определение эффективности использования основного капитала организации и методы их финансирования. |
2 |
|||
Определение эффективности использования оборотного капитала организации и методы их финансирования. |
2 |
|||
Тема 1.6 Порядок планирования(нормирования) оборотного капитала в организации. |
Содержание |
2 |
||
Расчет частных нормативов оборотных средств. |
|
|||
Тема 1.7 Расходы организации: сущность и классификация..
|
Содержание |
2 |
||
Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). |
|
|||
Тема 1.8 Классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). |
Содержание |
2 |
||
Порядок составления сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
|
|||
Тема 1.9 Прибыль как основной результат финансово-хозяйственной деятельности организации. |
Содержание |
2 |
||
Методы ее планирования. Порядок использование чистой прибыли организации. |
|
|||
Тема 1.10 Система показателей рентабельности и ее планирование в организации. |
Содержание |
2 |
||
Сущность анализа «безубыточности» бизнеса. Система показателей «безубыточности». |
|
|||
Тема 1.11 Оперативное и текущее финансовое планирование. |
Содержание |
2 |
||
Перспективное финансовое планирование в организации. |
|
|||
Тема 1.12 Организация кредитования субъектов хозяйственной деятельности. |
Содержание |
2 |
||
Сущность заемного капитала организации и порядок его определения.
|
|
|||
Тема 1.13 Страхование имущества организаций |
Содержание |
2 |
||
Страхование имущества организаций как способ защиты их имущественных интересов в случае непредвиденного ущерба от негативных событий и катастроф. |
|
|||
Тема 1.14 Принципы формирования капитала. |
Содержание |
2 |
||
Расчет величины чистых активов организации. |
|
|||
Тема 1.15 Финансовый план организации.
|
Содержание |
2 |
||
Документы, включаемые в состав финансового плана. |
|
|||
Тема 1.16 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура, факторы роста. |
Содержание |
2 |
||
Методы планирования выручки от реализации продукции(работ, услуг).
|
|
|||
Тема 1.17 Методология финансового планирования деятельности организации. |
Содержание |
2 |
||
Оперативное и текущее финансовое планирование.
|
|
|||
Тема 1.18 Правовая основа закупки товаров, работ, услуг. |
Содержание |
2 |
||
Требования к закупке. Порядок подготовки и проведения закупок. |
|
|||
Тема 1.19 Единая информационная система закупки товаров, работ, услуг. |
Содержание |
2 |
||
Иные способы закупки по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, слуг отдельными видамиюридических лиц». Ведомственный контроль закупочной деятельности. |
|
|||
Тема 1.20 Финансовое планирование в организациях |
Содержание |
4 |
||
1. Сущность финансового планирования в организации. |
2 |
|||
2.Разработка финансовой стратегии организации при составлении бизнес-плана |
2 |
|||
В том числе практических занятий |
6 |
|||
1. Практическое занятие № 12 «Оперативное финансовое планирование деятельности организации. Составление кассового плана». |
2 |
|||
2. Практическое занятие № 13 «Текущее финансовое планирование в организации. Виды бюджетов и порядок их составления». |
2 |
|||
3. Практическое занятие № 14 Кейс «Порядок составления финансового плана организации». |
2
|
|||
Тема 1.21 Осуществление закупок коммерческими организациями
|
Содержание |
2 |
||
1. Сущность закупочной деятельности коммерческой организации. |
|
|||
В том числе практических занятий |
2 |
|||
1.Практическое занятие № 15 «Заполнение образца положения о закупках. Участие в электронном аукционе». |
2 |
|||
Тема 1.22 Организация внешних финансовых отношений
|
Содержание |
4 |
||
1. Основные направления оперативной финансовой работы по управлению денежным оборотом. |
2 |
|||
2.Формы безналичных расчетов. |
2 |
|||
В том числе практических занятий |
2 |
|||
1. Практическое занятие № 16 «Практические аспекты кредитования и страхования субъектов хозяйственной деятельности». |
2
|
|||
Тема 1.23 Управление
рисками |
Содержание |
4 |
||
1. Сущность стратегического управления рисками в организации. Сущность и виды рисков. |
2 |
|||
2. Этапы и методы управления рисками в организации. |
2 |
|||
Тема 1.24 Применение методического инструментария учета фактора риска в организации |
Содержание |
2 |
||
1.Концепция и методический инструментарий учета фактора риска |
|
|||
Тема 1.25 Оценка финансового состояния организации . |
Содержание |
2 |
||
Анализ состава имущества организации и источников его формирования |
|
|||
Тема 1.26 Особенности финансов объектов хозяйствования других организационно-правовых форм хозяйствования |
Содержание |
2 |
||
Организация финансов в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью .
|
|
|||
Тема 1.27 Финансовые взаимоотношения организаций с государством |
Содержание |
8 |
||
Косвенные налоги |
2 |
|||
Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) |
2 |
|||
Налог на прибыль и доходы |
2 |
|||
Особые режимы налогообложения |
2 |
|||
Самостоятельная учебная работа при данной дисциплины Примерная тематика самостоятельной учебной работы
|
20 |
|||
Раздел 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности |
89 |
|||
МДК 03.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» |
74 |
|||
Тема 2.1 Организационно-методические основы комплексного экономического анализа
|
Содержание |
2 |
||
1. Понятие, предмет и объекты комплексного экономического анализа. |
|
|||
В том числе практических занятий |
8 |
|||
1. Практическое занятие № 1. Применение методов сравнения, средних величин, табличного, балансового метода. |
2 |
|||
2. Практическое занятие № 2. Элиминирование. |
2 |
|||
3.Практическое занятие № 3. Расчет влияния факторов на результат с применением методов цепных |
2 |
|||
Практическое занятие №4. Расчет влияния факторов подстановок, абсолютных и относительных разниц и других методов факторного анализа. |
2 |
|||
Тема 2.2 Виды экономического анализа.
|
Содержание |
2 |
||
Система показателей комплексного экономического анализа. |
|
|||
Тема 2.3 Метод и методика экономического анализа.
|
Содержание |
2 |
||
Традиционные и экономико-математические методы. |
|
|||
Тема 2.4 Цели, задачи и принципы комплексного экономического анализа. |
Содержание |
2 |
||
Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в осуществлении финансового контроля. |
|
|||
Тема 2.5 Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг
|
Содержание |
2 |
||
1. Задачи и информационная база анализа объема производства и реализации. |
|
|||
В том числе практических занятий |
2 |
|||
Практическое занятие № 5 «анализ объема реализации продукции»
|
|
|||
Тема 2.6 Анализ выполнения плана, динамики производства и реализации продукции. |
Содержание |
2 |
||
Анализ ассортимента и структуры продукции. |
|
|||
Тема 2.7 Анализ и оценка качества и конкурентоспособности продукции. |
Содержание |
2 |
||
Понятие оценки качества и конкурентоспособности продукции. |
|
|||
Тема 2.8 Анализ использования основных фондов
|
Содержание |
2 |
||
1. Значение и задачи анализа основных фондов.
|
|
|||
В том числе практических занятий |
6 |
|||
1.Практическое занятие № 6. «Оценка эффективности использования основных производственных фондов». |
2 |
|||
2.Практическое занятие № 7. «Анализ качественного состояния основных фондов». |
2 |
|||
3.Практическое занятие № 8. «Анализ показателей фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, производительности труда и т.д.» |
2 |
|||
Тема 2.9 Анализ объема, структуры и динамики основных фондов. |
Содержание |
2 |
||
3.Анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов. |
|
|||
Тема 2.10 Анализ использования материальных ресурсов |
Содержание |
2
|
||
1. Задачи и источники информации анализа материальных ресурсов.
|
|
|||
В том числе практических занятий |
2 |
|||
1.Практическое занятие № 9. «Факторный анализ материалоемкости продукции».
|
|
|||
Тема 2.11 Анализ обеспеченности производства материальными ресурсами. |
Содержание |
2 |
||
Оценка эффективности материальных ресурсов: система обобщающих и частных показателей (материалоотдача, материалоемкость производства и т.д.). |
|
|||
Тема 2.12 Анализ использования трудовых ресурсов |
Содержание |
2
|
||
1. Задачи и информационное обеспечение анализа трудовых ресурсов. |
|
|||
В том числе практических занятий |
2 |
|||
1. Практическое занятие № 10. «Анализ трудоемкости продукции». |
|
|||
Тема 2.13 Анализ численности, состава и движения трудовых ресурсов. |
Содержание |
2 |
||
Анализ использования фонда рабочего времени. |
|
|||
Тема 2.14 Анализ затрат и себестоимости продукции |
Содержание |
2
|
||
1. Задачи и информационное обеспечение анализа затрат на производство и реализацию продукции.
|
|
|||
В том числе практических занятий |
4 |
|||
1. Практическое занятие № 11. «Факторный анализ себестоимости.» |
2 |
|||
2. Практическое занятие № 12. «Факторный анализ прибыли от реализации». |
2 |
|||
Тема 2.15 Анализ состава, структуры и динамики затрат на производство и реализацию продукции. |
Содержание |
2 |
||
Анализ затрат на рубль товарной продукции. |
|
|||
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовой работой по МДК 03.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»: Рассчитать чистые активы организации; Определить показатели, измеряющие структуру капитала в организации; Определить структуру основных производственных фондов в организации;
|
15 |
|||
Курсовой проект (работа) Тематика курсовых проектов (работ)
Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник анализа финансового состояния экономического субъекта. |
20 |
|||
Производственная и учебная практика (проводится концентрированно) Виды работ 1) Изучить следующие документы: - копии учредительных документов, ознакомиться с деятельностью организации; - Федеральный закон от 18.июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, слуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 31.12.2017); - Федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - Федеральный закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; - Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О несостоятельности (банкротстве)». - Федеральный закон от 25 Февраля 1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; - Федеральный закон от 29 октября 1998 № 164-ФЗ(ред. от 16.10. 2017) «О финансовой аренде (лизинге)»; - Приказ Минфина России от 06 октября 2008 №106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 №12522) (ред. от 28.04.2017); - Приказ Минфина РФ от 06 июля 1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"; - Приказ Минфина РФ от 09 июня 2001 №44н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 №2806); - Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 №26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 №2689); - Приказ Минфина России от 06 мая 1999 №32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 №1791); - Приказ Минфина России от 06 мая 1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 №1790); - Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 №153н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 №10975); - Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 №114н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 №4090); - Приказ Минфина РФ от 02 февраля 2011 года №11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 №20336); - Приказ Минфина России от 02 июля 2010 №66н (ред. от 06.04.2015) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 №18023); - Приказ Минфина России от 28августа 2014 №84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов"; - "Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (ред. от 05.07.2017); - Формы бухгалтерской отчетности организации (Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, Отчет о целевом использовании средств, пояснительная записка); 2) Ознакомиться с правами и обязанностями финансового менеджера в организации; 3) Составить схему финансовой службы организации; 4) Определить размер собственного капитала организации; 5) Оценить финансовую структуру собственного капитала; 6) Определить составные части собственного капитала согласно данным бухгалтерского баланса; 7) Рассчитать чистые активы организации; 8) Определить показатели, измеряющие структуру капитала в организации; 9) Определить структуру основных производственных фондов в организации; 10) Рассмотреть методы начисления амортизации; 11) Ознакомиться с составом основных и оборотных фондов; 12) Определить стоимость основных и оборотных фондов; 13) Рассчитать показатели эффективности использования основных средств; 14) Провести анализ динамики состава, структуры, технического состояния и эффективности использования основных производственных фондов; 15) Рассчитать показатели эффективности использования оборотных средств; 16) Провести анализ обеспеченности материальными ресурсами; 17) Провести анализ эффективности использования материальных ресурсов; 18) Определить состав производственных запасов в организации; 19) Рассчитать стоимость чистого и необходимого оборотного капитала; 20) Собрать и систематизировать информацию, необходимую для составления планов по реализации; 21) Дать характеристику условиям признания выручки от реализации в бухгалтерском учете; 22) Определить состав доходов и расходов организации; 23) Изучить существующий метод планирования выручки; 24) Рассчитать планируемую выручку от реализации продукции(работ, услуг) методом, применяемым в организации; 25) Рассчитать выручку от реализации альтернативным методом и сравнить результаты; 26) Оценить степень выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции; 27) Провести анализ влияния факторов на показатели объема производства и реализации; 28) Рассчитать показатели движения рабочей силы; 29) Рассчитать и проанализировать показатели производительности труда; 30) Провести анализ фонда заработной платы; 31) Оценить эффективность использования трудовых ресурсов; 32) Начислить амортизацию для составления сметы затрат на производство и реализацию продукции(работ, услуг); 33) Ознакомиться с учетной политикой организации и определить метод списания материалов на затраты; 34) Изучить cоставление сметы затрат на производство и продажу продукции(работ, услуг) в организации; 35) Провести анализ структуры себестоимости по статьям и элементам расходов; 36) Оценить степень влияния факторов на полную себестоимость продукции; 37) Проанализировать затраты на 1 рубль товарной продукции; 38) Рассчитать планируемую прибыль методом, который используется в организации; 39) Провести анализ изменения прибыли организации по данным формы №2 («Отчет о финансовых результатах); 40) Провести анализ влияния факторов на прибыль от реализации продукции; 41) Рассчитать все показатели “безубыточности” бизнеса, используя имеющиеся данные о выручке от реализации и полной себестоимости выпускаемой продукции(работ, услуг); 42) Рассчитать все возможные показатели рентабельности (продукции, продаж, активов и прочие); 43) Ознакомиться со структурой инвестиционного портфеля корпорации; 44) Использовать методический инструментарий для оценки инвестиционных проектов; 45) Составить таблицу движения денежных потоков организации для нескольких инвестиционных проектов; 46) Провести анализ экономической эффективности инвестиционных проектов в организации; 47) Собрать и обобщить экономическую информацию, необходимую для разработки финансовых планов; 48) Использовать доступный методический инструментарий для составления финансовых планов; 49) Спрогнозировать ключевые финансовые показатели; 50) Произвести анализ структурной динамики финансовых показателей организации; 51) Составить следующие документы: - Прогноз объемов продаж; - Прогноз распределения прибыли в организации; - Прогноз движения денежных средств - Платежный календарь организации; - Кассовый план организации; - Баланс доходов и расходов; 52) Ознакомиться с процессом бюджетирования в корпорации; 53) Ознакомиться с порядком проведения закупочной деятельности в организации; 54) Рассчитать общую стоимость имущества организации; 55) Произвести анализ бухгалтерского баланса и формы №2 «Отчет о финансовых результатах»; 56) Определить абсолютные и относительные показатели анализа финансовой отчетности; 57) Произвести анализ ликвидности и платежеспособности организации; 58) Определить размер «чистого» денежного потока организации; 59) Изучить формы безналичных расчетов, используемых в организации. 60) Определить преимущества той или иной формы расчетов; 61) Изучить принципы использования кредитных ресурсов; 62) Изучить принципы оптимизации структуры капитала; 63) Изучить сущность, принципы и порядок кредитования организации; 64) Изучить виды кредитования деятельности организации; 65) Провести оценку целесообразности привлечения заемных средств; 66) Рассчитать лизинговые платежи; 67) Определить кредитные риски; 68) Определить цену заемного капитала; 69) Изучить классификацию и виды страхования организаций, организацию страхования финансово–хозяйственной деятельности; 70) Изучить порядок заключения договоров имущественного страхования; 71) Описать проделанную работу. |
108 |
|||
Промежуточная аттестация в форме экзамена по модулю |
12 |
|||
Всего
|
329 |
|||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
наличие кабинета управления финансами организаций, оснащенного следующим оборудованием:
- учебные посадочные места для обучающихся и рабочее место преподавателя,
- классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядно-раздаточный и учебно-практический материал,
- комплекты бланков финансовых документов;
- комплекты учебно-методической документации,
- сборники задач, кейсов, тестовых заданий,
- медиатека курсовых и выпускных квалификационных работ,
- материалы, обеспечивающие производственную и преддипломную практики,
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к Интернет-ресурсам,
- мультимедийный проектор.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которая проводится концентрированно.
К базам производственной практики относятся: коммерческие организации независимо от вида деятельности(хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года ( с учетом с изменений и дополнений).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (с учетом изменений и дополнений).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (с учетом изменений и дополнений).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. (часть первая) от 31 июля 1998 г.№146-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) .
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. (часть вторая) от 5 августа 2000 г.№117-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) .
6. Федеральный законот 18.07. 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, слуг отдельными видами юридических лиц» (в действующей редакции).
7. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в действующей редакции).
8. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в действующей редакции).
9. Федеральный закон от 26.10.02 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" (в действующей редакции).
10. Федеральный закон от 25.02.99 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»" (в действующей редакции).
11. Федеральный закон от 29.10.98 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в действующей редакции).
12. Федеральный закон от 25.02.99 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(в действующей редакции).
13. Федеральный закон от 29.10.98 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в действующей редакции).
14. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")" (в действующей редакции).
15. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)""(в действующей редакции).
16. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"" (в действующей редакции).
17. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" " (в действующей редакции).
18. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" " (в действующей редакции).
19. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" " (в действующей редакции).
20. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 №153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)""(в действующей редакции).
21. Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" " (в действующей редакции).
22. Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 №11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)"" (в действующей редакции).
23. Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" " (в действующей редакции).
24. Приказ Минфина России от 28.08.2014 №84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" " (в действующей редакции).
25. "Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 №383-П " (в действующей редакции).
Основная литература:
1. Берзон Н.И. Корпоративные финансы: учеб.пособие для академического бакалавриата/под общ. ред. Н.И.Берзона-М:ИздательствоЮрайт, 2018. – 212 с.
2. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова.— М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 208 с.
3. Федорова И.Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок:учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры/Ю.А. Федорова, А.Ф.Фрыгин.-М.: Издательство Юрайт, 2018. – 148 с.
4. Фридман А.М. Финансы организаций: учебник/ А.М.Фридман.-М.:РИОР:ИНФРА-М, 2017. – 202 с.
5. Хазанович Э. С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Э.С. Хазанович. – Москва: КНОРУС, 2017. – 272 с.
3.2.2 Электронные ресурсы:
1. http://www.consultant.ru - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
2. http://www.garant.ru - Справочно-правовая система «Гарант»
3. http://www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
4. http://www.nalog.ru. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы
5. www.banki.ru – Финансовый информационный порталbanki.ru
3.2.3 Дополнительные источники:
1. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Канке А.А, Кошевая И.П. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2017. — 288 с.
2. Колчина Н.В. Финансы организаций: учебник/Под ред. Колчина Н.В.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 399 с.
3. Левчаев П.А. Финансы организаций: учебник/ П.А. Левчаев.- М.:ИНФРА-М, 2017. – 386 с.
4. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: учебное пособие/ Н.В. Никитина, В.В. Янов– М.: КноРус. 2016. – 512 с.
5. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 540 с.
6. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий). Учебник/Е.Б.Тютюкина - М: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К». 2016 год. – 544 с.
7. Чараева М.В. Корпоративные финансы: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 286 с.
8. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 367 с..
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля |
Критерии оценки
|
Методы оценки
|
Профессиональные компетенции |
||
ПК 3.1.Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации
|
-Соблюдение требований нормативных правовых актов в процессе управления финансовыми ресурсами организации; -рациональность выбора источников финансирования деятельности организации -полнота и точность анализа финансовых результатов деятельности организации -правильность определения капитала организации, обоснованность оценки эффективности его использования; -точность и полнота определения потребности в оборотных средствах, обоснованность разработанных мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств; -соблюдение принципов формирования инвестиционной и инновационной политики организации и разработки инвестиционных проектов, полнота и точность анализа эффективности инвестиционных проектов; - результативность использования информационных технологий в процессе управления финансовыми ресурсами организации. |
Текущий контроль в форме практических заданий, решение практико-ориентированных заданий, тестирование по темам, устный опрос, промежуточная аттестация в форме экзамена. |
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации
|
-Владение методами финансового планирования и прогнозирования как инструмента управления финансами организаций; -полнота и правильность составления финансовых планов организации; -результативность использования информационных технологий в процессе составления оперативных, текущих и перспективных финансовых планов организации. |
Текущий контроль в форме практических заданий, решение практико-ориентированных заданий, тестирование по темам, устный опрос, промежуточная аттестация в форме экзамена. |
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово–хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению |
-Соблюдение требований нормативных правовых актов в процессе разработки и осуществления мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций; -обоснованность выбора форм и методов анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций; - полнота и точность анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций; -обоснованность разработанных мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации; -результативность использования информационных технологий в процессе разработки и осуществления мероприятий по повышению эффективности финансово- хозяйственной деятельности организации. |
Текущий контроль в форме практических заданий, решение практико-ориентированных заданий, тестирование по темам, устный опрос, промежуточная аттестация в форме экзамена. |
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
|
-Соблюдение требований нормативных правовых актов в процессе осуществления внешних финансовых взаимоотношений; - обоснованность разработанных мероприятий по снижению (предотвращению) кредитных рисков; - правильность выбора форм безналичных расчетов; - обоснованность необходимости использования кредитных ресурсов, полнота и правильность составления технико-экономического обоснования кредита; - обоснованность необходимости использования средств государственной (муниципальной) финансовой поддержки, соблюдение принципов использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, полнота и точность анализа эффективности их использования; - рациональность выбора вариантов условий страхования; -результативность использования информационных технологий в процессе осуществления финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления. |
Текущий контроль в форме практических заданий, решение практико-ориентированных заданий, тестирование по темам, устный опрос, промежуточная аттестация в форме экзамена.
|
ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд |
- Соблюдение требований нормативных правовых актов в процессе осуществления закупочной деятельности; - Рациональность применения закупочных процедур для обеспечения организации востребованными предметами и средствами труда |
Текущий контроль в форме практических заданий, решение практико-ориентированных заданий, тестирование по темам, устный опрос,промежуточная аттестация в форме экзамена. |
Общие компетенции |
||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Выбор оптимальных способов решения профессиональных задач в области управления финансовыми ресурсами организации, составлении финансовых планов, осуществлении закупок и финансовых взаимоотношений с организациями и органами государственной власти и местного самоуправления, анализа финансово-хозяйственной деятельности, оценка их эффективности и качества выполнения |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников получения информации, включая Интернет-ресурсы |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
Составление индивидуального плана развития, в котором будут указываться конкретные цели профессионального и личностного развития и определенные действия, с помощью которых можно их достигнуть |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами, самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Использование механизмов создания и обработки текста, а также ведение деловых бесед, участие в совещаниях, деловая телефонная коммуникация |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Формирование активной гражданской позиции, реализация своих конституционных прав и обязанностей, проявление целеустремленности и сознательности в действиях и поступках, ответственности в выбранном виде деятельности, применение стандартов антикоррупционного поведения |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Владение навыками работы на компьютере, включая работу со специальными компьютерными программами, изучение и анализ инноваций в части программного обеспечения в области управления финансами организаций и осуществлении финансовых операций |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Планомерный поиск и использование требуемой профессиональной документации на государственном и иностранном языках |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Применять полученные знания и умения в профессиональной сфере для достижения планируемых результатов своей деятельности |
Устный опрос Выполнение тестовых заданий |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.