Рабочая программа по дефектологии «Коррекция познавательной сферы через совместную игру» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 31 класс

  • docx
  • 06.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.
Иконка файла материала 22 раб.программа дефектолог Коррекция познавательной сферы 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»

                                                    

 Приложение к  адаптированной

основной  общеобразовательной программе 

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

утверждённой  приказом №_____от «___»___________2020 г.

 

 

Рабочая программа

по дефектологии

«Коррекция познавательной сферы через совместную игру»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

 

  31   класс

                                                                                         

  Разработчик программы :    Лазарева Л.Г.

учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

«Рассмотрено»

На методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

«_____»_____________2020г.

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

Пояснительная записка

Во 31 классе 8 человек(одна на дому), из них один обучается по программе 8.3 , 1 человек с УУО вар.2, 1 обучающийся со сложным дефектом по зрению 4.3, остальные ученики с ЛУО.. Обучающиеся, которые будут заниматься по данной программе, имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необ­ходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследователь­ное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в по­ведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ученик не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается за­ранее предвосхитить последствия.       Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быст­ротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым ока­зывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механичес­кая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эс­тетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные пере­живания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возника­ющая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладос­тей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое. Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается сла­бостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуж­дений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мо­тивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания.

Спе­циальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как за­ученные штампы. В связи с этим программа  составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.

Целостность программы достигается не только распределением всего программного материала по блокам, но и благодаря их тесной связи друг с другом. Как все блоки  программы в совокупности, так и каждый блок в отдельности создают возможность для решения основных коррекционных задач.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Сделана  подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.  Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции. Занятия по данной программе проводятся фронтально, со всем классом.

Цель программы:

·                    Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  .

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

·                    Развитие психофизических функций.

·                    Обогащение кругозора детей, формирование представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

·                    Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям;

·                    Формирование учебной мотивации;

·                    Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;

·                    Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль;

·                    Формирование общекультурных умений;

·                    Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;

·                    Системный разносторонний контроль за развитием ребенка.

 

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Возможность получения положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному процессу.

·         Положительная мотивация к учению.

·         Адекватная самооценка, объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам;

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

 

Допустимый уровень

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • определять формы предметов
  •  сравнивать предметы по величине, размеру, массе:  «на глаз», наложением, приложением, «на руку»; выделять лишние, недостающие;
  • выделять от одного до 4 предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;  
  •  называть части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
  • устанавливать коммуникативный контакт с окружающими
  • обобщать предметы по определённым признакам;
  • ориентироваться в помещении и на листе бумаги;
  • выделять от одного до 8 предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;  устанавливать и называть порядок следования предметов;
  • классифицировать предметы по нескольким признакам;
  • уметь составлять небольшие рассказы по сюжету;
  • воспринимать и понимать эмоциональное состояние человека

 

 

Содержание:

Тема 1. Развитие психофизических функций

·         Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

·         Ориентация в пространстве и времени.

·         Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.

·         Развитие координации движений и крупной моторики.

·         Развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев рук, навыков каллиграфии.

·         Развитие артикуляционной моторики.

Тема 2. Развитие произвольной сферы

·         Формирование волевых качеств, умений сдерживать свое поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей.

·         Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.

Тема 3. Развитие познавательных процессов

·         Развитие внимания(объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.

·         Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).

·         Развитие воображения.

·         Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;

Тема 4. Расширение представлений об окружающей действительности

·         Обогащение кругозора детей.

·         Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

·         Формирование морально-нравственных качеств.

Тема 5. Развитие речи, обогащение словаря

Работа на фонематическом уровне:

·         Развитие звукового анализа слов.

·         Развитие фонематического восприятия.

Работа на  лексическом уровне:

·         Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.

·         Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.

Работа на синтаксическом уровне:

·         Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений

·         Обогащение фразовой речи

Тема 6. Развитие эмоционально-личностной сферы

·         Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.

·         Формирование коммуникабельности.

·         Развитие выразительности движений.

·         Развитие культуры эмоций.

Тема 7. Развитие коммуникативных навыков

·         Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками;

·         Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, чувства товарищества.

·         Адаптация ребенка в школьном коллективе и социуме.

 

 

 

 

Тематический план

Раздел программы

Кол-во    занятий

Раздел 1. Развитие психофизических функций

8

Раздел 2. Развитие произвольной сферы

1

Раздел 3. Развитие познавательных процессов

10

Раздел 4. Расширение представлений об окружающей действительности

3

Раздел 5. Развитие речи, обогащение словаря

4

Раздел 6. Развитие эмоционально-личностной сферы

2

Раздел 7. Развитие коммуникативных навыков

2

Раздел 8. Диагностика

4

Всего:

34 занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

 

Приложение к  адаптированной

основной  общеобразовательной программе 

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

утверждённой  приказом №_____от «___»___________2020 г.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по дефектологии

«Коррекция познавательной сферы через совместную игру»

для обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

 

31 класс

 

 

 

Разработчик программы :    Лазарева Любовь Геннадьевна,

учитель -дефектолог

 

 

 

«Рассмотрено»

На методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

«_____»_____________2019г.

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 


Календарно –тематическое планирование  (подгрупповая   работа)

На 2018-2019 уч.год

«Коррекция развития познавательной сферы »

Учитель-дефектолог: Пестовская Е.В.

Класс 21 для обучающихся с УО (1 в.)

Количество часов 34 ч., 1 час в неделю.

I четверть – 8 ч.

II четверть – 8 ч.

III четверть – 10 ч.

IV четверть – 8 ч.

 

дата

Наименование раздела,темы

Наглядные пособия,

ТСО

план

факт

4.09

 

1.

Диагностика

 

11.09

 

2

Формирование знаний о сезонных изменениях.

 «Найди отличия». Времена года.

Наглядные пособия

ТСО

18.09

 

3

Труд людей в разное время года. Предложение.

Нагл. пособия ТСО

25.09

 

4

Формирование навыков пространственной ориентировки. Зарисовки на листе. Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Инд.карточки

Дидакт.материал

2.10

 

5

«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между

Инд.карточки

9.10

 

6

«Графический диктант»

 

16.10

 

7

Работа с предлогами: над,под, за, перед.

Нагл. пособия, дид.материал

23.10

 

8

Рисование по клеточкам.

 

6.11

 

9

Развитие аналитико-синтетической сферы «Исключи лишнее».

Инд.карточки

13.11

 

10

«Найди отличия»

Нагл. пособия,  дид.материал

20.11

 

11

«Сходство и различие».

Наглядные пособия

27.11

 

12

«Муха». Упражнение «Продолжи числовой ряд»

Наглядные пособия

4.12

 

13

«Дорисуй девятое». Упражнение «Сходство и различие»

Наглядные пособия

11.12

 

14

Формирование внимания. «Что перепутал художник».

ТСО

18.12

 

15

Поиск ошибок в тексте. «Раскрась картинку»

Инд.карточки

25.12

 

16

Заштрихованный рисунок.

Наглядные пособия

15.01

 

17

«Внимательный художник».

Наглядные пособия

22.01

 

18

Лабиринты.

Наглядные пособия

29.01

 

19

Развитие памяти. «Найди отличия».

Овощи и фрукты - разные продукты

Макеты фруктов-овощей.

Наглядные пособия

5.02

 

20

Числовой квадрат. «Продолжи числовой ряд».

Наглядные пособия

12.02

 

21

Лабиринт слов. «Что какого цвета?»

Наглядные пособия

19.02

 

22

Игра “Снежный ком” «Эстафета слов»

Нагл. пособия   ТСО

26.02

 

23

Упражнение «Ассоциации»

Наглядные пособия

5.03

 

24

Упражнение «Цветные признаки»

Нагл. пособия,дид.материал

12.03

 

25

«Разноцветная лесенка»

Наглядные пособия

19.03

 

26

«Корректурная проба».

Наглядные пособия

2.04

 

27

«Инопланетяне-1» «Фигуры»

Нагл. пособия,дид.материал

9.04

 

28

«Опиши картинку»

 

16.04

 

29

Развитие личностно-мотивационной сферы.“Подбери пару”, «Кто я?»

Дидакт.материал

23.04

 

30

Поиск ошибок в тексте. «Корректурная проба».

 

30.04

 

31

«Шифровальщик», «Повтори фигуру».

Дидакт.материал

7.05

 

32

«Найди отличия».«Рукавичка»

Наглядные пособия

14.05

 

33

Диагностика.

 

21.05

 

34

Диагностика.

 

 

 

 

Всего 34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование обучающихся(индивидуально)

 

 

 

 

Диагностика.