Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО.. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
6 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
с. Волочаевка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету биология на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующей цели:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
Задачи:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2022 – 2023 учебный год разработана на основе авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Обоснование выбора программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 6 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет биологии в 6 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов. Из них:
ü лабораторных работ – 14;
ü экскурсии – 1;
ü контрольно-обобщающих уроков – 3;
ü резерв – 2.
Итого на изучение нового материала – 15 часов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. УЧЕБНИК. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009.
3. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. Дополнительная литература:
1. «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
2. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
3. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
4. Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
5. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006
6. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс – Москва «ВАКО» 2007.
7. Илларионова Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс - Москва «ВАКО» 2003
8. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005
9. Журнал «Биология в школе»
10. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
11. Занимательная биология на уроках 6-9класс, Москва, глобус 2010
Электронное сопровождение УМК:
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
2. Тесты для учащихся. Биология – 6-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
4. ЦОРы Единой коллекции: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
www.bio.1september.ru ,
www.bio.nature.ru,
www.edios.ru,
www.km.ru/educftion
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
· метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 14 часов
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Л.р. № 1 «Строение семян двудольных растений»
Л.р. № 2 «Строение зерновки пшеницы»
Л.р. № 3«Стержневая и мочковатая корневые системы».
Л.р. № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски».
Л.р. № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Л.р. № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
Л.р. № 7 «Строение кожицы листа»
Л.р. № 8 «Клеточное строение листа»
Л.р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева».
Л.р. № 10 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)».
Л.р. № 11 «Строение цветка».
Л.р. № 12 «Соцветия»
Л.р. № 13 «Многообразие сухих и сочных плодов».
Раздел 2. Жизнь растений. 10 часов
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Л. Р. № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений. 6 часов
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества. 3 часа
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резервное время — 2 часа
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта
3.Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
|
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3.Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
|
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
3.Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|
· распознавать и описывать растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения; · проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); |
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3.Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
· определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
· определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Тема |
Часов |
Примечание
|
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
|
|||
1. |
Строение семян двудольных растений Л.р. №1 «Изучение строения семян двудольных растений» (0,5) |
1 |
|
2. |
Строение семян однодольных растений Л.р. №2 «Изучение строения семян однодольных растений» (0,5) |
1 |
|
3
|
Виды корней. Типы корневых систем Л. р. №3«Стержневая и мочковатая корневые системы» (0,5) |
1 |
|
4 |
Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски» (0,5) |
1 |
|
5 |
Условия произрастания и видоизменения корней |
1 |
|
6 |
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.р. № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
1 |
|
7 |
Внешнее строение листа Л. р. № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (0,5). |
1 |
|
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р. № 7 «Строение кожицы листа»(0,5). Л.р. № 8 «Клеточное строение листа» |
1 |
|
9 |
Строение стебля. Многообразие стеблей Л.р. № 9 «Внутреннее строение ветки дерева» (0,5) |
1 |
|
10 |
Видоизменение побегов Л. р. № 10 «Строение клубня, луковицы»(0,5) |
1 |
|
11 |
Цветок и его строение. Л. р. № 11 «Строение цветка» (0,5) |
1 |
|
12 |
Соцветия. Л.р. № 12 «Соцветия» |
1 |
|
13 |
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. р. № 13 «Классификация плодов» (0,5) |
1 |
|
14 |
Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» |
1 |
|
Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)
|
|||
15(1) |
Минеральное питание растений |
1 |
|
16(2) |
Фотосинтез |
1 |
|
17(3) |
Дыхание растений |
1 |
|
18(4) |
Испарение воды растениями. Листопад |
1 |
|
19(5) |
Передвижение веществ в растении Л.р. № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»(0,5) |
1 |
|
20(6) |
Прорастание семян |
1 |
|
21(7) |
Способы размножения растений |
1 |
|
22(8) |
Размножение споровых растений |
1 |
|
23(9) |
Размножение семенных растений |
1 |
|
24(10) |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений |
1 |
|
25(1) |
Тест по теме «Жизнь растений» |
1 |
|
Раздел 3. Классификация растений (5 ч)
|
|||
26(2) |
Систематика растений. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные |
1 |
|
27(3) |
Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные |
1 |
|
28(4) |
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные |
1 |
|
29(5) |
Важнейшие сельскохозяйственные растения |
1 |
|
30(6) |
Контрольная работа по теме «Классификация растений» |
1 |
|
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
|
|||
31(1) |
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе |
1 |
|
32(2) |
Развитие и смена растительных сообществ |
1 |
|
33(3) |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир |
1 |
|
34-35 |
Резервное время |
2 |
|
7.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Строение и многообразие покрытосеменных растений
|
14 |
2. |
Жизнь растений
|
10 |
3. |
Классификация растений
|
6 |
4. |
Природные сообщества
|
3 |
5. |
Резерв
|
2 |
|
Всего
|
35 |
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Название лабораторной работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений»
|
Урок № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 2 «Изучение строения семян однодольных растений» |
Урок № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы» |
Урок № 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски» |
Урок № 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
|
Урок № 6 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» |
|
Урок № 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 7 «Строение кожицы листа» |
|
Урок № 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 8 «Клеточное строение листа» |
|
Урок № 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение ветки дерева» |
|
|
Урок № 9 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 10 «Строение клубня, луковицы» |
|
|
Урок № 10 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 11 «Строение цветка» |
|
|
Урок № 11 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 12 «Соцветия» |
|
|
Урок № 12 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 13 «Классификация плодов» |
|
|
|
Урок № 13 |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» |
|
|
|
|
Урок № 19 |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.