Рабочая программа
по предмету чтение
6 класс
Срок реализации программы 2019-2020
Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5 – 9 кл: /Под редакцией И. М. Бгажноковой – 5-е издание М.: Просвещение, 2013
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
2.Календарно-тематический план
3.Содержание программы
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по чтению для 6 класса разработана в соответствии с базисным учебным планом (вариант 11), утвержденным Министерством образования РФ 10 апреля 2002 г. (NQ 29/2065-п). и программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (раздел «Русский язык) под редакцией И. М. Бгажноковой. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточность средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка и чтения.
Программа по чтению рассчитана на 135 ч в год (4 ч в неделю).
Чтение - один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т. д.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания учащихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.
Наряду с изучением художественной литературы обучающиеся 6 классов знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения – от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями..
В 6 классе уделяется внимание не только усвоению обучающимися фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности произведения. В этот период главным в работе над текстом является анализ сюжета в единстве с его предметом (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т.д.
Обучение чтению в 6 классах направлено на решение следующих задач:
• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу и комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец): V класс - 45-60 слов, VI класс - 70-80 слов, VII класс - 80-90 слов, VIII класс - 90- 100 слов, IX класс - 90- 100 слов.
При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения учащимися техники чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя (в VIII - IX классах легкие тексты – самостоятельно) 4 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну - две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну - две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении; одну- две ошибки - в соблюден и синтаксических пауз; три - четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста,
Итоговая оценка знаний и умений учащихся:
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдения учителя за повседневной работой ученика, устного и письменного опроса, техники чтения
Особые образовательные потребности обучающихся c ОВЗ
Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
Наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
Специальное обучение «переносу» сформировавшихся знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
Обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ
УЧАЩИХСЯ 6 А КЛАССА
В классе 9 обучающихся, 7 мальчиков и 2 девочки. Контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности. Обучающиеся в процессе обучения оказались на разных уровнях усвоения знаний и умений. Ученики I группы (К. Д., П. А., Сидоров Максим) выполняют задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сами же исправляют. В помощи не нуждаются, хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной речью. Ученики II группы ( Килигин Андрей, Максимов Евгений) выполняют задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1-2 незначительными ошибками. Хорошо используют незначительную помощь, однако допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно их исправить затрудняются. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
У ученика III группы (Гловатский Никита) выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2-3 ошибками.Нуждаются в помощи.Помощь используют, но с ошибками, формирование связной устной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-следственные зависимости.
Ученики IV группы (Гильмутдинова Гузель, Серозетдинов Эмиль) выполняют задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждаются в активной помощи учителя. Помощь используют с трудом, с ошибками овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно- следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Технология обучения по данной программе предполагает, что обучающиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять объяснение учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, или выполнять задания с помощью учителя.). Для самостоятельного выполнения этим обучающимся предлагаются облегченные варианты заданий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 А КЛАССЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
||
План |
Факт |
|
|||||
Устное народное творчество |
|
||||||
1 |
Вводный урок. Техника безопасности. Инструментарий учебника. Устное народное творчество. |
1 |
|
|
|
||
2 |
УНТ. Загадки, пословицы, поговорки |
1 |
|
|
|
||
3 |
Небылицы (особый мир игры – игры мыслей, столкновение мира обычного и потешного) |
1 |
|
|
|
||
4 |
Сказки. Мир добра и зла |
1 |
|
|
|
||
5 |
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
1 |
|
|
|
||
Люблю русскую природу |
|
||||||
6 |
В. Песков «Отечество» |
1 |
|
|
|
||
7 |
М. Ножкин «Россия» |
1 |
|
|
|
||
8 |
М. Пришвин «Моя Родина» |
1 |
|
|
|
||
9 |
В. Бианки «Сентябрь» |
1 |
|
|
|
||
10 |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…» |
1 |
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
11 |
П. Бажов «Серебряное копытце». Техника чтения |
1 |
|
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
12 |
Ю. Качаев «Грабитель».. Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
13 |
Ю. Качаев «Грабитель». Составление простого плана к пересказу |
|
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
14 |
Б. Житков «Белый домик». Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
15 |
Б. Житков «Белый домик». Сюжет. Герои |
|
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
16 |
Б. Житков «На льдине» |
1 |
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
17 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Комментированное чтение |
3 |
|
|
|
||
18 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Красота русской природы |
|
|
|
|
||
19 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Тема. Герои |
|
|
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
20 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Комментированное чтение |
3 |
|
|
|
||
21 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Благородный поступок мальчика |
|
|
|
|
||
22 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Пример доброты и отзывчивости людей |
|
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
23 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов),
|
1 |
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
24 |
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» |
1 |
|
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
25 |
Е. Носов «Хитрюга». Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
26 |
Е. Носов «Хитрюга». Коллективное составление плана к эпизоду «Встреча с ежом» |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
27 |
В. Бианки «Октябрь» |
1 |
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
28 |
С. Михалков «Будь человеком» |
|
|
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
29 |
Б. Заходер «Петя мечтает» |
2 |
|
|
|
||
30 |
Выразительное чтение. Б. Заходер «Петя мечтает»
|
|
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
31 |
Д. Биссет «Слон и муравей». Комментированное чтение. Разбор по вопросам |
2 |
|
|
|
||
32 |
Д. Биссет «Слон и муравей». Сюжет сказки. Действующие лица |
|
|
|
|
||
33 |
Д. Биссет «Кузнечик Денди». Чтение и разбор по вопросам. |
2 |
|
|
|
||
34 |
Д. Биссет «Кузнечик Денди». Пересказ по плану |
|
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
35 |
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», |
1 |
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
36 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
37 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Пересказ отдельных эпизодов |
|
|
|
|
||
38 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Комментированное чтение первой части |
4 |
|
|
|
||
39 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Комментированное чтение второй части |
|
|
|
|
||
40 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Составление простого плана. |
|
|
|
|
||
41 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Пересказ отдельных эпизодов по плану |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
42 |
Ф. Глинка «Москва» |
1 |
|
|
|
||
43 |
В. Бианки «Ноябрь» |
1 |
|
|
|
||
Вечный свет подвига |
|
||||||
44 |
С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря» |
1 |
|
|
|
||
45 |
С. Алексеев «На берегу Невы» |
1 |
|
|
|
||
46 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Медаль» |
1 |
|
|
|
||
47 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Гришенька» |
1 |
|
|
|
||
48 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Гришенька» |
1 |
|
|
|
||
49 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Серебряный лебедь» |
1 |
|
|
|
||
50 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Боевое крещение» |
1 |
|
|
|
||
51 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. День рождения Наполеона» |
1 |
|
|
|
||
52 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. В дни спокойные» |
1 |
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
53 |
А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), |
1 |
|
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
54 |
Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение и разбор по вопросам |
2 |
|
|
|
||
55 |
Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Сюжет сказки, герои, смысл их имён, особенности поведения |
|
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
56 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Комментированное чтение |
3 |
|
|
|
||
57 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Сюжет. Составление развёрнутого плана |
|
|
|
|
||
58 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Идея сказки. Пересказ по плану и опорным словам |
|
|
|
|
||
59 |
Д. Гальперина «Здравствуйте» |
1 |
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
60 |
В. Бианки «Декабрь» |
1 |
|
|
|
||
61 |
Е. Благинина «Новогодние загадки |
1 |
|
|
|
||
62 |
А. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
|
|
|
||
63 |
А. Дорохов «Теплый снег» |
1 |
|
|
|
||
64 |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
1 |
|
|
|
||
65 |
Д. Хармс «Пушкин» |
1 |
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
66 |
Волшебный мир сказок А.С. Пушкина |
1 |
|
|
|
||
67 |
Викторина по произведениям А.С. Пушкина |
1 |
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
68 |
В. Бианки «Январь» |
1 |
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
69 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Чтение и анализ первой части. Составление плана |
3 |
|
|
|
||
70 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Сюжет сказки, действующие лица |
|
|
|
|
||
71 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Пересказ эпизода «Желание ёлочки» по плану и опорным словам |
|
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
72 |
А. Чехов «Ванька»». Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
73 |
А. Чехов «Ванька»». Идея рассказа. Трудное детство Ваньки Жукова |
|
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
74 |
Б. Полевой «Сын полка», |
1 |
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
75 |
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…» |
1 |
|
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
76 |
М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка». Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
77 |
М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка».Сюжет. Герои |
|
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
78 |
Ю. Рытхэу «Пурга» |
1 |
|
|
|
||
79 |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
1 |
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
80 |
В. Бианки «Февраль» |
1 |
|
|
|
||
81 |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Ознакомление с содержанием сказки, с основными героями |
2 |
|
|
|
||
82 |
С.Я.Маршак. Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев». |
|
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
83 |
"Знаете ли вы Маршака?" |
|
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
84 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение и разбор по вопросам первой части. Составление плана. |
8 |
|
|
|
||
85 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение и анализ второй части. Придумывание заголовка. Составление плана. |
|
|
|
|
||
86 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Пересказ эпизода «Кай у Снежной королевы» по опорным словам и словосочетаниям» |
|
|
|
|
||
87 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Характеристика персонажей. Оценка характера Герды и Кая |
|
|
|
|
||
88 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение по ролям. Эпизод «Герда у разбойников» |
|
|
|
|
||
89 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Составление развёрнутого плана сказки |
|
|
|
|
||
90 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Определение основной идеи сказки. Любовь побеждает зло. Иллюстрации |
|
|
|
|
||
91 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Просмотр фильма |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
92 |
С. Смирнов «Первые приметы» |
1 |
|
|
|
||
93 |
В. Бианки «Март» |
1 |
|
|
|
||
94 |
В. Песков «Весна идет» |
1 |
|
|
|
||
95 |
М. Пришвин «Жаркий час» |
1 |
|
|
|
||
96 |
Г. Скребницкий «Весенняя песня» |
1 |
|
|
|
||
97 |
В. Жуковский «Жаворонок» |
1 |
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
98 |
А. Толстой «Детство Никиты».Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
99 |
А. Толстой «Детство Никиты». Образ главного героя |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
100 |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» |
1 |
|
|
|
||
101 |
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…» |
1 |
|
|
|
||
102 |
В. Бианки «Апрель» |
1 |
|
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
103 |
В. Осеева «Волшебное слово», |
1 |
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
104 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Комментированное чтение |
3 |
|
|
|
||
105 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Тема и идея рассказа |
|
|
|
|
||
106 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Оценка характеров персонажей. Варя и дед Кузьма. Чтение по ролям |
|
|
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
107 |
В. Астафьев «Злодейка». Комментированное чтение |
2 |
|
|
|
||
108 |
В. Астафьев «Злодейка». Составление плана рассказа. Выразительное чтение отрывков |
|
|
|
|
||
109 |
Е. Баронина «Рассказы про зверей». Ознакомительное чтение, составление плана |
2 |
|
|
|
||
110 |
Е. Баронина «Рассказы про зверей». Пересказ по плану. Определение идеи рассказов |
|
|
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
111 |
В. Драгунский «Кот в сапогах». Сюжет, герои рассказа |
2 |
|
|
|
||
112 |
В. Драгунский «Кот в сапогах». Друзья познаются в беде. Идея рассказа. Чтение по ролям отдельных эпизодов |
|
|
|
|
||
113 |
Д. Хармс «Заяц и ёж». ». Чтение и разбор по вопросам. Описание зверят. Чтение по ролям эпизода «Встреча зайца и ежа» |
2 |
|
|
|
||
114 |
Д. Хармс «Заяц и ёж». Пересказ по плану |
|
|
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
115 |
И. Крылов «Зеркало и обезьяна» |
1 |
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
116 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Беседа по содержанию первой части. Описание мангуста |
6 |
|
|
|
||
117 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Чтение и разбор второй части. Дружба хозяев дома с мангустом |
|
|
|
|
||
118 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Составление плана к третьей части. Пересказ по плану и опорным словам |
|
|
|
|
||
119 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Характеристика персонажей, определение основной идеи рассказа. Дружба и верность |
|
|
|
|
||
120 |
П«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Пересказ отдельных эпизодов по плану и опорным словам |
|
|
|
|
||
121 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Иллюстрирование рассказа и подбор цитат для подписи рисунков. Проверка техники чтения |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
122 |
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» |
1 |
|
|
|
||
123 |
В. Бианки «Май» |
1 |
|
|
|
||
Вечный свет подвига |
|
||||||
124 |
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» |
2 |
|
|
|
||
125 |
Выразительное чтение. М.Дудин «Наши песни спеты на войне» |
|
|
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
126 |
В. Медведев.«Звездолёт «Брунька». Чтение и разбор текста по вопросам. Коллективное составление плана |
2 |
|
|
|
||
127 |
В. Медведев.«Звездолёт «Брунька». Краткий пересказ с использованием данного плана и опорных слов |
|
|
|
|
||
128 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Комментированное чтение |
3 |
|
|
|
||
129 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка в жизни человека |
|
|
|
|
||
130 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Григ и дочь лесника |
|
|
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
131 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц на планете Земля. Описание героя. Оценка характера. |
3 |
|
|
|
||
132 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц и Лис. Коллективное составление плана. Определение основной мысли сказки. |
|
|
|
|
||
133 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Пересказ эпизода по составленному плану и опорным словам. |
|
|
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
134 |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
1 |
|
|
|
||
135 |
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» |
1 |
|
|
|
||
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ
УЧАЩИХСЯ 6 Б КЛАССА
В классе 8 обучающихся, 6 мальчиков и 2 девочки. Контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности. Обучающиеся в процессе обучения оказались на разных уровнях усвоения знаний и умений. Учеников I группы нет. Ученики II группы (Баландин Руслан, Бунов Никита, Перцев Александр, Султанов Александр) выполняют задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1-2 незначительными ошибками. Хорошо используют незначительную помощь, однако допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно их исправить затрудняются. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
У ученика III группы (Катаев Даниил) выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2-3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками, формирование связной устной речи затруднено.Отличает неумение построить фразу. При изложении выученного текста учащийся затрудняется отграничить новые сведения от имевшихся у него в прошлом опыте, не умеет отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдается привнесение. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащегося к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-следственные зависимости.
Ученики IV группы (Иванова Полина, Трапезникова Арина) выполняют задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждаются в активной помощи учителя. Помощь используют с трудом, с ошибками овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно- следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. Один ученик на домашнем обучении Мухаметзянов Булат.
Технология обучения по данной программе предполагает, что обучающиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять объяснение учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, или выполнять задания с помощью учителя.). Для самостоятельного выполнения этим обучающимся предлагаются облегченные варианты заданий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 Б КЛАССЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
||
План |
Факт |
|
|||||
Устное народное творчество |
|
||||||
1 |
Вводный урок. Техника безопасности. Инструментарий учебника. Устное народное творчество. |
1 |
03.09. |
|
|
||
2 |
УНТ. Загадки, пословицы, поговорки |
1 |
04/09 |
|
|
||
3 |
Небылицы (особый мир игры – игры мыслей, столкновение мира обычного и потешного) |
1 |
05.09 |
|
|
||
4 |
Сказки. Мир добра и зла |
1 |
06.09 |
|
|
||
5 |
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
1 |
10.09 |
|
|
||
Люблю русскую природу |
|
||||||
6 |
В. Песков «Отечество» |
1 |
11.09 |
|
|
||
7 |
М. Ножкин «Россия» |
1 |
12.09 |
|
|
||
8 |
М. Пришвин «Моя Родина» |
1 |
14.09 |
|
|
||
9 |
В. Бианки «Сентябрь» |
1 |
17.09 |
|
|
||
10 |
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…» |
1 |
18.09 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
11 |
П. Бажов «Серебряное копытце». Техника чтения |
1 |
19.09 |
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
12 |
Ю. Качаев «Грабитель».. Комментированное чтение |
2 |
21.09 |
|
|
||
13 |
Ю. Качаев «Грабитель». Составление простого плана к пересказу |
|
24.09 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
14 |
Б. Житков «Белый домик». Комментированное чтение |
2 |
25.09 |
|
|
||
15 |
Б. Житков «Белый домик». Сюжет. Герои |
|
26.09 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
16 |
Б. Житков «На льдине» |
1 |
28.09 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
17 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Комментированное чтение |
3 |
01.10 |
|
|
||
18 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Красота русской природы |
|
02.10 |
|
|
||
19 |
А. Белорусец «Звонкие ключи». Тема. Герои |
|
03.10 |
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
20 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Комментированное чтение |
3 |
05.10 |
|
|
||
21 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Благородный поступок мальчика |
|
08.10 |
|
|
||
22 |
К. Паустовский «Заячьи лапы». Пример доброты и отзывчивости людей |
|
09.10 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
23 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов),
|
1 |
10.10 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
24 |
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» |
1 |
12.10 |
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
25 |
Е. Носов «Хитрюга». Комментированное чтение |
2 |
15.10 |
|
|
||
26 |
Е. Носов «Хитрюга». Коллективное составление плана к эпизоду «Встреча с ежом» |
|
16.10 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
27 |
В. Бианки «Октябрь» |
1 |
17.10 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
28 |
С. Михалков «Будь человеком» |
|
19.10 |
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
29 |
Б. Заходер «Петя мечтает» |
2 |
22.10 |
|
|
||
30 |
Выразительное чтение. Б. Заходер «Петя мечтает»
|
|
23.10 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
31 |
Д. Биссет «Слон и муравей». Комментированное чтение. Разбор по вопросам |
2 |
24.10 |
|
|
||
32 |
Д. Биссет «Слон и муравей». Сюжет сказки. Действующие лица |
|
26.10 |
|
|
||
33 |
Д. Биссет «Кузнечик Денди». Чтение и разбор по вопросам. |
2 |
29.10 |
|
|
||
34 |
Д. Биссет «Кузнечик Денди». Пересказ по плану |
|
30.10 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
35 |
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», |
|
09.11 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
36 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».Комментированное чтение |
2 |
12.11 |
|
|
||
37 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Пересказ отдельных эпизодов |
|
13.11 |
|
|
||
38 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Комментированное чтение первой части |
4 |
14.11 |
|
|
||
39 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Комментированное чтение второй части |
|
16.11 |
|
|
||
40 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Составление простого плана. |
|
19.11 |
|
|
||
41 |
Дж. Родари «Пуговкин домик». Пересказ отдельных эпизодов по плану |
|
20.11 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
42 |
Ф. Глинка «Москва» |
1 |
21.11 |
|
|
||
43 |
В. Бианки «Ноябрь» |
1 |
23.11 |
|
|
||
Вечный свет подвига |
|
||||||
44 |
С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря» |
1 |
26.11 |
|
|
||
45 |
С. Алексеев «На берегу Невы» |
1 |
27.11 |
|
|
||
46 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Медаль» |
1 |
28.11 |
|
|
||
47 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Гришенька» |
1 |
30.11 |
|
|
||
48 |
С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге. Гришенька» |
1 |
03.12 |
|
|
||
49 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Серебряный лебедь» |
1 |
04.12 |
|
|
||
50 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. Боевое крещение» |
1 |
05.12 |
|
|
||
51 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. День рождения Наполеона» |
1 |
07.12 |
|
|
||
52 |
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин. В дни спокойные» |
1 |
10.12 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
53 |
А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), |
1 |
11.12 |
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
54 |
Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Чтение и разбор по вопросам |
2 |
12.12 |
|
|
||
55 |
Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». Сюжет сказки, герои, смысл их имён, особенности поведения |
|
14.12 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
56 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Комментированное чтение |
3 |
17.12 |
|
|
||
57 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Сюжет. Составление развёрнутого плана |
|
18.12 |
|
|
||
58 |
Е. Пермяк. «Тайна цены». Идея сказки. Пересказ по плану и опорным словам |
|
19.12 |
|
|
||
59 |
Д. Гальперина «Здравствуйте» |
1 |
21.12 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
60 |
В. Бианки «Декабрь» |
1 |
24.12 |
|
|
||
61 |
Е. Благинина «Новогодние загадки |
1 |
25.12 |
|
|
||
62 |
А. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
09.01 |
|
3 четверть |
||
63 |
А. Дорохов «Теплый снег» |
1 |
11.01 |
|
|
||
64 |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
1 |
14.01 |
|
|
||
65 |
Д. Хармс «Пушкин» |
1 |
15.01 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
66 |
Волшебный мир сказок А.С. Пушкина |
1 |
16.01 |
|
|
||
67 |
Викторина по произведениям А.С. Пушкина |
1 |
18.01 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
68 |
В. Бианки «Январь» |
1 |
21.01 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
69 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Чтение и анализ первой части. Составление плана. |
3 |
22.01 |
|
|
||
70 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Сюжет сказки, действующие лица. |
|
23.01 |
|
|
||
71 |
Г. Х. Андерсен. «Ель». Пересказ эпизода «Желание ёлочки» по плану и опорным словам. |
|
25.01 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
72 |
А. Чехов «Ванька»». Комментированное чтение |
2 |
28.01 |
|
|
||
73 |
А. Чехов «Ванька»». Идея рассказа. Трудное детство Ваньки Жукова |
|
29.01 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
74 |
Б. Полевой «Сын полка», |
1 |
30.01 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
75 |
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…» |
1 |
01.02 |
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
76 |
М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка». Комментированное чтение |
2 |
04.02 |
|
|
||
77 |
М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка».Сюжет. Герои |
|
05.02 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
78 |
Ю. Рытхэу «Пурга» |
1 |
06.02 |
|
|
||
79 |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
1 |
08.02 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
80 |
В. Бианки «Февраль» |
1 |
11.02 |
|
|
||
81 |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Ознакомление с содержанием сказки, с основными героями |
2 |
12.02 |
|
|
||
82 |
С.Я.Маршак. Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев». |
|
13.02 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
83 |
"Знаете ли вы Маршака?" |
|
15.02 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
84 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение и разбор по вопросам первой части. Составление плана |
8 |
18.02 |
|
|
||
85 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение и анализ второй части. Придумывание заголовка. Составление плана |
|
19.02 |
|
|
||
86 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Пересказ эпизода «Кай у Снежной королевы» по опорным словам и словосочетаниям» |
|
20.02 |
|
|
||
87 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Характеристика персонажей. Оценка характера Герды и Кая |
|
22.02 |
|
|
||
88 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Чтение по ролям. Эпизод «Герда у разбойников» |
|
25.02 |
|
|
||
89 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Составление развёрнутого плана сказки |
|
26.02 |
|
|
||
90 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Определение основной идеи сказки. Любовь побеждает зло. Иллюстрации |
|
27.02 |
|
|
||
91 |
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Просмотр фильма |
|
01.03 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
92 |
С. Смирнов «Первые приметы» |
1 |
04.03 |
|
|
||
93 |
В. Бианки «Март» |
1 |
05.03 |
|
|
||
94 |
В. Песков «Весна идет» |
1 |
06.03 |
|
|
||
95 |
М. Пришвин «Жаркий час» |
1 |
11.03 |
|
|
||
96 |
Г. Скребницкий «Весенняя песня» |
1 |
12.03 |
|
|
||
97 |
В. Жуковский «Жаворонок» |
1 |
13.03 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
98 |
А. Толстой «Детство Никиты».Комментированное чтение |
2 |
15.03 |
|
|
||
99 |
А. Толстой «Детство Никиты». Образ главного героя |
|
18.03 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
100 |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей…» |
1 |
19.03 |
|
|
||
101 |
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…» |
1 |
20.03 |
|
|
||
102 |
В. Бианки «Апрель» |
1 |
22.03 |
|
|
||
Внеклассное чтение |
|
||||||
103 |
В. Осеева «Волшебное слово», |
1 |
01.04 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
104 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Комментированное чтение |
3 |
02.04 |
|
4 четверть |
||
105 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Тема и идея рассказа |
|
03.04 |
|
|
||
106 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Оценка характеров персонажей. Варя и дед Кузьма. Чтение по ролям |
|
05.04 |
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
107 |
В. Астафьев «Злодейка». Комментированное чтение |
2 |
08.04 |
|
|
||
108 |
В. Астафьев «Злодейка». Составление плана рассказа. Выразительное чтение отрывков |
|
09.04 |
|
|
||
109 |
Е. Баронина «Рассказы про зверей». Ознакомительное чтение, составление плана |
2 |
10.04 |
|
|
||
110 |
Е. Баронина «Рассказы про зверей». Пересказ по плану. Определение идеи рассказов |
|
12.04 |
|
|
||
Смешное и веселое |
|
||||||
111 |
В. Драгунский «Кот в сапогах». Сюжет, герои рассказа |
2 |
15.04 |
|
|
||
112 |
В. Драгунский «Кот в сапогах». Друзья познаются в беде. Идея рассказа. Чтение по ролям отдельных эпизодов |
|
16.04 |
|
|
||
113 |
Д. Хармс «Заяц и ёж». ». Чтение и разбор по вопросам. Описание зверят. Чтение по ролям эпизода «Встреча зайца и ежа» |
2 |
17.04 |
|
|
||
114 |
Д. Хармс «Заяц и ёж». Пересказ по плану |
|
19.04 |
|
|
||
Удивительные животные |
|
||||||
115 |
И. Крылов «Зеркало и обезьяна» |
1 |
22.04 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
116 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Беседа по содержанию первой части. Описание мангуста |
6 |
23.04 |
|
|
||
117 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Чтение и разбор второй части. Дружба хозяев дома с мангустом |
|
24.04 |
|
|
||
118 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Составление плана к третьей части. Пересказ по плану и опорным словам |
|
26.04 |
|
|
||
119 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Характеристика персонажей, определение основной идеи рассказа. Дружба и верность |
|
29.04 |
|
|
||
120 |
П«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Пересказ отдельных эпизодов по плану и опорным словам |
|
30.04 |
|
|
||
121 |
«Рикки — Тикки — Тави» по Р. Киплингу. Иллюстрирование рассказа и подбор цитат для подписи рисунков Проверка техники чтения |
|
06.05 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
122 |
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» |
1 |
07.05 |
|
|
||
123 |
В. Бианки «Май» |
1 |
08.05 |
|
|
||
Вечный свет подвига |
|
||||||
124 |
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» |
2 |
13.05 |
|
|
||
125 |
Выразительное чтение. М.Дудин «Наши песни спеты на войне» |
|
14.05 |
|
|
||
Человек, будь человеком! |
|
||||||
126 |
В. Медведев.«Звездолёт «Брунька». Чтение и разбор текста по вопросам. Коллективное составление плана |
2 |
15.05 |
|
|
||
127 |
В. Медведев.«Звездолёт «Брунька». Краткий пересказ с использованием данного плана и опорных слов |
|
17.05 |
|
|
||
128 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Комментированное чтение |
3 |
20.05 |
|
|
||
129 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка в жизни человека |
|
21.05 |
|
|
||
130 |
Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Григ и дочь лесника |
|
22.05 |
|
|
||
Писатели мира — детям |
|
||||||
131 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц на планете Земля. Описание героя. Оценка характера. |
3 |
24.05 |
|
|
||
132 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц и Лис. Коллективное составление плана. Определение основной мысли сказки. |
|
27.05 |
|
|
||
133 |
А. де Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Пересказ эпизода по составленному плану и опорным словам. |
|
28.05 |
|
|
||
Люблю природу русскую |
|
||||||
134 |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
1 |
29.05 |
|
|
||
135 |
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» |
1 |
31.05 |
|
|
||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЧТЕНИЮ
В 6 КЛАССЕ
Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры- игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Сказки. Мир добра и зла.
Люблю русскую природу. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и религиозные праздники в связи с разными временами года.
Удивительные животные. Рассказы, стихи, сказки, басни о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.
Человек, будь человеком! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Смешное и веселое. Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига. Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
Писатели мира- детям. Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных. Произведения зарубежных авторов могут быть включены в любую тему и не выделяться в самостоятельный раздел.
Навыки чтения. Сознательное, правильное, выразительное чтение целым словом с переходом на словосочетания в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка быстрого чтения. Для учащихся с трудностями в овладении навыком чтения - чтение по слогам с переходом на чтение целым словом.
Чтение про себя при выполнении различных заданий уже проанализированного текста. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом. Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у школьников умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение темы с заглавием текста.
Деление текста на части по данному плану, коллективное озаглавливание выделенных частей текста.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц. Выражение элементарной оценки их поступков.
Полный и частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений в соответствии с текстом оригинала с предварительным их выделением.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение.
Называние характерных черт героев произведения (выбор для этой цели из текста авторских слов), установление авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет их поступки).
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;
• читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;
• отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев;
• пересказывать текст (полностью или частично) по дан ному плану, используя опорные слова;
• знать наизусть 6-8 стихотворений (объемом 8-10 строк).
2-й уровень
• Читать вслух правильно по слогам и целым словом, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
• отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
• давать элементарную оценку поступкам героев;
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник:
• Чтение: учебник для 6 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида [Авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина ]. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Дополнительная литература:
• Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС 2000.
• Власенко И. Г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / Научи, исслсд. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. наук СССР-М. :Педагогика, 1990.
• Волкова Л.С., Шаховский Л.С. Логопедия,- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
• Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков..-М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.», 1996.
* Иванова С. В. Говори!: Уроки развивающей риторики. М.: Школа Пресс, 1997.
* Казарцева О. М. Культура речевого общения: аеория и практика обучения: Учебное пособие / О. М. Казарцева. -5-е изд. - М:Флинта: Наука, 2003.
• Корнев А.Н. подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. Пособие. - М.: Айрис пресс. 2006
• КрутецкаяВ.А. Доклады и сообщения но русскому языку.- СПб. Изд. Дом «литера». 2007.
• Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: Учебно - методическое пособие. Серия «Коррекционная педагогика». - КАРО, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.