Рабочая программа по астрономии 11 класс (1 час)
Оценка 4.9

Рабочая программа по астрономии 11 класс (1 час)

Оценка 4.9
doc
01.11.2022
Рабочая программа по астрономии 11 класс (1 час)
РП 11 астрономия.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

«Кировская общеобразовательная школа №1» Кировского района Республики Крым

 

 

Рассмотрено                                                               Согласовано                                                      Утверждено

на заседании МО учителей                                       Заместитель директора по УВР                       Врио директора  школы

естественно-математического цикла,

физической культуры, технологии и ОБЖ             __________ Козачёк Е.В.                                    ________ Кузнецова О.В.

протокол № 1 от «31» августа 2022г.                       «31»августа 2022г.                                            Приказ № _______

Руководитель МО___Швайко А.Ю.                                                                                                       «_   » августа 2022г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«АСТРОНОМИЯ»

 

 

 

Уровень изучения: базовый

11 класс

Уровень образования: среднее общее образование

                                                                                                           

                                                                                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                  педагогического совета МБОУ

                                                                  «Кировская ОШ№1

                                                                   (протокол    от «    » августа 2022г

                                                                    №                ).                                                                      

 

 

 

 

2022-2023 учебный год


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 01.09.2013, на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).  Методическое пособие. 10-11 класс  «Просвещение»  2017г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, практических работ, выполняемых учащимися.

Место курса «Астрономия» в 11 классе в базисном учебном плане в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).

            Рабочая программа ориентирована на использование  линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника  «Астрономия» для  10–11  классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина,  издательства «Просвещение» 2017г.

Цели и задачи изучения астрономии

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

-       познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

-       получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

-       осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

-       ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

-       выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам;

-       понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

-       осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; 

-       приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших

-       развитие науки и техники; 

-       овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; 

-       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; 

-       формирование научного мировоззрения; 

-       формирование навыков использования естественнонаучных и физикоматематических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. 

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики. 

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

 Курс астрономии не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.

Изучение учащимися курса астрономии в 11 классе способствует:

-     развитию познавательной мотивации;

-     становлению у учащихся ключевых компетентностей;

-     развитию способности к самообучению и самопознанию;

-     созданию ситуации успеха, радости от познания. При обучении астрономии важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономические наблюдения, которые являются основой для определения географических координат, обеспечивают связь курса астрономии с курсом физической географии. На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение «земной» физики в космических масштабах. Успехи в изучении химического состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космической технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и астрономии.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ 11 КЛАСС»

 

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

-       формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

-       формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

-       формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

-       формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

-       находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

-       анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

-       на практике пользоваться основными логическими

-       приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

-       выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

-       извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

-       готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Регулятивные УУД:

-       находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

Познавательные УУД:

-       классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения;

-       на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

-       анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

-       выполнять познавательные и практические задания;

-       извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

-       готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Коммуникативные УУД:

-       аргументировать свою позицию.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

-     цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

-     учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

-     организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

 

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности

        Выпускник научится:

-        о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

-        о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

-        о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

-        об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;

-        о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); о деятельности организаций, сообществ и

-        структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник получит возможность научиться

-        решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

-        использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

-        использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

-        использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

-        формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

-        восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

-        отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

-        оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

-        находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

-        вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

-        самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

-        адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

-        адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

-        адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час)

Введение в астрономию

Астрометрия (5 час)_

Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.

Небесная механика (3 час)

Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение солнечной системы(7 час)

Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

 Астрофизика и звездная астрономия (7 час)

Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение  и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

Млечный Путь (3 час.)

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.

Галактики (3 час)

Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 час)

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.

Современные проблемы астрономии (3 час)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.

 

 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС СОО

11 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

 

2

Астрометрия

5

 

3

Небесная механика

3

 

4

Строение солнечной системы

7

 

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

 

6

Млечный путь

3

 

7

Галактика

3

 

8

Строение и эволюция Вселенной

2

 

9

Современные проблемы астрономии

3

 

 

Итого:

34

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская общеобразовательная школа №1»

Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД)

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности: -…

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности: -…

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022