Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Успешное чтение»
4 класс
Пояснительная записка
ФГОС начального общего образования заявляет деятельность ведущим направлением школьного образования.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Успешное чтение» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования на основе примерной программы внеурочной деятельности авторов Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.
Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе ее реализации происходит обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы:
Обще - интеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
v познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
v формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
v совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
v развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
v обеспечение усвоения ряда понятий технологии: «прогнозирование», «комментированное чтение» и др.;
v воспитывать в детях любовь к добру. К бескорыстным поступкам природе, науке, искусству;
v учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей, снижение их уровня грамотности.
Проблемы чтения ныне встали в один ряд с задачами развития российской национальной культуры.
Общая характеристика технологии продуктивного чтения.
Программа ориентирована на овладение учащимися технологии продуктивного чтения, в процессе усвоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
- подготовка детей к чтению;
- первичное чтение;
- работа с текстом после чтения.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий в режиме второй половины дня образовательного учреждения со школьниками 3 класса 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год.
Ожидаемые результаты
Личностные:
§ умение осознавать и определять сои эмоции;
§ умение определять эмоции других людей, сопереживать им;
§ умение воспринимать красоту природы, бережного отношения к ней;
§ любовь и уважение к отечеству, его языку, культуре;
§ понимание ценности семьи;
§ интерес к чтению;
§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
§ этические чувства, как регуляторы морального поведения;
Метапредметные:
§ самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения проблемы с учителем; работать по плану;
§ извлекать информацию, перерабатывать ее, осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения; пользоваться словарями;
§ оформлять свои мысли;
§ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные:
§ воспринимать тексты на слух в исполнении учителя и учащихся;
§ осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
§ самостоятельно работать с текстом;
§ пересказывать текст; составлять рассказ-характеристику героя;
§ высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
§ видеть в тексте художественном эпитеты, сравнения, олицетворения;
Основные разделы программы
v Настоящий читатель
v Технология продуктивного чтения
v Проект «Дружим с книгой»
Содержание разделов программы:
1. Кого называют настоящим читателем? Любимая книга. Ее части.
Экскурсия в библиотеку. Члены семьи – собиратели книг.
Писатели и их книги. Чтение, получение информации.
Творческая работа.
2. Технология чтения: чтение до чтения, чтение во время чтения, чтение после чтения.
3. Работа над проектом.
(Обсуждение темы, участие и помощь родителей, составление плана работы, подготовка проекта, защита)
Календарно – тематическое планирование занятий (34 часа)
1. Какой читатель? Моя любимая книга.
2. Надо много читать.
3. Быстрое чтение.
4. Твое представление о настоящем читателе.
5. 3 шага при чтении: до чтения, во время чтения и после чтения.
6. Эмоции и чувства при чтении стихов.
7. Работа с текстом Г. Николаевой «Ливень»
8. Работа с текстом Г. Скребицкого «Солнечный день в самом начале лета»
9. Работа с текстом К. Ушинского «Гнездо ласточки»
10. Работа с текстом по материалам энциклопедии «Хочу все знать»
11. Работа с текстом А. Бострома «Кошка и еж»
12. Работа с текстом С. Аксакова «Глубокая осень»
13. Работа с текстом И. Соколова-Микитова «В русском лесу»
14. Работа с текстом Р. Киплинга «Про Слоненка»
15. Работа с текстом по материалам энциклопедии «Хочу все знать»
16. Экскурсия в библиотеку.
17. Работа с текстом А. Тихонова «Колибри»
18. Работа с текстом по материалам энциклопедии «Хочу все знать»
19. Работа с текстом И. Соколова-Микитова «Золотая осень»
20. Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания»
21. Работа с текстом по материалам энциклопедии «Хочу все знать»
22. Работа с текстом Э. Бауэру «Жираф»
23. Работа с текстом С. Михалкова «Жадный заяц»
24. Работа с текстом И. Соколова-Микитова «Рябина»
25. Работа с текстом Н. Дудникова.
26. Работа с текстом по материалам энциклопедии «Хочу все знать»
27. Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи»
28. Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой»
29. Работа с текстом С.Михалкова «Просчитался»
30. Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»
31. Работа с текстом Г. Скребицкого.
32. Работа с текстом П.Молчанова «Необычная рыбалка»
33. Работа с текстом Г.Скребицкого
34. Итоговое занятие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.