«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ пос. МИС
__________________ Жало М.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по биологии
8 класс
Составитель:
учитель биологии
Мачука Людмила Михайловна
2021-2022 учебный год
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.
Данная программа может реализовываться посредством УМК: Биология 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. В. Пасечник, А. А. Каменский , Г.Г. Шевцов, М., Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
При освоении программы особое внимание уделено формированию у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе обучения используется деятельностный, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Предметные результаты
По окончанию учебного предмета обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные:
Обучающийся получит возможность научиться:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Личностные:
Обучающийся получит возможность научиться:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 ч)
1. Введение. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
2. Антропогенез (4 ч.)
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.
Демонстрации:
Сходство человека и животных.
Расы человека. Видовое единство человеческих рас
3. Строение организма (5 ч.)
Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.
Демонстрации:
· Строение и разнообразие клеток организма человека.
· Ткани организма человека.
· Органы и системы органов организма человека.
· Нервная система.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
4. Опорно-двигательная система. (7 ч.)
Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Демонстрации:
· Строение опорно-двигательной системы.
· Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа:
2. Изучение внешнего вида отдельных костей.
Практическая работа
1. Обзор основных групп мышц человеческого организма
Контрольно-обобщающий урок
1. Опорно-двигательная система
5. Внутренняя среда организма (3 ч.)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации:
· Состав крови.
· Группы крови.
Лабораторная работа:
3. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч.)
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.
Демонстрации:
· Кровеносная система.
· Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
· Лимфатическая система.
Контрольно-обобщающий урок
2.Сердечно-сосудистая система
7. Дыхание (5 ч.)
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Демонстрации:
· Система органов дыхания.
· Механизм вдоха и выдоха.
· Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Обобщающий урок
1. Дыхательная система
Контрольная работа
1. Кровеносная и дыхательные системы
8. Пищеварение (6 ч.)
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации:
· Пищеварительная система
9. Обмен веществ и энергии (4 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (3 ч.)
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Демонстрации:
· Строение кожи.
· Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
· Мочеполовая система.
11. Нервная система. (5 ч.)
Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации:
· Нервная система.
Лабораторная работа:
4. Коленный рефлекс.
5. Изучение строения и функций отделов головного мозга.
Контрольная работа
3. Нервная система. Нервная регуляция.
12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.
Демонстрации:
· Анализаторы
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 ч.)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
14. Эндокринная система. Гуморальная регуляция (3час)
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации:
Контрольная работа
4. Нервно-гуморальная регуляция - базовый механизм регуляции функций.
15.Индивидуальное развитие организма (5 ч.)
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Зачет
16. Повторение (2 ч.)
Обобщающий урок
Организм человека – единое целое.
Тематическое планирование
№ п\п |
Название темы |
Кол-во часов |
Из них:
|
||
Лабораторные работы |
Практические работы |
Контрольные тестирования |
|||
1 |
Введение. Науки, изучающие организм человека. |
1 |
|
|
|
2 |
Антропогенез |
4 |
|
|
|
3 |
Строение организма |
5 |
1 |
|
|
4 |
Опорно-двигательная система. |
7 |
1 |
1 |
|
5 |
Внутренняя среда организма. |
3 |
1 |
|
|
6 |
Кровеносная и лимфатическая система |
6 |
|
|
|
7 |
Дыхание |
5 |
|
|
1 |
8 |
Пищеварение |
6 |
|
|
|
9 |
Обмен веществ и энергии
|
4 |
|
|
1 |
10 |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. |
3 |
|
|
|
11 |
Нервная система. |
5 |
2 |
|
1 |
12 |
Анализаторы. Органы чувств. |
5 |
|
|
|
13 |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
|
4 |
|
|
|
14 |
Эндокринная система. Гуморальная регуляция. |
3 |
|
|
1 |
15 |
Индивидуальное развитие организма. |
5 |
|
|
1 (зачет) |
16 |
Повторение
|
2 |
|
|
|
|
Итого: |
68 |
5 |
1 |
4\1 (зачет) |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
|
|
Введение 1 ч. |
|
||||
1 |
Введение. Науки, изучающие организм человека. |
|
|
|
|
Антропогенез 4 ч. |
|
||||
2 |
Становление наук о человеке |
|
|
|
|
3 |
Систематическое положение людей. |
|
|
|
|
4 |
Историческое прошлое людей. Расы человека. |
|
|
|
|
5 |
Антропогенез. |
|
|
|
|
Строение организма человека 5 ч. |
|
||||
6 |
Общий обзор организма человека |
|
|
|
|
7 |
Клеточное строение организма человека |
|
|
|
|
8 |
Физиология клеток |
|
|
|
|
9 |
Ткани. Лабораторная работа №1 |
|
|
|
|
10 |
Регуляция функций в организме. |
|
|
|
|
Опорно-двигательная система 7 ч. |
|
||||
11 |
Значение опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №2. |
|
|
|
|
12 |
Скелет человека |
|
|
|
|
13 |
Соединения костей |
|
|
|
|
14 |
Строение мышц. Обзор основных групп мышц человеческого организма. Практическая работа №1 |
|
|
|
|
15 |
Работа скелетных мышц. Регуляция работы мышц |
|
|
|
|
16 |
Осанка |
|
|
|
|
17 |
Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах |
|
|
|
|
Внутренняя среда организма 3 ч. |
|
|
|||
18 |
Кровь и другие компоненты внутренней среды организма человека. Лабораторная работа №3 |
|
|
|
|
19 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. |
|
|
|
|
20 |
Иммунология на службе здоровья. |
|
|
|
|
Кровеносная и лимфатическая система 6 ч. |
|
||||
21 |
Транспортные системы организма. |
|
|
|
|
22 |
Круги кровообращения. |
|
|
|
|
23 |
Строение и работа сердца |
|
|
|
|
24 |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. |
|
|
|
|
25 |
Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы. |
|
|
|
|
26 |
Обобщающий урок по теме: «Сердечно-сосудистая система» |
|
|
|
|
Дыхание 5 ч.
|
|
||||
27 |
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. |
|
|
|
|
28 |
Легкие. Легочное и тканевое дыхание. |
|
|
|
|
29 |
Вдох и выдох. |
|
|
|
|
30 |
Функциональные возможности дыхательной системы. |
|
|
|
|
31 |
Обобщение темы «Дыхание» Контрольная работа №1 по теме: "Дыхание. Кровеносная и лимфатическая системы". |
|
|
|
|
Пищеварение 6 ч. |
|
||||
32 |
Питание и пищеварение. |
|
|
|
|
33 |
Пищеварение в ротовой полости. |
|
|
|
|
34 |
Пищеварение в желудке и кишечнике. |
|
|
|
|
35 |
Регуляция пищеварения. |
|
|
|
|
36 |
Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Роль печени. |
|
|
|
|
37 |
Гигиена органов пищеварения. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
|
|
|
|
|
Обмен веществ и энергии 4 ч.
|
|
||||
38 |
Обмен веществ – основное свойства всех живых существ. |
|
|
|
|
39 |
Витамины. |
|
|
|
|
40 |
Энергозатраты человека и пищевой рацион |
|
|
|
|
41 |
Контрольная работа №2 по теме: "Пищеварение. Обмен веществ". |
|
|
|
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение 3 ч. |
|
||||
42 |
Кожа - наружный покровный орган. |
|
|
|
|
43 |
Уход за кожей. Гигиена кожи.Болезни кожи. Терморегуляция. |
|
|
|
|
44 |
Выделение.
|
|
|
|
|
Нервная система 5 ч. |
|
|
|||
45 |
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Головной мозг. |
|
|
|
|
46 |
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа №4 «Коленный рефлекс» |
|
|
|
|
47 |
Функции переднего мозга. |
|
|
|
|
48 |
Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа №5 «Изучение строения и функций отделов головного мозга». |
|
|
|
|
49 |
Контрольная работа №3 по теме: «Нервная система». |
|
|
|
|
Анализаторы. Органы чувств 5 ч. |
|
||||
50 |
Анализаторы. |
|
|
|
|
51 |
Зрительный анализатор. |
|
|
|
|
52 |
Гигиена зрения. |
|
|
|
|
53 |
Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. |
|
|
|
|
54 |
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
|
|
|
|
|
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 4 ч.
|
|
||||
55 |
Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.
|
|
|
|
|
56 |
Врожденные и приобретенные программы поведения.
|
|
|
|
|
57 |
Сон и сновидения. Особенности ВНД человека. |
|
|
|
|
58 |
Воля, эмоции, сознание. |
|
|
|
|
Эндокринная система. Гуморальная регуляция 3 ч.
|
|
||||
59 |
Роль эндокринной регуляции.
|
|
|
|
|
60 |
Функции желез внутренней секреции |
|
|
|
|
61 |
Контрольная работа №4 «Анализаторы. ВНД человека»
|
|
|
|
|
Индивидуальное развитие организма 5 ч.
|
|
||||
62 |
Жизненные циклы. Размножение.
|
|
|
|
|
63 |
Развитие зародыша и плода. |
|
|
|
|
64 |
Наследственные и врожденные заболевания. |
|
|
|
|
65 |
Интересы, склонности, способности. |
|
|
|
|
66 |
Зачет по теме «Онтогенез» |
|
|
|
|
67 |
Обобщающее повторение. |
|
|
|
|
68 |
Обобщающее повторение. |
|
|
|
Согласовано.
Протокол заседания педагогического совета
от 30.08.2021 года № 6.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР__________ В.А.Кудрявцева
«30» августа 2021 года.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.