СОГБОУ «Вяземская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю: Пр. № 104 М.М.Анисимова « 02 » 09. 2019 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ____________ « 30 » 08. 2019 г.
|
Принята на Педагогическом совете протокол №5 от 30.08.2019г. |
Рассмотрено на заседании МО « 30 »08.19г. Протокол №4 От 30.08.2019 г. Председатель МО |
Рабочая учебная программа
«Биология»
для обучающихся 9-б класса
на 2019 – 2020 уч. год.
Программу составила:
учитель Новичкова Е.В.
высшая категория
д.Чёрное
2019
Пояснительная записка.
Основа содержания обучения данному предмету:
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года);
Учебный план СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» выделяет на изучение биологии в 9 классе по 2 ч. в неделю, в течение всего учебного года.
УМК для специальных(коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МО и Н РФ от 24.12.2010г № 2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Основными задачами преподавания биологии в 9 классе являются:
сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В процессе знакомства с организмом человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения.
Содержание учебного предмета
Введение.
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Клетка. Краткие сведения о строении клеток. Химический состав клетки. Ткани человека, краткие сведения о строении. Органы и системы органов.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). Лабораторные работы: «Микроскопическое строение крови»; «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений».
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заболеваний.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения, строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потери трудоспособности.
Требования к предметному уровню достижений обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-влияние физических нагрузок на организм;
-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-основные санитарно-гигиенические
правила.
Обучающиеся должны уметь:
-применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Тематическое планирование по биологии
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
«Введение» |
||||
. |
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. |
1 |
03.09. |
. |
«Общий обзор организма человека» |
||||
|
Общее знакомство с организмом человека. Клетка. |
1 |
04.09. |
|
|
Краткие сведения о строении клеток человека. Химический состав клетки. |
1 |
10.09. |
|
. |
Ткани человека. Краткие сведения о строении тканей человека. |
1 |
11.09. |
|
|
Органы. Системы органов. |
1 |
17.09. |
|
«Опора тела и движение» |
||||
|
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. |
1 |
18.09. |
|
|
Скелет человека (скелет головы). |
1 |
24.09. |
|
|
Скелет человека (скелет туловища). |
1 |
25.09. |
|
|
Скелет человека (скелет верхних конечностей). |
1 |
01.10. |
|
|
Скелет человека (скелет нижних конечностей). |
1 |
02.10. |
|
|
Соединения костей (подвижное и неподвижное). |
1 |
08.10. |
|
|
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. |
1 |
09.10. |
|
|
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. |
1 |
15.10. |
|
|
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
1 |
16.10. |
|
|
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
2 |
22,23. 10. |
|
«Кровь и кровообращение» |
||||
|
Значение крови и кровообращения. |
1 |
05.11. |
|
|
Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. |
1 |
06.11. |
|
|
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови». |
1 |
12.11. |
|
|
Органы кровообращения: сердце и сосуды. |
1 |
13.11. |
|
|
Большой круг кровообращения. |
1 |
19.11. |
|
|
Малый круг кровообращения. |
1 |
20.11. |
|
|
Сердце, его строение и работа. |
1 |
26.11. |
|
|
Движение крови по сосудам. |
1 |
27.11 |
|
|
Пульс. |
1 |
03.12 |
|
|
Лабораторная работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений». |
1 |
04.12. |
|
|
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. |
1 |
10.12. |
|
|
Первая помощь при кровотечениях. |
2 |
11,17. 12. |
|
|
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). |
1 |
18.12 |
|
|
Контрольная работа. Защита рефератов. |
2 |
24, 25.12 |
|
«Дыхание» |
||||
|
Значение дыхания. |
1 |
14.01. |
|
|
Органы дыхания, их строение и функции. |
1 |
15.01. |
|
|
Голосовой аппарат. |
1 |
21.01. |
|
|
Газообмен в лёгких и тканях. |
1 |
22.01. |
|
|
Болезни, передающиеся через воздух. |
1 |
28.01. |
|
|
Гигиена органов дыхания. |
1 |
29.01. |
|
|
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. |
2 |
04,05. 02. |
|
«Пищеварение» |
||||
|
Значение пищеварения. |
1 |
11.02. |
|
|
Питательные вещества и витамины. |
1 |
12.02. |
|
|
Пищевые продукты. |
1 |
18.02. |
|
|
Органы пищеварения. |
1 |
19.02. |
|
|
Пищеварение в ротовой полости. |
1 |
25.02. |
|
|
Пищеварение в желудке. |
1 |
26.02. |
|
|
Пищеварение в кишечнике. |
1 |
03.03. |
|
|
Всасывание питательных веществ в кровь. |
1 |
04.03. |
|
|
Гигиена питания. |
1 |
10.03. |
|
|
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений. |
1 |
11.03. |
|
|
Предупреждение глистных заболеваний. |
1 |
17.03. |
|
|
Защита рефератов. |
1 |
18.03 |
|
«Почки» |
||||
|
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. |
1 |
31.03. |
|
|
Предупреждение почечных заболеваний. |
1 |
01.04. |
|
«Кожа» |
||||
|
Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. |
1 |
07.04. |
|
|
Закаливание организма. |
1 |
08.04. |
|
|
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. |
1 |
14.04. |
|
|
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. |
1 |
15.04. |
|
«Нервная система» |
||||
|
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). |
1 |
21.04. |
|
|
Гигиена умственного труда. |
1 |
22.04. |
|
|
Сон и его значение. |
1 |
28.04. |
|
|
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. |
1 |
29.04. |
|
«Органы чувств» |
||||
|
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. |
1 |
05.05. |
|
|
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. |
1 |
06.05. |
|
|
Органы обоняния и вкуса. |
1 |
13.05. |
|
«Охрана здоровья человека в РФ» |
||||
|
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. |
1 |
19.05. |
|
|
Промежуточная аттестация за год. |
1 |
20.05. |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.