Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
docx
14.03.2024
Рабочая программа по биологии 5 класс
5 класс.docx

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия  от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287); на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации (приказ от 18 мая 2023 года № 370), с учетом Концепции преподавания биологии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО)  (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).

Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму  электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 г. № 816; «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ Гимназия, приказ от 06.04.2020 № 171)»

УМК учебного предмета: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций Биология: базовый уровень:/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. - Москва: Просвещение, 2023

Общая характеристика учебного предмета «биология»:

Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

Цели изучения учебного предмета «биология»:

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

- формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

- формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека;

- формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

- формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

- формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Место учебного предмета «география» в учебном плане:

Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.

2.                  Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

Патриотического воспитания:

- отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;

Духовно-нравственного воспитания:

- готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

- понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;

Эстетического воспитания:

- понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;

Трудового воспитания:

- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;

Экологического воспитания:

- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

- осознание экологических проблем и путей их решения;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

Ценности научного познания:

- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- адекватная оценка изменяющихся условий;

- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

- овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям;

- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

- регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

- открытость себе и другим;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по биологии являются:

- характеризовать биологию как науку о живой природе, называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;

- перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение биологических знаний для современного человека, профессии, связанные с биологией (4–5 профессий);

- приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;

- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

- применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

- различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы, различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии, природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах, представителей флоры и фауны природных зон Земли, ландшафты природные и культурные;

- проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

- раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

- выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;

- аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека, анализировать глобальные экологические проблемы;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

- демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

- выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников, описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления, выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

- владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

- создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

3.                  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Формы и виды учебной деятельности

Действия с предметным материалом

Метапредметные результаты (УУД)

Личностные образовательные результаты / воспитательные эффекты

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1-4

Биология – наука о живой природе

4

Урок открытия нового знания

Комбинированный

 

Работа с учебником, индивидуальная работа, работа с электронными образовательными ресурсами

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами. Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека. Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы. Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете. Обоснование правил поведения в природе

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений)

Регулятивные УУД: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания

Понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

5-8

Методы изучения живой природы

4

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

 

Работа с учебником, работа с понятиями, групповая работа

Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание. Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами. Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов. Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ

Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

9-18

Организмы – тела живой природы

10

Комбинированный

Работа с учебником, работа с контурной картой, работа в парах

Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов. Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов. Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение. Обоснование роли раздражимости клеток. Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития. Анализ причин разнообразия организмов. Классифицирование организмов. Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость. Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей

Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях Коммуникативные УУД: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи

Принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

19-24

Организмы и среда обитания

6

Урок-практикум Комбинированный

Работа с учебником, индивидуальная работа

Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям

Познавательные УУД: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений Регулятивные УУД: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

Ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368  

25-30

Природные сообщества

6

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

 

Работа с учебником, индивидуальная работа, работа с электронными образовательными ресурсами

Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.). Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков. Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы

Познавательные УУД: прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Регулятивные УУД: вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

31-34

Живая природа и человек

3

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

 

Работа с учебником, работа в парах, работа с электронными образовательными ресурсами

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природе

Познавательные УУД: формирование знаний о сельском хозяйстве России и его основных отраслях

Коммуникативные УУД: формирование умений осуществлять поиск необходимой учебной информации, использовать средства информационных технологий, работать

в группе, вступать в диалог, вести дискуссию

Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Календарно-тематическое планирование

Номер урока

 

 

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

По плану

По факту (с указанием корректировочных мероприятий)

1

Биология – наука о живой природе

Живая и неживая природа. Признаки живого

1

 

 

2

 

Биология - система наук о живой природе

1

 

 

3

 

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

Стартовая контрольная работа

1

 

 

4

 

Источники биологических знаний

1

 

 

5

Методы изучения живой природы

Научные методы изучения живой природы

1

 

 

6

 

Методы изучения живой природы: измерение Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа №1 «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа»

1

 

 

7

 

Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа №1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»

1

 

 

8

 

Методы изучения живой природы: описание. Контрольная работа №1 по темам «Биология – наука о живой природе» и «Методы изучения живой природы»

1

 

 

9

Организмы – тела живой природы

Понятие об организме

1

 

 

10

 

Увеличительные приборы для исследований

1

 

 

11

 

Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа №2 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)»

1

 

 

12

 

Жизнедеятельность организмов

1

 

 

13

 

Свойства живых организмов. Лабораторная работа №3 «Наблюдение за потреблением воды растением»

1

 

 

14

 

Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа №2 «Ознакомление с принципами систематики организмов»

1

 

 

15

 

Многообразие и значение растений

1

 

 

16

 

Многообразие и значение животных

1

 

 

17

 

Многообразие и значение грибов

1

 

 

18

 

Бактерии и вирусы как форма жизни.

Контрольная работа №2 по теме «Организмы – тела живой природы»

1

 

 

19

Организмы и среда обитания

Среды обитания организмов

1

 

 

20

 

Водная среда обитания организмов

1

 

 

21

 

Наземно-воздушная среда обитания организмов

1

 

 

22

 

Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

1

 

 

23

 

Организмы как среда обитания

1

 

 

24

 

Сезонные изменения в жизни организмов

1

 

 

25

Природные сообщества

Понятие о природном сообществе

1

 

 

26

 

Взаимосвязи организмов в природных сообществах

1

 

 

27

 

Пищевые связи в природных сообществах

1

 

 

28

 

Разнообразие природных сообществ. Контрольная работа №3 по темам «Организмы и среда обитания» и «Природные сообщества»

1

 

 

29

 

Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа №4 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)»

1

 

 

30

 

Природные зоны Земли, их обитатели

1

 

 

31

Живая природа и человек

Влияние человека на живую природу

1

 

 

32

 

Глобальные экологические проблемы

1

 

 

33

 

Пути сохранения биологического разнообразия

1

 

 

34

 

Итоговая контрольная работа

1

 

 

Программой предусмотрено проведение следующих видов работ:

- контрольные работы – 5 работ

- лабораторные работы – 4 работы

- практические работы – 3 работы

Перечень контрольных работ

1.                  Стартовая контрольная работа – 1

2.                  Контрольная работа №1 по темам «Биология – наука о живой природе» и «Методы изучения живой природы» – 1

3.                  Контрольная работа №2 по теме «Организмы – тела живой природы» – 1

4.                  Контрольная работа №3 по темам «Организмы и среда обитания» и «Природные сообщества» - 1

5.                  Итоговая контрольная работа – 1

Перечень лабораторных работ

1.                  Лабораторная работа. №1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» - 1

2.                  Лабораторная работа №2 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» - 1

3.                  Лабораторная работа №3 «Наблюдение за потреблением воды растением» - 1

4.                  Лабораторная работа №4 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» - 1

Перечень практических работ

1.                  Практическая работа №1 «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» - 1

2.                  Практическая работа №2 «Ознакомление с принципами систематики организмов» - 1

3.                  Практическая работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» - 1

Количество лабораторных и практических работ утверждено ГМО

В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

-              онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

-              онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум

-              онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-тестирование и самооценка знаний;

-              синхронная / асинхронная телеконференция;

-              онлайн-олимпиада;

-              веб-занятие;

-              веб-квест;

-              лабораторная работа;

-              практическая работа;

-              научно-исследовательская работа;

-              самостоятельная внеаудиторная работа;

-              офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

-              работа с электронным учебником;

-              работа с электронными рабочими тетрадями;

-              работа с интерактивными картами;

-              выполнение интерактивных заданий;

-              просмотр видеолекций;

-              прослушивание аудиолекций;

-              компьтерное тестирование;

-              онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

-              изучение печатных и других учебных и методических материалов;

-              самостоятельное изучение учебного материала;

-              выполнение виртуальных лабораторных работ;

-              выполнение практических работ;

-              создание телекоммуникационного проекта

Используемая литература

1.                  Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций Биология: базовый уровень:/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. - Москва: Просвещение, 2023

2.                  Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь Биология: базовый уровень:/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин и др. - Москва: Просвещение, 2023

Информационно-образовательные ресурсы

1.                  https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»

2.                  https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»

3.                  https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»

Платформы дистанционного обучения

1.                  Образовательный интернет портал «РЭШ»

2.                  Учебная платформа «Quizizz»

3.                  Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube

Рабочая программа воспитания МБОУ Гимназия реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала биологии. Эта работа осуществляется в следующих формах:

-                   привлечение внимания гимназистов к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий в области биологии, которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученого мира, которые связаны с изучаемыми в данный момент темами; на тот вклад, который ученые внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

-                   использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию гимназистам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения и анализа, проблемных ситуаций для обсуждения в классе с целью формирования у гимназистов российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

-                   побуждение гимназистов соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (в том числе педагогическими работниками) и сверстниками (гимназистами), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-                   применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, способствующей развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися; игровых процедур, помогающих поддержать мотивацию гимназистов к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогающих установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

-                   выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

-                   инициирование и поддержка исследовательской деятельности гимназистов в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, в рамках реализации ими индивидуальных и групповых  исследовательских проектов, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, развивает умения наблюдать природные явления, выполнять опыты и экспериментальные исследования; развивает навык уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

-                   знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с биологией, что способствует развитию представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с биологией, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении и осознанному выбору обучающимися будущей профессии;

-                   организация шефства мотивированных и эрудированных гимназистов над их слабо успевающими одноклассниками;

-                   установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34…

Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34…

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - адекватная оценка изменяющихся условий; - принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании…

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - адекватная оценка изменяющихся условий; - принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности,…

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности,…

Земли, ландшафты природные и культурные; - проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как…

Земли, ландшафты природные и культурные; - проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как…

Комбинированный Работа с учебником, индивидуальная работа, работа с электронными образовательными ресурсами

Комбинированный Работа с учебником, индивидуальная работа, работа с электронными образовательными ресурсами

Работа с учебником, работа с понятиями, групповая работа

Работа с учебником, работа с понятиями, групповая работа

Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение

Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение

Организмы и среда обитания 6Урок-практикум

Организмы и среда обитания 6Урок-практикум

Урок-практикум Комбинированный

Урок-практикум Комбинированный

Живая природа и человек 3

Живая природа и человек 3

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете

Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете

Многообразие и значение грибов 1 18

Многообразие и значение грибов 1 18

Природные зоны Земли, их обитатели 1 31

Природные зоны Земли, их обитатели 1 31

Сферум; - онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы

Сферум; - онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы

Платформы дистанционного обучения 1

Платформы дистанционного обучения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024