Рабочая программа по биологии. 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Оценка 4.9
doc
30.10.2022
Рабочая программа по биологии. 6 класс
Биология - 6.doc

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  

                 ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

Управление образования муниципального района

«Нерчинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

РАССМОТРЕНО

Методическим Советом.

____________ Кузнецова Е.А.

Протокол № _____

от «____»______________2022 г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А.

Протокол № ____

от «____»_____________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО..

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № _____

от «_____» ____________ 2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   БИОЛОГИИ

 

6 класс 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2022 год

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Рабочая программа по предмету биология на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе:

1.   Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).

6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022  – 2023  учебный год;

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

14.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

15.  Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

16. Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

17.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

18.  Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»


Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

Задачи:

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Особенности класса – общеобразовательный.

Сроки реализации программы –  один  учебный год.

 

Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2022 – 2023 учебный год разработана на основе авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Курс  биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о прак­тическом значении биологических знаний как научной осно­ве охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохранения, био­технологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Изучение биологии по предлагаемой программе предпола­гает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. 

Обоснование выбора программы:       

 Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.   В ней также   соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

Программа  является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

В программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых,  в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

 

 

 

 

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 6 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет биологии в 6 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов. Из них:

ü лабораторных работ – 14;

ü экскурсии – 1;

ü контрольно-обобщающих уроков – 3;

ü резерв – 2.

Итого на изучение нового материала – 15 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

1.     УЧЕБНИК. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл.  – М.: Дрофа, 2007

2.     Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

3.     Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. Дополнительная литература:

 

1.      «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

2.     «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

3.     Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

4.     Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.

5.     Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006

6.     Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс – Москва «ВАКО» 2007.

7.      Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс - Москва «ВАКО» 2003

8.        Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). -  М., Экзамен, 2005

9.           Журнал «Биология в школе»

10.    «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

11.  Занимательная биология на уроках 6-9класс, Москва, глобус 2010

Электронное сопровождение УМК:

1.                 Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

2.                 Тесты для учащихся. Биология – 6-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

3.                 Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

4.                 ЦОРы Единой коллекции: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29

      

      www.bio.1september.ru ,

      www.bio.nature.ru,

      www.edios.ru,

      www.km.ru/educftion

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Обучение биологии  направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

·       личностных

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

·       метапредметных

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать  и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

У обучающихся  сформированы УУД:

Регулятивные 

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства  достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью,  исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

         Познавательные

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.).

 

·       предметных 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и  окружающей среды;  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,    вредных привычек;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах   органоидов клетки,  органов и систем органов человека;  на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;   съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки:   постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами 

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Многообразие покрытосеменных  растений.       6 класс  

 

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 14 часов

 

Строение семян однодольных и двудольных рас­тений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Стро­ение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классифика­ция. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 1 «Строение семян двудольных растений»

Л.р. № 2 «Строение зерновки пшеницы»

Л.р. № 3«Стержневая и мочковатая корневые систе­мы».

Л.р. № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Л.р. № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Л.р. № 6 «Листья простые и слож­ные, их жилкование и листорасположение».

Л.р. № 7 «Строение кожицы лис­та»

Л.р. № 8 «Клеточное строение листа»

Л.р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева».

Л.р. № 10 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)».

Л.р. № 11 «Строение цветка».

Л.р. № 12 «Соцветия»

Л.р. № 13 «Многообразие сухих и сочных плодов».

 

Раздел 2. Жизнь растений. 10 часов

 

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Ми­неральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Ды­хание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание се­мян. Способы размножения растений. Размножение споро­вых растений. Размножение голосеменных растений. Поло­вое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосемен­ных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кис­лорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических ве­ществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Л. Р. № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по дре­весине».

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

                                     

Раздел 3. Классификация растений. 6 часов

 

Основные систематические категории: вид, род, се­мейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификаци­ей цветковых растений. Класс Двудольные растения. Мор­фологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом мест­ных условий). Класс Однодольные растения. Морфологи­ческая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каж­дой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

 

Раздел 4. Природные сообщества. 3 часа

 

Взаимосвязь растений с другими организмами. Сим­биоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Раз­витие и смена растительных сообществ. Влияние деятель­ности человека на растительные сообщества и влияние при­родной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблю­дения за весенними явлениями в природных сообществах.

                                                         

 Резервное время — 2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

 

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 2. Метапредметные  результаты

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   растений   своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.
  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

 

- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

 

 

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные  результаты

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·       распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,  

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

 

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

 

·       распознавать и описывать растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

·       проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

3.Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

·       определять понятия  флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

·       определять понятия  флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

 

№ п/п

 

Тема

 

Часов

 

Примечание

 

 

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

 

1.

Строение семян двудольных растений  Л.р.  №1 «Изучение строения семян двудольных растений» (0,5)

1

 

2.

Строение семян однодольных растений Л.р. №2 «Изучение строения семян однодольных растений» (0,5)

1

 

3

 

Виды корней. Типы корневых систем  Л. р. №3«Стержневая и мочкова­тая корневые системы» (0,5)

1

 

4

Строение корней  Л.р. №4 «Корневой чехлик и кор­невые волоски» (0,5)

1

 

5

Условия произрастания и видоизменения корней

1

 

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.р. № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

1

 

7

Внешнее строение листа Л. р. № 6 «Листья простые и слож­ные, их жилкование и листорасположение» (0,5).

1

 

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р. № 7 «Строение кожицы  листа»(0,5). Л.р. № 8 «Клеточное строение листа»

1

 

9

Строение стебля. Многообразие стеблей Л.р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева» (0,5)

1

 

10

Видоизменение побегов Л. р. № 10 «Строение клубня,  луковицы»(0,5)

1

 

11

Цветок и его строение. Л. р. № 11 «Строение цветка» (0,5)

1

 

12

Соцветия. Л.р. № 12 «Соцветия»

1

 

13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. р. № 13 «Классификация плодов» (0,5)

1

 

14

Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

 

 

Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)

 

15(1)

Минеральное питание растений

1

 

16(2)

Фотосинтез

1

 

17(3)

Дыхание растений

1

 

18(4)

Испарение воды растениями. Листопад

1

 

19(5)

Передвижение  веществ в растении Л.р. № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»(0,5)

1

 

20(6)

Прорастание семян

1

 

21(7)

Способы размножения растений

1

 

22(8)

Размножение споровых растений

1

 

23(9)

Размножение семенных растений

1

 

24(10)

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

 

25(1)

Тест по теме «Жизнь растений»

1

 

 

Раздел 3. Классификация растений (5 ч)

 

26(2)

Систематика растений. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1

 

27(3)

Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные

1

 

28(4)

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

1

 

29(5)

Важнейшие сельскохозяйственные растения

1

 

30(6)

Контрольная работа по теме «Классификация растений»

1

 

 

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

 

31(1)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

1

 

32(2)

Развитие и смена растительных сообществ

1

 

33(3)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

1

 

34-35

Резервное время

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

№п/п

 

Тема

 

Кол-во часов

1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

 

14

2.

Жизнь растений

 

10

3.

Классификация растений

 

6

4.

Природные сообщества

 

3

5.

Резерв

 

2

 

Всего

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГРАФИК

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

 

 

 

Название лабораторной работы

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений»

 

 

Урок

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2 «Изучение строения семян однодольных растений»

 

 

Урок

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

 

Урок

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски»

 

Урок

№ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

 

 

 

Урок

№ 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

 

 

 

Урок

№ 7

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 7 «Строение кожицы листа»

 

 

 

Урок

№ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 8 «Клеточное строение листа»

 

 

 

Урок

№ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение ветки дерева»

 

 

 

 

Урок

№ 9

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы»

 

 

 

 

Урок

№  10

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  11 «Строение цветка»

 

 

 

Урок

№  11

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  12 «Соцветия»

 

 

 

 

Урок

№ 12

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 13 «Классификация плодов»

 

 

 

 

 

Урок

№ 13 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№  19

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе: 1

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Особенности класса – общеобразовательный

Особенности класса – общеобразовательный

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т

В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Многообразие покрытосеменных растений

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Многообразие покрытосеменных растений

Вегетативное размножение комнатных растений

Вегетативное размножение комнатных растений

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) 1

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) 1

Личностные результаты: Учащиеся должны : - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения…

Личностные результаты: Учащиеся должны : - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения…

Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; 3

Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; 3

Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать…

Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п

Минеральное питание растений 1 16(2)

Минеральное питание растений 1 16(2)

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

Лабораторная работа № 5 «Строение почек

Лабораторная работа № 5 «Строение почек

Лабораторная работа № 11 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 11 «Строение цветка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022