ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса на базовом уровне составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Программы «биолигия», авторы-составители Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,
- В соответствии с Учебным планом МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 20___ - 20___ учебный год.
Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 5 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики классного коллектива.
Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Роль и место дисциплины:Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 1. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «ТСОШ №2». Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Актуальность: Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Возрастные особенности учащихся:
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, начинает зарождаться новый вид учебного мотива (продолжается активно в 6 классе)— мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Родителям и учителям делать акцент на понимании зачем учиться, где могут понадобиться в практической жизне те или иные знания, почему они важны. Формирование мотивов учения осуществляется через внедрение новых предметов, через поиск ответов на вопросы : «Зачем мы изучаем этот предмет? Где нам может понадобиться эти знания?» - ответ: для более высокого статуса среди людей, для карьеры, для самоуважения, для личностного развития — аргумент, на первооначальных стадиях формирования нового мотива, должен быть эмоционально привлекателен для ребенка — надо смотреть на чём можно «сыграть» исходя из конкретных личностных особенностей ребенка. Появляются следующие центральные личностные образования: ñ произвольная саморегуляция поведения и деятельности, ñ появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ñ пробуждение активного стремления к самостоятельности, «завоевание» независимости, ñ ориентация на группу сверстников. Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классе: ñ формирование мотива учения (внешние мотивы — хорошая оценка, поощрение, начинают уступать место внутренним мотивам — а зачем мне лично это понадобиться), ñ развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, ñ развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности - умение учиться, ñ раскрытие индивидуальных способностей и особенностей, ñ становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям, ñ усвоение социальныхнорм, нравственное развитие личности, ñ развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей, ñ развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов; ñ развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других; ñ формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;ñ формирование представлений о себе. Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе. Надо отметить, что психолого-педагогические задачи, перечисленные выше, входят в сферу компетентности и решаются не только через работу социально-психологической службы, но и через работу педагогов, родителей и самих детей. Следует особо отметить, что в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и преобретает для подростков особое значение. Для них начиная с 6 класса особенно важно, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравяться разного рода дискуссии, рассуждения, размышления. Самооценка неустойчива, прыгает от заниженной к резко завышенной — в этом возрасте, как правило, подростки особенно остро воспринимают деления по разным категориям (хуже-лучше, умнее-глупее, красивее — не красивее и др. недолюбливают разного рода соревновательные конкурсы и т.д), боятся и негативно воспринимают такого рода действия. Это снижает и без того неустойчивую, склонную к занижению самооценку. Соревновательный мотив, который порой так любят взрослые, они воспринимают как попытки их унизить, подчеркнуть слабые места — в этом случае ожидания взрослого могут не оправдаться — вместо ожидаемого позитивного результата — активизируется ребенок, разовьется самолюбие, желание себя отстоять, стать лучше, доказать и т.д — обычно приводит к совершенно противоположному результату — ребёнок может замкнуться в себе, стать пассивным, неуверенным в себе и своих силах. Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между родителями, сверстниками и учителями
Особенности программного материала:
Современные требования к организации учебного процесса:
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
Нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствиесодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся, их особенностями возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленностьсодержанияобразованиянаформированиеобщихучебныхуменийинавыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формированиеключевыхкомпетенций–готовностиучащихсяиспользоватьусвоенныезнания, уменияиспособыдеятельностивреальнойжизнидлярешенияпрактическихзадач;
обеспечениекомпьютернойграмотностичерезпроведениемультимедийныхуроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 5класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности
начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствиясодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностногохарактераобразованияинаправленностисодержаниянаформированиеобщихучебныхумений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, уменияиспособыдеятельностивреальнойжизнидлярешенияпрактическихзадач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Региональный компонент включен в основном в уроки по изучению флоры и фауны местного региона. При изучении Красной Книги Бурятии.
Характеристика УМК:
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И.Сонин, А.А. Плешаков«Введение в биологию.»5класс: - М.: Дрофа, 2012.; Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь по биологии. 5класс. Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2012Электронное приложениеwww,drofa.ru
Целевая установка
Цель рабочей программы: практическая реализация основной образовательной программы
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА |
Дата проведения |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение |
||
1 |
Что такое живой организм |
|
2 |
Наука о живой природе |
|
3 |
Методы изучения живой природы. Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» |
|
4 |
Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» |
|
5 |
Живые клетки. Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» |
|
6 |
Химический состав клетки. П..Р. № 1 «Определение состава семян пшеницы» |
|
7 |
Вещества и явления в окружающем мире П.Р №2 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. |
|
8 |
Великие естествоиспытатели |
|
9 |
Тестирование по теме «Живой организм строение и изучение |
|
Раздел 2.Многообразие живых организмов |
||
10 |
Как развивалась жизнь на Земле |
|
11 |
Разнообразие живого |
|
12 |
Бактерии |
|
13 |
Грибы |
|
14 |
Общая характеристика растений. Водоросли. |
|
15 |
Мхи |
|
16 |
Папоротники |
|
17 |
Голосеменные растения |
|
18 |
Покрытосеменные (цветковые) растения |
|
19 |
Значение растений в природе и жизни человека |
|
20 |
Общая характеристика животных. Простейшие |
|
21 |
Беспозвоночные |
|
22 |
Позвоночные |
|
23 |
Значение животных в природе и жизни человека |
|
24 |
Итоговая работа по теме «Многообразие живых организмов» |
|
Раздел 3. Среда обитания живых организмов |
||
25 |
Три среды обитания |
|
26 |
Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. П.Р. № 3 «Определение наиболее распространенных растений и животных» |
|
27 |
Природные зоны Земли |
|
28 |
Жизнь в морях и океанах |
|
Раздел 4.Человек на Земле |
||
29 |
Как человек появился на Земле |
|
30 |
Как человек изменил Землю |
|
31 |
Жизнь по угрозой |
|
32 |
Не станет ли Земля пустыней |
|
33 |
Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р. № 4 «Измерение своего роста и массы тела» |
|
34 |
Растения и животные, занесённые в Красную книгу. |
|
35 |
Подведение итогов работы за год. Выставление оценок. Задание на лето |
|
|
Итого 35 часов |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература для учителя
1. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.
7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
8. Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.
9. Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.
10. Красная книга РД.
11. Красная книга России.
12. СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.
13. сайт Htt// fejon.edu.pu.
14. сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.