Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
docx
03.01.2021
Рабочая программа по биологии 5 класс
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса на базовом уровне составлена на основе:  Закона Российской Федерации «Об образовании»;  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);  Фундаментального ядра содержания общего образования;  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  Программы «биолигия», авторы-составители Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  В соответствии с Учебным планом МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 20___ - 20___ учебный год. Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 5 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики классного коллектива. Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). 1. Рабочая программа составлена на основе рабочей государственной программы по биологии для общеобразовательных школ 5-9 классы Москва «Дрофа» 2012 г.
Биология 5 класс.docx

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа по биологии  для 5 класса на базовом уровне составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

- Фундаментального ядра содержания  общего образования;

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Программы «биолигия», авторы-составители  Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 

- В соответствии с Учебным планом МКОУ «Телетлинская  СОШ №2» на 20___ - 20___ учебный год.  

Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии  в 5 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 5  класса и специфики классного коллектива.

Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

  1. Рабочая программа составлена на основе рабочей государственной программы по биологии для общеобразовательных школ 5-9 классы Москва «Дрофа» 2012 г.

Роль и место дисциплины:Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 1. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «ТСОШ №2». Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

            Учебное содержание курса биологии включает:

            Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

            Актуальность: Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.       Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

            В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Возрастные особенности учащихся:          

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, начинает зарождаться новый вид учебного мотива (продолжается активно в 6 классе)— мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Родителям и учителям делать акцент на понимании зачем учиться, где могут понадобиться в практической жизне те или иные знания, почему они важны. Формирование мотивов учения осуществляется через внедрение новых предметов, через поиск ответов на вопросы : «Зачем мы изучаем этот предмет? Где нам может понадобиться эти знания?» - ответ: для более высокого статуса среди людей, для карьеры, для самоуважения, для личностного развития — аргумент, на первооначальных стадиях формирования нового мотива, должен быть эмоционально привлекателен для ребенка — надо смотреть на чём можно «сыграть» исходя из конкретных личностных особенностей ребенка. Появляются следующие центральные личностные образования: ñ произвольная саморегуляция поведения и деятельности, ñ появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ñ пробуждение активного стремления к самостоятельности, «завоевание» независимости, ñ ориентация на группу сверстников. Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классе: ñ формирование мотива учения (внешние мотивы — хорошая оценка, поощрение, начинают уступать место внутренним мотивам — а зачем мне лично это понадобиться), ñ развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, ñ развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности - умение учиться, ñ раскрытие индивидуальных способностей и особенностей, ñ становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям, ñ усвоение социальныхнорм, нравственное развитие личности, ñ развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей, ñ развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов; ñ развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других; ñ формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;ñ формирование представлений о себе. Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе. Надо отметить, что психолого-педагогические задачи, перечисленные выше, входят в сферу компетентности и решаются не только через работу социально-психологической службы, но и через работу педагогов, родителей и самих детей. Следует особо отметить, что в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и преобретает для подростков особое значение. Для них начиная с 6 класса особенно важно, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравяться разного рода дискуссии, рассуждения, размышления. Самооценка неустойчива, прыгает от заниженной к резко завышенной — в этом возрасте, как правило, подростки особенно остро воспринимают деления по разным категориям (хуже-лучше, умнее-глупее, красивее — не красивее и др. недолюбливают разного рода соревновательные конкурсы и т.д), боятся и негативно воспринимают такого рода действия. Это снижает и без того неустойчивую, склонную к занижению самооценку. Соревновательный мотив, который порой так любят взрослые, они воспринимают как попытки их унизить, подчеркнуть слабые места — в этом случае ожидания взрослого могут не оправдаться — вместо ожидаемого позитивного результата — активизируется ребенок, разовьется самолюбие, желание себя отстоять, стать лучше, доказать и т.д — обычно приводит к совершенно противоположному результату — ребёнок может замкнуться в себе, стать пассивным, неуверенным в себе и своих силах. Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между родителями, сверстниками и учителями

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

Нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их  физическое и психическое здоровье;

соответствиесодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся, их  особенностями возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленностьсодержанияобразованиянаформированиеобщихучебныхуменийинавыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой  деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формированиеключевыхкомпетенций–готовностиучащихсяиспользоватьусвоенныезнания, уменияиспособыдеятельностивреальнойжизнидлярешенияпрактическихзадач;

обеспечениекомпьютернойграмотностичерезпроведениемультимедийныхуроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела  биологии 5класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности

начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствиясодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностногохарактераобразованияинаправленностисодержаниянаформированиеобщихучебныхумений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, уменияиспособыдеятельностивреальнойжизнидлярешенияпрактическихзадач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Региональный компонент включен в основном в уроки по изучению флоры и фауны местного региона. При изучении Красной Книги Бурятии.

Характеристика УМК:

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

            Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

            Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

            Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

            Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

            Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

            Учебное содержание курса биологии включает:

            Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, А.А. Плешаков«Введение в биологию.»5класс: - М.: Дрофа, 2012.; Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь по биологии. 5класс. Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2012Электронное приложениеwww,drofa.ru

Целевая установка

Цель рабочей программы: практическая реализация основной образовательной программы

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

ТЕМА

Дата проведения

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

1

Что такое живой организм

 

2

 Наука о живой природе

 

3

 Методы изучения живой природы. Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудова­нием для научных исследований»

 

4

 Увеличительные приборы. Л.Р. № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

 

5

Живые клетки. Л.Р. № 3 «Строе­ние клеток кожицы чешуи лука»

 

6

 Химический состав клетки. П..Р. № 1 «Определение состава семян пшеницы»

 

7

Вещества и явления в окружающем мире П.Р №2  «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

 

8

Великие естествоиспытатели

 

9

Тестирование по теме «Живой организм строение и изучение

 

Раздел 2.Многообразие живых организмов

10

Как развивалась жизнь на Земле

 

11

Разнообразие живого

 

12

Бактерии

 

13

Грибы

 

14

Общая характеристика растений. Водоросли.

 

15

Мхи

 

16

Папоротники

 

17

Голосеменные растения

 

18

Покрытосеменные (цветковые) растения

 

19

 Значение растений в природе и жизни человека

 

20

Общая характеристика животных. Простейшие

 

21

Беспозвоночные

 

22

Позвоночные

 

23

Значение животных в природе и жизни человека

 

24

Итоговая  работа по теме «Многообразие живых организмов»

 

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

25

Три среды обитания

 

26

Жизнь на разных материках: Евр­азия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия, Ан­тарктида. П.Р. № 3 «Определение наиболее распространенных ра­стений и животных»

 

27

Природные зоны Земли

 

28

Жизнь в морях и океанах

 

Раздел 4.Человек на Земле

29

 Как человек появился на Земле

 

30

Как человек изменил Землю

 

31

Жизнь по угрозой

 

32

Не станет ли Земля пустыней

 

33

 Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р. № 4 «Измерение сво­его роста и массы тела»

 

34

 Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

 

35

Подведение итогов работы за год. Выставление оценок. Задание на лето

 

 

Итого 35 часов

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Методическая литература для учителя

1.      Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.

2.      Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.

3.      Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.

4.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

5.      Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6.      Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.

7.      Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

8.    Новиков В.С. Атлас определитель «Дикорастущие растения» / В.С.Новиков, И.А.Губанов. - М.: Дрофа, 2007.

9.                  Атлас определитель «Растения леса», «Животные луга», «Птицы леса», «Животные леса», «Растения луга» / Е.Т. Бровкина, В.И.Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2007 г.

10.              Красная книга РД.

11.              Красная книга России.

12.              СИМБИОЗ:Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.

13.              сайт Htt// fejon.edu.pu.

14.              сайтHtt//school-collectjon.edu.ru.

 



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса на базовом уровне составлена на основе: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса на базовом уровне составлена на основе: -

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний

Появляются следующие центральные личностные образования: ñ произвольная саморегуляция поведения и деятельности, ñ появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ñ пробуждение активного стремления…

Появляются следующие центральные личностные образования: ñ произвольная саморегуляция поведения и деятельности, ñ появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ñ пробуждение активного стремления…

Нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; соответствиесодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся, их особенностями возможностям; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленностьсодержанияобразованиянаформированиеобщихучебныхуменийинавыков, обобщенных…

Нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; соответствиесодержанияобразованиявозрастнымзакономерностямразвитияучащихся, их особенностями возможностям; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленностьсодержанияобразованиянаформированиеобщихучебныхуменийинавыков, обобщенных…

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Здоровье человека и безопасность жизни

Здоровье человека и безопасность жизни
Скачать файл