Рабочая программа по чтению для ученика 5 класса школы 8 вида

Рабочая программа по чтению для ученика 5 класса школы 8 вида

Домашнее обучение
docx
русская литература
5 кл
08.02.2020
Данная программа адаптирована для работы с учеником 5 класса школы 8 вида на домашнем обучении 2 часа в неделю.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Чтение и р.р. Климов.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

города Братска

 

 

 

  

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная)

учебного предмета «Чтение и развитие речи»

для ученика ___5А__ класса VIII вида Климова Арсения

на 2019/2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель: Майдукова Наталья Алексеевна

  высшая квалификационная категория

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

Задачи преподавания чтения и развития речи:

·         отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

·         учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

·          социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

§  Коррегировать артикуляционный аппарат.

§  Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

§  Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

§  Развивать речь, владение техникой речи;

§  Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

§  Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

§  Развивать познавательные процессы.

§  Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 

 

 

 

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

 

 

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

 

 

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

 

 

Литература для внеклассного чтения

1.      Русские народные сказки.

2.      Сказки народов мира.

3.      Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

4.      Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

5.      В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

6.      М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

 

 

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

 

 

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

 

Тема раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество

3

2

Сказки

8

3

Картины родной природы:

  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Весна

27

4

О друзьях-товарищах

10

5

Басни И. Крылова

4

6

Спешите делать добро

6

7

О животных

5

8

Из прошлого нашего народа

2

9

Из произведений зарубежных  писателей

2

 

Итого:

 

68

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

 

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.

 

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

 

 

Литература:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

 

  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

 

  1. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

 

  1. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

 


Чтение и развитие речи (136ч.)

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Коррекционная работа

1

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

3-4

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2

1

Пословицы и поговорки.

5-6

Развивать память, внимание, мышление.

3

1

Загадки.

6-8

Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.

4

1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

11-13

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

5

1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

14-15

Коррегировать навык чтения целыми

словами, без ошибок,  выразительно.

6

1

«Морозко» (Русская сказка) «Два Мороза» (Русская сказка)

18-23

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

7

1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

29-39

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

8, 9, 10

3

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

41-50

11

1

Обобщающий урок по теме «Сказки»

51-52

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

12

1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь»

53-54

Соблюдение пунктуации.

13

1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

54-55

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

14

1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

55-61

Развивать связную речь.

15

1

А. Прокофьев «Берёзка»

61-62

Расширять словарный запас.

16

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

63

Развивать познавательную деятельность

17

1

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

64-65

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

18

1

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

66-67

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

19

1

К. Бальмонт «Осень»

68

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

20

1

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

69-71

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

21

1

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

72-73

22

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

74

Развивать познавательную деятельность

23

1

Ю. Яковлев «Колючка»

75-79

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

24

1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

80-82

25

1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

83-87

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

26

1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

88-91

27

1

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

92-96

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

28

1

Я. Аким «Твой друг»

96-97

29

1

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

98

Развивать познавательную деятельность

30

1

И. Крылов «Ворона и Лисица»

99-100

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

31

1

И. Крылов «Щука и Кот»

101-102

32

1

И. Крылов «Квартет»

102-104

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

33

1

Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»

104

Развивать познавательную деятельность

34

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

105-108

Развивать связную речь через пересказ.

35

1

О. Бондарчук «Слепой домик»

108-109

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

36

1

В. Осеева «Бабка»

110-117

37

1

А. Платонов «Сухой хлеб»

118-124

38

1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

124-127

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

39

1

В. Брюсов «Труд»

127-128

 

40

1

Р. Рождественский «Огромное небо»

129

Развивать связную речь через пересказ.

41

1

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

130

Развивать познавательную деятельность

42

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»

 

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

43

1

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

131

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

44

1

Г. Скребицкий «Декабрь»

132-133

45

1

К. Бальмонт «К зиме»

133-133

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

46

1

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

134-137

47

1

С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

137-138

Развивать связную речь через заучивание.

48

1

А. Пушкин «Зимняя дорога»

139

 

49

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

140

Развивать познавательную деятельность

50

1

Весна. Г. Скребицкий «Март»

141-142

Развивать связную речь.

51

1

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

142-143

Расширять словарный запас.

52

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

 

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

53

1

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», «Заветный кораблик»

143-144

Развивать артикуляционный аппарат.

54

1

Г. Скребицкий «Весна - красна», «Грачи прилетели», «В весеннем лесу»

145-147

Развивать связную речь через заучивание.

55

1

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

152-153

 

56

1

Стихи о весне: А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник»

154

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

57

1

Стихи о весне: И. Соколов – Микитов «Весна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

155

Развивать связную речь через заучивание.

58

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»

161-162

Развивать познавательную деятельность

59

1

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

163-169

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

60

1

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

169-175

Развивать связную речь через пересказ.

61

1

К. Паустовский «Кот Ворюга» Б. Житков «Про обезьянку»

176-179

Развивать зрительное восприятие, память.

62

1

Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» С. Михалков «Будь человеком»

187-189

 

63

1

Обобщающий урок по теме «О животных»

193-194

Развивать познавательную деятельность

64

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

195-196

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

65

1

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

201-203

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

66

1

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

223

Развивать познавательную деятельность

67

2

Зарубежные писатели детям В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

224-229

Развивать связную речь.

68

5

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

229-238

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)