Рабочая программа по биологии 10 кл
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии 10 кл

Оценка 4.6
doc
24.10.2021
Рабочая программа по биологии 10 кл
рабочая программа по биологии 10 кл..doc

 «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                     Директор МОУ СОШ пос. МИС

__________________ Жало М.С.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. МИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии

 

10 класс

 

 

 

 

Составитель:              

             учитель  биологии

Мачука Людмила Михайловна

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

  Рабочая программа  по биологии  для 10 класса составлена  на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 10—11 классы.» - М.: Дрофа, 2012.). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа  разработана с учетом времени, выделенного на преподавание общей биологии в 10 классе: 34  часа  (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В. В. Пасечника  Биология. 10 класс - М.: «Просвещение», 2019 г.

Программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные

 

При окончании 10 класса обучающиеся  получат возможность научиться:

·         основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

·        строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

·        сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

·        вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·        биологическую терминологию и символику;

·         объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и не­живой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний,  мутаций; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

·         решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

·         выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

·         сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, за­родыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·         анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности  в окружающей среде;

·         находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

Метапредметные

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

 давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

 осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

 

Личностные

По окончанию курса обучающийся  получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·         оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·         оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

·    Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

·    В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

·    Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

·    Понимая  позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

·    Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

     Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания 4 ч.

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Раздел 2. Клетка. 11 ч.
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория. Тема 2.2. Химический состав клетки. Тема 2.3. Строение клетки
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке. Тема 2.5. Вирусы.

Раздел 3. Организм. 19 ч.
Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов. Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов.Тема 3.3. Размножение. Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

Программа  предусматривает формирование у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой В.В. Пасечника. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование обще учебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. В 10 классе 2 часа резервного времени используются  на лабораторные работы в  теме «Строение клетки» (Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных» Л/р №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»)  и на обобщающий урок за курс 10 класса.

 

Тематическое планирование

 

Наименование темы

Количество часов

Из них:

 

Практ.

работы

Лаборат.

 работы

Контр.

работы

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

4

-

 

 

-

 

 

-

 

 

Раздел 2. Клетка.

11



-


3


 

-


 

 

Раздел 3. Организм

19

4

1

 

-

 



Итого

34

 

4

4

2

 

Календарно-тематическое планирование

 

урока

Наименование разделов и тем

 

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

 

 

Биология как наука. Методы научного познания 4 ч.

 

1

ИОТ № 1. Краткая история развития биологии

 

 

 

 

2

Методы исследования в биологии

 

 

 

 

3

Сущность жизни и свойства живого

 

 

 

 

4

Уровни организации живой материи

 

 

 

Клетка 11 ч.

 

 

5

Методы цитологии. Клеточная теория.

 

 

 

6

Особенности химического состава клетки.

 

 

 

7

Неорганические вещества и их роль в клетке

 

 

 

8

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

 

 

 

 

9

Белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и их роль в жизнедеятельности клетки

 

 

 

 

10

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы, их функции

 

 

 

 

11

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения Л/р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

 

 

 

 

12

Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Л/р №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

 

 

 

 

13

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

 

 

 

 

14

ДНК – носитель наследственной информации

 

 

 

 

15

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

 

 

 

 

Организм   19 ч.

16

Организм – единое целое

 

 

 

17

Обмен веществ и энергии в клетке – свойство живых организмов

 

 

 

 

18

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий

 

 

 

 

19

Митоз. Амитоз

 

 

 

 

20

Мейоз

 

 

 

 

21

Формы размножения организмов. Половое. Бесполое

 

 

 

 

22

Оплодотворение

 

 

 

23

Онтогенез – индивидуальное развитие организма

Л/р №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

 

 

 

 

24

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

 

 

 

 

25

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание

К/ р  по теме «Размножение. Индивидуальное развитие организмов»

 

 

 

 

 

 

26

Дигибридное скрещивание. П/р  №1 «Составление простейших схем скрещивания»

 

 

 

 

27

Хромосомная теория наследственности

 

 

 

 

28

Генетическое определение пола П/р №2 «Решение элементарных генетических задач»

 

 

 

 

29

Изменчивость. Виды изменчивости.

Биологический диктант.

 

 

 

 

 

30

Виды мутаций. Причины мутаций П/р № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

 

 

 

 

31

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

 

 

 

 

32

Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. К/р  теме «Наследственность и изменчивость».

 

 

 

 

 

33

Основные методы селекции и биотехнологии

 

 

 

 

34

Современное состояние и перспективы биотехнологии П/р №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

 

 

 

 

 

Согласовано.

Протокол заседания  педагогического совета

от  30 .08.2021 года  № 6.

 

Согласовано.

Заместитель директора по УВР__________ В.А.Кудрявцева

«30» августа  2021 года.


УТВЕРЖДАЮ»

УТВЕРЖДАЮ»

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством

Метапредметные • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности

Метапредметные • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Строение клетки: ЭПС, комплекс

Строение клетки: ЭПС, комплекс

Л/р №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» 24Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека 25Генетика…

Л/р №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» 24Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека 25Генетика…

Генетика – теоретическая основа селекции

Генетика – теоретическая основа селекции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021