Рабочая программа по дисциплине Архитектура ЭВМ ВС
Оценка 4.6

Рабочая программа по дисциплине Архитектура ЭВМ ВС

Оценка 4.6
doc
23.10.2020
Рабочая программа по дисциплине Архитектура ЭВМ ВС
Рабочая программа по дисциплине Архитектура ЭВМ и систем для специальности.doc

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Ставропольский техникум экономики, права и управления»

 

 

УТВЕРЖДАЮ Директор

____________Н. И. Стехова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Архитектура ЭВМ  и вычислительных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2017

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  среднего общего образования по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.05  «Прикладная информатика (по отраслям)», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 17.05.2012 № 413 и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ  и вычислительных систем» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО

 

Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский техникум экономики, права и управления»

 

Разработчики:

Мыльникова Г.А., преподаватель информатики

 

 

Рабочая программа рекомендована Методическим советом

 ЧПОУ «СТЭПиУ» протокол №    «___»_______________2017г.

 

Председатель

Методического совета                                     И.И.Некрасова

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

9

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

10

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Архитектура ЭВМ  и вычислительных систем

 

 

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

ОП12 - Прикладная информатика      

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-        выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;

-        обеспечивать совместимость аппаратных и программных средств ВТ.

формулировать основные выводы;

-        о роли и месте знаний по дисциплине в сфере профессиональной деятельности;

-        об основных проблемах и перспективах развития ЭВМ и вычислительных систем

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

     виды информации и способы ее представления в ЭВМ;

     классификацию и типовые узлы вычислительной техники (ВТ);

     архитектуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

     назначение и принципы действия отдельных архитектурных конфигураций

 


 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 168  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;

из них практика 56

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

 

     Лабораторные  работы

 

     Практические занятия

56

     Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

     В том числе:   

 

            самостоятельное изучение материала

15

            подготовка рефератов, докладов, презентаций

21

            подготовка ответов на контрольные вопросы.

20

Итоговая аттестация в форме экзамена.    

.

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Архитектура ЭВМ  и вычислительные системы

е                                                          

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль и место знаний по дисциплине «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» в сфере профессиональной деятельности. История   развития   вычислительных   средств.   Классификация   ЭВМ   по   физическому представлению  обработки  информации,  поколениям  ЭВМ,  сферам  применения  и  методам исполнения вычислительных машин.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение дополнительной литературы. Составление конспекта.

2

 

Раздел 1.    Представление информации в вычислительных системах

 

Тема 1.1    Арифметические основы ЭВМ

Содержание учебного материала

4

1. Понятие системы счисления, виды систем счисления; представление числа в позиционной системе счисления

2-3

2. Представление чисел в ЭВМ. Фиксированная запятая (точка). Плавающая запятая (точка). Алгебраическое представление двоичных чисел.

2-3

Практические занятия

4

 

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Выполнение операций над числами в естественной и нормальной формах. Арифметические действия

Самостоятельная работа обучающихся

4

Перевод целых чисел из одной СС в другую

Решение задач с использованием различных систем счисления

Тема 1.2    Представление информации в ЭВМ. Кодирование информации.

Содержание учебного материала

6

1.  Определение и классификация информации. Кодирование информации. Кодовые таблицы

2

2

Практические занятия

4

 

1.     Кодирование символьной информации. Символьные коды: ASCII, UNICODE и др.

2.     Кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации. Стандарт MPEG.

Контрольная работа

2

Кодирование информации. Правила перевода чисел из одной СС в другую

Самостоятельная работа обучающихся

8

Решение задач на определение количества информации

Написание реферата на тему «Стандарты кодирования информации»

Подготовка к контрольной работе

Раздел 2 .   Архитектура и принципы работы основных логических блоков вычислительных систем (ВС)

 

 

Тема 2.1 

Логические основы ЭВМ, элементы и узлы.

 

Содержание учебного материала

4

1.         Логические основы работы ЭВМ. Элементы алгебры логики. Базовые логические операции и схемы. Таблицы истинности.

1

2.         Схемные логические элементы ЭВМ: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры и сумматоры

1

Практические занятия

6

 

 

Работа и особенности логических элементов ЭВМ

Работа логических узлов ЭВМ

Самостоятельная работа обучающихся

6

Построение таблиц истинности

Базовые элементы ЭВМ: решение задач на построение базовых элементов. Триггеры: решение задач на построение триггеров

Сумматоры: решение задач на построение сумматоров. Шифраторы: решение задач на построение шифраторов

Тема 2.2  

 Основы построения ЭВМ

 

Содержание учебного материала

4

1.            Понятие архитектуры  и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана.

1

2.            Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ.

 

 

Практические занятия

 

Составление обобщенной структурной схемы ЭВМ. Состав устройств, их назначение и взаимодействие

4

Определение конфигурации и тестирование компьютера. Определение простейших неисправностей компьютера.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подключение основных узлов и комплектующих к ПК

Подготовка презентаций по пройденной теме

Тема 2.3

Центральные и внешние устройства ЭВМ

Содержание учебного материала

 

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Центральные и внешние устройства ЭВМ, их характеристики.

 

Практические занятия

 

Идентификация и подключение внешних устройств компьютера

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Характеристики современных центральных и внешних устройств ЭВМ

Тема 2.4    Внутренняя организация процессора

Содержание учебного материала

4

1.      Структура процессора; типы регистров процессора

2

2.      Классификацию команд; классы процессоров, структура АЛУ

2

Практические занятия

2

 

 

Построение последовательности машинных операций для реали­зации простых вычислений            

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка презентаций по теме

Тема  2.5    Организация работы памяти компьютера.

 

Содержание учебного материала

6

1.       Классификация памяти; основные характеристики памяти; виды адресации

1

 

2.       Разновидности кэш-памяти; структурная схема памяти; режимы работы памяти

1

3.       Основные модули ОЗУ; назначение и особенности ПЗУ

1

Практические занятия

4

 

Динамическая память,  принцип работы

Изучение программ для проверки и тестирования системной памяти с помощью утилит.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка сообщений по пройденной теме

Тема 2.6   Интерфейсы.

 

Содержание учебного материала

4

1.       Общая структура ПК с подсоединенными периферийными уст­ройствами. Системная шина и ее параметры. Характеристики современных шин внутреннего интерфейса

1

2.       Понятие порта. Характеристики интерфейсов IDE и SCSI. Характеристики внешних интерфейсов ПК

1

Практические занятия

8

 

 

Архитектура системной платы                     

Внутренние интерфейсы системной платы

Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI

Параллельные и последовательные порты и их особенности работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка докладов по теме занятия

Тема 2.7

Режимы работы процессора.

 

Содержание учебного материала

4

1.       Основные характеристики режимов работы процессора

1

2.       Адресация памяти реального режима; адресация памяти защищенного режима

1

Практические занятия

4

 

1.            Выбор конфигурации компьютера

2.            Настройка Bios

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

 Диспут «Защищенный режим работы процессора»

Тема 2.8

Основы программирования процессора.

 

Содержание учебного материала

4

Основные команды процессора; виды прерываний

2

Этапы компиляции; способы отладки

2

Практические занятия

12

 

 

     Программирование арифметических и логических команд                       

Программирование переходов

Программирование ввода-вывода

Программирование и отладка программ

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка  алгоритмов решения задач

Тема 2.9    Современные процессоры.

 

Содержание учебного материала

4

1.       Обзор современных процессоров ведущих мировых производите­лей

2

2.       Процессоры нетрадиционной архитектуры. Клеточные и ДНК-процессоры. Нейронные процессоры

2

Практические занятия

2

 

 

     Идентификация и установка процессора. Подключение процессоров.    

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

 Сравнительные характеристики  процессоров ведущих мировых производите­лей

Раздел 3 .   Вычислительные системы

 

Тема 3.1    Организация вычислений в вычислительных системах

Содержание учебного материала

6

1.         Назначение и характеристики ВС. Организация вычислений в вычислительных системах

 

2

2.         ЭВМ параллельного действия, понятия потока команд и потока данных. Ассоциативные системы. Матрич­ные системы

2

3.         Конвейеризация вычислений. Конвейер команд, конвейер дан­ных. Суперскаляризация

 

Практические занятия

2

Оценка производительности вычислительных систем

Самостоятельная работа обучающихся

4

Доклад «Ассоциативные системы»

Тема 3.2    Классификация вычислительных систем

 

Содержание учебного материала

4

1.         Классификация ВС в зависимости от числа потоков команд и данных. Классификация многопроцессорных ВС с разными способами реализации памяти совместного использования

1

 

2.         Классификация многомашинных ВС. Примеры ВС различных типов. Преимущества и недостатки раз­личных типов вычислительных систем

1

Практические занятия

2

 

Выбор вычислительной системы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Сравнительные характеристики ВС различных типов

 

Всего:

112

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» предполагает наличие кабинета теоретического обучения, компьютерного класса для проведения лабораторно-практических работ.

 

Оборудование кабинета теоретического обучения:

  • Рабочее место преподавателя – комплект ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в соответствии с требованиями ПМ), МФУ, локальная сеть, выход в I-net.
  • Комплект учебно-методической документации.
  • Рабочие места обучающихся (столы и стулья)

Технические средства обучения:

  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор

 

Оборудование компьютерного класса:

  • Рабочее место преподавателя – комплект ПЭВМ, оснащенный дополнительными периферийными устройствами (принтер, сканер)
  • Рабочие станции – комплект ПЭВМ, набор ПО (в соответствии с требованиями ПМ)
  • Локальная сеть, выход в I-net.
  • Комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор

 

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

8.1 Литература

Основная:

1.      Бройдо В.Л., Ильина О.П.  Архитектура ЭВМ и систем. Учебник для

     ВУЗов. 2-е изд. –  СПб: Питер, 2009, 720 с.

2.      Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. Учебник для ВУЗов. 2-е изд.– М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008, 512 с.

3.      Таненбаум Э. Архитектура компьютера. 5-е издание.– СПб:Питер, 2009, 844 с.

4.      Чекмарев Ю.В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебное пособие. – М., ДМК, 2009, 183 с.

5.      Пятибратов А.П., Гудыно П.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6.      Воеводин В.В. Параллельные вычисления: Учебное пособие для вузов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

7.      Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005.

8.      Гук М. Шины PCI, USB и FireWire: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2005

 

Дополнительная:

5.      Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

6.      Аскеров  Т.М.,  Кашканов  А.Ю.,  История  ЭВМ  и  ВТ.  Учебное       пособие/Под общей редакцией К.И. Курбакова. М.: Изд-во Рос. экон.  акад. им. Г.В. Плеханова, 2004,  78с.

7.      Жаров А. Железо IBM 2004. – М.: Микро-Арт, 2004.

8.      Максимов  Н.В.,  Попов  И.И.,  Технические средства информатизации 2-е изд.  Учебник для Вузов.  М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008,  592с.

9.      Мосьяков В.Е., Попкова Е.Б. Информатика. Учебное пособие, - М., РГТЭУ, 2006.

10.  Партыка  Т.Л.,  Попов  И.И.,  Операционные  системы,  среды  и

     оболочки. -  М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003,  400с.

11.  Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети

     (методы  доступа  к  ним): Учебник / Под  ред. К.И. Курбакова. - М.:

      Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 1998,  145 с.

12.  Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для ВУЗов. –

СПБ: Питер.  2003.

13.  Трасковский А. Устройство,  модернизация, ремонт IBM PC.- М.:БХВ, 2003.

14.  Якубайтис  Э.А.    Информационные  сети  и  системы.  Справочная

      книга. М.: Финансы и статистика, 1996, 366 с.

 

 

 

Дополнительные источники: Интернет-ресурсы

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

Обоснование выбора рациональной конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей

Экспертная оценка  выполнения практической работы

Обеспечение совместимости аппаратных и программных средств ВТ

Тестирование

Знания:

 

виды информации и способы ее представления в ЭВМ

Экспертная оценка выполнения практического задания

классификацию и типовые узлы вычислительной техники (ВТ)

Экспертная оценка выполнения практического задания

архитектуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем

Устный экзамен

назначение и принципы действия отдельных архитектурных конфигураций

Тестирование

 

 

Разработчик:          

     ЧПОУ «СТЭПиУ» _преподаватель             __Г.А. Мыльникова___

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

 

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

 

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский техникум экономики, права и управления»

Частное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский техникум экономики, права и управления»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;…

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;…

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Кодирование графической информации

Кодирование графической информации

Определение конфигурации и тестирование компьютера

Определение конфигурации и тестирование компьютера

Тема 2. 9 Современные процессоры

Тема 2. 9 Современные процессоры

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Чекмарев Ю.В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

Чекмарев Ю.В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

М.: Финансы и статистика, 1996, 366 с

М.: Финансы и статистика, 1996, 366 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2020