Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № ___ от «___» ______________ 2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
9 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
с. Волочаевка, 2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующей цели:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
Задачи:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.
Авторская программа рассчитана на 70 ч, а фактически на курс биологии по учебному плану отводится 68 ч, в связи с этим на изучение отдельных тем сокращены часы.
Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и человек». Но эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы.
В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу и рационального природопользования.
Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3 «Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно, так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.
В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.
Кроме этого добавлены лабораторные работы в тему 1.1,1.4 и 1.5, которые взяты из авторской программы.
В тему 1.1 «Молекулярный уровень» добавлена лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень добавлена лабораторная работа№6 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе средней общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 9 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 9 класса составляет 34 недели. В учебном плане на предмет биологии в 9 классе отведено 2 часа в неделю. Итого 68 часов. Из них:
лабораторных работ – 6;
контрольно-обобщающих уроков – 4;
повторение – 1;
резерв – 1.
Итого на изучение нового материала – 54 часа.
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Класс |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
8
|
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. |
Учебник: А.А. Каменский. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.
|
Каменский А.А., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.
|
Электронное сопровождение УМК:
1. 1С: Школа. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
3. Тесты для учащихся. Биология – 6-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
5. ЦОРы Единой коллекции: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
Дополнительная литература:
1. «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
2. «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
3. «Биология. 9 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
4. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
5. Уроки биологии по курсу «Введение в общую биологию и экологию». - М., Дрофа, 2009.
6. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
7. Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
8. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
9. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.
10. Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.
11. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
12. Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.
13. Каменский А.А., Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
· выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
· приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
· объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
· различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
· сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение в общую биологию
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
(52 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
• Лабораторные работы:
№ 1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы:
№ 2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторные работы:
№ 3. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторные работы:
№ 4. Изучение морфологического критерия вида.
№ 5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторные работы:
№ 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
№ 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
№ 8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия:
№ 2. Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
(6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторные работы:
№ 9. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия № 3 в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Резервное время – 1 час
7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы курса |
Авторская программа В.В. Пасечника |
Рабочая программа |
Введение
|
2 ч |
2ч |
Раздел 1. Уровни организации живой природы |
54 ч |
52 ч |
Тема 1.1. Молекулярный уровень |
10 ч |
10 ч |
Тема 1.2. Клеточный уровень |
15 ч |
14 ч |
Тема 1.3. Организменный уровень |
14 ч |
14 ч |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень |
3 ч |
4 ч |
Тема 1.5. Экосистемный уровень |
8 ч |
6 ч |
Тема 1.6. Биосферный уровень |
4ч |
4 ч |
Раздел 2. Эволюция органического мира. Эволюция. |
7 ч |
7 ч |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле |
7 ч |
6 ч |
Резерв |
|
1 ч |
Итого: |
70 часов |
68 часов |
.
7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов
|
Форма обучения |
ВВЕДЕНИЕ. 2 ЧАСА
|
|||
1. |
Биология: предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии |
1 |
|
2. |
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы |
1 |
|
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. 52 ЧАСА
|
|||
3 (1) |
Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы |
1 |
|
4 (2) |
Липиды |
1 |
|
5 (3) – 6 (4) |
Состав и строение белков. Функции белков |
2 |
|
7 (5) – 8 (6) |
Нуклеиновые кислоты |
2 |
|
9 (7) |
АТФ и другие соединения клетки |
1 |
|
10 (8) |
Биологические катализаторы. Л/Р № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» |
1 |
|
11 (9) |
Вирусы |
1 |
|
12 (10) |
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» |
1 |
|
13 (1) |
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Л/Р № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
1 |
|
14 (2) |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма. |
1 |
|
15 (3) |
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. |
1 |
|
16 (4) |
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
1 |
|
17 (5) |
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. |
1 |
|
18 (6) |
Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения |
1 |
|
19 (7) |
Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. |
1 |
|
20 (8) |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
1 |
|
21 (9) |
Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке |
1 |
|
22 (10) |
Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез |
1 |
|
23 (11) |
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. |
1 |
|
24 (12) |
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. |
1 |
|
25 (13) |
Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Деление клетки (митоз). |
1 |
|
26 (14) |
Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» |
1 |
|
27 (1) |
Бесполое и половое размножение организмов |
1 |
|
28 (2) |
Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. |
1 |
|
29 (3) |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон |
1 |
|
30 (4) |
Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание |
1 |
|
31 (5) |
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании |
1 |
|
32 (6) |
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание |
1 |
|
33 (7) |
Дигибридное скрещивание |
1 |
|
34 (8) |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана |
1 |
|
35 (9) |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
1 |
|
36 (10) |
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Л/Р № 3 «Выявление изменчивости организмов» |
1 |
|
37 (11) |
Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость |
1 |
|
38 (12) |
Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова |
1 |
|
39 (13) |
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
1 |
|
40 (14) |
Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живой природы» |
1 |
|
41 (1) |
Вид. Его критерии. Структура вида. Л/Р № 4 «Изучение морфологического критерия вида» |
1 |
|
42 (2) |
Популяция – форма существования вида. Биологическая классификация |
1 |
|
43 (3) |
Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды |
1 |
|
44 (4) |
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Л/Р № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» |
1 |
|
45 (1) |
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. |
1 |
|
46 (2) |
Состав и структура сообщества. |
1 |
|
47 (3) |
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Л/Р № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» |
1 |
|
48 (4) |
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Л/Р № 7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» |
1 |
|
49 (5) |
Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии |
1 |
|
50 (6) |
Экскурсия № 1. В биогеоценоз. Л/Р № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
1 |
|
51 (1) |
Биосфера и её структура, свойства, закономерности |
1 |
|
52 (2) |
Круговорот веществ и энергии в биосфере |
1 |
|
53 (3) |
Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование |
1 |
|
54 (4) |
Обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень» |
1 |
|
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. 7 ЧАСОВ
|
|||
55 (1) |
Развитие эволюционного учения |
1 |
|
56 (2) |
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции |
1 |
|
57 (3) |
Борьба за существование. Естественный отбор |
1 |
|
58 (4) |
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания |
1 |
|
59 (5) |
Образование видов - микроэволюция |
1 |
|
60 (6) |
Макроэволюция |
1 |
|
61 (7) |
Экскурсия № 2. Причины многообразия видов в природе |
|
|
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. 6 ЧАСОВ
|
|||
62 (1) |
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни |
1 |
|
63 (2) |
Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое |
1 |
|
64 (3) |
Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое |
1 |
|
65 (4) |
Доказательства эволюции. Л/Р № 9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» |
1 |
|
66 (5) |
Экскурсия № 3 в краеведческий музей или на геологическое обнажение |
1 |
|
67 (6) |
Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле» |
1 |
|
68 |
Резервное время |
1
|
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
Название лабораторной работы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май
|
Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» |
|
Урок № 10 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
|
Урок № 13 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов» |
|
|
|
|
Урок № 36 |
|
|
|
|
Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида» |
|
|
|
|
|
Урок № 41 |
|
|
|
Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)»» |
|
|
|
|
|
Урок № 44 |
|
|
|
Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 47 |
|
|
Лабораторная работа № 7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 48 |
|
|
Лабораторная работа № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 50 |
|
|
Лабораторная работа № 9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 65 |
Возрастные особенности младшего подростка.
9 класс (14 – 15 лет):
Познавательные процессы:
В 9-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи.
У девятиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Ведущий вид деятельности:
В 9-ом классе, как и в 8-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Социальная ситуация развития:
В 9-ом классе, как и в 8-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Мотивация:
Главная мотивационная линия 8 – 9-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Новообразование:
Центральным новообразованием старшего подросткового возраста (13-15 лет) считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости девятиклассника проявляется:
· в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.
· в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.
Общение:
· Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
· Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.