Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский техникум экономики, права и управления»
УТВЕРЖДАЮ Директор
____________Н. И. Стехова
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
г. Ставрополь, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 № 413 и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский техникум экономики, права и управления»
Разработчики:
Мыльникова Г.А., преподаватель информатики
Рабочая программа рекомендована Методическим советом
ЧПОУ «СТЭПиУ» протокол № «___»_______________2017г.
Председатель
Методического совета И.И.Некрасова
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
ОП12 - Прикладная информатика
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
- обеспечивать совместимость аппаратных и программных средств ВТ.
формулировать основные выводы;
- о роли и месте знаний по дисциплине в сфере профессиональной деятельности;
- об основных проблемах и перспективах развития ЭВМ и вычислительных систем
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– виды информации и способы ее представления в ЭВМ;
– классификацию и типовые узлы вычислительной техники (ВТ);
– архитектуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
– назначение и принципы действия отдельных архитектурных конфигураций
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;
из них практика 56
самостоятельной работы обучающегося 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
112 |
в том числе: |
|
Лабораторные работы |
|
Практические занятия |
56 |
Контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
56 |
В том числе: |
|
самостоятельное изучение материала |
15 |
подготовка рефератов, докладов, презентаций |
21 |
подготовка ответов на контрольные вопросы. |
20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
.
е
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Роль и место знаний по дисциплине «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» в сфере профессиональной деятельности. История развития вычислительных средств. Классификация ЭВМ по физическому представлению обработки информации, поколениям ЭВМ, сферам применения и методам исполнения вычислительных машин. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение дополнительной литературы. Составление конспекта. |
2 |
|
|
Раздел 1. Представление информации в вычислительных системах |
|
||
Тема 1.1 Арифметические основы ЭВМ |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Понятие системы счисления, виды систем счисления; представление числа в позиционной системе счисления |
2-3 |
||
2. Представление чисел в ЭВМ. Фиксированная запятая (точка). Плавающая запятая (точка). Алгебраическое представление двоичных чисел. |
2-3 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. |
|||
Выполнение операций над числами в естественной и нормальной формах. Арифметические действия |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
||
Перевод целых чисел из одной СС в другую |
|||
Решение задач с использованием различных систем счисления |
|||
Тема 1.2 Представление информации в ЭВМ. Кодирование информации. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. Определение и классификация информации. Кодирование информации. Кодовые таблицы |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
|
|
1. Кодирование символьной информации. Символьные коды: ASCII, UNICODE и др. |
|||
2. Кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации. Стандарт MPEG. |
|||
Контрольная работа |
2 |
||
Кодирование информации. Правила перевода чисел из одной СС в другую |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
8 |
||
Решение задач на определение количества информации |
|||
Написание реферата на тему «Стандарты кодирования информации» |
|||
Подготовка к контрольной работе |
|||
Раздел 2 . Архитектура и принципы работы основных логических блоков вычислительных систем (ВС) |
|
|
|
Тема 2.1 Логические основы ЭВМ, элементы и узлы.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Логические основы работы ЭВМ. Элементы алгебры логики. Базовые логические операции и схемы. Таблицы истинности. |
1 |
||
2. Схемные логические элементы ЭВМ: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры и сумматоры |
1 |
||
Практические занятия |
6 |
|
|
Работа и особенности логических элементов ЭВМ |
|||
Работа логических узлов ЭВМ |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
||
Построение таблиц истинности |
|||
Базовые элементы ЭВМ: решение задач на построение базовых элементов. Триггеры: решение задач на построение триггеров |
|||
Сумматоры: решение задач на построение сумматоров. Шифраторы: решение задач на построение шифраторов |
|||
Тема 2.2 Основы построения ЭВМ
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана. |
1 |
||
2. Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ. |
|
|
|
Практические занятия |
|
||
Составление обобщенной структурной схемы ЭВМ. Состав устройств, их назначение и взаимодействие |
4 |
||
Определение конфигурации и тестирование компьютера. Определение простейших неисправностей компьютера. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
||
Подключение основных узлов и комплектующих к ПК |
|||
Подготовка презентаций по пройденной теме |
|||
Тема 2.3 Центральные и внешние устройства ЭВМ |
Содержание учебного материала |
|
|
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики. |
|
||
Практические занятия |
|
||
Идентификация и подключение внешних устройств компьютера |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Характеристики современных центральных и внешних устройств ЭВМ |
|||
Тема 2.4 Внутренняя организация процессора |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Структура процессора; типы регистров процессора |
2 |
||
2. Классификацию команд; классы процессоров, структура АЛУ |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Построение последовательности машинных операций для реализации простых вычислений |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Подготовка презентаций по теме |
|||
Тема 2.5 Организация работы памяти компьютера.
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. Классификация памяти; основные характеристики памяти; виды адресации |
1
|
||
2. Разновидности кэш-памяти; структурная схема памяти; режимы работы памяти |
1 |
||
3. Основные модули ОЗУ; назначение и особенности ПЗУ |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
Динамическая память, принцип работы |
|||
Изучение программ для проверки и тестирования системной памяти с помощью утилит. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
||
Подготовка сообщений по пройденной теме |
|||
Тема 2.6 Интерфейсы.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Общая структура ПК с подсоединенными периферийными устройствами. Системная шина и ее параметры. Характеристики современных шин внутреннего интерфейса |
1 |
||
2. Понятие порта. Характеристики интерфейсов IDE и SCSI. Характеристики внешних интерфейсов ПК |
1 |
||
Практические занятия |
8 |
|
|
Архитектура системной платы |
|||
Внутренние интерфейсы системной платы |
|||
Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI |
|||
Параллельные и последовательные порты и их особенности работы |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
||
Подготовка докладов по теме занятия |
|||
Тема 2.7 Режимы работы процессора.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Основные характеристики режимов работы процессора |
1 |
||
2. Адресация памяти реального режима; адресация памяти защищенного режима |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|
1. Выбор конфигурации компьютера |
|||
2. Настройка Bios |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2
|
||
Диспут «Защищенный режим работы процессора» |
|||
Тема 2.8 Основы программирования процессора.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Основные команды процессора; виды прерываний |
2 |
||
Этапы компиляции; способы отладки |
2 |
||
Практические занятия |
12 |
|
|
Программирование арифметических и логических команд |
|||
Программирование переходов |
|||
Программирование ввода-вывода |
|||
Программирование и отладка программ |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
||
Подготовка алгоритмов решения задач |
|||
Тема 2.9 Современные процессоры.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Обзор современных процессоров ведущих мировых производителей |
2 |
||
2. Процессоры нетрадиционной архитектуры. Клеточные и ДНК-процессоры. Нейронные процессоры |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Идентификация и установка процессора. Подключение процессоров. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2
|
||
Сравнительные характеристики процессоров ведущих мировых производителей |
|||
Раздел 3 . Вычислительные системы |
|
||
Тема 3.1 Организация вычислений в вычислительных системах |
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. Назначение и характеристики ВС. Организация вычислений в вычислительных системах |
2 |
||
2. ЭВМ параллельного действия, понятия потока команд и потока данных. Ассоциативные системы. Матричные системы |
2 |
||
3. Конвейеризация вычислений. Конвейер команд, конвейер данных. Суперскаляризация |
|
||
Практические занятия |
2 |
||
Оценка производительности вычислительных систем |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
||
Доклад «Ассоциативные системы» |
|||
Тема 3.2 Классификация вычислительных систем
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Классификация ВС в зависимости от числа потоков команд и данных. Классификация многопроцессорных ВС с разными способами реализации памяти совместного использования |
1
|
||
2. Классификация многомашинных ВС. Примеры ВС различных типов. Преимущества и недостатки различных типов вычислительных систем |
1 |
||
Практические занятия |
2 |
|
|
Выбор вычислительной системы |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Сравнительные характеристики ВС различных типов |
|
||
Всего: |
112 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» предполагает наличие кабинета теоретического обучения, компьютерного класса для проведения лабораторно-практических работ.
Оборудование кабинета теоретического обучения:
Технические средства обучения:
Оборудование компьютерного класса:
Технические средства обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1 Литература
Основная:
1. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем. Учебник для
ВУЗов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009, 720 с.
2. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Учебник для ВУЗов. 2-е изд.– М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008, 512 с.
3. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. 5-е издание.– СПб:Питер, 2009, 844 с.
4. Чекмарев Ю.В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебное пособие. – М., ДМК, 2009, 183 с.
5. Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Воеводин В.В. Параллельные вычисления: Учебное пособие для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
7. Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005.
8. Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005
Дополнительная:
5. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.
6. Аскеров Т.М., Кашканов А.Ю., История ЭВМ и ВТ. Учебное пособие/Под общей редакцией К.И. Курбакова. М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2004, 78с.
7. Жаров А. Железо IBM 2004. – М.: Микро-Арт, 2004.
8. Максимов Н.В., Попов И.И., Технические средства информатизации 2-е изд. Учебник для Вузов. М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008, 592с.
9. Мосьяков В.Е., Попкова Е.Б. Информатика. Учебное пособие, - М., РГТЭУ, 2006.
10. Партыка Т.Л., Попов И.И., Операционные системы, среды и
оболочки. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003, 400с.
11. Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети
(методы доступа к ним): Учебник / Под ред. К.И. Курбакова. - М.:
Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 1998, 145 с.
12. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для ВУЗов. –
СПБ: Питер. 2003.
13. Трасковский А. Устройство, модернизация, ремонт IBM PC.- М.:БХВ, 2003.
14. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Справочная
книга. М.: Финансы и статистика, 1996, 366 с.
Дополнительные источники: Интернет-ресурсы
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Обоснование выбора рациональной конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей |
Экспертная оценка выполнения практической работы |
Обеспечение совместимости аппаратных и программных средств ВТ |
Тестирование |
Знания: |
|
виды информации и способы ее представления в ЭВМ |
Экспертная оценка выполнения практического задания |
классификацию и типовые узлы вычислительной техники (ВТ) |
Экспертная оценка выполнения практического задания |
архитектуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем |
Устный экзамен |
назначение и принципы действия отдельных архитектурных конфигураций |
Тестирование |
Разработчик:
ЧПОУ «СТЭПиУ» _преподаватель __Г.А. Мыльникова___
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.