Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённой приказом №_____от «___»___________2020 г.
Рабочая программа
по дефектологии
«Коррекция познавательной сферы через совместную игру»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
31 класс
Разработчик программы : Лазарева Л.Г.
учитель-дефектолог
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «_____»_____________2020г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Пояснительная записка
Во 31 классе 8 человек(одна на дому), из них один обучается по программе 8.3 , 1 человек с УУО вар.2, 1 обучающийся со сложным дефектом по зрению 4.3, остальные ученики с ЛУО.. Обучающиеся, которые будут заниматься по данной программе, имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ученик не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое. Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания.
Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы. В связи с этим программа составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.
Целостность программы достигается не только распределением всего программного материала по блокам, но и благодаря их тесной связи друг с другом. Как все блоки программы в совокупности, так и каждый блок в отдельности создают возможность для решения основных коррекционных задач.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции. Занятия по данной программе проводятся фронтально, со всем классом.
Цель программы:
· Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
· Развитие психофизических функций.
· Обогащение кругозора детей, формирование представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
· Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям;
· Формирование учебной мотивации;
· Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;
· Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль;
· Формирование общекультурных умений;
· Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;
· Системный разносторонний контроль за развитием ребенка.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· Положительная мотивация к учению.
· Адекватная самооценка, объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам;
Предметные результаты:
Минимальный уровень
|
Допустимый уровень |
|
|
Содержание:
Тема 1. Развитие психофизических функций
· Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
· Ориентация в пространстве и времени.
· Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
· Развитие координации движений и крупной моторики.
· Развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев рук, навыков каллиграфии.
· Развитие артикуляционной моторики.
Тема 2. Развитие произвольной сферы
· Формирование волевых качеств, умений сдерживать свое поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей.
· Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.
Тема 3. Развитие познавательных процессов
· Развитие внимания(объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
· Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
· Развитие воображения.
· Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;
Тема 4. Расширение представлений об окружающей действительности
· Обогащение кругозора детей.
· Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
· Формирование морально-нравственных качеств.
Тема 5. Развитие речи, обогащение словаря
Работа на фонематическом уровне:
· Развитие звукового анализа слов.
· Развитие фонематического восприятия.
Работа на лексическом уровне:
· Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
· Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.
Работа на синтаксическом уровне:
· Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений
· Обогащение фразовой речи
Тема 6. Развитие эмоционально-личностной сферы
· Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
· Формирование коммуникабельности.
· Развитие выразительности движений.
· Развитие культуры эмоций.
Тема 7. Развитие коммуникативных навыков
· Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками;
· Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, чувства товарищества.
· Адаптация ребенка в школьном коллективе и социуме.
Тематический план
Раздел программы |
Кол-во занятий |
Раздел 1. Развитие психофизических функций |
8 |
Раздел 2. Развитие произвольной сферы |
1 |
Раздел 3. Развитие познавательных процессов |
10 |
Раздел 4. Расширение представлений об окружающей действительности |
3 |
Раздел 5. Развитие речи, обогащение словаря |
4 |
Раздел 6. Развитие эмоционально-личностной сферы |
2 |
Раздел 7. Развитие коммуникативных навыков |
2 |
Раздел 8. Диагностика |
4 |
Всего: |
34 занятия |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённой приказом №_____от «___»___________2020 г.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по дефектологии
«Коррекция познавательной сферы через совместную игру»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
31 класс
Разработчик программы : Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель -дефектолог
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «_____»_____________2019г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Календарно –тематическое планирование (подгрупповая работа)
На 2018-2019 уч.год
«Коррекция развития познавательной сферы »
Учитель-дефектолог: Пестовская Е.В.
Класс 21 для обучающихся с УО (1 в.)
Количество часов 34 ч., 1 час в неделю.
I четверть – 8 ч.
II четверть – 8 ч.
III четверть – 10 ч.
IV четверть – 8 ч.
дата |
№ |
Наименование раздела,темы |
Наглядные пособия, ТСО |
|
план |
факт |
|||
4.09 |
|
1. |
Диагностика |
|
11.09 |
|
2 |
Формирование знаний о сезонных изменениях. «Найди отличия». Времена года. |
Наглядные пособия ТСО |
18.09 |
|
3 |
Труд людей в разное время года. Предложение. |
Нагл. пособия ТСО |
25.09 |
|
4 |
Формирование навыков пространственной ориентировки. Зарисовки на листе. Ориентировка: правая, левая, верх, низ. |
Инд.карточки Дидакт.материал |
2.10 |
|
5 |
«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между |
Инд.карточки |
9.10 |
|
6 |
«Графический диктант» |
|
16.10 |
|
7 |
Работа с предлогами: над,под, за, перед. |
Нагл. пособия, дид.материал |
23.10 |
|
8 |
Рисование по клеточкам. |
|
6.11 |
|
9 |
Развитие аналитико-синтетической сферы «Исключи лишнее». |
Инд.карточки |
13.11 |
|
10 |
«Найди отличия» |
Нагл. пособия, дид.материал |
20.11 |
|
11 |
«Сходство и различие». |
Наглядные пособия |
27.11 |
|
12 |
«Муха». Упражнение «Продолжи числовой ряд» |
Наглядные пособия |
4.12 |
|
13 |
«Дорисуй девятое». Упражнение «Сходство и различие» |
Наглядные пособия |
11.12 |
|
14 |
Формирование внимания. «Что перепутал художник». |
ТСО |
18.12 |
|
15 |
Поиск ошибок в тексте. «Раскрась картинку» |
Инд.карточки |
25.12 |
|
16 |
Заштрихованный рисунок. |
Наглядные пособия |
15.01 |
|
17 |
«Внимательный художник». |
Наглядные пособия |
22.01 |
|
18 |
Лабиринты. |
Наглядные пособия |
29.01 |
|
19 |
Развитие памяти. «Найди отличия». Овощи и фрукты - разные продукты |
Макеты фруктов-овощей. Наглядные пособия |
5.02 |
|
20 |
Числовой квадрат. «Продолжи числовой ряд». |
Наглядные пособия |
12.02 |
|
21 |
Лабиринт слов. «Что какого цвета?» |
Наглядные пособия |
19.02 |
|
22 |
Игра “Снежный ком” «Эстафета слов» |
Нагл. пособия ТСО |
26.02 |
|
23 |
Упражнение «Ассоциации» |
Наглядные пособия |
5.03 |
|
24 |
Упражнение «Цветные признаки» |
Нагл. пособия,дид.материал |
12.03 |
|
25 |
«Разноцветная лесенка» |
Наглядные пособия |
19.03 |
|
26 |
«Корректурная проба». |
Наглядные пособия |
2.04 |
|
27 |
«Инопланетяне-1» «Фигуры» |
Нагл. пособия,дид.материал |
9.04 |
|
28 |
«Опиши картинку» |
|
16.04 |
|
29 |
Развитие личностно-мотивационной сферы.“Подбери пару”, «Кто я?» |
Дидакт.материал |
23.04 |
|
30 |
Поиск ошибок в тексте. «Корректурная проба». |
|
30.04 |
|
31 |
«Шифровальщик», «Повтори фигуру». |
Дидакт.материал |
7.05 |
|
32 |
«Найди отличия».«Рукавичка» |
Наглядные пособия |
14.05 |
|
33 |
Диагностика. |
|
21.05 |
|
34 |
Диагностика. |
|
|
|
|
Всего 34 ч. |
|
|
|
|
|
Обследование обучающихся(индивидуально) |
||||
|
|
|
|
Диагностика. |
|
|||
|
|
|||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.