ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 16 Г.МАЛГОБЕК
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ______ М.М.Картоева Протокол заседания МО №___ от «__»_______2018г. |
СОГЛАСОВАНО Завуч по УР _____Р.С-С.Алиханова «___» _______2018г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ№16 _______ Э.А.Богатырева «___»___________2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Биология/ ФГОС
Уровень: базовый среднего общего образования
Учитель: Картоева Марета Мухтаровна
10-11 класс
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 10 - 11класс по линии УМК «Биология-Сферы» (10 -11 классы) составлена на основе нормативных документов:
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10 -11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы и направлено на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией.
Цели:
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Во введении в разделе рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.
Методологическое введение способствует глубокому пониманию изучаемого теоретического материала. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность.
Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван заложить фундамент для последующего изучения теоретических положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями содержания этого раздела являются:
— обращение к истории развития клеточной теории, ее социокультурным истокам, основным открытиям в области биологии;
— формулирование положений современной клеточной теории с позиций системного подхода с целью систематизации изучаемого эмпирического материала;
— обобщение знаний об организме, полученных в основной школе; особенностях полового и бесполого размножения, чередовании поколений в жизненных циклах растений;
— краткое изучение процессов фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;
— обучение правилам поведения в период распространения эпидемий при рассмотрении особенностей строения, размножения прокариот и вирусов.
Структура и содержание следующего раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» существенно обновлены и направлены на прослеживание преемственности в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Она проявляется в развитии понятия «ген», которое последовательно обогащается при переходе от учения Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее — к молекулярной теории гена. В связи с проектом «Геном человека», широко транслированным в современную культуру, продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной генетики. Особенностью генетического раздела является рассмотрение:
— закономерностей моногибридного и дигибридного скрещивания, промежуточного характера наследования;
— закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, имеющего большое практическое значение и связывающего генетику с селекцией и теорией эволюции;
Генетический раздел завершает курс биологии 10 класса.
Раздел 11 класса «Среды жизни. Надорганизменные системы. Экосистемы» — логическое продолжение ранее изученного содержания. Многие понятия генетики (аллель, генотип, фенотип, множественный аллелизм или генетическое разнообразие, генофонд) являются основой для изучения понятий экологии. Особенностью данного раздела является:
— ознакомление с различными средами жизни и адаптациями к ним организмов;
— изучение биогеохимических циклов элементов для объяснения происходящих в природе изменений и их последствий;
— обеспечение возможности самореализация личности в экологической деятельности, развития субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды.
Знания по генетике и экологии — фундамент для усвоения раздела «Микро-, макроэволюция. Разнообразие органического мира». Известно, что синтетическая теория эволюции (СТЭ) представляет собой синтез классического дарвинизма, генетики и экологии. Поэтому данную теорию следует изучать после концепций экологии. При рассмотрении проблемы факторов эволюции, изучении закономерностей видообразования широко используются положения генетики. Существенно, что значительное место при рассмотрении эволюционной теории отводится закономерностям макроэволюции. Эмоционально-ценностному восприятию материала способствует отказ от изучения эволюционной теории как научной догмы и обращение к некоторым современным антидарвиновским концепциям, что важно для формирования умения вести научную дискуссию, овладения коммуникативной компетентностью.
Раздел завершается изучением современной системы живых организмов и их классификацией, что отвечает преемственности с курсами биологии основной школы и способствует развитию понятий систематики на новом витке спирали.
Эволюционная подготовка служит фундаментом для рассмотрения в заключительном разделе курса интегративных концепций возникновения и развития жизни на Земле, антропосоциогенеза, перерастания биосферы в ноосферу. Содержание учебного материала о происхождении жизни на Земле построено на основе диалога двух альтернативных подходов — биогенеза и абиогенеза, что позволит выработать более целостный взгляд на проблему, сделать ученика соучастником в ее решении.
Формы организации обучения:
Методы обучения:
Технологии обучения:
Методы контроля:
Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:
МЕСТО БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, Учебник: Биология. 10-11 класс Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова, Москва «Просвещение» 2014 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом, дает распределение учебных часов по разделам курса определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
В связи с тем, что в 11 классе не изучался раздел «Закономерности наследственности и изменчивости» возникает необходимость данный раздел внести в изучение курса общей биологии в 2014-2015 учебном году. Особенностью данного раздела является изучение:
— основных закономерностей наследственности, изменчивость организмов;
— проблем генетики развития, онкогенетики и иммуногенетики;
— методов генной инженерии и технологии клонирования млекопитающих, что согласуется с современной культурно-исторической ситуацией.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10-11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю: 35ч – 10 кл. и 35ч – 11 кл. Всего - 70 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения.
Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
Контрольных работ |
Практических работ |
Лабораторных работ |
1 |
Введение |
1 |
- |
- |
|
Биологические системы: клетка и организм – 22 часа |
|||||
2 |
Химия клетки |
4 |
- |
1 |
|
3 |
Неклеточные формы жизни |
2 |
- |
||
4 |
Клетка— целостная система взаимосвязанных органоидов |
5 |
- |
1 |
|
5 |
Жизненный цикл клетки |
3 |
1 |
||
6 |
Клетка — открытая система. Обмен веществ и превращение энергии |
6 |
- |
1 |
|
7 |
Размножение и развитие организмов |
6 |
- |
||
Основные закономерности наследственности и изменчивости – 11 часов |
|||||
8 |
Закономерности наследственности |
8 |
1 |
- |
|
Итого за год |
35 |
2 |
1 |
1 |
11 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
Контрольных работ |
Практических работ |
Лабораторных работ |
Основные закономерности наследственности и изменчивости 11 часов |
|||||
1 |
Закономерности наследственности |
6 |
- |
- |
- |
2 |
Основные закономерности изменчивости |
3 |
- |
- |
1 |
3 |
Генетика человека |
1 |
- |
1 |
- |
4 |
Генетика и селекция |
1 |
1 |
- |
- |
Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы – 14 часов |
|||||
5 |
Организм и среда |
4 |
- |
- |
- |
6 |
Популяция, вид, биоценоз – живые системы |
4 |
- |
- |
1 |
7 |
Экосистемы |
4 |
- |
- |
- |
8 |
Биосфера |
2 |
1 |
- |
- |
Микро- и макроэволюция. Разнообразие органического мира – 6 часов |
|||||
9 |
Микроэволюция |
3 |
- |
- |
1 |
10 |
Макроэволюция (2 ч) |
2 |
- |
- |
- |
11 |
Разнообразие органического мира (1 ч) |
1 |
- |
- |
- |
Происхождение и развитие жизни на Земле – 2 часа |
|||||
12 |
Происхождение и развитие жизни на Земле |
2 |
1 |
- |
- |
Итого за год |
35 |
3 |
1 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС - уровень стандарт (35ч.)
Введение (1 ч)
Предмет исследования биологии. Системный подход в биологическом познании.
Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для веществ и энергии. Уровни организации живой природы.
Демонстрация: таблицы и схемы, отражающие разнообразие живых систем и экосистем, гербарные материалы; коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, борьбу за существование, результаты искусственного отбора.
Раздел I. Биологические системы: клетка и организм (22 ч)
I. Химия клетки (4 ч)
Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, принцип комплементарности, репликация ДНК. Информационная функция ДНК. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) — универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.
Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.
Лабораторные работы:
1. Роль ферментов в биохимических реакциях.
II. Неклеточные формы жизни (2ч).
Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика.
Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение вирусов, их размножение.
Обобщение знаний:
1. Неклеточные формы жизни — вирусы (семинар).
III. Клетка— целостная система взаимосвязанных органоидов (5 ч)
Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Общий план строения клеток прокариот и эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки — рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.
Лабораторные работы:
2. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот.
IV. Жизненный цикл клетки (3 ч).
Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологический смысл митоза. Редукционное деление — мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафазa I, телофазa I. Мейоз II, его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Регуляция клеточного цикла. Гибель клетки: апоптоз, некроз.
Обобщение знаний:
1. Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).
V. Клетка — открытая система. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч).
Обмен веществ – основа жизнедеятельности клетки. Пластический и энергетический обмен. Гликолиз. Аэробное окисление. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Биосинтез белков. Генетический код. Молекулярная теория гена, ее значение. Этапы биосинтеза белка. Транскрипция - образование и-РНК на матрице ДНК. Трансляция. Центральная догма молекулярной биологии.
Демонстрация таблиц, схем, иллюстрирующих энергетический обмен, фотосинтез, биосинтез белка, опытов, демонстрирующих результаты фотосинтеза.
Обобщение знаний:
1. Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в обменных процессах (семинар).
Практические работы:
1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии
VI. Размножение и развитие организмов (6 ч)
Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов, вегетативное размножение). Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии овогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений. Партеногенез. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный период развития животных. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы митоза, мейоза, стадии онтогенеза, способы бесполого и полового размножения, чередования поколений, двойного оплодотворения.
Лабораторные работы:
4. Строение половых клеток.
Обобщение:
1. Клонирование: перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований (семинар)
Раздел II. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11 ч)
I. Закономерности наследственности (6 ч)
Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия,перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.
Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.
Обобщение знаний.
Практические работы:
2.Решение типовых задач по генетике
11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.)
Раздел I. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11 ч)
I. Закономерности наследственности (6 ч)
Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.
Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.
Обобщение знаний.
1. Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).
II. Основные закономерности изменчивости (3 ч)
Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизм возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова (или теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.
Демонстрация: растения, иллюстрирующие влияние условий среды на изменчивость организмов, таблицы, схемы, поясняющие закономерности мутационной и модификационной изменчивости.
Лабораторные работы:
1. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.
III. Генетика человека (1 ч)
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины.Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение. Генетическая неоднородность человечества — основа его биологического и социального прогресса. Генетические основы иммунитета. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие методы изучения наследственности человека, хромосомные болезни.
Практические работы:
1. Составление родословных.
IV. Генетика и селекция (1 ч)
Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селекции в сохранении видового разнообразия. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива.
Демонстрация: таблицы, фотографии пород, сортов, полиплоидных, мутантных форм, межвидовых гибридов.
Экскурсии:
2. Выведение новых сортов культурных растений и пород животных (на селекционную станцию, сельскохозяйственную выставку, племенную ферму).
Обобщение знаний:
1. Выдающиеся отечественные генетики и селекционеры (конференция).
Раздел II. Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы (14 ч)
I. Организм и среда (4 ч)
Экология, ее значение как ценностно-нормативного знания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни. Водная среда, ее экологические особенности: подвижность, плотность, вязкость, прозрачность, световой и температурный режим, газовый состав водоемов. Адаптации водных организмов к среде. Наземно-воздушная среда. Важнейшие климатические факторы: свет, влажность, температура. Свет как климатический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Почва — самая молодая среда жизни, ее особенности. Живые организмы, как среда жизни.
Демонстрация: схемы, таблицы, рисунки, иллюстрирующие различные среды жизни и действие экологических факторов на организмы.
Обобщение знаний:
1. Среды жизни и экологические факторы (семинар).
II. Популяция, вид, биоценоз – живые системы (4 ч)
Биологический вид – объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции. Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Структура вида. Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей. Возрастная и половая структура популяции. Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биологическое разнообразие, его ценность. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция. Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, гербарные экземпляры, иллюстрирующие критерии вида, популяционные структуры, типов межвидового взаимодействия.
Лабораторные работы:
2. Изучение критериев вида.
Обобщение знаний:
1. Надорганизменные системы: популяция, вид (семинар).
III. Экосистемы (4 ч)
Биогеоценоз. Экосистема. Вклад А.Д. Тенсли и В.Н. Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные группы организмов в экосистеме. Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. Трофическая структура биогеоценоза. Цепи питания: пастбищные и детритные. Трофические уровни. Правило экологических пирамид. Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии. Отличие естественных и искусственных экосистем (агроэкосистем). Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Пути повышения устойчивости агроценозов. Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере. Опасность обеднения биологического разнообразия планеты, пути его сохранения. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие экосистемную организацию жизни и воздействие человека на живую природу, гербарные материалы, таблицы, иллюстрирующие типы межвидового взаимодействия, разнообразие экосистем; схемы, рисунки, отражающие видовую, пространственную и трофическую структуры биоценозов.
Обобщение знаний:
1. Пути сохранения биологического разнообразия (защита проектов).
IV. Биосфера (2 ч)
Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. Краткая история создания и основные положения учения о биосфере. В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. «Всюдность» жизни в биосфере, границы биосферы. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество, его свойства и геохимические функции. Круговорот веществ — основа целостности биосферы.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие границы биосферы, биогеохимические циклы.
Обобщение знаний:
1. Вклад учения о биосфере в общечеловеческую культуру.
Раздел III. Микро- и макроэволюция. Разнообразие органического мира (5 ч)
V. Микроэволюция (3 ч)
Развитие эволюционных взглядов + Дарвин. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Популяция — элементарная эволюционная структура. Вклад С.С. Четверикова в становление и развитие генетики популяций. Популяционные волны — фактор микроэволюции, случайно изменяющий частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции. Естественный отбор — направляющий фактор микроэволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий отбор. Творческая роль естественного отбора. Изоляция — фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Формы изоляции:
географическая, биологическая. Возникновение приспособлений — результат действия факторов микроэволюции. Видообразование — результат микроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие действие факторов эволюции, приспособленность организмов к среде обитания, способы видообразования.
Лабораторные работы:
2. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
Обобщение знаний:
1. Дарвинизм и антидарвинизм о факторах эволюции (дискуссия).
VI. Макроэволюция (2 ч)
Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. И.И. Мечников,А.О. Ковалевский — основоположники эволюционной эмбриологии. Биогенетический закон. Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии . Закономерности макроэволюции. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен — выдающиеся отечественные эволюционисты.
Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные экземпляры, иллюстрирующие ароморфозы, идиоадаптации, общую дегенерацию.
VII. Разнообразие органического мира (1 ч)
Система живых организмов. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации (бинарная номенклатура, принцип соподчиненности таксонов). Царства живой природы: Бактерии, Животные, Растения, Грибы.
Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные материалы и коллекции, иллюстрирующие разнообразие живых организмов.
Раздел IV. Происхождение и развитие жизни на Земле.
I. Происхождение и развитие жизни на Земле (2 ч)
Био- и абиогенез. Гипотеза А.И. Опарина. История развития жизни на Земле. Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Этапы эволюции человека. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в ходе антропосоциогенеза.
Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, окаменелости, отпечатки, гербарные материалы, коллекции, иллюстрирующие развитие жизни на нашей планете
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных и человека; популяций; экосистем; биосферы; животных своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращениие энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
БИОЛОГИЯ
Критерии и нормы оценки ЗУН учащегося (учащейся)
Общедидактические
При оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается:
Отметка «5» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «4» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «3» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «2» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «1» выставляется, если учащийся: |
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Устный ответ
Отметка «5» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Самостоятельные письменные и контрольные работы
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Практические и лабораторные работы
Отметка «5» выставляется, если: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае, если: |
|
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Наблюдение за объектом.
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубые ошибки |
|
Негрубые ошибки |
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. |
Недочёты |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС. УМК ЛИНИИ «СФЕРЫ»
(34 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Лабораторные, практические работы |
Домашнее задание |
|||||
по плану |
по факту |
|||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) |
||||||||||
1. |
6.09 |
|
Основные свойства живых систем. Уровни организации живой природы. |
Вводный |
|
§ 1стр.8-9 |
||||
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ .РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( 18 Ч.) |
||||||||||
2. |
13.09 |
|
Биохимия. Неорганические вещества. |
Комбинированный |
|
§2 стр.10-11 |
||||
3. |
20.09 |
|
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. |
Комбинированный |
|
§3 стр.12-13 |
||||
4. |
27.09 |
|
Белки: строение молекулы, биологические функции. |
Комбинированный |
|
§ 4 стр.14-15 |
||||
5. |
4.10 |
|
Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота. |
Комбинированный |
Лабораторная работа №1 «Роль ферментов в клетке» |
§4 стр.16-17 |
|
|||
|
11.10 |
|
Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. |
|
|
|
|
|||
6. |
18.10 |
|
Вирусные болезни – глобальная опасность. (семинар) |
Комбинированный |
|
§5 стр.18-19 |
|
|||
7. |
25.10 |
|
Клеточная теория. Общий план строения клеток прокариот и эукариот. |
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Проверочная работа: «Вещества и химические процессы в клетке» |
§ 6 стр.20-21 |
|
|||
8. |
8.11 |
|
Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции.
|
Комбинированный |
Лабораторная работа №2 « Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов. |
§7 стр.22-23 |
||||
9. |
15.11 |
|
Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки.
|
Комбинированный |
Лабораторная работа №3 « Движение цитоплазмы» Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза»
|
§8 стр. 24-25 |
|
|||
10. |
22.11 |
|
Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы. |
Комбинированный |
|
§9 стр.26-27 |
|
|||
11. |
29.11 |
|
Обобщение знаний: Клетка - целостная система . |
Комбинированный |
|
§10 стр. 28-29 |
|
|||
12. |
6.12 |
|
Строение и функции клеточного ядра.
|
Комбинированный |
|
§11 стр. 30-31 |
|
|||
13. |
13.12 |
|
Деление клетки. Митоз. Мейоз. . Контрольная работа № 1
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Проверочная работа: «Клетки эукариотических организмов» |
§12 стр. 32-33 |
|
|||
14. |
20.12 |
|
Способы размножения организмов
|
Комбинированный |
|
§13 стр. 34-35 |
|
|||
15. |
27.12 |
|
Образование половых клеток. Оплодотворение. |
Комбинированный |
|
§14 стр. 36-37 |
|
|||
16. |
14.01 |
|
Индивидуальное развитие клеток ( онтогенез) |
Комбинированный |
Лабораторная работа №5 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки» |
§15 стр.38-39 |
||||
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ( 15 Ч.) |
|
|||||||||
20. |
21.01 |
|
Закономерности наследственности. Первый и второй законы Г. Менделя. |
Комбинированный |
|
§ 18 стр.46-47 |
|
|||
21. |
28.01 |
|
Объяснение закона Г. Менделя с позиции гипотезы чистоты гамет |
Урок приобретения новых знаний |
|
§ 19 стр. 48-49 |
|
|||
22-23. |
4.02 11.02 |
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.Решение генетических задач. |
Урок приобретения новых знаний |
|
§ 20 стр.50-51 |
|
|||
24. |
18.02 25.02 |
|
Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Г. Менделя. |
Урок приобретения новых знаний
|
|
§21 стр.52-53 |
|
|||
25-26. |
4.03 11.03 18.03
|
|
Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом. Решение генетических задач.
|
Урок контроля и проверки знаний |
|
§22 стр.54-55 |
|
|||
27 |
1.04 |
|
Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. |
Урок контроля и проверки знаний |
|
§23 стр. 56-57 |
|
|||
28. |
8.04 |
|
Взаимодействие генов . Цитоплазматическая наследственность. |
Комбинированный |
|
§24 стр. 58-59 |
|
|||
29 |
15.04 |
|
Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция. |
Урок-закрепление |
|
§22-24 |
|
|||
30. |
22.04 |
|
Генетический код, его свойства. Биосинтез белков. |
Комбинированный |
|
§ 25 стр.60-61 |
|
|||
31. |
29.04 |
|
Итоговая контрольная работа |
Урок контроля и проверки знаний
|
|
§26 стр. 62-63 |
||||
32. |
6.05 |
|
Молекулярная теория гена. Генная инженерия. |
Урок приобретения новых знаний |
|
§26 стр. 64-65 |
||||
33. |
13.05 |
|
Решение генетических здач |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|||
34. |
20.05 |
|
Повторение. Обобщение |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|||
35. |
27.05 |
|
Повторение. Обобщение |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
|||
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
- полнота и правильность - это правильный, полный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ;
- нет ответа.
При балльной системе оцениванияобучающихся всех уровней обучения применяются следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
- соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
- знания всего изученного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
- наличие незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
- соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
- наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
- незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;
- отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;
- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания.
При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
- грубые ошибки;
- однотипные ошибки;
- негрубые ошибки;
- недочеты.
К ГРУБЫМ ОШИБКАМ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделять главное в ответе;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником;
- нарушение техники безопасности.
К ОДНОТИПНЫМ ОШИБКАМотносятся ошибки на одно и то же правило.
К НЕГРУБЫМ ОШИБКАМ следует относить:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде.
НЕДОЧЁТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений, заданий;
- ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа
При организации учебно-образовательной деятельности предполагается использование учебно-методического комплекта.
ОЦЕНИВАНИЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Отметка «1»:
Отказ отвечать
ОЦЕНИВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ, ОПЫТОВ
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению опыта
ОЦЕНИВАНИЕ УМЕНИЙ СТАВИТЬ ОПЫТЫ.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта; - самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта; - логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не отобрано нужное оборудование;
- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
.
ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
( в том числе, биологические диктанты)
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка"1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
ОЦЕНИВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ.
Отметка"5" ставится, если ученик:
- правильно по заданию учителя провел наблюдение;
- выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Отметка"4" ставится, если ученик:
- правильно по заданию учителя провел наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
- допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка"3" ставится, если ученик:
- допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
- допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка "1" ставится, если ученик:
- Не владеет умением проводить наблюдение.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:
Отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания
на 91-100%;
Отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;
Отметка«3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;
Отметка«2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.
Отметка«1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПОРНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА (ОСК) ПО БИОЛОГИИ:
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Полнота использования учебного материала.
· Объём ОСК для 11 классов один лист формата А 4).
· Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
· Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
· Грамотность (терминологическая и орфографическая).
· Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
· Самостоятельность при составлении.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ
(КОМАНДЕ) В ИГРАХ КВН И ДР.
· умение распределить работу в команде;
· умение выслушать друг друга;
· согласованность действий;
· правильность и полнота выступлений.
· Активность
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем и обучающимися вопросов и сформулировать точные ответы на них.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
1) Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2013.
2) Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012.
3) Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
Для учащихся:
1) Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы
http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы Интернет в области биологии. К сожалению, не все ссылки работают.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
http://learnbiology.narod.ru/ - Сетевой ресурс биология в Интернете на
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - электронный учебник по биологии
педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).
http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
http://www.science.up-life.ru/biologiya.html - Школа интерактивного обучения, виртуальные лабораторные работы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.