Рабочая программа по биологии. 9 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 9 класс

Оценка 4.9
doc
19.11.2020
Рабочая программа по биологии. 9 класс
РП по биологии. 9 класс..doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

 

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А.

Утверждено.

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № ___ от «___» ______________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   БИОЛОГИИ

 

9 класс 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2020 год

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе:

1.   Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020  – 2021  учебный год;

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

14.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

15.  Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

16. Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

17.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

18.  Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»


Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

Задачи:

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Особенности класса – общеобразовательный.

Сроки реализации программы –  один  учебный год.

 

Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/.

Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

Авторская программа рассчитана на 70 ч, а фактически на курс биологии по учебному плану отводится 68 ч, в связи с этим  на изучение отдельных тем сокращены часы.

Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует  глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и  человек». Но эти  темы рекомендуются к изучению (требования  стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они  внесены в содержание рабочей  программы.

В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу и рационального природопользования.

Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3 «Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно, так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.

В связи  с этим изменяются  часы, отведенные  на изучение  отдельных разделов. Изменения  отражены в тематическом плане.

Кроме этого добавлены  лабораторные работы в тему 1.1,1.4 и 1.5, которые взяты из авторской программы.

 В тему 1.1 «Молекулярный уровень» добавлена лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень добавлена лабораторная работа№6 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 

Настоящая программа предназначена для изуче­ния курса «Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе сред­ней общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа  обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 9 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 9 класса составляет  34 недели. В учебном плане на предмет биологии в  9 классе отведено 2 часа в неделю. Итого 68 часов. Из них:

лабораторных работ – 6;

контрольно-обобщающих уроков – 4;

повторение – 1;

резерв – 1.

Итого на изучение нового материала – 54 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

Класс

 

Реквизиты программы

 

УМК обучающихся

 

УМК учителя

 

8

 

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством

Пасечника В.В.

Рекомендована  ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Учебник: А.А. Каменский.  Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.

 

 

Каменский А.А., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.  Введение в общую биологию и экологию.  9 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.

 

 

Электронное сопровождение УМК:

1.                 1С: Школа. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.  – М.: Вентана-Граф, 2007.

2.                 Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

3.                 Тесты для учащихся. Биология – 6-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

4.                 Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

5.                 ЦОРы Единой коллекции: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29

 

 Дополнительная литература:

 

1.      «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

2.      «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

3.     «Биология. 9 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

4.     «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

5.     Уроки биологии по курсу «Введение в общую биологию и экологию». - М., Дрофа, 2009.

6.     Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

7.     Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.

8.     Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.

9.     Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.

10. Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.

11. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.

12. Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.

13. Каменский А.А., Пасечник В.В. Рабочая тетрадь.  Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)  реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 

·        выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

·        приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

·        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

·        различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

·        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·        выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

·        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:

- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Введение в общую биологию

9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

         Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы

(52 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

         Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

•   Лабораторные работы:

№ 1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

 

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)

         Основные положения клеточной теории. Клет­ка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

         Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

         Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

 •   Лабораторные работы:

№ 2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

 

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

         Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусст­венный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

• Лабораторные  работы:

№ 3. Выявление изменчивости организмов.

 

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

         Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

•    Лабораторные работы:

№ 4. Изучение морфологического критерия вида.

№ 5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

 

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

         Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

 Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.

 Экологи­ческая сукцессия.

         Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­лей экосистем.

•  Экскурсия в биогеоценоз.

•    Лабораторные  работы:

№ 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

№ 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

         № 8. Изучение и описание экосистемы своей местности.

 

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

         Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.

         Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».

 

 

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

         Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность. Образование видов — мик­роэволюция. Макроэволюция.

         Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

•   Экскурсия:

№ 2. Причины многообразия видов в природе.

 

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни

(6 часов)

         Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей.

•  Лабораторные работы:

№ 9. Изучение палеонтологических доказательств эво­люции.

•  Экскурсия № 3  в  краеведческий музей или на геологическое об­нажение

 

Резервное время – 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

Разделы и темы курса

Авторская программа

 В.В. Пасечника

Рабочая программа

Введение

 

2 ч

Раздел 1. Уровни организации живой природы

54 ч

52 ч

Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 ч

10 ч

Тема 1.2. Клеточный уровень

15 ч

14 ч

Тема 1.3. Организменный уровень

14 ч

14 ч

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3 ч

4 ч

Тема 1.5. Экосистемный уровень

8 ч

6 ч

Тема 1.6.  Биосферный уровень

4 ч

Раздел 2.  Эволюция органического мира.

Эволюция.  

7 ч

7 ч

Раздел 3.   Возникновение и развитие жизни на Земле

7 ч

6 ч

Резерв

 

1 ч

 

Итого:

 

70 часов

 

68 часов

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ п/п

 

ТЕМА

 

Кол-во часов

 

 

Форма обучения

 

ВВЕДЕНИЕ. 2 ЧАСА

 

1.

Биология: предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии

1

 

2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы

1

 

 

УРОВНИ  ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ  ПРИРОДЫ.  52 ЧАСА

 

3 (1)

Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы

1

 

4 (2)

Липиды

1

 

5 (3) – 6 (4)

Состав и строение белков. Функции белков

2

 

7 (5) – 8 (6)

Нуклеиновые кислоты

2

 

9 (7)

АТФ и другие соединения клетки

1

 

10 (8)

Биологические катализаторы. Л/Р № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

1

 

11 (9)

Вирусы

1

 

12 (10)

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

 

13 (1)

Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Л/Р № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

 

14 (2)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма.

1

 

15 (3)

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

 

16 (4)

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

 

17 (5)

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

 

18 (6)

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

1

 

19 (7)

Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

 

20 (8)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

 

21 (9)

Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке

1

 

22 (10)

Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез

1

 

23 (11)

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

 

24 (12)

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

 

25 (13)

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Деление клетки (митоз).

1

 

26 (14)

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

 

27 (1)

Бесполое и половое размножение организмов

1

 

28 (2)

Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

 

29 (3)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

 

30 (4)

Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1

 

31 (5)

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

1

 

32 (6)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

 

33 (7)

Дигибридное скрещивание

1

 

34 (8)

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

 

35 (9)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

 

36 (10)

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Л/Р № 3 «Выявление изменчивости организмов»

1

 

37 (11)

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

1

 

38 (12)

Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

1

 

39 (13)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

 

40 (14)

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живой природы»

1

 

41 (1)

Вид. Его критерии. Структура вида. Л/Р № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

1

 

42 (2)

Популяция – форма существования вида. Биологическая классификация

1

 

43 (3)

Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды

1

 

44 (4)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Л/Р № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

1

 

45 (1)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

1

 

46 (2)

Состав и структура сообщества.

1

 

47 (3)

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Л/Р № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

1

 

48 (4)

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Л/Р № 7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

 

49 (5)

Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии

1

 

50 (6)

Экскурсия № 1. В биогеоценоз. Л/Р № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

 

51 (1)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности

1

 

52 (2)

Круговорот веществ и энергии в биосфере

1

 

53 (3)

Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование

1

 

54 (4)

Обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень»

1

 

 

ОСНОВЫ  УЧЕНИЯ  ОБ  ЭВОЛЮЦИИ.   7 ЧАСОВ

 

55 (1)

Развитие эволюционного учения

1

 

56 (2)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции

1

 

57 (3)

Борьба за существование. Естественный отбор

1

 

58 (4)

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

1

 

59 (5)

Образование видов - микроэволюция

1

 

60 (6)

Макроэволюция

1

 

61 (7)

Экскурсия № 2. Причины многообразия видов в природе 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ЖИЗНИ  НА  ЗЕМЛЕ. 6 ЧАСОВ

 

62 (1)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни

1

 

63 (2)

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

1

 

64 (3)

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

 

65 (4)

Доказательства эволюции. Л/Р № 9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1

 

66 (5)

Экскурсия № 3 в краеведческий музей или на геологическое обнажение

1

 

67 (6)

Обобщающий урок по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

 

68

Резервное время

1

 

 



ГРАФИК

 

 ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  ПО  БИОЛОГИИ   В 9 КЛАССЕ

 

 

Название лабораторной работы

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

 

 

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

 

 

Урок

№ 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

 

 

Урок

№ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов»

 

 

 

 

 

Урок

№ 36

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 41

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)»»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 44

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 47

 

 

 

Лабораторная работа № 7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 48

 

 

 

Лабораторная работа № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 50

 

 

 

Лабораторная работа № 9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 65

 

 


Возрастные особенности младшего подростка.

9  класс (14 – 15 лет):

Познавательные процессы:

В 9-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

·           внимания,

·           памяти,

·           воображения,

·           мышления,

·           речи.

У  девятиклассника становление  теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Ведущий вид деятельности:

В 9-ом классе, как и в 8-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. 

Социальная ситуация развития:

  В 9-ом классе, как и в 8-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Мотивация:

Главная мотивационная линия 8 – 9-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.

 Новообразование:

Центральным новообразованием старшего подросткового возраста (13-15 лет) считается  чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости девятиклассника проявляется:

·          в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.

·          в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.

Общение:

·           Общение  со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.

·           Общение  со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе: 1

В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/ , с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся; 11

В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/ , с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся; 11

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;…

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;…

Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1

Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Актуальные проблемы биологии»

Актуальные проблемы биологии»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится: - характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; - применять методы биологической науки для изучения общих…

В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится: - характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; - применять методы биологической науки для изучения общих…

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение в общую биологию 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение в общую биологию 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов

Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании 1 32 (6)

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании 1 32 (6)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз

Борьба за существование. Естественный отбор 1 58 (4)

Борьба за существование. Естественный отбор 1 58 (4)

Рабочая программа по биологии. 9 класс

Рабочая программа по биологии. 9 класс

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

Лабораторная работа № 6 « Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме »

Лабораторная работа № 6 « Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме »

Возрастные особенности младшего подростка

Возрастные особенности младшего подростка

Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др

Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020