Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет образования г. Новоалтайска МБОУ "Гимназия № 166"
РАССМОТРЕНО заседание кафедры Руководитель кафедры ______________Зуева Е.В. Протокол № |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР ______________Баташова В.Н. Протокол № от "" г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Кукарева Н.А. Приказ № от "" г. |
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1665824) учебного курса
«АЛГЕБРА»
для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Грабарь Олеся Александровна учитель математики
г. Новоалтайск 2022
Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования.
Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Согласно учебному плану в 8 классе
изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы
содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит 3
учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год.
Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа.
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа.
Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.
Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств.
Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.
График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики.
Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI.
Графическое решение уравнений и систем уравнений.
Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой.
Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.
Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.
Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.
Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.
Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.
Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.
Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.
Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.
Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1./strong>. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь |
|
|
|
|
|
|||
1.1. |
Алгебраическая дробь. |
2 |
|
|
|
Записывать алгебраические выражения; Выполнять числовые подстановки и вычислять значение дроби, в том числе с помощью калькулятора; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
1.2. |
Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. |
1 |
|
|
|
Находить область определения рационального выражения; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
1.3. |
Основное свойство алгебраической дроби.
|
2 |
|
|
|
Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
1.4. |
Сокращение дробей. |
2 |
|
|
|
Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
1.5. |
Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. |
4 |
|
|
|
Выполнять действия с алгебраическими дробями; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
1.6. |
Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. |
4 |
1 |
|
|
Выполнять действия с алгебраическими дробями; Применять преобразования выражений для решения задач; Выражать переменные из формул (физических геометрических, описывающих бытовые ситуации); |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем |
|
|
|
|
|
|||
2.1. |
Степень с целым показателем.
|
2 |
|
|
|
Формулировать определение степени с целым показателем; Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
2.2. |
Стандартная запись числа. |
1 |
|
|
|
Представлять запись больших и малых чисел в стандартном виде; |
Устный опрос; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
2.3. |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. |
1 |
|
|
|
Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10; Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
2.4. |
Свойства степени с целым показателем |
3 |
|
|
|
Применять свойства степени для преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем; Выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде (умножение, деление, возведение в степень); |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Числа и вычисления. Квадратные корни |
||||||||
3.1. |
Квадратный корень из числа. |
2 |
|
|
|
Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.2. |
Понятие об иррациональном числе. |
1 |
|
|
|
Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.3. |
Десятичные приближения иррациональных чисел. |
1 |
|
|
|
Оценивать квадратные корни целыми числами и десятичными дробями; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.4. |
Действительные числа. |
1 |
|
|
|
Оценивать квадратные корни целыми числами и десятичными дробями; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.5. |
Сравнение действительных чисел.
|
1 |
|
|
|
Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.6. |
Арифметический квадратный корень. |
2 |
|
|
|
Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.7. |
Уравнение вида x2 = a. |
1 |
|
|
|
Исследовать уравнение x2 = a, находить точные и приближённые корни при a > 0; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.8. |
Свойства арифметических квадратных корней. |
3 |
|
|
|
Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их для преобразования выражений; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
3.9. |
Преобразование числовых выражений, со держащих квадратные корни
|
3 |
1 |
|
|
Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Функции. Основные понятия |
||||||||
4.1. |
Понятие функции. |
1 |
|
|
|
Использовать функциональную терминологию и символику; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
4.2. |
Область определения и множество значений функции. |
1 |
|
|
|
Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
4.3. |
Способы задания функций. |
1 |
|
|
|
Строить по точкам графики функций; Использовать функциональную терминологию и символику; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
4.4. |
График функции. |
1 |
|
|
|
Строить по точкам графики функций; Описывать свойства функции на основе её графического представления; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
4.5. |
Свойства функции, их отображение на графике |
1 |
|
|
|
Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления; Приводить примеры процессов и явлений с заданными свойствами; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5./strong>.Функции. Числовые функции |
||||||||
5.1. |
Чтение и построение графиков функций. |
1 |
|
|
|
Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
5.2. |
Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. |
1 |
|
|
|
Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
5.3. |
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. |
2 |
|
|
|
Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
5.4. |
Гипербола. |
1 |
|
|
|
Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
5.5. |
График функции y = x2. |
1 |
|
|
|
Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
5.6. |
Функции y = x², y = x³, у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений |
3 |
1 |
|
|
Распознавать виды изучаемых функций; Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем уравнений; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен |
||||||||
6.1. |
Квадратный трёхчлен. |
1 |
|
|
|
Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
6.2. |
Разложение квадратного трёхчлена на множители |
4 |
|
|
|
Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 7. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения |
||||||||
7.1. |
Квадратное уравнение.
|
1 |
|
|
|
Распознавать квадратные уравнения; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.2. |
Неполное квадратное уравнение. |
2 |
|
|
|
Распознавать квадратные уравнения; Проводить простейшие исследования квадратных уравнений; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.3. |
Формула корней квадратного уравнения. |
3 |
|
|
|
Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения — полные и неполные; Наблюдать и анализировать связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.4. |
Теорема Виета. |
2 |
|
|
|
Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.5. |
Решение уравнений, сводящихся к квадратным. |
2 |
|
|
|
Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.6. |
Простейшие дробно-рациональные уравнения. |
2 |
|
|
|
Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
7.7. |
Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений |
3 |
1 |
|
|
Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
15 |
|
|
|
||||
Раздел 8. Уравнения и неравенства. Системы уравнений |
||||||||
8.1. |
Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. |
1 |
|
|
|
Распознавать линейные уравнения с двумя переменными; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
8.2. |
Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. |
3 |
|
|
|
Различать параллельные и пересекающиеся прямые по их уравнениям; Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными подстановкой и сложением; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
8.3. |
Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. |
3 |
|
|
|
Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными подстановкой и сложением; Решать простейшие системы, в которых одно из уравнений не является линейным; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
8.4. |
Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
8.5. |
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений |
4 |
1 |
|
|
Решать текстовые задачи алгебраическим способом; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 9. Уравнения и неравенства. Неравенства |
9.1. |
Числовые неравенства и их свойства. |
1 |
|
|
|
Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
9.2. |
Неравенство с одной переменной. |
2 |
|
|
|
Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; Применять свойства неравенств в ходе решения задач; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
9.3. |
Линейные неравенства с одной переменной и их решение. |
2 |
|
|
|
Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
9.4. |
Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. |
4 |
|
|
|
Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
9.5. |
Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой |
4 |
1 |
|
|
Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; |
Контрольная работа; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 10. Повторение и обобщение |
||||||||
10.1. |
Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. |
6 |
|
|
|
Выбирать, применять, оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований выражений, решения уравнений; Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://schoolcollection. edu.ru/ |
Итого по разделу: |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
6 |
0 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Понятие рациональной дроби |
1 |
|
|
|
|
2. |
Основное свойство рациональной дроби |
1 |
|
|
|
|
3. |
Основное свойство рациональной дроби |
1 |
|
|
|
|
4. |
Сокращение рациональных дробей |
1 |
|
|
|
|
5. |
Сокращение рациональных дробей |
1 |
|
|
|
|
6. |
Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
|
|
7. |
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями |
1 |
|
|
|
|
8. |
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями |
1 |
|
|
|
|
9. |
Умножение рациональных дробей |
1 |
|
|
|
|
10. |
Умножение рациональных дробей |
1 |
|
|
|
|
11. |
Деление рациональных дробей |
1 |
|
|
|
|
12. |
Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. |
1 |
|
|
|
|
13. |
Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. |
1 |
|
|
|
|
14. |
Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. |
1 |
|
|
|
|
15. |
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби» |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
16. |
Определение степени с целым показателем |
1 |
|
|
|
|
17. |
Свойства степени с целым показателем |
1 |
|
|
|
|
18. |
Числовые выражения, содержащие степень с целым показателем |
1 |
|
|
|
|
19. |
Алгебраические выражения, содержащие степень с целым показателем |
1 |
|
|
|
|
20. |
Преобразование выражения, содержащих степени |
1 |
|
|
|
|
21. |
Стандартный вид числа. Оценки и прикидки. |
1 |
|
|
|
|
22. |
Решение задач на степень с целым показателем |
1 |
|
|
|
|
23. |
Определение квадратного корня |
1 |
|
|
|
|
24. |
Иррациональные числа. Множество действительных чисел. |
1 |
|
|
|
|
25. |
Сравнение квадратных корней с целыми числами |
1 |
|
|
|
|
26. |
Свойства квадратного корня |
1 |
|
|
|
|
27. |
Вынесение и внесение множителя под знак корня |
1 |
|
|
|
|
28. |
Преобразование числовых выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
29. |
Преобразование числовых выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
30. |
Преобразование буквенных выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
31. |
Преобразование буквенных выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
32. |
Преобразование выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
33. |
Преобразование выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
34. |
Сравнение выражений с корнями |
1 |
|
|
|
|
35. |
Извлечение квадратного корня из больших чисел |
1 |
|
|
|
|
36. |
Преобразование выражений со знаком корня |
1 |
|
|
|
|
37. |
Контрольная работа № 2 по теме «Квадратный корень» |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
38. |
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. |
1 |
|
|
|
|
39. |
Способы задания функций. График функции. |
1 |
|
|
|
|
40. |
Свойства функции, их отображение на графике |
1 |
|
|
|
|
41. |
Чтение и построение графиков функций. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. |
1 |
|
|
|
|
42. |
Линейные функции |
1 |
|
|
|
|
43. |
Обратная пропорциональность и её график |
1 |
|
|
|
|
44. |
Обратная пропорциональность и её график |
1 |
|
|
|
|
45. |
Функции f(x)=x^2 и f(x)=x^3 и их графики |
1 |
|
|
|
|
46. |
Функция f(x) = ax^2 и её график |
1 |
|
|
|
|
47. |
Функция f(x) = x^2+b и её график |
1 |
|
|
|
|
48. |
Функция f(x) = (x-a)^2 и её график |
1 |
|
|
|
|
49. |
Функции у=√х, y=IхI и их график |
1 |
|
|
|
|
50. |
Кусочно-заданные функции |
1 |
|
|
|
|
51. |
Контрольная работа № 3 по теме «Функции и их графики» |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
52. |
Понятие квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения |
1 |
|
|
|
|
53. |
Решение неполных квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
54. |
Решение неполных квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
55. |
Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата |
1 |
|
|
|
|
56. |
Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата |
1 |
|
|
|
|
57. |
Формула корней квадратного уравнения |
1 |
|
|
|
|
58. |
Формула корней квадратного уравнения |
1 |
|
|
|
|
59. |
Формула корней квадратного уравнения |
1 |
|
|
|
|
60. |
Рациональные уравнения |
1 |
|
|
|
|
61. |
Рациональные уравнения |
1 |
|
|
|
|
62. |
Рациональные уравнения |
1 |
|
|
|
|
63. |
Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
64. |
Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
65. |
Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
66. |
Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
67. |
Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
|
68. |
Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители |
1 |
|
|
|
|
69. |
Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители |
1 |
|
|
|
|
70. |
Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители |
1 |
|
|
|
|
71. |
Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные уравнения» |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
72. |
Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. |
1 |
|
|
|
|
73. |
Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
74. |
Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
75. |
Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
76. |
Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
77. |
Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
78. |
Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
79. |
Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. |
1 |
|
|
|
|
80. |
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений |
1 |
|
|
|
|
81. |
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений |
1 |
|
|
|
|
82. |
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений |
1 |
|
|
|
|
83. |
Контрольная работа № 5 по теме "Системы уравнений" |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
84. |
Числовые промежутки |
1 |
|
|
|
|
85. |
Пересечения и объединения числовых промежутков |
1 |
|
|
|
|
86. |
Свойства неравенств |
1 |
|
|
|
|
87. |
Сложение и умножение неравенств |
1 |
|
|
|
|
88. |
Сложение и умножение неравенств |
1 |
|
|
|
|
89. |
Линейные неравенства |
1 |
|
|
|
|
90. |
Линейные неравенства |
1 |
|
|
|
|
91. |
Графический метод решения линейных неравенств |
1 |
|
|
|
|
92. |
Системы неравенств |
1 |
|
|
|
|
93. |
Системы неравенств |
1 |
|
|
|
|
94. |
Совокупности неравенств |
1 |
|
|
|
|
95. |
Совокупности неравенств |
1 |
|
|
|
|
96. |
Контрольная работа № 6 по теме «Линейные неравенства и их системы» |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
97. |
Повторение. Алгебраические дроби. |
1 |
|
|
|
|
98. |
Повторение. Арифметический квадратный корень. |
1 |
|
|
|
|
99. |
Повторение. Функции, их графики и свойства. |
1 |
|
|
|
|
100. |
Повторение. Решение квадратных уравнений. |
1 |
|
|
|
|
101. |
Повторение. Решение линейных неравенств. |
1 |
|
|
|
|
102. |
Повторение. Решение систем линейных неравенств. |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
6 |
0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.