МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
при Посольстве России в Мозамбике
Рассмотрено: руководитель МС _________/____________/ ФИО Протокол №_____ от «____ » августа 20___ г. |
Согласовано: зам. директора по УВР _________/____________/ ФИО от «___» сентября 20___ г. |
Утверждено: директор школы ______/_____________ / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету биология
уровень образования основного общего образования, 6 класс
34 часа
Программу составил:
Сальников Евгений Александрович
МАПУТУ, 2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.
2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897».
5. Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
7. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность - ГОУ СОШ при Посольстве России в Мозамбике.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 часа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
• освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
· изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
· научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
· научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
· научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (18 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение - процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.
Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Биологически активные вещества. Гормоны.
Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности организмов. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы. Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.
Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности
Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных.
планируемые Результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
· формирование личностных представлений о целостности природы,
· формирование толерантности и миролюбия;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
· формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
· учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
· формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
· Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
·Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
·Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
·Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Изучая курс биологии в 6 классе
Ученик научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
1 |
Жизнедеятельность организмов |
18 |
2 |
Размножение, рост и развитие организмов |
5 |
3 |
Регуляция жизнедеятельности организмов |
11 |
|
Итого |
34 |
График проведения практических работ
№ |
Тема практической работы |
Период проведения |
1. |
Поглощение воды корнем |
|
2. |
Выделение углекислого газа при дыхании |
|
3. |
Передвижение веществ по побегу растения |
|
4. |
Вегетативное размножение комнатных растений |
|
5. |
Определение возраста деревьев по спилу |
|
График проведения контрольных работ
№ |
Тема контрольной работы |
Период проведения |
1. |
Входная контрольная работа |
|
2. |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов |
|
3. |
Многообразие живой природы. Охрана природы |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Планируемые результаты обучения |
По плану |
По факту |
универсальные личностные (Л); познавательные (П); регулятивные (Р); коммуникативные (К); |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Жизнедеятельность организмов (18 часов) |
||||
1 |
Вводный инструктаж по ОТ. Процессы жизнедеятельности живых организмов. |
Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием |
2.09 |
|
2 |
Обмен веществ – главный признак жизни. |
9.09 |
|
|
3 |
Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем» |
16.09 |
|
|
4 |
Удобрения. |
23.09 |
|
|
5 |
Фотосинтез. |
30.09 |
|
|
6 |
Значение фотосинтеза. |
7.10 |
|
|
7 |
Питание бактерий. |
14.10 |
|
|
8 |
Питание грибов. |
21.10 |
|
|
9 |
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. |
11.11 |
|
|
10 |
Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. |
18.11 |
|
|
11 |
Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. |
25.11 |
|
|
12 |
Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании». |
2.12 |
|
|
13 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Питание и дыхание организмов». |
9.12 |
|
|
14 |
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». |
16.12 |
|
|
15 |
Передвижение веществ у животных. контрольная |
23.12 |
|
|
16 |
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений |
13.01 |
|
|
17 |
Выделение у животных. |
20.01 |
|
|
18 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». |
27.01 |
|
|
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов) |
||||
19 |
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений» |
Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе. Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением приводить примеры. |
3.02 |
|
20 |
Половое размножение. |
10.02 |
|
|
21 |
Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу». |
17.02 |
|
|
22 |
Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. |
24.02 |
|
|
23 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов». |
2.03 |
|
|
Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов) |
||||
24 |
Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. |
Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике. П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Предметные: знать понятия регуляция, гормон, нейрон, рефлексы, инстинкт, саморегуляция, поведение и др; знать механизм нервной и гуморальной регуляции, факторы, влияющие на поведение; уметь объяснять механизм нервной и гуморальной регуляции, объяснять значение регуляции и саморегуляции; различать способы движения организмов; приводить примеры разнообразных способов передвижения |
9.03 |
|
25 |
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. |
16.03 |
|
|
26 |
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. |
6.04 |
|
|
27 |
Поведение организмов. |
13.04 |
|
|
28 |
Движение организмов. |
20.04 |
|
|
29 |
Организм – единое целое. |
27.04 |
|
|
30 |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». |
4.05 |
|
|
31 |
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности растений». |
11.05 |
|
|
32 |
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности животных». |
18.05 |
|
|
33 |
Итоговая контрольная работа по курсу биологии 6 класса. |
25.05 |
|
|
34 |
Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение по курсу 6 класса. Летние задания. |
25.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.